Король советских танков, сделавший невозможное

Автор:
Evrocot
Печать
дата:
12 сентября 2019 01:41
Просмотров:
811
Комментариев:
1
26 ноября (9 декабря) 1905 года в местечке Томашполь Ямпольского уезда Подольской губернии в семье портного Моисея Зальцмана родился сын Исаак. В семье было семеро детей. Во время Гражданской войны в России черносотенные еврейские погромы были в порядке вещей: погромщики не щадили ни женщин, ни детей, ни старых, ни малых.

Во время одного из погромов Моисея Зальцмана сильно покалечили, и он вскоре умер.

Король советских танков, сделавший невозможное




В 14 лет Исаак пошёл работать на сахарный завод, в 19 лет он стал комсомольцем. Однажды на обоз с продовольствием, который сопровождал Зальцман с группой комсомольцев, напали бандиты, и Исаак был ранен, но обоз до места назначения довёл.

Вскоре его избрали секретарем комсомольского райкома горкома города Брацлава в Подольской губернии. В 1928 Исаак вступил в гражданский брак с Ханой Бронштейн, и в том же году поступил в индустриальный институт в Одессе и стал коммунистом.

В 1930-м на Украине начался голод, а в 1930-м у Исаака и Ханы родился сын Сергей, и выжил он только чудом: отец, чтобы хоть как-то прокормить сына, читал лекции там, где платили не деньгами, а продуктами.

Король советских танков, сделавший невозможное



Окончив в 1933-м институт, Зальцман с семьёй по распределению переехал в Ленинград, где с пропитанием было всё-таки легче, чем в Одессе, да и голод пошёл на спад. Молодой специалист получил место сменного мастера на одном из крупнейших предприятий не только Ленинграда, но и всей страны – заводе «Красный путиловец», который после убийства в декабре 1934 года главы ленинградских коммунистов Сергея Мироновича Кирова был переименован в «Кировский завод».

Завод выпускал тракторы, турбины, железнодорожные и портовые краны, другую мирную продукцию, а также лёгкие танки Т-26 и средние Т-28, пушки и другое вооружение. Вообще, по словам Сталина, к началу Великой Отечественной войны в Ленинграде выпускалось 35% всей оборонной продукции страны.

Своей неуемной энергией и весьма высокой для выпускника ВУЗа инженерной квалификацией Зальцман достаточно быстро привлёк к себе внимание партийной организации и руководства завода, и вскоре он был назначен заместителем начальника цеха, в котором собирались турбины, затем – главным инженером завода. После ареста директора завода Михаила Львовича Тер-Асатурова Исаак Зальцман перебрался в его кабинет.

Король советских танков, сделавший невозможное



В то время «кировчане» занимались разработкой и подготовкой выпуска двухбашенного 55-тонного танка с 76,2 мм и 45 мм пушками СМК – Сергей Миронович Киров. Главный конструктор заводского КБ Жозеф Яковлевич Котин решил проявить инициативу, которая в то время не очень-то приветствовалась, и разработал однобашенный тяжелый 43-тонный танк КВ – Клемент Ворошилов с пятисотсильным дизельным мотором, броней 60–75 мм, вооруженный 76,2 пушкой и тремя пулемётами. В ходе начавшейся зимой 1939-го войны с Финляндией КВ-1 в присутствии Котина и Зальцмана, лично выезжавших на фронт, успел продемонстрировать свои выдающиеся качества, и в феврале 1940-го года был запущен в серийное производство. К началу войны завод под руководством Зальцмана выпустил порядка четырёхсот танков КВ-1, ещё около двадцати таких танков выпустили на тракторном заводе в Челябинске. Когда началась война, немецкие танки и артиллерия были бессильны перед тяжёлыми танками КВ, однако неумелое руководство танковыми соединениями, нехватка топлива и бронебойных снарядов, плохая подготовка экипажей свели на нет все преимущества новейших советских танков.

Фронт к Ленинграду приближался быстро, но руководство «Кировского завода» успело эвакуировать в Свердловск, на Уралмаш и Турбинный завод производство пушек и дизельных моторов, а в Челябинск – производство танков до того, как немцы 30 августа заняли станцию Мга, полностью прекратив железнодорожное сообщение Ленинграда с Большой Землёй. На оставшемся в городе оборудовании голодающие ленинградцы в заминированных цехах продолжали выпускать и ремонтировать танки. В сентябре первого военного года Зальцману было присвоено звание Героя Социалистического труда.

Король советских танков, сделавший невозможное



В самые тяжёлые первые полгода войны Зальцман руководил заводом, пока Сталин не откомандировал его в Челябинск с поручением наладить выпуск танков на Урале в Танкограде, как стали называть Челябинский тракторный завод, который на время войны был переименован в «Кировский завод». Оборудования привезли много, а цехов не хватало, и станки, наскоро соорудив фундамент, устанавливали под открытым небом, руки рабочих буквально примерзали к ручкам управления. Остро недоставало топлива и электроэнергии.

На заводе работало более 75-ти тысяч человек, а с учётом приехавших из Ленинграда семей – около полумиллиона, которые жили в холодных землянках, вырытых тут же на заводе. Нехватка продовольствия и тяжелый труд по 12 часов в день без выходных, плохое медицинское обеспечение приводили к высокой смертности от истощения, переутомления и болезней. Не спасали даже специальные пайки, получившие у работников завода наименование УДП – «Умрёшь днём позже», которые Зальцман пробил через ГКО и СНК.

