ак праздновали ѕасху в ———–

јвтор:
Evrocot
ѕечать
дата:
7 апрел€ 2018 12:28
ѕросмотров:
2692
 омментариев:
14
≈сли религи€ Ч опиум, то ѕасха Ч его супердоза, считала советска€ власть, не дава€ народу отмечать главный христианский праздник. Ќа борьбу с церковью в —оюзе уходили миллиарды рублей, тонны бумажных отчетов и неизмеримое количество человеко-часов. Ќо стоило коммунистической идее дать сбой, как куличи и крашеные €йца тут же выбрались из подполь€Е

 ак праздновали ѕасху в ———–




“анцы, чучела, спектакли


—вободу антирелигиозной про≠≠≠па≠≠ганды провозгласили в 1929 году. ÷еркви обложили налогом; если община выплачивала его, то добавл€ли второй, третийЕ » так до тех пор, пока брем€ не становилось непосильным и храм не закрывали.

Ђѕри этом община сама должна была послать наверх обращение труд€щихс€ с просьбой ликвидировать храм, Ч рассказывает историк ќлес€ —тасюк. Ч »з материалов госархива видно, что все подобные за€влени€ обычно были написаны одним почерком или, например, часть документов дублировала один вариант текста, а часть Ч второй, как под копиркуї.

 ак праздновали ѕасху в ———–


»з многих освободившихс€ храмов попросторнее устраивали клубы. ѕо словам историка, бывали случаи, когда молодежь не могла заставить себ€ ходить туда на гульки, и тогда местные функционеры буквально заставл€ли девчат танцевать в церкви в присутствии партверхушки.  ого замечали на всенощной или с крашенками, могли выгнать с работы или исключить из колхоза, и семье приходилось туго.

Ђ—трах так укоренилс€, что даже малыши осторожничали и знали: о том, что дома пекли куличи, рассказывать нельз€, Ч говорит —тасюк. Ч ¬ голодные годы, как свидетельствуют старожилы, бывало, на всю семью варили всего одно €ичко и делили. ћногие просто сидели дома и горевали, что в такой день ни в церковь сходить, ни отпраздновать нельз€ї.


 ак разговл€лись


¬ ≠1930-м выходной из-за ѕасхи перенесли с воскресень€ на четверг, чтобы праздник стал рабочим днем.  огда эта практика не прижилась, горожан стали выгон€ть на ленинские субботники, воскресники и массовые шестви€ с чучелами св€щенников, которые потом сжигали.

 ак праздновали ѕасху в ———–


 арикатура Ђ аждому своеЕї из книги Ђ≈вгений Ўукаев.  арикатурыї, 1965 год


  этому дню, по словам —тасюк, приурочивали антипасхальные лекции: дет€м рассказывали, что пасхальные гул€ни€ плод€т пь€ниц и хулиганство.  олхозные бригады старались отправить на работу подальше в поле, а детей забирали на выездные экскурсии, за игнорирование которых родителей вызывали в школу. ј в —трастную п€тницу, врем€ глубокой скорби у христиан, дл€ школьников любили устраивать танцы.


—во€ свадьба


—разу после революции большевики начали бурную де€тельность по замене религиозных праздников и обр€дов новыми, советскими.

Ђ¬недр€лись так называемые красные крестины, красные ѕасхи, красные карнавалы (те, что со сжиганием чучел), которые должны были отвлекать народ от традиций, иметь пон€тную ему форму и идейное содержание, Ч рассказывает религиовед ¬иктор ≈ленский. Ч ќпирались на ленинские слова о том, что церковь замен€ет люд€м театр: мол, дайте им спектакли, и они воспримут большевистские идеиї.

 ак праздновали ѕасху в ———–


—ћ» боролись с религией всеми доступными им методами

 расные ѕасхи, правда, просуществовали только в 20-30-х Ч уж слишком откровенную пародию представл€ли они собой.



—квозь болота


Ќо партийна€ антирелигиозна€ комисси€ сдаватьс€ не собиралась. ¬ конце 40-х в семь€х предпраздничные приготовлени€ все еще держали в тайне, говорит историк ѕетр Ѕондарчук.

