125 лет транссибу

јвтор:
kaa
ѕечать
дата:
30 марта 2016 16:23
ѕросмотров:
1948
 омментариев:
2
125 лет транссибу


29 марта 1891 года император јлександр III подписал указ о строительстве ¬еликого —ибирского ѕути, более известного как “ранссибирска€ железнодорожна€ магистраль.


ёбилейна€ дата в –оссии широко не отмечаетс€. ќбщество и государство относ€тс€ к “ранссибу без эмоций: есть, и хорошо. ћежду тем современники называли “ранссиб одним из величайших технических достижений человечества, сравнивали его пуск с прокладкой —уэцкого канала и даже с открытием јмерики. ѕо мнению современного историка јлександра √ор€нина, оснований гордитьс€ “ранссибом у –оссии не меньше, чем первым спутником.

»нтересные факты

-ѕервые паровозы в –оссии называли пароходами.

-«а 40 предреволюционных лет в стране была построены 81 тыс€ча километров железных дорог, а с 1920-го по 1960 год - 44 тыс€чи километров. Ѕолее половины магистральных путей, ныне наход€щихс€ в распор€жении –јќ "–∆ƒ" - царское наследие.

-ƒл€ огромной страны железнодорожное строительство было жизненной необходимостью. ¬ середине XIX века доставка в ѕетербург пуда угл€ из јнглии обходилась в 12 копеек, а из ƒонбасса - в рубль. ѕериодические вспышки голода происходили в основном не из-за физической нехватки хлеба, а из-за невозможности привезти его из урожайных губерний в неурожайные.

-ѕостроив железные дороги из ѕетербурга в ÷арское —ело (1842) и из ѕетербурга в ћоскву (1851), Ќиколай I их дальнейшего развити€ не приветствовал. "∆елезные дороги - не следствие насущной необходимости, а чаще предмет искусственных нужд и роскоши. ќни побуждают к ненужным перемещени€м с места на место", - утверждал министр финансов ≈гор  анкрин.

-јлександр II пересмотрел политику отца, поскольку  рымска€ война показала, что отсутствие транспортной инфраструктуры ослабл€ет военную мощь.

-ћинистерство путей сообщени€ в –оссии было учреждено 15 июн€ 1865 года. ќбща€ прот€женность железных дорог на тот момент не превышала 3 тыс. км.

-√оскорпораци€ "√лавное общество российских железных дорог", созданна€ дл€ постройки пути из ћосквы в  рым, ничего не построила и обанкротилась, причинив казне 130 миллионов рублей убытка, зато ее директор купил себе особн€к в ѕетербурге и имение на ќрловщине.

-¬ 1866 году было решено передать железнодорожное строительство, а также производство рельсов, паровозов и вагонов в частные руки. «а следующие три года инвесторы получили 139 лицензий.

-ѕерва€ в мире электрифицированна€ железна€ дорога должна была по€витьс€ в –оссии. ¬ 1913 году было решено пустить электрички от ѕетербурга до ’ельсинки, но реализации замысла помешала война.

-ѕроект “ранссиба зародилс€ еще в 1837 году. Ќекий Ќиколай »ванович Ѕогданов (более о нем ничего не известно) предлагал прот€нуть железную дорогу до  €хты, главного перевалочного пункта российско-китайской торговли.

-” идеи имелись противники, называвшие ее сумасшествием и надувательством. ћинистр внутренних дел »ван ƒурново за два года до начала строительства утверждал, что создание “ранссиба приведет к массовому переселению кресть€н в —ибирь, и во внутренних губерни€х вздорожают рабочие руки.

-"ѕервое, что следует ожидать от дороги, это наплыв разных аферистов, ремесленников и торговцев, затем €в€тс€ скупщики, цены поднимутс€, губерни€ наводнитс€ иностранцами, наблюдение за сохранением пор€дка станет невозможным", - тревожилс€ тобольский губернатор.

-јнтон „ехов в 1890 году добиралс€ от ћосквы до —ахалина три мес€ца.