Король советских танков, сделавший невозможное



Директор завода переносил все тягости военного лихолетья наравне со своими рабочими: он, по сути, жил на заводе, не спал по нескольку суток, ел набегу. Руководителем он был суровым, даже безжалостным: начальников цехов, которые с суточным заданием не справлялись, с должностей снимал и отправлял к станку, часто угрожал собственноручным расстрелом, но, к счастью, ни разу не привёл свою угрозу в исполнение.

Чтобы повысить административный вес Зальцмана, Сталин назначил его заместителем наркома танковой промышленности. Зальцман это назначение использовал в полной мере, используя самые необычные методы руководства. Из-за того, что СССР потерял алюминиевые заводы, остро не хватала силумина для изготовления танковых моторов. В Танкограде из-за отсутствия моторов стояли 50 танков, которые с нетерпением ожидали под Москвой, а Сталин обрывал телефоны, требуя срочной отгрузки танков. Тогда Зальцман своей властью распорядился выгрузить из проходящего через Челябинск эшелона 50 авиамоторов, приспособил их на танки и отправил танковую колонну на фронт. Решение, безусловно, волюнтаристское, ведь в условиях тотального господства немецкой авиации в воздухе, самолёты на фронте были не менее нужны, чем танки.

Король советских танков, сделавший невозможное



В феврале 1942-го, когда немцев немного отогнали от Москвы, Сталин, сохранив за Зальцманом должность замнаркома, направил его в Нижний Тагил на завод № 183 с той же задачей – наладить выпуск танков Т-34. Зальцман приехал на завод, поселился в какой-то халупе, и, меньше чем за месяц сделал то, на что в мирное время ушли бы годы: эвакуированный из Харькова завод начал выпускать танки в тех количествах, которые были необходимы фронту. После этого Зальцман стал жить на два дома: он постоянно мотался между Челябинском и Нижним Тагилом, благо, расстояние между ними всего 350 километров: за час можно долететь.

Летом 1942-го Зальцман возглавил Наркомтанкопром, сменив на этом посту Вячеслава Малышева. За год он довёл ежесуточный выпуск танков до сотни и больше, однако советские конструкторы и заводы не смогли ничего противопоставить тяжелым немецким «тиграм» и «пантерам», хотя о существовании «тигров» знали еще с осени 1942-го, когда один такой танк был захвачен на Волховском фронте. Впрочем, вряд ли в этом была вина Зальцмана: «тигры» недооценили военные и не поставили перед конструкторами и производственниками соответствующих задач.

Спустя год после назначения Сталин вернул Малышева на пост наркома, а Зальцмана снова отправил в Танкоград, поручив ему наладить выпуск новых танков Т-34-85 с 85 мм пушкой и новой башней, благодаря чему экипаж машины боевой увеличился до пяти человек. Там же начался выпуск танка ИС-2 и самоходной артиллерийской установки ИСУ-152. Обе машины были оснащены мощнейшей 152 мм пушкой, которая проламывала броню «тигра» и «пантеры» с расстояния полтора километра. Самоходка действовала против танков со «зверскими» названиями, и поэтому наименование получила соответствующее – «Зверобой».

Король советских танков, сделавший невозможное



После того, как танки, сделанные под руководством Зальцмана дошли до Берлина, а затем в парадных расчётах прошли по Красной площади, Танкограду вернули его прежнее наименование – Челябинский тракторный завод, и он приступил к выпуску столь необходимой для мирной жизни продукции – тракторов, которых за годы войны в стране практически не делали. Задача перехода на мирную продукцию была крайне сложной, тем более, что военные методы руководства людьми, уставшими от постоянной гонки, себя исчерпали, но генерал-майор Зальцман справился и с этим.

Король советских танков, сделавший невозможное



Казалось, что для него нет непосильных задач, но беда пришла, откуда не ждали: в августе 1948 года умер Андрей Жданов, а спустя полгода начались аресты по так называемому «Ленинградскому делу». Хотя Зальцман уже давно не жил в Ленинграде, связи с высшей партийной и хозяйственной элитой города у него сохранились. От Зальцмана требовали показаний на фигурантов дела Николая Вознесенского и Алексея Кузнецова, но он отказался. Вознесенского и Кузнецова от расстрела это не спасло, а Зальмана хоть и не расстреляли, но из партии выгнали, с должности сняли и отправили на малюсенький заводик в захолустном Муроме во Владимирской области, как раз на ту должность, с которой он начинал своё восхождение к вершинам власти – мастера цеха. Тяжко было: сбережений семья не накопила, от спецраспределителей Героя Социалистического Труда, кавалера трёх орденов Ленина, двух орденов Красного Знамени, орденов Суворова, Кутузова и Красной Звезды, лауреата Сталинской премии, отлучили.

Король советских танков, сделавший невозможное



Руками работать Зальцман не разучился, да и навыков руководящей работы не растерял, просто и скромно выполнял свою работу и старался не высовываться, чтобы лишний раз не нарваться. Но по праздникам он надевал генеральский мундир со всеми наградами, чем лишал всё руководство завода дара речи и вгонял его в ступор.

Ему такого не простили и с завода выжили, вынудив переехать в Орёл.

Король советских танков, сделавший невозможное

0 не понравился
13 понравился пост
 
Незарегистрированные посетители не могут оценивать посты
 
 
 
 


 
 
 
 

Информация

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оставлять свои CRAZY комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста пройдите простую процедуру регистрации или авторизируйтесь под своим логином. Также вы можете войти на сайт, используя существующий профиль в социальных сетях (Вконтакте, Одноклассники, Facebook, Twitter и другие)

 
 
 
 
 
Наверх