Ђ огда в полночь из церкви выходил крестный ход, его уже поджидали: учител€ высматривали школьников, а районные представители Ч местную интеллигенцию, Ч приводит он пример из свидетельств участников тех событий. Ч »споведоватьс€ к празднику научились заочно: записку со списком прегрешений человек передавал св€щеннику через св€зных, а тот в письменной форме отпускал их или накладывал епитимиюї.

 ак праздновали ѕасху в ———–


ѕоскольку действующих храмов оставались единицы, поход на всенощную превращалс€ в целое паломничество. »з отчета уполномоченного ¬ерховного —овета по делам религий в «апорожской области Ѕ.  озакова:

Ђћне довелось наблюдать, как в темную ночь под ливнем на рассто€нии почти 2 км до ¬елико-’ортицкой церкви в гр€зи, болоте буквально пробирались старики с корзинками и сумками в руках.  огда их спрашивали, зачем они в такую непогоду мучают себ€, отвечали: УЁто не муки, а радость Ч идти в церковь на св€тую ѕасхуЕФї


¬ 40-е и после


¬сплеск ре≠≠лигиозности случилс€ во врем€ войны, и, как ни странно, граждан почти не преследовали.

Ђ—талин в своем выступлении в св€зи с началом ¬еликой ќтечественной даже обратил≠≠с€ к народу на церковный лад Ч Убрать€ и сестры!Ф. ј с 1943-го ћосковский патриархат уже активно использовалс€ на внешней политической арене дл€ пропагандыї, Ч отмечает ¬иктор ≈ленский.

јгрессивное высмеивание и сжигани€ чучел откинули как слишком брутальные, верующим отвели этакое гетто дл€ тихого отмечани€ праздника, а остальных граждан планировали не≠нав€зчиво занимать в пасхальные дни.

 ак праздновали ѕасху в ———–


—оветский антирелигиозный плакат


ЂЌа атеистическую пропаганду в ———– выдел€ли огромные деньги; в каждом районе ответственные люди отчитывались о прин€тых антипасхальных мерах, Ч рассказывает религиовед. Ч ¬ свойственной —оветам манере от них требовали, чтобы каждый год число посетителей церкви было ниже, чем в преды≠дущемї.

Ѕожь€ кара


ѕенсионерка ћари€ √уцал и спуст€ 70 лет охает, вспомина€, как ее Ђпропечаталиї в школьной стенгазете: ходила св€тить вербу, а Ђдобрые людиї доложили кому надо.

¬ понедельник после ѕасхи педагоги провер€ли руки у детей: если замечали следы от крашеных €иц Ч были проблемы.

Ђѕеред праздником хоз€йкам было ни хату побелить, ни холодец сварить из-за совхозных субботников, особенно если ѕасха совпадала с майскими праздниками, Ч вспоминает она. Ч  ак-то директор молокозавода в —в€тое ¬оскресенье заставил рабочих чистить площадь под первомайскую демонстрацию, хоть люди и упрашивали перенести уборку. ∆ена его вскоре родила ребенка-калеку, и все говорили Ч Ѕог наказалї.

 ак праздновали ѕасху в ———–


ј Ќиколай Ћосенко рассказывает, что, забрав церковь в его родном селе под клуб, использовать ее не смогли: крут€т кино Ч звук такой, что ничего не разобрать; включат музыку Ч одни завывани€.

ЂЁто теперь €сно, что в стенах храма были резонаторы, пустотелый кирпич, чтобы от хорового пени€ эхо шло. ј тогда судачили, что это церковь мститї, Ч по€сн€ет он.


Ќачеку


ќбщественность не давала верующему люду поко€. ƒаже окт€бр€т инструктировали перевоспитывать несознательных родственников, иначе Ч выговоры и испорченные характеристики. „тобы воврем€ Ђпресечь и искоренитьї, райкомы с парткомами командировали на всенощные бдени€ в компанию к бабушкам свои рейды.

«аслоны из педагогов, оцеплени€ комсомольцев, отр€ды дежурных дружинников всю ночь зевали под церкв€ми, вылавлива€ в толпах воспитанников и коллег.

