Мини-чат
Авторизация
Или авторизуйтесь через соц.сети
32
NikoniX
На uCrazy 17 лет 7 месяцев
Интересное

В чем разница между верхним и нижним расположением крыла?

Рассматривая фотографии боевых, военно-транспортных и гражданских самолетов вы могли заметить, что крыло некоторых представителей воздушных судов крепится к фюзеляжу сверху, других - снизу, а третьих - посередине.

О плюсах и минусах каждой схемы расположения такого неотъемлемого элемента железных птиц, как крыло - мы сегодня и поговорим!

В чем разница между верхним и нижним расположением крыла?

а - расположение крыла сверху, б - расположение крыла посередине, в -расположение крыла снизу

В зависимости от расположения крыла относительно фюзеляжа самолеты можно разделить на три большие группы: высокопланы, среднепланы и низкопланы. Рассмотрим каждую группу с точки зрения области применения и не будем затрагивать их аэродинамические показатели.

1) Высокопланы

Типичными представителями являются военно-транспортные самолеты, для которых удобство загрузки и выгрузки всевозможных грузов является одним из немаловажных эксплуатационных показателей. Высоко расположенное крыло позволяет опустить фюзеляж ниже, что значительно упрощает этот процесс, да и погрузочной технике ничего не мешает производить какие-то манипуляции с грузом вокруг самолета, т.к. и крыло, и двигатели расположены высоко.

В чем разница между верхним и нижним расположением крыла?

Ил-76. Высокоплан


Т.к. двигатели расположены высоко, затрудняется их техническое обслуживание, однако и шанс случайного повреждения силовых установок на взлете или посадке сводится к минимуму.

Шасси высокопланов размещается либо в мотогондолах крыла, что увеличивает их длину, сложность и вес, либо внутри фюзеляжа, однако уменьшение колеи ухудшает устойчивость самолета на взлетно-посадочной полосе.


Шасси в мотогондолах крыла. Ан-26. Высокоплан


2. Низкопланы

Типичные представители низкопланов - пассажирские самолеты, требования к которым несколько отличаются от самолетов транспортных. Здесь низкорасположенное крыло дает большое преимущество в плане защищенности, т.к. оно играет роль своеобразной подушки безопасности при аварийной посадке как с выпущенным, так и с убранным шасси.


Боинг 767. Низкоплан


А если говорить о посадке на воду, то достаточно вспомнить аварийную посадку пассажирского А-320 на реку Гудзон в 2009 году, где низкорасположенное крыло сыграло роль понтона, благодаря чему фюзеляж оставался над водой (а не под ней, как могло бы быть с высокопланом)


А-320 дрейфует на Гудзоне в ожидании помощи


Благодаря низкорасположенному относительно фюзеляжа крылу стойки шасси таких самолетов существенно короче и легче, нежели шасси высокопланов. Двигатели (если они располагаются на крыле) легче обслуживать, однако и вероятность попадания туда посторонних предметов при взлете и посадке увеличивается, как и увеличивается шанс задеть крылом ВПП при посадке с сильным боковым ветром.


Посадка при сильном боковом ветре


3. Среднепланы

Это нечто среднее между высокопланами и низкопланами. Такая схема практически не применяется на транспортных и пассажирских самолетах по той причине, что силовая балка, соединяющая плоскости крыла, проходит через самую середину фюзеляжа, что накладывает внушительные ограничения на внутреннее пространство. Однако и многие недостатки предыдущих схем расположения крыла здесь компенсируют друг друга.

Среднепланами являются преимущественно машины лёгкой и боевой авиации. Здесь промежуточное между средним и высоким положение крыла позволяет убирать в него стойки шасси, а вооружение, подвешенное снизу, не рискует быть задетым о ВПП.


Су-17. Среднеплан


Ну и ниже будет небольшой фотоколлаж, демонстрирующий визуальную разницу между самолетами с верхним, средним и нижним расположением крыла относительно фюзеляжа.


Ил-76, Ил-62, МиГ-21. Где какая схема - догадаться несложно


Что-ж, напоследок скажу, что статья носила лишь ознакомительный характер и не имела цели подробно описать каждый тип летательных аппаратов с разных точек зрения.

все теги
Комментарии4
  1. gimpeller
    На uCrazy 6 лет 2 месяца
    Кажется у Ил-76 такое расположение крыльев характерно ещё и тем что планер получился излишне устойчивым в потоке и трудно поддавался управлению по горизонтали., т.е. радиус разворота был большой. А такое положение крыльев позволяет как-бы скатываться и самолёт становится манёвреннее. Ну и самолёт сам по себе красивый.
  2. EvKor154300
    На uCrazy 10 лет 19 дней
    вот именно...расположение крыла это чистая аэродинамика,а вся остальная описываемая хрень типа расположения шасси вторична
  3. KGS
    На uCrazy 16 лет 4 месяца
    Отдельно стОит заметить, что как раз-таки стойки шасси у Ан-24 - место расположения главной жопы этого самолёта.
  4. Nachtwandler
    На uCrazy 17 лет 9 месяцев
    Какая-то поверхостная хрень, а не статья.

{{PM_data.author}}

{{alertHeader}}