Мини-чат
Авторизация
Или авторизуйтесь через соц.сети
17
1
1
NikoniX
На uCrazy 17 лет 6 месяцев
Интересное

Для чего нужна «дырка» в куполе парашюта?

Трудно найти человека, который хоть раз не видел прыжки с парашютом. Зрелище и в самом завораживающее - невозможно не восхищаться смелостью людей бросивших вызов высоте. Основное внимание зрителей в момент прыжка сосредоточено на человеке, но и парашюту уделяется некая толика времени. Самые внимательные замечают, что в центре парашюта имеется отверстие и задаются вопросом - зачем оно нужно? Чтобы ответить на этот вопрос требуется совершить небольшой экскурс в такие науки как история и физика.

Для чего нужна «дырка» в куполе парашюта?

Источник изображения: gnti.org

Немного из истории парашюта

В Средние века в Китае, странах Юго-Восточной Азии и Японии прекрасно знали, что прыжок с высоты можно более безопасно осуществить, если в руках прыгающего будет большой зонт. Имеются сведения, что японские ниндзя осуществляли затяжные прыжки с помощью специальных складных крыльев, которые иногда заменяло изделие похожее на большой зонт.

Первый реальный чертеж человека с устройством напоминающим парашют создал Леонардо да Винчи, который и провел практические расчеты площади купола, необходимого для безопасного прыжка с высоты.

Для чего нужна «дырка» в куполе парашюта?

Рисунок парашюта Леонардо Да Винчи. Источник изображения: thinkinghumanity.com


Он предлагал пирамидальный купол с основанием квадрата в 12 локтей и такой же высотой. Общая площадь купола должна была составлять более 50 кв. м, чего вполне достаточно для торможения. Согласно да Винчи основание купола жестко фиксировалось 4 рейками. В 1617 году епископ Фауст Веранцио опубликовал книгу "новые машины", где был рисунок человека спрыгнувшего с высокой башни с подобием парашюта.

В 16-17 веках никакой практической надобности в парашютах для человечества не было. Надобность в подобном изделии возникла вместе с началом эры воздухоплавания. В 1783 году в воздух поднялся первый монгольфьер, а французский механик Луи Ленорман (незнакомый с работами да Винчи и Веранцио) предложил свой вариант парашюта.


Парашют Луи Ленормана. Источник изображения: ksovd.org


Он же и придумал это слово от chute – падение и para - предоставить, взятых с французского языка. Ленорман доказал эффективность созданного им изделия сбрасывая с парашютом животных с балкона обсерватории. Высота при этом составляла 26 м.

Французский аэронавт Бланшар в следующем году установил вполне приличный рекорд высоты - 4 000 м, причем к воздушному шару он приторочил парашют жесткой конструкции со спицами.


Парашюта Гарнерена. Источник изображения: wikipedia.org


Наконец в 1797 году наступил прорыв. Андре Жак Гарнерен сшил парашют из шелка, отказавшись от фиксирующих спиц, которые только утяжеляли изделие. 22 октября 1797 года состоялся первый прыжок с парашютом. То, что Андре Гарнерон остался жив и не получил травм свидетельствует об эффективности конструкции. Однако и в этом и в последующих прыжках Гарнерона во время полета нещадно мотало из стороны в сторону.

Выходом оказалось парадоксальное решение - проделанное вверху полюсное отверстие. По слухам, сделать это отверстие предложил один из лидеров французской революции, но в любом случае именно Гарнерен впервые его сделал и испытал. После внедрения парашюта с полюсным отверстием устойчивость полета резко увеличилась, спуск стал гораздо безопаснее.

Как работает отверстие в куполе парашюта


Полюсное отверстие в куполе парашюта. Источник изображения: independence.aero


Теперь обратимся к физике. Набегающий в полете на парашют воздух создает в его куполе избыточное давление, которое замедляет падение. В то же время по краям парашюта образуются вихри вследствие трения набегающих потоков воздуха, которые трутся о кромки парашюта. Эти вихри создаются неравномерно, вследствие чего парашют начинает раскачиваться. Эти колебания передаются человеку висящему на стропах, вследствие чего человек начинает раскачиваться.

Попавший в ловушку купола парашюта воздух сжимается, причем сжатие воздуха продолжает усиливаться, вследствие давления набегающего воздуха. Избыточное давление стремится вывернуть купол парашюта в обратную сторону, колебания его резко увеличиваются. Точно так выворачивается купол зонтика под давлением порыва ветра. Усилившиеся колебания резко увеличивают амплитуду раскачивания человека, что может привести к сильному удару о землю. Амплитуда колебаний тем больше, чем длиннее стропы парашюта.


Парашют Г.Е. Котельникова РК-1 образца 1911 г.


В такой ситуации и начинает играть свою роль полюсное отверстие в куполе парашюта. Его наличие позволяет стравить избыточное давление воздуха. Сжавшийся воздух проходит в отверстие, не допуская большого избыточного давления под куполом парашюта. Вследствие этого колебания не достигают опасной величины, человек на стропах раскачивается на относительно небольшую амплитуду.

В данной ситуации имеется и минус - истекающий через полюсное отверстие воздух создает реактивную струю, направленную в противоположную земле сторону. Эта струя по законам физики толкает парашют к земле несколько ускоряя падение, однако общего эффекта замедления все равно достаточно для безопасного спуска.

Таким образом, полюсное отверстие, несколько ускоряя спуск на парашюте, резко уменьшает амплитуду раскачивания человека. В совокупности подобные эффекты дают возможность безопасного приземления.

все теги
Комментарии5
  1. agat44
    На uCrazy 13 лет 5 месяцев
    шта ? какая такая дырка ? lol
  2. Pufff
    На uCrazy 12 лет 10 дней
    Цитата: agat44
    шта ? какая такая дырка ? lol

    этот парашют работает как крыло
  3. tr4
    На uCrazy 17 лет 4 месяца
    Цитата: agat44
    шта ? какая такая дырка ? lol

    Ну, как минимум 10 дырок с лицевой части парашюта видно. Думаю и с обратной стороны их там столько же.
  4. KGS
    На uCrazy 16 лет 4 месяца
    ВВ«дыркаВВ»
    Цитата: agat44
    дырка ? lol
    Цитата: tr4
    10 дырок
    Ну вы же в курсе местонахождения дырок?
  5. kep
    На uCrazy 9 лет 8 месяцев
    Цитата: tr4
    Цитата: agat44
    шта ? какая такая дырка ? lol

    Ну, как минимум 10 дырок с лицевой части парашюта видно. Думаю и с обратной стороны их там столько же.

    Я вас разочарую - с обратной стороны их не. Иначе терялся бы смысл делать их спереди.

{{PM_data.author}}

{{alertHeader}}