Интересные факты о становлении минной войны

Автор:
aptoc
Печать
дата:
9 сентября 2019 00:05
Просмотров:
320
Комментариев:
0
Новые войны требуют нового оружия, которое редко у кого выходит придумать заранее. Поэтому для выхода из подобного кризиса начинают копировать что-то из близких областей или дорабатывать нечто хорошо знакомое и известное. Это довольно трудоемкий, сложный процесс, но иногда он усугубляется тем, что базовую идею переносят из одной стихии в другую – с суши на море.

На заре господства пороха и слабости артиллерии нашли своеобразный способ вскрытия вражеских укреплений с помощью петарды. Это такая мина направленного действия, которую требовалось укрепить на воротах (под обстрелом!) и инициировать при помощи порохового шнура. Занятие малоприятное, надо сказать. И, возможно, поэтому оружие прозвали петардой. Слово происходило из французского и в самом мягком, но более-менее корректном переводе будет тождественно нашему "пердун". Надо полагать, для постановки такой мины требовалось основательно подготовиться – как минимум напиться как следует.

Естественно, что когда стали искать альтернативу пушкам во флоте, то первым делом решили провернуть фокус с петардой. Сначала для этого использовали старые корабли, начиненные порохом и горючими материалами. Но по мере совершенствования самих кораблей такая метода выходила крепко затратной и ей постоянно искали альтернативу. Про гонца с пакетом взрывчатки думали, но существовала сложность с его доставкой к борту – слишком медлительным оказывался весельно-ручной привод, который только и имелся в наличии. Пробовали мудрить с контактными взрывателями, но долго ничего вразумительного создать не выходило, хотя многие пытливые умы увлекались идеей надежного подрыва заряда. Скажем, даже известный оружейник Кольт как-то баловался взрывами плотов на реке, но у него выходили только мощные фонтаны. Конечно, имелись попытки уйти под воду, но они не очень-то и удавались на практике – фитили или не горели вовсе, или требовали воспламенения выше уровня воды (в парусиновой кишке). Все изменилось, когда появились тепловые двигатели – надежная паровая машина – и электрические взрыватели.

Интересные факты о становлении минной войны

Применение шестовой мины




Как известно, первая относительно действенная атака на корабль при помощи такого минного корабля произошла во время гражданской войны в Америке. Северяне наскоро оборудовали паровой баркас шестом с вынесенной на максимально возможную дальность миной (сколько получилось без потери возможности двигаться и маневрировать) и атаковали броненосец южан. Броненосец потопили, но и сами ушли в воронку, которая образовалась на месте его гибели – слишком близко находился носитель оружия к точке взрыва, и уйти ему на безопасное расстояние особого шанса не было. Поэтому разработку вполне жизнеспособной самодвижущейся мины Уайтхеда, способной оставлять носителя оружия на безопасной дистанции, восприняли с энтузиазмом – это 1868 год.

Надо сказать, что дальность первых торпед (а это она и была) не баловала – примерно 60 метров (позднее смогли поднять до 200). Да и скорость не впечатляла – начали с 6 узлов. Тем не менее, где-то в обозримом будущем маячила перспектива, отчего под торпеду стали срочно разрабатывать носитель – это то, что мы сейчас называем "торпедный катер".

Отличились англичане, что неудивительно. Во-первых, у них имелась развитая промышленная база и лучшие в мире инженеры, а во-вторых, они знали, какие технические требования выставить: катер должен обгонять на короткой дистанции спортивные гоночные лодки-восьмерки. А это узлов 12 примерно. У них получилось, причем в 1870-м они уже выпускали такие катера серийно, и скорость они развивали до 18 узлов. Но опробовать торпеды и сравнить их с минами как-то не получалось – противника не имелось.

