aptoc
4 сентября 2019 00:09
Homo Sapiens — единственный вид человека, оставшийся на нашей планете. Однако раньше видов человека было намного больше, и особый интерес вызывают неандертальцы, ведь именно они имели все шансы доминировать. Что же пошло не так, раз сейчас самые умные из представителей древних людей вымерли?

Неандертальцы были сильнее и умнее нас?

Почему неандертальцы были умнее нас, но всё равно вымерли?

Их мозг был больше, а тело более плотное и мускулистое, «заточенное» под выживание. Так почему же неандертальцы проиграли нам?

С неандертальцев, наших «двоюродных братьев», началась вся палеонтология. Первыми обнаруженными останками человека были кости неандертальца, обнаруженные в 1856 году в пещере Неандерталь в немецких землях.

Пропорции тел неандертальцев сильно отличаются от пропорций кроманьонцев, так что их скелеты невозможно перепутать при всём желании. Например, в глаза бросается очень широкое лицо с массивными надбровными дугами и огромным выступающим вперед носом.

Но особый интерес вызывает тот факт, что объем черепной коробки и сам мозг у неандертальцев был существенно больше, чем даже у современного человека. Средний вес их мозга составлял примерно 1.5 килограмма, что на 150-250 грамм больше, чем у нас.

Дает ли больший объем мозга преимущество?

Почему неандертальцы были умнее нас, но всё равно вымерли?

Черепные коробки современного человека (слева) и неандертальца (справа). Мозг больше, но были ли они умнее?

Казалось бы, с таким весом мозга неандертальцы должны были лидировать среди остальных видов человека, а вопрос об их исчезновении и вовсе не должен был стоять. Так почему же несравненно больший объем черепной коробки не помог неандертальцам выжить?

У исследователей есть несколько теорий на этот счёт. Главная из них заключается в том, что недостаточно иметь большой мозг, надо еще и активно его использовать, а благодаря особенностям строения зрительной системы неандертальцев, большая часть ресурсов мозга уходила на восприятие поступающей информации, а не на её анализ.

Следовательно, пока кроманьонцы (наши прямые предки) совершенствовались в изобретательстве и социальном взаимодействии, неандертальцы тратили избыточные ресурсы на систематизацию того, что видели в окружающем мире.

Почему неандертальцы были умнее нас, но всё равно вымерли?

Глаза неандертальцев в среднем были 25% больше, чем у современного человека, а это значит, что мозг тратил больше сил на «управление» зрением, т.е. на анализ и восприятие информации

Также в ходе исследований были получены данные о том, что часть мозга, отвечающая за когнитивные функции, у неандертальцев была развита хуже, чем у кроманьонцев. Это значит, что в их среде меньше было развито общение и, как следствие, хуже развивался язык.

Как мы видим, больший объем черепной коробки не являлся преимуществом, и назвать неандертальцев «умнее» наших прямых предков кроманьонцев было бы преувеличением.

Почему неандертальцы вымерли?

Воссозданные портреты неандертальцев

Две основные действующие теории говорят нам о том, что неандертальцы вымерли из-за резких изменений климата, к которым не смогли приспособиться, а также из-за возможной «травли» со стороны предков современного человека.

Также имеются косвенные признаки того, что у женщин этого вида постепенно снижалась фертильность, что привело к падению общей рождаемости.

Большой мозг не помог неандертальцам приспособиться к быстрому похолоданию, уменьшению количества доступной пищи и резко возросшей конкуренции с кроманьонцами.

Почему неандертальцы были умнее нас, но всё равно вымерли?

Неандертальцы не успели полностью приспособиться к изменениям климата и вскоре исчезли после прихода кроманьонцев

Однако нельзя однозначно сказать, что неандертальцы были обречены на вымирание в любом случае. Мы уверены, что если бы не было конкуренции со стороны более агрессивного «собрата»-кроманьонца, они вполне могли бы приспособиться и продолжить своё эволюционное развитие.

Что в итоге?

На текущий момент от неандертальцев остались только кости, пара процентов генов в крови современных людей и открытые вопросы, что же на самом деле произошло с этим видом.

Первая обнаруженная наскальная живопись была сделана рукой неандертальца. Также существуют доказательства наличия у них языковой системы, что говорит об их потенциале. Но когда в дело вступает естественный отбор, в живых остаются сильнейшие.