125 лет транссибу

—ерге€ ¬итте считают отцом российского железнодорожного бума


-ќфициально строительство началось 31 ма€ 1891 года. Ќаследник престола Ќиколай јлександрович в урочище  уперова падь под ¬ладивостоком собственноручно наполнил землей тачку и высыпал ее на полотно. —троители начали двигатьс€ навстречу друг другу от ¬ладивостока и ћиасса („ел€бинска€ область), до которого путь был проложен ранее.

-Ѕудущий Ќиколай II был назначен председателем государственного комитета по надзору за строительством. «анимавший в то врем€ пост министра путей сообщени€ —ергей ¬итте утверждал в мемуарах, что предложение исходило от него. јлександр III €кобы удивилс€: "Ќаследник еще мальчик, как он может возглавл€ть комитет?", а ¬итте ответил, что если не поручать цесаревичу ничего важного, он и не научитс€.

-»нициаторы создани€ “ранссиба вдохновл€лись примером самой длинной на тот момент железной дороги Union Pacific от ќмахи до —ан-‘ранциско, сданной в эксплуатацию в 1870 году и также вдохнувшей жизнь в мало освоенные земли. Ќо прот€женность Union Pacific составл€ла 2974 км, а “ранссиба - 7528 км (вместе с участком от ћосквы до ћиасса - 9298,2 км). ¬месте с ответвлени€ми были проложены 12390 км путей.

-јмериканска€ дорога была технически сложнее в одном отношении: строител€м пришлось преодолевать более высокие горы (перевал ƒоннер в —ьерра-Ќеваде имеет высоту 2191 метр над уровнем мор€, а высша€ точка “ранссиба, станци€ яблонова€, 1040 метров).

-“ранссиб обошелс€ в 1 млрд 455 млн рублей (около 25 миллиардов современных долларов). ¬ отличие от большинства российских железных дорог, привлекалось и государственное финансирование.

-—редн€€ скорость прокладки составл€ла полтора километра в день.

-—троительство зан€ло 25 лет. ѕоследний объект, мост через јмур длиной 2,6 км, был сдан в эксплуатацию 18 окт€бр€ 1916 года.

-–егул€рное движение началось значительно раньше, 14 июл€ 1903 года, но от „иты до ¬ладивостока поезда следовали не по недостроенному “ранссибу, а по  итайско-¬осточной железной дороге через ћаньчжурию.

-ƒоговоренность о строительстве  ¬∆ƒ была достигнута во врем€ приезда китайского премьера Ћи ’ун „жана в ћоскву на коронацию Ќикола€ II в мае 1896 года. Ѕольша€ —оветска€ энциклопеди€ 1935 года утверждала без ссылки на источник, что Ћи ’ун „жан €кобы получил от царского правительства миллионную вз€тку.

- ¬∆ƒ сокращала путь на несколько сотен километров и считалась форпостом российского вли€ни€ в ћаньчжурии, однако, по мнению р€да исследователей, принесла больше вреда, чем пользы, поскольку, проход€ по китайской территории, €вл€лась посто€нным источником проблем и конфликтов. ѕосле прихода к власти коммунистов в 1949 году дорога была безвозмездно передана  Ќ–.

- роме того, первое врем€ в “ранссибе имелс€ разрыв: Ѕайкал поезда пересекали на паромах, а зимой рельсы прокладывались по льду. 20 окт€бр€ 1905 года была сдана в эксплуатацию  ругобайкальска€ дорога прот€женностью 260 км с 39 тоннел€ми.

-“огда же в »ркутске был открыт пам€тник јлександру III в форме железнодорожного кондуктора, а на станции —люд€нка построен единственный в мире вокзал, целиком построенный из мрамора.

-Ќа строительстве “ранссиба было зан€то до 20 тыс€ч рабочих. ѕо политическим соображени€м китайские и корейские гастарбайтеры не привлекались. –аспространенное в советскую эпоху мнение, будто дорогу строили каторжники - миф.

-—амые высокооплачиваемые рабочие, мостостроители-клепальщики, получали рубль за каждую заклепку и забивали семь заклепок за смену. ѕеревыполнение плана не допускалось, чтобы не страдало качество.

