Мини-чат
Авторизация
Или авторизуйтесь через соц.сети
25
Evrocot
На uCrazy 9 лет 4 дня
Интересное

Почему в самолетах иллюминаторы овальной формы?

Наверняка каждый задумывался над тем, почему у самолета круглые иллюминаторы, а не квадратные. Что это: просто элемент лаконичного дизайна фюзеляжа или хитрое инженерное решение, позволяющее решать какие-то определенные проблемы во время полета. Ответ, как всегда, совсем рядом.

Почему в самолетах иллюминаторы овальной формы?

Немного истории


Почему в самолетах иллюминаторы овальной формы?


У всех современных лайнеров есть большое количество иллюминаторов, и каждый из них имеет закругления на углах. Таким образом, в большинстве случаев иллюминаторы овальные или вовсе круглые. Наверняка, каждый, кто летал на самолете, хотя бы раз задумывался над вопросом, почему дела с этим элементом дизайна обстоят именно так, и могут ли быть окна, например, прямоугольными? Как можно было догадаться самим, особенность формы продиктована инженерными соображениями.



Любопытно, что в первых авиалайнерах действительно были прямоугольные иллюминаторы. Такие самолеты можно было увидеть до 50-х годов прошлого века. Все изменилось с началом попыток внедрения реактивных двигателей в пассажирские перевозки. Первые тесты проходили в Великобритании в 1954 году. Два инновационных авиалайнера «Комета» с прямоугольными иллюминаторами просто развалились в воздухе.


В чем же смысл?




Вся соль заключается в геометрии. Прямоугольник имеет четыре слабые точки, которые расположены строго по углам. При существенной нагрузке на окно (иллюминатор) деформация в абсолютном большинстве случаев начинается именно с углов, оттуда начинает идти трещина. Наиболее красноречивым примером будет стена любого дома с прямоугольными окнами, которая подверглась серьезном физическому воздействию.

Фюзеляж самолета подвергается критическим нагрузкам постоянно. Перепады температуры и давления происходят в полете, при взлете и посадке. Давление внутри самолета и снаружи может отличаться в 3 раза. В результате, при использовании прямоугольных иллюминаторов постепенно накапливается усталость металла, которая может стать причиной трагических событий из-за того, что фюзеляж на углах окон становится хрупким и уязвимым. Совершенно иначе дела обстоят с круглыми иллюминаторами, которые распределяют любую нагрузку равномерно и не имеют точек критического напряжения.

все теги
Комментарии4
  1. Bill_Gilbert
    На uCrazy 17 лет 11 месяцев
    Вроде как "комета" развалилась из за двух верхних декоративных иллюминаторов! Которые и были точкой напряжения. В дальнейшем стали все иллюминаторы делать овальными!
  2. Paco
    На uCrazy 14 лет 4 месяца
    Сопромат рулит!)
  3. Rallyst
    На uCrazy 14 лет 8 месяцев
    Цитата: Bill_Gilbert
    Вроде как "комета" развалилась из за двух верхних декоративных иллюминаторов! Которые и были точкой напряжения. В дальнейшем стали все иллюминаторы делать овальными!

    Они не декоративные были. Окно радиокомпаса вроде.
  4. to6a
    На uCrazy 8 лет 9 месяцев
    Я на ИЛ-14, в 73-м, как раз первый раз летал, гораздо позже, чем "50-годы прошлого века". И прямоугольными помню был разочарован, я то ожидал круглые, настоящие...

{{PM_data.author}}

{{alertHeader}}