Что на самом деле случилось с крапивинской баркентиной с именем звезды?

Автор:
NikoniX
Печать
дата:
6 августа 2019 00:02
Просмотров:
366
Комментариев:
0
У замечательного детского писателя Владислава Петровича Крапивина есть повесть, которая называется «Баркентина с именем звезды». С первого взгляда название это не очень понятное. Баркентина – это шхуна-барк, трёхмачтовое парусное судно. Но вот о какой звезде идёт речь? Заглянем в текст:

«Они сидели допоздна. Яркая звезда – та самая, что загоралась раньше других, – уже давно светила над мачтами. Мальчик любил эту Звезду и знал ее певучее название. Он слышал где-то, что у каждого моряка должна быть своя звезда, и выбрал себе эту. Она была теплая и ясная, как маленькое солнышко».

Действие повести происходит летом, а летом раньше других в северном полушарии (если только нет ярких планет, Венеры или Юпитера) высоко над головой загорается звезда, которая называется Вега, или, по-другому, альфа Лиры. Звезда эта – действительно одна из самых красивых, и одна из самых ярких в нашем небе. Ярче её только Сириус (альфа Большого Пса) и Арктур (альфа Волопаса).

Что на самом деле случилось с крапивинской баркентиной с именем звезды?




Итак, следовательно, в книжке речь идёт о баркентине «Вега». Однако существовала ли такая баркентина на самом деле?

Оказывается, существовала – причём не одна! Первая из этих баркентин была построена в 1902 году в Эстонии, и изначально называлась «Таара». «Вегой» она стала только в 1927 году, после капитального ремонта, когда была переоборудована в учебное судно. В 1928 году баркентина «Вега» совершила трёхмесячное плавание вокруг Европы и, наконец, оказалась на Чёрном море (порт приписки – Ростов-на-Дону). В 1936 году «Вега» сыграла «роль» паровой яхты «Дункан» в фильме «Дети капитана Гранта». Погиб парусник в 1941 году, когда его пытались эвакуировать в Геленджик.

Что на самом деле случилось с крапивинской баркентиной с именем звезды?

"Вега" в роли "Дункана". Кадры из кинофильма "Дети капитана Гранта" (1936 г.)


Однако книжка Крапивина была написана в 1970 году, и первая баркентина «Вега» никак не могла стать героиней повести. Значит, была ещё одна «баркентина с именем звезды»? Именно так! После Великой Отечественной Войны финское правительство в рамках репараций (выплат в возмещение причинённого ущерба) было обязано построить для СССР 17 деревянных учебных баркентин. Одна из них, спущенная на воду в 1952 году, получила название «Вега», или, как её часто называют, «Вега II».

Что на самом деле случилось с крапивинской баркентиной с именем звезды?

Чертёж баркентины "Вега II"


Почти 30 лет она верой и правдой прослужила в качестве учебного судна, а портом её приписки был Таллин, столица Эстонской ССР. Узкие улочки Таллина хорошо узнаются в тексте писателя:

«Город, где они стали жить, был совсем особенный. Он был старинный. Там встречались такие узкие улицы, что Мальчик даже без разбега перепрыгивал с тротуара на тротуар. С домов смотрели на прохожих каменные львиные морды, а у тяжелых ворот поскрипывали на ветру железные фонари. А у маленькой кирпичной крепости лежали вросшие в землю чугунные пушки».

По сюжету повести ветхую «Вегу» хотят превратить в плавучий ресторан – с точки зрения моряка такая судьба для судна позорна! – но баркентина волшебным образом загорается, и её «сгоревший остов» уводят от причала буксиром. Но... Вот в чём дело: в 1970 году «Вега» была всё ещё на плаву и спокойно стояла себе в Таллинском порту! Списали её только в 1979, и она вовсе не сгорела. После распада СССР баркентина досталась властям Эстонии, которые совершенно не знали, что с ней делать. Наконец, в 1997 году они отдали судно в Финляндию. Для тамошних корабелов «Вега» была уникальным деревянным судном, выдающимся памятником работы финских мастеров. В итоге отремонтированная «баркентина с именем звезды» сохранилась до наших дней – она выставлена в сухом доке в музее города Якобстада.

Что на самом деле случилось с крапивинской баркентиной с именем звезды?

"Вега II" в сухом доке Якобстада


Что же, получается, писатель всё придумал? Не совсем так. В 1948 году на воду всё теми же самыми финнами была спущена баркентина-близнец «Веги 2» (или, как говорят англичане, «систершип») – учебная баркентина «Альфа». Во многом она повторила судьбу первой «Веги» – в точности также она совершила плавание вокруг Европы и оказалась на Чёрном море; в точности также портом её приписки стал Ростов-на-Дону. Наконец, в 1959 году она также снялась в кино – ей досталась роль галиота «Секрет» в экранизации книги Александра Грина «Алые Паруса».

Что на самом деле случилось с крапивинской баркентиной с именем звезды?

"Альфа", сестра "Веги", в роли галиота "Секрет" в кинофильме "Алые паруса" (1959 г.)


Но вот дальнейшая судьба «Альфы» сложилась печально – сперва её действительно хотели превратить в ресторан, но совершенно забросили – что называется, «руки не дошли». А в 1970 году (обратите внимание на дату!) судно неожиданно загорелось, и «сгоревший остов» баркентины был отбуксирован от причала, а затем затонул.

Что на самом деле случилось с крапивинской баркентиной с именем звезды?

Баркентина "Альфа" в Ростове-на-Дону незадолго до гибели


Таким образом, про ресторан и пожар Владислав Крапивин ничего не выдумал – просто как бы объединил судьбы двух разных судов в одной книге. Ну, и добавил ко всему этому капельку волшебной сказки.

0 не понравился
3 понравился пост
 
Незарегистрированные посетители не могут оценивать посты
 
 
 
 


 
 
 
 

Информация

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оставлять свои CRAZY комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста пройдите простую процедуру регистрации или авторизируйтесь под своим логином. Также вы можете войти на сайт, используя существующий профиль в социальных сетях (Вконтакте, Одноклассники, Facebook, Twitter и другие)

 
 
 
 
 
Наверх