Почему в самолетах иллюминаторы овальной формы?

Автор:
Evrocot
Печать
дата:
28 ноября 2018 20:50
Просмотров:
2403
Комментариев:
4
Наверняка каждый задумывался над тем, почему у самолета круглые иллюминаторы, а не квадратные. Что это: просто элемент лаконичного дизайна фюзеляжа или хитрое инженерное решение, позволяющее решать какие-то определенные проблемы во время полета. Ответ, как всегда, совсем рядом.

Почему в самолетах иллюминаторы овальной формы?




Немного истории


Почему в самолетах иллюминаторы овальной формы?


У всех современных лайнеров есть большое количество иллюминаторов, и каждый из них имеет закругления на углах. Таким образом, в большинстве случаев иллюминаторы овальные или вовсе круглые. Наверняка, каждый, кто летал на самолете, хотя бы раз задумывался над вопросом, почему дела с этим элементом дизайна обстоят именно так, и могут ли быть окна, например, прямоугольными? Как можно было догадаться самим, особенность формы продиктована инженерными соображениями.

Почему в самолетах иллюминаторы овальной формы?


Любопытно, что в первых авиалайнерах действительно были прямоугольные иллюминаторы. Такие самолеты можно было увидеть до 50-х годов прошлого века. Все изменилось с началом попыток внедрения реактивных двигателей в пассажирские перевозки. Первые тесты проходили в Великобритании в 1954 году. Два инновационных авиалайнера «Комета» с прямоугольными иллюминаторами просто развалились в воздухе.


В чем же смысл?


Почему в самолетах иллюминаторы овальной формы?


Вся соль заключается в геометрии. Прямоугольник имеет четыре слабые точки, которые расположены строго по углам. При существенной нагрузке на окно (иллюминатор) деформация в абсолютном большинстве случаев начинается именно с углов, оттуда начинает идти трещина. Наиболее красноречивым примером будет стена любого дома с прямоугольными окнами, которая подверглась серьезном физическому воздействию.

Фюзеляж самолета подвергается критическим нагрузкам постоянно. Перепады температуры и давления происходят в полете, при взлете и посадке. Давление внутри самолета и снаружи может отличаться в 3 раза. В результате, при использовании прямоугольных иллюминаторов постепенно накапливается усталость металла, которая может стать причиной трагических событий из-за того, что фюзеляж на углах окон становится хрупким и уязвимым. Совершенно иначе дела обстоят с круглыми иллюминаторами, которые распределяют любую нагрузку равномерно и не имеют точек критического напряжения.

0 не понравился
24 понравился пост
 
Незарегистрированные посетители не могут оценивать посты
 
 
 
 


 
 
 
 

Комментарии

 
 

 
 
 
Bill_Gilbert
Дата:
(28 ноября 2018 21:27)
#1
Вроде как "комета" развалилась из за двух верхних декоративных иллюминаторов! Которые и были точкой напряжения. В дальнейшем стали все иллюминаторы делать овальными!
Томск [ссылка]
0 / 0
 
 
 
 
 
 
Paco
Дата:
(28 ноября 2018 21:31)
#2
Сопромат рулит!)
Томская область > Северск [ссылка]
2 / 0
 
 
 
 
 
 
Rallyst
Дата:
(28 ноября 2018 21:33)
#3
Цитата: Bill_Gilbert
Вроде как "комета" развалилась из за двух верхних декоративных иллюминаторов! Которые и были точкой напряжения. В дальнейшем стали все иллюминаторы делать овальными!

Они не декоративные были. Окно радиокомпаса вроде.
 
Мощность помогает продавать автомобили, а крутящий момент - выигрывать гонки:rockon: band :rockon:
Томск [ссылка]
0 / 0
 
 
 
 
 
 
to6a
Дата:
(2 декабря 2018 14:30)
#4
Я на ИЛ-14, в 73-м, как раз первый раз летал, гораздо позже, чем "50-годы прошлого века". И прямоугольными помню был разочарован, я то ожидал круглые, настоящие...
Новосибирск [ссылка]
0 / 0
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 

Информация

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оставлять свои CRAZY комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста пройдите простую процедуру регистрации или авторизируйтесь под своим логином. Также вы можете войти на сайт, используя существующий профиль в социальных сетях (Вконтакте, Одноклассники, Facebook, Twitter и другие)

 
 
 
 
 
Наверх