uCrazy.Ru / Танк Чи-Ха

Танк Чи-Ха


Во второй половине 30-х годов в Японии пересмотрели требования к средним танкам и приступили к разработке более маневренных образцов, вооруженных 47-, 75- и 77-мм пушками. В 1936 году были разработаны два прототипа такого танка: 9,8-тонный "Чи-ни" ("средний четвертый") арсенала в Осаке и 15-тонный "Чи-ха" ("средний третий") фирмы "Мицубиси". Поскольку японский Генеральный штаб сухопутных войск предпочитал танки поменьше весом и подешевле в производстве, то главным претендентом считался "Чи-ни". Однако с началом войны с Китаем выбор пал на более мощный "Чи-ха", принятый в 1937 году на вооружение как "2597" и ставший основой японских танковых сил второй мировой войны. Массовое производство "Чи-ха" начала компания "Мицубиси" после окончания активных боев в Китае, субподрядчиками выступали фирмы "Хитачи Сейсаку-си" и "Нихон Сейкосо". Всего до 1942 года было выпущено 1200 этих танков. Компоновкой "Чи-ха" напоминал "Ха-го", но имел двухместную башню. В отделении управления размещались механик- водитель (справа) и стрелок (слева); в башне справа от пушки командир, слева - заряжающий. Корпус и башня были клепаными. Корпус имел бортовые ниши, наклонный двухскатный верхний лобовой лист. Башня выполнялась с легкой конусностью и кормовой нишей. На крыше башни располагался купол командира с большим двухстворчатым люком, слева от него - двухстворчатый люк заряжающего. Механик-водитель имел лючок в крыше рубки, стрелок-люк в крыше корпуса. Горизонтальные смотровые щели были прорезаны в щитке окна рубки и ее выгнутых скулах. Установка 57-мм орудия "97" в башне "Чи-ха" допускала его качание в горизонтальной плоскости в пределах плюс-минус 5°. Угол подъема орудия составлял 21° , снижения - 9°. Вес 57-мм снаряда - 2,7 кг, начальная скорость - 420 м/с. Один пулемет в шаровой опоре крепился в корме башни слева, второй - слева в лобовом листе корпуса. Двухтактный V-образный дизель устанавливался продольно в корме, доступ к нему обеспечивали люки в бортах и люк- жалюзи в крыше корпуса. В боевых условиях жалюзи в бортах прикрывались бронекрышками. На марше они поднимались и фиксировались в горизонтальном положении. Топливные баки на 120 и 115 л располагались вдоль бортов. Выхлопные трубы выводились назад с обоих бортов. Четырехскоростная коробка передач со скользящими шестернями и понижающей передачей давала 8 передач вперед и 2 назад. Ходовая часть по схеме Т.Хара была дополнена передним и задним катками с независимой подвеской: крайние катки через коленчатые рычаги соединялись с наклонными спиральными пружинами, открыто закрепленными на борту. Опорные катки и крайние поддерживающие ролики были сдвоенными. Амортизаторы в подвеске отсутствовали. В отличие от опытного "Чи-ну" "Чи-ха" не имел "хвоста". В крышке люка командира монтировался перископический прибор наблюдения и имелось отверстие для сигнализации флажками. На лобовом листе корпуса или на надгусеничных полках крепились фары и иногда звуковой сигнал.





Столкновения с советскими войсками на Халхин-Голе убедили японцев в приоритете противотанковых свойств танковой пушки. И уже в 1939 году был построен опытный танк "98" ("Чи-хо" - "средний пятый") с увеличенной башней по типу советских БТ- 5 и несколько измененной ходовой частью. А в 1940 году появилась модификация серийного "97" - "Синхото Чи-ха" ("Чи-ха" с "новой артиллерийской башней") с 47-мм пушкой: при длине ствола 48 калибров ее 1,4-кг снаряд имел начальную скорость 825 м/с и на расстоянии 500 м пробивал 75-мм броню. В боекомплект входили бронебойные и бронебойно-осколочные снаряды. Пулеметы размещались аналогично "Чи-ха". Башня имела купол со смотровыми щелями, на ее крыше перед люком заряжающего крепилась стойка для зенитного пулемета. Имелись лючки для стрельбы из личного оружия. В правом борту башни размещался небольшой лючок, в задней стенке справа от пулемета - широкий люк для эвакуации, загрузки боекомплекта и демонтажа орудия. Большинство "Синхото Чи-ха" стали простой переделкой уже выпущенных "Чиха". У вновь произведенных танков была несколько изменена система вентиляции моторного отделения. Командир имел свето-звуковую связь с механиком-водителем: 12 кнопкам на пульте командира соответствовали 12 светящихся транспарантов и зуммер на панели водителя. "Чи-ха" приняли участие в боях в Китае, в Малайе, Сингапуре, на Гуадалканале, Сайпане, Гуаме. "Синхото Чи-ха" впервые вступили в бой на полуострове Батаан в мае 1942 года, воевали на Сайпане, Лусоне, Иводзиме и Окинаве, в Маньчжурии и на Курильских островах. Всего с 1938 по 1942 год было выпущено 1220 машин серии "Чи-ха", включая модификации. После войны 350 "Чи-ха" были переданы Народно-освободительной армии Китая. Средние танки предназначались для самостоятельных танковых соединений, и на их базе были созданы командирские машины, оснащенные радиостанцией с кольцевой поручневой антенной вокруг башни, впоследствии замененной на штыревую. Специальная командирская модель "Чи-ха" - танк "Чи-ки" -отличалась несколько улучшенными параметрами радиостанции и приборов наблюдения, а также установкой вместо лобового пулемета 37-мм пушки. Принятые одновременно с линейными командирские танки имели увеличенную башню с новым куполом, без пушечной установки. В крыше башни позади купола находился второй люк. Позже на командирских "Чи-ки" появились башни с пушечной установкой или ее имитацией. На некоторых образцах таким же образом устанавливали второе 57-мм орудие: предполагалось, видимо, что при "линейной" тактике действий командир должен обладать не столько дополнительными средствами связи и управления, сколько дополнительной огневой мощью. На основе "Чи-ха" создали также "артиллерийский" танк с короткоствольным 120-мм орудием для поддержки морских десантных отрядов.






за предоставленую инфу спасибо Stormvogel
7 января 2008 17:33
Вернуться назад