Ђ¬ конце 70-80-х молодежи войти в церковь на ѕасху было нельз€ Ч милици€ окружала, Ч вспоминает насто€тель —в€то-”спенской церкви села —еменивка отец »оанн. Ч „тобы учител€ не вз€ли Уна списокФ, ездили на службу в чужие села, где нас никто не знал. ј стал постарше Ч вызывали на ковер и ставили на видї.

 ак праздновали ѕасху в ———–


ƒружинники. ќтлавливали верующих возле церквей


„тобы удержать народ дома в св€тую ночь, власти делали ему неслыханный подарок Ч давали телеконцерты Ђћелодии и ритмы зарубежной эстрадыї и прочие редкости.

Ђ—лыхал от старших: раньше у церкви ставили на ночь оркестр, играли похабные спектакли, выставл€€ дь€конов и батюшек пь€ницами и крохоборамиї, Ч рассказывает Ќиколай Ћосенко.

ј в родном селе сына св€щенника јнатоли€ ѕолегенько ни одна всенощна€ не обходилась без музыкального фона. ¬ центре села храм соседствовал с клубом, и, как только прихожане выходили с крестным ходом, на танцах громче прежнего гремела весела€ музыка; заходили обратно Ч звук приглушалс€.

Ђƒоходило до того, что перед ѕасхой и с неделю после родители €иц в доме не держали вообще Ч ни сырых, ни вареных, ни белых, ни красных, Ч говорит ѕолегенько. Ч ƒо войны отец был вынужден уходить подальше в поле и в одиночестве исполн€л пасхальные песнопени€ї.


ƒл€ галочки


Ѕлиже к перестройке борьба режима с религией становилась профанацией. јдекватные УконтролерыФ никого не карали, но играли роль до конца.

Ђ”чител€ вели беседы про Упоповский мракФ чисто дл€ проформы, за крашенки могли разве по-отечески пожурить, Ч говорит Ћосенко. Ч ќни и председатель вместе с сельсоветом и куличи пекли, и детей крестили, просто не афишировали этої.

 ак праздновали ѕасху в ———–


ќтец ¬итольд тоже начинал учителем. ¬ первое же школьное –ождество поступила директива патрулировать село в поисках кол€дников.


Ђ–азбились мы по компани€м, ходим по улицам. ѕока никто не видит Ч шмыгнули к одному коллеге домой, Упокол€довалиФ, потом быстрой перебежкой к другому. » так весь день, да так, чтоб не попастьс€ на глаза кол€дующим ученикам: надо было делать строгий вид, а то выстав€т со скверной характеристикойФ, Ч делитс€ Ћевицкий.

Ѕывшему комсомольцу јнд≠рею ¬ащуку лично довелось в 80-х ходить в дежурном патруле в ночь на ѕасху.

ЂЌикого мы не ловили: просто отстаивали службу и утром христосовались, как все, Ч признаетс€ он. Ч ј дежурные педагоги могли так Уразговетьс€Ф под церковью, что еле ноги волоклиї.

9 не понравилс€
18 понравилс€ пост
 
Ќезарегистрированные посетители не могут оценивать посты
 
 
 
 

 
 
 
 

 омментарии

 
 

 
 
 
DiMan_Scorpion
ƒата:
(7 апрел€ 2018 13:05)
#1
ј сейчас оп€ть людей в рабское €рмо загон€ют...
“омск [ссылка]
13 / 1
 
 
 
 
 
 
Nachtwandler
ƒата:
(7 апрел€ 2018 13:48)
#2
—ами сказки сочин€ю , сами вер€т. яйца луковой шелухой крас€т - какие следы така€ краска оставить может? ќстальное аналогичный антиисторический бред.
“омска€ область > —еверск [ссылка]
3 / 2
 
 
 
 
 
 
ЅјяЌџ-«Ћќ
ƒата:
(7 апрел€ 2018 14:01)
#3
Ќадеюсь больше никака€ власть не попытаетс€!
ћосква [ссылка]
0 / 11
 
 
 
 
 
 
Tataram
ƒата:
(7 апрел€ 2018 14:10)
#4
"÷ивилизаци€ достигнет рассвета лишь в тот день, когда последний камень последнего храма рухнет на голову последнего жреца."
[ссылка]
16 / 4
 
 
 
 
 
 
johnbest
ƒата:
(7 апрел€ 2018 14:55)
#5
самой смешное что истинно верующих там 1 процент. ј остальные получают в копилочку грех лицемери€.
“омск [ссылка]
7 / 1
 
 
 
 
 
 
 арт-Ѕланш
ƒата:
(7 апрел€ 2018 19:17)
#6
¬арга на них нет.
 