-„асть грузов доставл€лась —еверным морским путем. √идролог Ќиколай ћорозов провел 22 парохода из ћурманска в устье ≈нисе€.

-јмурский мост строилс€ три года.  орабль, везший стальные пролеты из ќдессы, потопила в »ндийском океане германска€ субмарина, и работы зат€нулись на 11 мес€цев.

-Ќа јмурском участке был проложен первый в мире тоннель в вечной мерзлоте.

-ѕаровозы, вагоны и 27-аршинна€ модель моста через ≈нисей стали гвоздем ¬семирной выставки в ѕариже в 1900 году и получили там √ран-при. ‘ранцузские журналисты называли “ранссиб "становым хребтом русского исполина" и "грандиозным продолжением эпохи ¬еликих географических открытий".

-¬ладимир Ћенин утверждал, что "дорога была великой не только по своей длине, но и по безмерному грабежу казенных денег, по безмерной эксплуатации строивших ее рабочих".

-ѕассажирский экспресс шел от ѕетербурга до ¬ладивостока 12 суток (сейчас благодар€ электрической т€ге и ликвидации одноколейных участков врем€ в пути сократилось до семи дней).

125 лет транссибу

—овременные вагоны повышенной комфортности на “ранссибе оснащены душевыми кабинами


-Ѕилет 1-го класса стоил 148 рублей 15 копеек (средн€€ зарплата промышленного рабочего за полгода); 2-го класса - 88 рублей 90 копеек; 3-го класса - 59 рублей 25 копеек.

-  услугам пассажиров 1-го класса имелись салон-вагон с библиотекой и ро€лем, ванные и спортивный зал. ¬агоны, отделанные красным деревом, бронзой и бархатом, выставлены в ∆елезнодорожном музее в ѕетербурге.

-¬ 1930-х годах €понские дипломаты, ехавшие по “ранссибу в ≈вропу и обратно, сутками напролет по очереди считали встречные воинские эшелоны, поэтому по дороге передвигалось множество мул€жей.

-Ёлектрификаци€ “ранссиба была полностью завершена в 2002 году.

-ѕропускна€ способность дороги, по оценкам специалистов, может достигать 100 млн тонн грузов в год.

-¬рем€ доставки контейнеров с ƒальнего ¬остока в ≈вропу по железной дороге составл€ет в среднем 10 суток, примерно втрое быстрее, чем морем, однако “ранссиб обслуживает менее двух процентов международного товарооборота на этом направлении, прежде всего из-за отсутстви€ мощных перевалочных морских портов.

-¬ 1999 году тогдашний министр путей сообщени€ Ќиколай јксененко пролоббировал строительство 8-километрового тоннел€ из порта ¬анино на —ахалин, чтобы впоследствии св€зать российские железные дороги с ’оккайдо. ¬ насто€щее врем€ проект заморожен.


»сточник

0 не понравилс€
27 понравилс€ пост
 
Ќезарегистрированные посетители не могут оценивать посты
 
 
 
 

 
 
 
 

 омментарии

 
 

 
 
 
Sylphy
ƒата:
(30 марта 2016 19:17)
#1
проехал весь транссиб от ѕитера до ¬ладивостока - красивейшие места! Ќа машине проехал от ѕитера до Ќаходки - еще интереснее.
 емеровска€ область >  емерово [ссылка]
3 / 1
 
 
 
 
 
 
Ѕухарик
ƒата:
(30 марта 2016 22:21)
#2
»нтересно!
 
я не грустный, € трезвый
“омска€ область > —еверск [ссылка]
0 / 0
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 

»нформаци€

 
 
 
 
 
 
 
 
 

ќставл€ть свои CRAZY комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
ѕожалуйста пройдите простую процедуру регистрации или авторизируйтесь под своим логином. “акже вы можете войти на сайт, использу€ существующий профиль в социальных сет€х (¬контакте, ќдноклассники, Facebook, Twitter и другие)

 
 
 
 
 
Ќаверх