јвтор:
ѕечать
4 июн€ 2018 13:30
ѕросмотров:
 омментариев:
÷елое столетие российские динозавры играли в пр€тки с учЄными.  то победил в этой увлекательной игре?

Ђ–оссийские динозавры, как и змеи »рландии, примечательны только тем, что их нетї, Ч говорил американский палеонтолог ќтниел „арльз ћарш. 120 лет назад он приехал в –оссийскую империю и с удивлением узнал, что в нашей стране не найдено ни одной кости динозавра.

Ёто было неверо€тно. Ќеужели в самой большой стране мира не было мезозойских гигантов?

акие динозавры жили в –оссии?

–оссийским ученым не повезло с динозаврами. Ёти животные царствовали на планете в юрском и меловом периодах, когда половину нынешней территории –оссии покрывали мелководные мор€. ¬ глубине суши бродили стада €щеров. Ќо их кости не сохранились Ч они оказались в области сноса осадков, откуда в мор€, к местам захоронений, тащило песок и глину.  ости прибывали туда перемолотыми в труху.

»зредка на суше складывались услови€, подход€щие дл€ сохранени€ остатков: динозавр тонул в болоте или озере либо задыхалс€ в сло€х вулканического пепла. Ќо такие захоронени€ были основательно разрушены за прошедшие миллионы лет Ч по –оссии прошли ледники, срезавшие коренные породы, а затем талые ледниковые воды прин€лись размывать и ломать окаменевшие кости.

Ќо это даже не главна€ причина неудач, которые приходилось терпеть ученым. ¬се, что чудом уцелело, сегодн€ покрыто лесами, пол€ми и недоступно дл€ изучени€. ¬ отличие от —Ўј,  анады и  ита€, –оссии не повезло: у нас нет бедлендов Ч огромных пустынных районов, изрезанных ущель€ми и каньонами. ¬се сохранившиес€ кости российских динозавров лежат глубоко под землей, добыть их очень непросто. »зредка ископаемые остатки попадаютс€ в карьерах, рудниках, по берегам рек и ручьев. Ѕольша€ удача, если их воврем€ замет€т и передадут ученым. Ќо именно удачи долгое врем€ не хватало.

¬ конце XIX века в российские музеи изредка привозили обломки костей, которые могли сойти за динозавровые. ¬ гравии, которым мостили курскую дорогу, нашли странные ребра. »з ¬олыно-ѕодолии доставили кусок кости. ¬ ёжном ѕриуралье откопали необычный позвонок. —лучайно добытое описывали как остатки динозавров, однако позже вы€сн€лось, что это кости крокодилов, морских рептилий, а то и амфибий.

¬прочем, даже таких находок было мало Ч все они уместились бы в небольшой корзине. ѕо сравнению с динозавровыми кладбищами јзии и јмерики, где кости выкапывали тыс€чами, это выгл€дело откровенно скудно: в –оссии лишь одна-единственна€ кость оказалась динозавровой.

Ќебольшой фрагмент стопы €щера откопали в „итинской области р€дом с угольной шахтой. ѕалеонтолог јнатолий –€бинин в 1915 году описал ее под именем Allosaurus sibiricus, хот€ по одной кости нельз€ было определить, какому динозавру она принадлежала. ясно, что хищному, Ч и это все.

¬скоре нашлись более ценные остатки. ѕравда, с ними вышло сразу два курьеза.

ќднажды амурский подполковник-казак обратил внимание, что рыбаки в€жут на сети странные грузила Ч длинные камни с дыркой посередине. –ыбаки рассказали, что собирают их на берегу јмура, где размываетс€ высокий обрыв. ѕо их словам выходило, что там весь пл€ж засыпан каменными кост€шками.

ќб этом сообщили в јкадемию наук. Ѕыла организована экспедици€, котора€ пр€мо перед революцией доставила в —анкт-ѕетербург более тонны окаменевших остатков. »з них собрали большой скелет, описав его как новый вид утконосого динозавра. ящеру дали им€ Ђманчжурозавр амурскийї (Mandschurosaurus amurensis).

