uCrazy.Ru / Индейские амулеты

Индейские амулеты



Не говори ничего плохого
Это место священно.

Из песни Колдовской Палатки
Племени шайенов

Жизнь индейца североамериканских равнин во многом зависела от Великой Тайны - то есть от высших сил природы, которые повелевали всем на Земле. Эти силы ассоциировались с наличием вокруг целого мира духов и мистических существ, которых - чтобы оградиться от бед и напастей - надо было расположить к себе. Без этого ни один индеец не принимал никаких решений и не начинал важного дела.
Но как заручиться поддержкой и защитой высших сил? Как развить умение воздействовать на них?


Дух медведя гризли




Столь нелегкой наукой в совершенстве владели шаманы и знахари, впрочем, и простой индеец имел в своем распоряжении немало способов связи с тайным миром. Например - через магические сны и видения, вызвать которые можно было лишь после длительных постов, обрядов очищения в парильне или самоистязаний. Кроме того, определенную власть над силами природы давали "волшебные" предметы - амулеты, талисманы, обереги. Они, как и лекарственные препараты да и вообще все загадочное и неведомое, на языке индейцев сиу называются "вакан". А люди, способные врачевать и общаться с Великой Тайной, - "вичаша вакан", то есть таинственные люди.


Амулет на запястье для битвы (племя арапахо)




В качестве "вакан" может использоваться многое - части тела животного, его шкура или чучело, растения, камни, фигурки из дерева, кости или кожи.


Целебный корень





Целебный корень из шаманской связки




Обычно такие предметы хранились в священной или колдовской, связке, их также носили в ожерельях, привязывали к волосам, одежде, оружию.


Индеец Голова Лося и связка священной трубки





Связка индейцев шайенов





Шаманская связка индейцев кроу





Колокольчик шамана из племени черноногих




Цель при этом преследовалась одна - защититься с помощью "вакан" от пуль, стрел, болезней. Например, детям на шею надевали мешочек с их же высушенной пуповиной, напоминавший по форме черепашку.


Амулет в виде ящерицы (племя шайенов)





Амулет в виде черепахи (племя шайенов)




Многие воины, отправляясь в военный поход, захватывали с собой кремневые наконечники от стрел или маленькие камни. Их носили в волосах, в виде ожерелья, свято веря в то, что они могут продлить жизнь, поскольку сами бессмертны.


Украшение на голову в виде лука и стрел (племя арапахо)




Большой популярностью пользовались ожерелья из когтей медведя - считалось, что этот талисман придает его обладателю силу и отвагу.

Индейские амулеты

Ожерелье из медвежьих когтей (равнины)




Изображение стрекозы символизировало такие качества, как быстрота, легкость, стремительность, а шкурки бобров обязательно брались в конные набеги - ведь они, по верованиям, увеличивали резвость боевых коней.


Леггины южных шайенов с узором стрекозы




Колдовская связка в одних случаях представляла из себя кусок шкуры, в который заворачивались священные предметы, в других - цилиндрический короб из сыромятной кожи, знахари же для хранения своих амулетов и лекарственных трав пользовались кожаной сумкой, похожей на медицинский саквояж.


Содержимое связки Нумак-Махан (племя манданов)




Связка могла быть индивидуальной, а также принадлежать военному или культовому обществу или всему племени. Самая священная предназначалась для Танца Солнца - важнейшей церемонии индейцев Великих равнин, продолжавшейся несколько дней.


Подготовка к Танцу Солнца




Кроме шкурок животных, перьев орла, ароматной травы и прочего, здесь заметную роль играла и фигурка бизона, вырезанная из кожи и крепившаяся на вершине священного столба. При Танце Солнца возносилась коллективная молитва племени, в которой ему испрашивалось благоденствие, здоровье и удача в охоте на бизонов.


Задабривание духа убитого орла (племя ассинибойнов)




У шайенов существовало тайное общество, члены которого в своих обрядах прибегали к приемам черной магии. Их называли людьми-лягушками, или "носителями смерти", - может быть, потому, что они использовали в качестве "вакан" высушенные человеческие пальцы и языки. А те хранились в сумке, сделанной из кожи жабы-быка.
У ассинибойнов подобное общество именовалось "ваэчонса". Его члены при колдовстве применяли фигурки, вырезанные из бересты или из сыромятной кожи. Когда хотели кому-либо причинить зло, колдуны прокалывали фигурки в четырех жизненно важных точках и закапывали их на вершине холма. После чего оставалось лишь дождаться смерти жертвы.
Иногда в ход шли и вполне определенные научные знания. Скажем, шаманы кайова могли отравить человека ртутью, соскобленной с зеркала и положенной затем в курительную трубку. Но это знакомство с медициной и химией они тщательно скрывали.
Большой почет и уважение вызывали у ассинибойнов поклонники Медведя. Они носили своеобразную прическу и раскрашивались "под медведя". А также подражали его повадкам.


