Позабытый фехтовальщик, которому в свое время не было равных

Автор:
Evrocot
Печать
дата:
7 октября 2019 00:02
Просмотров:
397
Комментариев:
0
В эпоху несовершенного дульнозарядного оружия умение фехтовать значило многое. Причем тренировались в этом умении и военные, и штатские – дуэль в ту пору считалась реальностью, а не пережитком. Скажем, наш Пушкин носил трость со свинцовой начинкой для укрепления кисти, а статическое упражнение с утюгом и сегодня рекомендуют инструкторы стрелковых школ (взято именно из бретерской практики). Для военных и вовсе этот навык считался жизненно важным, так что многие из офицеров, помимо регулярного выполнения обязательного армейского комплекса, брали еще и уроки на стороне.

Школы фехтования обсуждались и ранжировались в обществе не менее серьезно современных вузов и бутиков. Случалось, специально затевались поединки между руководителями таких школ – с целью выяснить чье же кун-фу лучше. Победитель имел полное право увеличивать размеры платы за обучение.

Чести ради, стоит заметить, что лучшие бойцы предпочитали время от времени менять учителей, с целью хорошенько освоить приемы сразу нескольких течений и стилей. Так, одновременно существовали (это помимо отдельных учителей, работающих "в розницу") английская, испанская, немецкая, французская, итальянская школы фехтования (до нашего времени в более-менее комплектном состоянии дожили испанская и французская), исповедовавшие совершенно разные принципы, модели поведения, оружие, техники. Так что, если хотелось прослыть за серьезного бойца, приходилось изучать все. Мало ли с каким противником сведет судьба. В конечном итоге при равных силах часто победа доставалась тому, кто и вовсе не признавал общепринятых шаблонов – как герой романа "45" Дюма.

Позабытый фехтовальщик, которому в свое время не было равных

Фехтование на дюссаках из фехтбуха Пауля Гектора Маира. Иллюстратор: Jörg Breu




К таким мастерам клинка, отрицавшим общепринятые догмы, можно отнести Жана-Луи Мишеля – если он и не лучший фехтовальщик мировой истории, то уж точно его мастерство было проверено и подтверждено неоднократно такими жесткими экзаменаторами, что другой кандидатуры на столь громкое звание и не подыскать. Тем более, что тому приходилось драться и за корону, и за собственную честь, и за честь полка, где он служил.

Родился Жан-Луи на Сан-Доминго (Гаити с 1804 года) в 1785. Мать его была свободной негритянкой, а про белого отца никто ничего не знал. Так что будущий герой оказался мулатом в эпоху, в которой цвет кожи значил слишком много для судьбы и карьеры. И легких путей не предвиделось по определению.

В 1793 его усыновляет и вывозит во Францию протестанская семья. А через три года приемные родители умирают, так что с 1796 юный гаитянин становится сыном 32 пехотного полка. И с самого начала службы уже участвует в боевых действиях сначала в составе Итальянского корпуса, а с 1798 – в Египте. В 1800 он становится барабанщиком, с 1805 служит в гренадерской роте. Правда, все так же барабанщиком, поскольку ростом не отличался – примерно 157 см в привычной нам системе. Что не мешало ему побывать во всех сражениях, в каких только довелось участвовать полку за период с 1804 по 1814. Кстати, в 1805 при Ульме он получит штыковую рану в губу.

Первые уроки фехтования Жан-Луи Мишель стал брать в 12 лет. Сначала неофициально – малец приглянулся одному из полковых мастеров клинка. И уже там проявится его особая манера вести бой: скупо на движения, никакой лишней суеты при полном пренебрежении к тогдашней теории фехтования – он не признавал школ и авторитетов. Его главным критерием являлась практичность и эффективность того или иного приема. В 1806 он уже занимался под руководством полкового мастера – такие в ту пору содержались при воинских частях и работали тренерами рукопашного боя. И этот мастер уже был интересен Жану-Луи только как хороший спарринг-партнер – у парня действительно оказался небывалый талант.

Позабытый фехтовальщик, которому в свое время не было равных

Карикатурный Наполеон в поединке с Блюхером. Художник: Johann Gottfried Schadow


Известен случай в 1804 году, когда этот маленький мулат целый час на дуэли изматывал рослого испанца под два метра ростом. А когда тот выдохся, француз преспокойно заколол его. В другой раз какой-то записной остряк прошелся по внешности маленького барабанщика и его любви к частым тренировочным спаррингам с учебной рапирой. Мишель вызвал обидчика и дал тому возможность вдоволь намахаться боевой шпагой – сам-то он работал тупой учебной рапирой. И в конце боя попросту хлестко ударил соперника по лицу – тот упал и признал себя неспособным больше продолжать бой.

Всего до 1814 года этот гений шпаги бился в 30 поединках – и ни одного не проиграл. Так что вскоре не нашлось бы никого, кто отважился задирать этого маленького бретера. А вскоре он и сам стал преподавать фехтование в полку.

Когда их 32-й полк стоял в Испании (это 1814 год), соседний 1-й полк (набранный почти целиком из испанцев) с французами затеял ссору. И конфликт вышел настолько масштабным, что пришлось организовывать своеобразную дуэль избранных представителей – только чтобы предотвратить массовое побоище.

Выбрали 15 представителей от каждого полка и устроили что-то вроде гладиаторских боев по олимпийской системе – победитель сражался до тех пор, пока сам не выбывал по ранению или смерти. Причем дуэльную площадку окружили войсками с ружьями на караул. Да еще и пригласили зрителей – иные пришли даже семьями.

Позабытый фехтовальщик, которому в свое время не было равных

Жан-Луи в почтенном возрасте. Художник: L. Donnadieu


От 32 полка первым вышел Жан-Луи Мишель. Собственно, от его полка никто другой и не потребовался – за 40 минут действа, затратив всего 27 выпадов, этот невзрачный капрал убил 3 и ранил 10 противников. Когда его попробовали остановить, он, неоднократно раненный сам, в запале проколол своего сослуживца (к счастью, легко), так что судьи приняли этот факт за знамение свыше и бойню прекратили – двум оставшимся испанцам просто повезло.

В том же году он удостоился ордена Почетного Легиона. Это большее, на что мог рассчитывать тамбурмажор в армии. А в 1816 его пригласили председательствовать на поединке между графом Бонди и Лафужером в Париж – так высок был его авторитет фехтовальщика в то время.

Дослужив до 1849 года, он уволился из армии и обосновался в Монпелье, открыв собственную школу фехтования. Был женат на испанке. Вместе они усыновили (в 1862 году) 20-ти летнего ученика, служившего сапером. А еще в браке родилась дочь, ставшая после смерти отца в 1865 преподавателем и чемпионом фехтования – учебный же зал Мишеля просуществовал до первой мировой войны.

0 не понравился
5 понравился пост
 
Незарегистрированные посетители не могут оценивать посты
 
 
 
 


 
 
 
 

Информация

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оставлять свои CRAZY комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста пройдите простую процедуру регистрации или авторизируйтесь под своим логином. Также вы можете войти на сайт, используя существующий профиль в социальных сетях (Вконтакте, Одноклассники, Facebook, Twitter и другие)

 
 
 
 
 
Наверх