uCrazy.Ru / Пелевин. Кто еще не читал?

Пелевин. Кто еще не читал?


Тематика рассказов Виктора Пелевина разнообразна: писатель реанимирует в них многие мифологические сюжеты на материале отечественной жизни. Для восприятия его творчества важным оказалось то, что произведения Пелевина проникнуты, как сказали бы в Советском Союзе, "антикоммунистическим пафосом". Заурядные явления советской (затем и постсоветской) действительности получают оригинальную интерпретацию и представляются манифестацией мощных и злобных магических ритуалов (особенно следует отметить эссе "Зомбификация", 1994).Однако ритуализация действительности играет здесь вспомогательную роль: основное содержание большинства произведений Пелевин составляет описание состояний сознания, воспринимающего представленную картину мира в качестве реальности. Советская действительность оказывается при этом своеобразным вариантом ада ("Вести из Непала" (1991), роман "Жизнь насекомых"(1993) и др.), где в качестве адских мук фигурирует безысходное переживание специфических состояний ума.

Первая крупная публикация - повесть "Омон Ра" (1992) - сразу же сделала имя Пелевина одним из ключевых в современной российской словесности.

Пелевин. Кто еще не читал?


Особый метафорический стиль, богатство лексики, осмысление мифологической подоплеки разнообразных явлений культуры, меткая ирония, свободное сочетание различных культурных контекстов (от "высоких" до наиболее маргинальных) заметны и в романе "Жизнь насекомых" - своеобразном парафразе "Божественной комедии" Данте.

Роман "Чапаев и Пустота" сразу после публикации многие критики назвали лучшим романом года. Чапаев и Петька, герои анекдотов, предстают здесь в удивительном обличье: Чапаев больше похож на популярного мага Георгия Гурджиева (по ходу романа выясняется, что герой является на самом деле аватарой будды Анагамы), Петр Пустота - поэт-декадент, монархист, по странному стечению обстоятельств занимающий место комиссара чапаевской дивизии. Роман построен как чередование фрагментов, описывающих жизнь Пустоты в двух реальностях-сновидениях: послереволюционной России, где развертывается в весьма странных формах борьба неких метафизических сил, в которую он оказывается втянут, и России современной, где он находится на излечении в психиатрической клинике, уверенный в нереальности этого мира и подлинности первого, пореволюционного. Чапаев и Петька ведут дискуссии о философии, о строении мироздания, посещают загробный мир, и в конце романа тонут в реке Урал - "условной реке абсолютной любви", приносящей освобождение от колеса Сансары. "Современная" часть романа представляет собой путеводитель по мифам и архетипам, популярным в сегодняшнем российском обществе.



Роман "Generation "П", ставший культовым в молодежной среде, посвящен явлению, проникшему во все поры нашей повседневной жизни, - рекламе. Многие склонны просто отмахиваться от нее, как от назойливой мухи, считая чем-то несерьезным. Но разве в нашу речь уже не вошли рекламные слоганы? Разве "рваная стилистика" рекламных клипов не влияет на наше сознание? Герой романа Вавилен Татарский полагает, что ему известна подлинная цена рекламы - ведь он ее создает. Но ему и в страшном сне не может привидеться истинная сила джинна, выпущенного им из бутылки…



"Шлем ужаса" - это современное переложение мифа о Тесее и Минотавре, своеобразная "пьеса", созданная в стилистике интернет-чата. Виктор Пелевин создал гипнотический мир, в котором сюрреальное сталкивается и сливается воедино с гиперреальным. Персонажи и сюжеты античной мифологии органично встроены в структуру виртуального диалога XXI века. Открывая книгу, читатель вступает в лабиринт, состоящий из множества параллельных пространств и измерений. Этим лабиринтом является сам текст. Блуждающих по нему ждет Минотавр - чудовище, про которое известно только то, что на голове у него Шлем Ужаса...



"Священная книга оборотня".Настоящий текст, известный также под названием "А Хули", является неумелой литературной подделкой, изготовленной неизвестным автором в первой четверти XXI века. Большинство экспертов согласны, что интересна не сама эта рукопись, а тот метод, которым она была заброшена в мир. Текстовый файл, озаглавленный "А Хули", якобы находился на хард-диске портативного компьютера, обнаруженного при "драматических обстоятельствах" в одном из московских парков. О срежиссированности этой акции свидетельствует милицейский протокол, в котором описана находка. Он, как нам представляется, дает неплохое представление о виртуозных технологиях современного пиара.




Это,конечно, лишь малая часть его книг. Но,народ! Это действительно стоит почитать!


27 ноября 2007 18:39
Вернуться назад