Аттрибутика культа медведя у ассинибойнов




Среди атрибутов культа были ожерелье из когтей медведя, нож с рукояткой из медвежьей челюсти и щит с медвежьими символами. Эти люди знали способы лечения травами, которые употребляли медведи при своих недугах. Проникнуть в секрет им удавалось, выслеживая больных животных.
Однако главной целью, которая заставляла индейцев овладевать магией, была удача в войне.
Шайены имели две племенных святыни - Четыре Священных Стрелы (южные шайены) и Священную Шапку (северные). Они выносились на свет, когда племя начинало большую войну священной мести. Четыре Стрелы в колдовской связке, привязанной к копью, нес в бой лучший воин, и, имея столь могущественный талисман, шайены были неустрашимы и уверены в победе. Другая колдовская связка - "Гнездо Священной Шапки" - была знаменита тем, что один из ее предметов обладал свойством возвращать назад пули и стрелы противника. Предмет этот - кусок кожи, украшенный волосами со скальпов, - так и назывался: "возвратитель".
Надежда на общий талисман, оберегавший все племя, тем не менее не мешала каждому воину заручиться личным покровительством какого-нибудь духа или мистического существа.
В военном походе первым делом требовалось незамеченным приблизиться к неприятелю. Для этого достаточно было прикрепить к волосам чучело ворона.


Два Свистка - воин племени апсароке




Когда враги уже недалеко, чучело предупреждало об опасности легким клевком в затылок.
Свисток из крыльевой орлиной кости также был сильным амулетом.


Свисток из орлиной кости (племя шайенов)



Если вдруг застали врасплох, следовало только дунуть в него, и вражеская пуля не причинит никакого вреда.
Особая роль отводилась щиту, самому дорогу и почетному предмету боевого снаряжения.


Щиты (равнины)




Прикрепленные к нему бубенчик или свинцовый шарик были способны отвращать пули, а мешочек со священными предметами - давал силу и приносил удачу. Обычно на щит наносили разного рода рисунки - животных, насекомых, небесных светил или мифических существ. Поскольку конкретное изображение было подсказано вещим сном, оно обладало сверхъестественной силой, оберегающей воина.
Скальп, снятый с врага, являлся не только доказательством доблести, но и передавал боевые качества поверженного противника. Ведь именно в волосах, по поверьям, находилась вся сила человека. Поэтому скальпами щедро украшали оружие, одежду, конскую сбрую и жилище.
Шел ли индеец в военный поход или мирно предавался радостям жизни в родном жилище, он никогда не забывал о трубке - самом почитаемом культовом предмете. Дым от нее считался лучшей жертвой Великой Тайне, и, посылая его небу, земле и четырем сторонам света, индеец молился о благоденствии своем и всех близких.
Трубку хранили в особой сумке, расшитой бисером и окаймленной бахромой, обернутой крашеными иглами дикобраза. Головку вытачивали из красного камня "катлинит" и инкрустировали свинцом, деревянный мундштук был отделан резьбой или украшен бисером, иглами дикобраза и перьями. В сумке также хранился мешочек с табаком и палочки для забивания табака и прочистки трубки.


Трубка с трубочной сумкой




Пока у индейца есть трубка - ему можно рассчитывать на помощь высших сил, и он всегда имеет шанс быть услышанным Великой Тайной. Не случайно у совершившего преступление первым делом отбирали трубку и разбивали ее вдребезги...
Что ж, владеть магическими предметами - немалая ответственность, но и большой почет. Много личных и общеплеменных святынь краснокожих было утеряно или уничтожено во время "индейских войн" прошлого века, какие-то попали в музеи и частные коллекции. Впрочем, некоторыми и поныне владеют хранители-индейцы. Они бережно передают их из поколения в поколение - как, например, Священную Каменную Трубку в резервации сиу "Шайен - Ривер" в Южной Дакоте, или Священную Шапку в резервации "Северные шайены" в Монтане.
Как знать, может, эти овеянные веками "таинственные" предметы и помогли индейцам остаться индейцами, а не стать американцами?


Автор: Юрий Котенко
26 декабря 2007 19:41
Вернуться назад