«емл€ дл€ земл€н!
“омск [ссылка]
1 / 2
 
 
 
 
 
 
agat44
ƒата:
(7 апрел€ 2018 20:39)
#7
«јќ –ѕ÷ не одобр€ет ranting
а бабки верующих не облагаемые налогом идут лично Ѕќ√” по безналу по свифту
 
в –оссии есть три профессии позорить –одину : чиновник , футболист и либераст
“омск [ссылка]
4 / 2
 
 
 
 
 
 
—транник
ƒата:
(7 апрел€ 2018 21:49)
#8
не помню € чтото облав в 70-е ...кто хотел тот ходил..а основном всем было пофиг!
“омска€ область > —еверск [ссылка]
4 / 2
 
 
 
 
 
 
 н€зь тишины
ƒата:
(7 апрел€ 2018 23:04)
#9
“олько полнейший долбоЄб поверит в эту шн€гу!
“омск [ссылка]
6 / 2
 
 
 
 
 
 
Alezan
ƒата:
(8 апрел€ 2018 01:51)
#10
’ристос ¬оскресе, нехристи!.. lol
“омск [ссылка]
0 / 0
 
 
 
 
 
 
ALEX-13
ƒата:
(8 апрел€ 2018 02:52)
#11
Ўшшш........ ллллл.ак!
—амарска€ область > —амара [ссылка]
3 / 0
 
 
 
 
 
 
Solo-man
ƒата:
(8 апрел€ 2018 08:20)
#12
ћ-да... ¬ комментах собрались одни нехристи, оно так всегда бывает: когда говор€т о св€том бесы пл€ски завод€т...
Ќовосибирск [ссылка]
2 / 4
 
 
 
 
 
 
Ksandr Morg
ƒата:
(8 апрел€ 2018 12:43)
#13
Ќу, скажем так... √осударство не должно ни поддерживать –ѕ÷, и не должно гасить еЄ, просто обрубить нахрен финансирование и всЄ. ≈сли люди хот€т верить-пусть вер€т, только не надо всЄ это пиарить, осв€щать вс€кие корабли-церкви, вливать огромные бабки на развитие христианства и ислама в стране. ¬ японии миллиарды вкидывают на развитие робототехники и биоинженерии, а в –оссии на развитие христианства, а ещЄ больше вообще чужеродной религии-ислама... ќхренеть у нас страна, не так ли?!
 
Ђ» идет он со тьмами ангелов своих,сотворить суд над всеми. » им€ ему Ћегион.ї
Ќовосибирск [ссылка]
4 / 2
 
 
 
 
 
 
Tataram
ƒата:
(8 апрел€ 2018 17:43)
#14
÷итата: Ksandr Morg
Ќу, скажем так... √осударство не должно ни поддерживать –ѕ÷, и не должно гасить еЄ, просто обрубить нахрен финансирование и всЄ. ≈сли люди хот€т верить-пусть вер€т, только не надо всЄ это пиарить, осв€щать вс€кие корабли-церкви, вливать огромные бабки на развитие христианства и ислама в стране. ¬ японии миллиарды вкидывают на развитие робототехники и биоинженерии, а в –оссии на развитие христианства, а ещЄ больше вообще чужеродной религии-ислама... ќхренеть у нас страна, не так ли?!

√осударство должно заниматьс€ просветительством, подт€гивать уровень культуры и знани€ граждан до такого уровн€ чтобы человек без вс€ких там запретов смотрел на служителей и последователей культа как на говно!  ак на мошенников и идиотов!
[ссылка]
3 / 2
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 

»нформаци€

 
 
 
 
 
 
 
 
 

ќставл€ть свои CRAZY комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
ѕожалуйста пройдите простую процедуру регистрации или авторизируйтесь под своим логином. “акже вы можете войти на сайт, использу€ существующий профиль в социальных сет€х (¬контакте, ќдноклассники, Facebook, Twitter и другие)

 
 
 
 
 
Ќаверх