ѕравда, злые €зыки прозвали его гипсозавром, потому что многих костей у него не хватало Ч их слепили из гипса. „ереп Ч сама€ важна€ часть скелета Ч тоже был гипсовым, в нем лишь кусок мозговой коробки был насто€щим. ѕозже стало €сно, что и подлинные кости принадлежат разным видам и родам €щеров. —ейчас манчжурозавров почти никто из палеонтологов не признает. »рони€ заключаетс€ еще и в том, что кости были собраны на правом, китайском берегу јмура. “ак что Ђгипсозаврї должен считатьс€ не русским, а, скорее, китайским.

урьез вышел и со вторым скелетом. ящера выкопали в угольных коп€х —ахалина €понские палеонтологи и назвали сахалинским ниппонозавром (Nipponosaurus sachalinensis). ƒело было в 1930-х годах, когда, после поражени€ –оссии в русско-€понской войне, островом владела япони€. „ерез п€тнадцать лет —ахалин вновь стал российским, но динозавр осталс€ Ђ€понскимї. ј больше остатков динозавров здесь не находили.

ѕоиски динозавров в –оссии и —оветском —оюзе долго оставались безуспешными. ƒоходило до смешного. ¬ конце 1920-х годов на южные окраины —оветского —оюза, в казахские степи направилась палеонтологическа€ экспедици€. Ђ÷елый день лошадь шла по бесчисленным кост€м динозавровї, Ч вспоминал ее участник, палеонтолог и писатель-фантаст »ван ≈фремов.  ости покрывали громадные площади в дес€тки километров. Ќо ни одного скелета или черепа не нашлось Ч только фрагменты костей. Ђ»зучать их тогда не умели, никто их не собиралї, Ч рассказывает палеонтолог јлександр јверь€нов. Ћишь спуст€ полвека специалисты научились определ€ть вымерших животных по фрагментарным остаткам. Ќо тогда громадное кладбище динозавров в  азахстане уже было утрачено.

«атем несколько лет советские палеонтологи работали в казахстанских горах  ара-“ау, где залегают слои серых сланцев. Ёти горы хран€т великое множество отпечатков рыб, растений и насекомых юрского периода. «десь обнаружили уникальные скелеты древнейших саламандр, черепах, полные отпечатки птерозавров, перо птицы.

Ѕыли найдены остатки едва ли не всех обитателей юрского озера и тех, кто насел€л его берега. » оп€ть Ч никаких динозавров, хот€ юрский период был временем их расцветаЕ

¬ первой половине прошлого века на территории –оссии открыли многочисленные захоронени€ пермских зверо€щеров, девонских рыб, триасовых амфибий. ¬ палеонтологических лаборатори€х имелось все, что угодно, начина€ от ископаемых насекомых и заканчива€ тушами мамонтов. ¬се, кроме пресловутых диво€щеров Ч так на русский манер динозавров называл »ван ≈фремов.

Ћишь в 1953 году палеонтологам по-насто€щему повезло.Ќа высоком берегу кемеровской реки  и€ близ села Ўестаково геологам попалс€ череп и неполный скелет небольшого, размером с собаку, пситтакозавра, которого назвали сибирским (Psittacosaurus sibiricus). —келет был доставлен в ћоскву.

¬  узбасс немедленно снар€дили палеонтологическую экспедицию, но удача вновь отвернулась от ученых. Ќикаких остатков они не нашли Ч вода тем летом сто€ла высока€, слой с кост€ми был затоплен.

—пуст€ три года по просьбе ≈фремова в Ўестаково отправилась экспедици€ кемеровских школьников, которую возглавил √еннадий ѕрашкевич, в будущем известный писатель, поэт, переводчик. –еб€та тогда собрали целый €щик костей, но, как вы€снилось в ћоскве, все они принадлежали мамонтам и бизонам. Ћишь спуст€ полвека в Ўестакове удалось найти еще несколько динозавровых костей, в том числе громадные, как ведро, позвонки завропода.

Ќе менее сложно все складывалось и с местонахождени€ми динозавров на ƒальнем ¬остоке. ¬ 1950-х годах экспедици€ ѕалеонтологического института пыталась найти динозавров в Ѕлаговещенске. –аскопки ничего, кроме горстки разрозненных костей, не принесли. Ѕыло решено, что кости здесь переотложены: некогда целые скелеты разбило водой, после чего обломки унесло в другое место. Ќа местонахождении поставили крест.  ак потом вы€снилось Ч напрасно.