Интересные факты о становлении минной войны

В 1864 году с помощью торпедного катера потопили корабль конфедератов "CSS Albemarle". Гравер: A. Stachic


Проба оружия произошла в 1877 во время русско-турецкой войны. И тут надо отдать должное нашему С. О. Макарову. Именно он, назначенный на сугубо штатский пароход "Великий князь Константин" в 1876, сумел на время войны сделать из него оружие. Правда, пришлось много изобретать и дорабатывать, что называется, "на коленках" – ничего своего тогда в родном отечестве не производили.

Прежде всего требовалось резко увеличить радиус действия. И Макаров решил свой пароход переоборудовать в базу катеров. А для увеличения скорости самой базы приделал ей особый носовой подводный рассекатель (сразу прибавился 1 узел), известный нам теперь как бульб.

Паровые катера требовалось заранее растапливать. И Макаров предложил систему прогрева их котлов от мощных котлов корабля-базы. В результате время подготовки катеров сократился с часа до 7 минут. Куда хуже было то, что катера эти как торпедные не годились – скорость их не превышала 6 узлов. По сути, это была импровизация на базе разного хлама: два деревянных баркаса, 1 деревянный разъездной катер и 1 медный катер – обшивка этого вообще продавливалась пальцем и его даже поднимать на борт приходилось, подводя под него особую раму – чтобы не помять.

Интересные факты о становлении минной войны

Вице-адмирал Макаров


Скорость катеров поднять не могли, и потому стали совершенствовать систему спуска на воду и подъема на борт базы (а катера-то разнотипные!), в результате чего наловчились и спускать, и принимать их на ходу всего минут за пять – небывалая поспешность по тем временам! Ну а недостаток боевой скорости компенсировали развитым обвесом, снижавшим уязвимость от обстрела – до того их можно было потопить или лишить хода, удачно пальнув из винтовки. Для этого соорудили носовые стальные отражатели (заодно и на волне помогало), а по бортам на выстрелах развесили мешки с углем – импровизация от безысходности.

С вооружением решили экспериментировать – искать оптимальный вариант. Сначала пробовали усовершенствованный вариант шестовой мины – такой уходящий под воду полоз-транспортная лента, по которой мина в нужный момент скатывалась под днище вражеского судна (требовалось подойти почти вплотную).

Интересные факты о становлении минной войны

Минный катер "Царевич", 1877 год


Потом решили использовать так называемые мины-крылатки, подрывавшиеся электричеством. По сути, это такой прицеп на длинном буксире, который болтался далеко за кормой и при энергичном маневре катера выписывал плавные эволюции на безопасном удалении. Требовалось хорошенько разогнаться (хотя выше 6 узлов – ну никак) в сторону противника, а потом где-то в нужный момент развернуться перед ним на 180 градусов, отчего эта мина крылатка заходила под днище атакуемого корабля.

Ну и третий вариант вооружения – те самые мины Уайтхеда. Их на катере вешать было некуда, так что крепить их пришлось в специальные подводные контейнеры. Сложность в том, что стрелять из них выходило только назад, на обратном курсе. Отчего целиться было неудобно.

Интересные факты о становлении минной войны

Катер "Шутка" атакует турецкий пароход, 1877. Художник: Алексей Боголюбов


Решили пробовать все и выбирать лучшее. Ниже приводим даты первых успехов. 14 мая 1877 года шестовой миной моряки потопили монитор. 8 июня минами-крылатками отправили на дно бриг и три вспомогательных транспорта. А 14 января 1878 года два катера торпедами сумели потопить большой пароход. Новое оружие доказало свою состоятельность. Именно тогда о минной и торпедной войне стали говорить всерьез. До того это считалось опасной игрушкой отдельных смельчаков.

0 не понравился
6 понравился пост
 
Незарегистрированные посетители не могут оценивать посты
 
 
 
 


 
 
 
 

Информация

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оставлять свои CRAZY комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста пройдите простую процедуру регистрации или авторизируйтесь под своим логином. Также вы можете войти на сайт, используя существующий профиль в социальных сетях (Вконтакте, Одноклассники, Facebook, Twitter и другие)

 
 
 
 
 
Наверх