Ќайденные на ƒальнем ¬остоке €щеры оказались очень интересными Ч это одни из последних динозавров, обитавших на планете.

¬ конце 1990-х годов в сопках возле  ундура прокладывали дорогу, и в одной из строительных траншей сын геолога ёри€ Ѕолотского увидел мелкие позвонки, лежащие, как цепочка, Ч один возле другого. Ёто оказалс€ хвост гадрозавра. ѕостепенно раскапыва€ остатки, геологи вскрыли полный скелет. ящера назвали олоротитаном архаринским (Olorotitan arharensis). «а первой находкой последовали другие. —ейчас на ƒальнем ¬остоке ежегодно провод€тс€ раскопки, главным образом в Ѕлаговещенске. «дешние €щеры оказались очень интересными Ч это одни из последних динозавров, обитавших на планете. ќни жили буквально в конце великого вымирани€.

»зучение российских динозавров вообще сильно продвинулось в последние двадцать лет. Ќайден дес€ток крупных местонахождений, удалось отыскать ценные остатки в ранее известных местах находок.

√лавные захоронени€ российских динозавров расположены за ”ралом Ч в  ундуре, Ѕлаговещенске, Ўестакове.

”никальное местонахождение открыто на берегу реки  аканаут на  ор€кском нагорье Ч это сама€ северна€ точка обнаружени€ динозавров на планете. «десь найдены кости семи семейств и скорлупа €иц как минимум двух видов динозавров. ќстатки меловых €щеров также обнаружены в Ѕур€тии (местонахождени€ ћуртой и  расный яр) и  расно€рском крае (Ѕольшой  емчуг). ƒинозавры юрского периода найдены в якутии (“ээтэ) и в –еспублике “ыва ( албак- ыры).

Ќебольшое захоронение юрских рептилий было открыто возле города Ўарыпово в  расно€рском крае. ћестному краеведу —ергею  раснолуцкому пришла мысль: раз в соседней  емеровской области находили динозавров, то они могут встретитьс€ и здесь, в  расно€рском крае.

¬ поисках костей он отправилс€ в угольный карьер. ƒолгое врем€ ничего не попадалось, но наконец краевед увидел разломанные панцири черепах. »х было так много, что этот слой потом назвали черепашьим супом. ј р€дом нашлись костные бл€шки и зубы крокодилов, длинные изогнутые когти динозавров, живших в середине юрского периода.

Ёто врем€ Ч практически Ђбелое п€тної в эволюции наземной жизни. ќт него сохранилось очень мало следов. Ќеудивительно, что раскопки в Ўарыпове, которые ведутс€ уже несколько лет, привели к открытию новых животных. —реди них Ч еще не описанный стегозавр и хищный динозавр килеск (Kileskus aristotocus) Ч дальний предок знаменитых тираннозавров.

¬ западной части –оссии нет захоронений с целыми скелетами и черепами динозавров. «десь, прежде всего в ѕоволжье и Ѕелгородской области, попадаютс€ в основном разрозненные остатки Ч отдельные позвонки, зубы или фрагменты костей.

»нтересную находку сделали в ста километрах от ћосквы, у железнодорожной станции ѕески, в карьере, где добывают белые известн€ки. ¬ этих карьерах встречаютс€ карстовые воронки юрского периода. ¬ начале 1990-х бульдозеры вскрыли целую цепочку древних пещер. 175 миллионов лет назад в них текла подземна€ река, беруща€ начало в озере. –ека сносила под землю остатки животных, ветки деревьев, споры растений.

«а несколько лет палеонтологам удалось собрать многочисленные панцири черепах, кости амфибий, крокодилов и древнейших млекопитающих, скелеты рыб, шипы пресноводных акул и остатки хищных целюрозавров (Coelurosauria). Ёти динозавры достигали, веро€тно, около трех метров в длину, хот€ найденные кости были небольшими: зубы размером с ноготок и коготь меньше спички.

ѕостепенно картина жизни российских диво€щеров становитс€ все более полной. Ќаверн€ка будут обнаружены новые захоронени€. ƒа и те, что давно известны, посто€нно принос€т сюрпризы в виде костей ранее неизвестных динозавров.

ќтниел „арльз ћарш, увер€вший, что российских динозавров нет, завершил свое высказывание словами о том, что рано или поздно в –оссии найдут остатки этих животных. јмериканский палеонтолог оказалс€ прав, хот€ ждать пришлось долго.

ј теперь давайте вспомним вымерших животных, которые жили на территории –оссии :

акие динозавры жили в –оссии?

1. ќлоротитан јрхаринский (јмурска€ область).

Ётот динозавр был одним из самых крупных представителей своего семейства достига€ в длину 12 метров. ќн характеризуетс€ уникальными дл€ гадрозаврид признаками, самый очевидный из которых уникальной формы гребень венчающий череп.  ак и другие гадрозавры, оролотитан мог передвигатьс€ как на двух, так и на четырЄх ногах. —троение черепа позвол€ло перетирать жЄсткую растительную пищу, а многочисленные зубы смен€лись на прот€жении всей жизни.

Ўирокий, полый гребень, образованный из расширенных костей черепа, был пронизан носовыми пут€ми и веро€тно использовалс€ дл€ подачи трубных звуков. ѕримечательно так же и то, что это одни из последних динозавров, обитавших на планете. ќни жили буквально в конце великого вымирани€.

акие динозавры жили в –оссии?

2. Ёстемменозух (ѕермска€ область).

Ёти примитивные растительно€дные терапсиды существовали ещЄ до динозавров Ч около 267 млн. лет назад. ¬ те времена земл€ представл€ла собой один единственный суперконтинент ѕангею. Ќо примечательно, что до сих пор останки эстемменозуха были найдены только в ѕермском крае. Ёто были довольно крупные животные, размером с современный микроавтобус.

ќни вели полуводный образ жизни (как бегемоты). ќснову их питани€ могли составл€ть отмершие стволы каламитов. “ем не менее, строение зубной системы не исключает и все€дность (например, питание падалью).

акие динозавры жили в –оссии?

3. ѕситтакозавр ( емеровска€ область).

ѕредставитель инфраотр€да рогатых динозавров, которые жили в раннем меловом периоде примерно 130Ч100 миллионов лет назад. ¬се виды пситтакозавров (а их, по ископаемым остаткам выдел€ют не менее 10) были двуногими траво€дными животными размером с газель, с характерным высоким, мощным клювом на верхней челюсти.

ѕо крайней мере, у одного вида пситаккозавров на хвосте и задней части спины были длинные, похожие на птичьи перь€ образовани€, веро€тно, выполн€вшие демонстрационную функцию.

акие динозавры жили в –оссии?

4. Ёласмотерии (јстраханска€ область).

Ёласмотерии Ч это род носорогов, обитавших в ≈вразии с плиоцена до плейстоцена. ќни отличались крупными размерами (длина до 6 метров, высота до 2,5 метра, вес до 5 тонн). √лавна€ их особенность Ч крупный куполообразный вырост на лбу. Ќекоторые учЄные предполагают, что на нЄм находилс€ длинный (более 1,5 м) и толстый рог.

¬ то же врем€, кости купола очень тонкие, а сам купол имеет губчатую структуру. ¬ целом эласмотерии жили не только на территории –оссии. ќни были распространены от «ападной ≈вропы до ¬осточной —ибири. Ѕлизкородственные, но более примитивные роды известны из миоцена-плиоцена  ита€, »рана и »спании.

5. “итанофонеус (ѕриуралье).

ќдин из крупнейших хищников пермского периода. ƒлина его черепа Ч около 60 см, а всего тела Ч до 6 метров. “итанофонеусов отличали мощные резцы и клыки, 8Ч9 пар мелких заклыковых зубов. Ќоги мощные, не очень длинные, с широкими кист€ми и стопами (возможно, имелась плавательна€ перепонка). ’вост длинный. ¬ целом скелет довольно легкий.

»значально титанофон считалс€ водным хищником, вроде крокодила, но, веро€тно, взрослые особи охотились на крупных позвоночных и на суше.

акие динозавры жили в –оссии?

6. —умини€ ( ировска€ область).

ƒоисторический синапсид, относившийс€ к кладу Anomodontia, живший около 260 млн лет назад в позднем пермском периоде. «убы суминии были достаточно крупными по отношению к размеру тела, с одним бугорком на каждом зубе и многими зазубринами, как на ноже. ¬ течение жизни зубы выпадали и вырастали вновь.

√лазна€ впадина была достаточно крупной. Ћапы были цепкими, что позволило исследовател€м предположить, что сумини€ была наиболее ранним древолазающим позвоночным.

акие динозавры жили в –оссии?

7. “итанозавр (”ль€новска€ область).

√руппа €щеротазовых динозавров инфраотр€да зауроподов, живших в юрском и меловом периодах около 171Ч65,5 миллионов лет назад на всех континентах планеты, кроме јнтарктиды. явл€лись траво€дными динозаврами, обладавшие длинными ше€ми и хвостами, и передвигавшиес€ на четырЄх ногах.

¬ длину достигали до 35Ч40 метров и весили между 88 и 110 тоннами.

акие динозавры жили в –оссии?

8. »вантозавр (ѕермска€ область).

ќгромный грозный хищник середины пермского периода. –анн€€ верси€ саблезубого тигра. ƒлина черепа этого гиганта могла достигать 75 см, а клыков Ч 15 см. »вантозавр жил за 40 миллионов лет до по€влени€ динозавров и относилс€ к другой, не менее разнообразной группе рептилий Ч зверо€щерам, от которых произошли современные млекопитающие.

акие динозавры жили в –оссии?

9. ѕещерный лев (якути€).

¬ымерший подвид львов, насел€вший в эпоху плейстоцена ≈вропу и —ибирь. явл€лс€ одним из наиболее крупных представителей семейства кошачьих всех времЄн. –анее его статус был не до конца €сен, но сегодн€ его считают чЄтко отличаемым подвидом современных львов. ѕещерные львы достигали в длину до 2,4 м без учета хвоста и были на полметра крупнее современных львов. ѕо размерам они соответствовали лигру, гибриду льва и тигрицы.

ѕо некоторым исследовани€м, пещерные львы в основном охотились на оленей и иногда Ч на детЄнышей пещерных медведей, то есть их диета не отличалась разнообразием в отличие от их современных сородичей, которые нападают практически на всЄ, что движетс€.

ѕо мнению этих исследователей, подобна€ скупость диеты могла служить причиной вымирани€ львов, так как 19 тыс€ч лет назад началось потепление климата, и олени с пещерными медвед€ми стали постепенно исчезать.  ак следствие, львы лишились основного источника пищи и тоже стали вымирать.

10. ћамонт (—ибирь).

ћамонты достигали высоты 5,5 метров и массы тела 10Ч12 тонн. “аким образом, мамонты были в два раза т€желее самых крупных современных наземных млекопитающих Ч африканских слонов. ћамонты по€вились в плиоцене и жили 2 млн. Ч 9000 лет назад в ≈вропе, јзии, јфрике и —еверной јмерике. Ќайдены многочисленные кости мамонтов в сто€нках древнего человека каменного века; обнаружены также рисунки и скульптуры мамонтов, сделанные доисторическим человеком.

¬ —ибири и на јл€ске известны случаи нахождени€ трупов мамонтов, сохранившихс€ благодар€ пребыванию их в толще многолетней мерзлоты.

1 не понравилс€
21 понравилс€ пост

Ќезарегистрированные посетители не могут оценивать посты

омментарии

’емуль
ƒата:
(4 июн€ 2018 13:57)
ћда, конечно же, гигантский носорог, пещерный лев и мамонт - самые €ркие представители динозавров.

ѕусть звезды вспыхивают и гаснут во им€ ¬ысшего Ѕлага.
—анкт-ѕетербург [ссылка]

Spectre82
ƒата:
(4 июн€ 2018 16:32)
÷итата: ’емуль

ј также ивантозавр, сумини€, титанофонеус и эстемменозух. —ущества из пермского периода никак динозаврами не €вл€ютс€.
—таврополь [ссылка]

»нформаци€

ќставл€ть свои CRAZY комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
ѕожалуйста пройдите простую процедуру регистрации или авторизируйтесь под своим логином. “акже вы можете войти на сайт, использу€ существующий профиль в социальных сет€х (¬контакте, ќдноклассники, Facebook, Twitter и другие)