uCrazy.Ru / история одной яхты

история одной яхты

История

Источник: книга Александра Киричука "Введение в яхтинг для тех, кому за тридцать"




Американец Филипп Вельд всю жизнь увлекался яхтингом. Как опытный яхтсмен, он рискнул принять участие в трансатлантической гонке одиночек из Англии в США "OSTAR-1972" на 44-футовом тримаране "Трампетер" английской постройки. Тогда он пришел к финишу двадцать седьмым. Уйдя от дел на пенсию (он был издателем ежедневной местной газеты в маленьком городишке Глочестер) в возрасте 65 лет, Филипп решил взять реванш в следующей гонке одиночек "OSTAR 1976". Американские пенсионеры отличались от своих коллег в СССР тем, что у них на счету водились немалые деньги.
Филипп Вельд страстно желал стать победителем гонки для чего решил построить новую яхту, не скупясь на расходы. Он заказал яхтенному дизайнеру Дику Невику тримаран, что и было выполнено с учетом последних достижений науки и техники. Так, в декабре 1973 года, на верфи Вэйтс в Мэттапойсете родился 60-футовый (18 метров длины) тримаран "Гольфстрим". Яхта имела стеклопластиковый корпус сэндвичевой конструкции, оснащенный двумя подъемными швертами в центральном корпусе. С поднятыми швертами тримаран имел осадку всего лишь 90 сантиметров. "Гольфстрим" был вооружен бермудским тендером, что позволяло ему в свежий ветер развивать скорость до двадцати узлов.
Свою яхту для трансатлантической гонки Филипп Вельд получил заранее, чтобы успеть ее как следует изучить и выходить. Во время подготовки Вельд выиграл регату многокорпусников 1975 года на Бермудах. Яхта прошла все испытания успешно, и 20 апреля 1976 года "Гольфстрим" вышел в море в превосходном состоянии. Ему предстояло своим ходом добраться до берегов Англии, откуда в августе стартовать в обратном направлении. Миссис Вельд взяла билет на самолет в Англию на 16 мая, чтобы встретить своего супруга после перехода.
Плавание намечалось провести в спокойном круизном режиме, не спеша. Филипп пригласил на переход напарником Била Стефенса, парня 21 года от роду. Пять дней тримаран шел под всеми парусами при слабом ветре со скоростью десять узлов. Но 25 апреля они получили штормовое предупреждение и ночь встречали уже с двумя рифами на гроте. К утру ветер усилился настолько, что пришлось полностью убрать грот и передвигаться только под штормовым стакселем. Скорость попутного ветра превысила 47 узлов. Волны вздымались все выше, и пена срывалась с их гребней. Девять баллов по Бофорту. Жестокий шторм. Однако капитан был спокоен,тримаран в 1975 году прошел проверку ураганом Эмми, догнавшим Вельда в Саргассовом море во время гонки на Бермудах. Тогда ветер достигал скорости 60 узлов, и с ним приходилось бороться в одиночку. "Гольфстрим" спокойно перенес это серьезное испытание на прочность.
Когда пришлось убрать грот, скорость тримарана под одним штормовым стакселем снизилась до восьми узлов. Однако капитан Вельд смело продолжал свое продвижение в бушующем океане, уверенный в том, что тримаран 18-метровой длины и 8-метровой ширины представляет собой весьма устойчивую платформу. Но, 27 апреля 1976 года океанская стихия подготовила необычный сюрприз. До этого момента 12-метровые океанские волны были попутными и имели нормальную форму. Однако при пересечении яхтой течения Гольфстрим в 400 милях к Норду от Бермуд (39°N 64°W) оказалось, что это 4-х узловое течение имеет в этом районе ответвление, направленное противотоком. В результате этого явления волны, вздымаемые штормо вым ветром,соединились со встречным течением, которое придало им форму отвесных стен. Рулевому яхты в этом случае приходилось "съезжать" почти по вертикальной поверхности. Кроме того, высота волн в тот день уже была соизмерима с длиной корпуса.
Короче говоря, одна из таких аномальных волн поставила тримаран лагом (боком к волне) и заставила его зарыться подветренным поплавком глубоко в воду, пригвоздив к поверхности океана и лишив, таким образом, яхту возможности двигаться по гребням волн. После этого была продемонстрирована борцовская "подсечка" и… далее тримаран поплыл по поверхности волн вверх днищем. Так течение Гольфстрим победило яхту "Гольфстрим" при первой же встрече.
Утонуть опрокинутый "Гольфстрим" не мог - в этом преимущество тримаранов. Экипажу за три дня удалось пробить отверстие в днище 40х40 сантиметров и выбраться на поверхность. После этого достижения оказалось возможным установить вертикально двухметровый алюминиевый элемент скрутки стакселя (из набора запчастей) укрепив сверху радиолокационный отражатель. Шторм понес свою ярость дальше на Норд, а перевернутый тримаран остался болтаться на успокаивающейся зыби под ярким солнцем, сиявшим на голубом небе. Филипп Вельд подсчитывал запасы банок с апельсиновым соком (запасы воды оказались недоступны), а его помощник отверткой нацарапал метровыми буквами "SOS" на необрастающей краске днища. Ничего больше предпринять не получалось - рация вышла из строя при опрокидывании.
Еще через два дня судьбы тримарана и его экипажа разошлись навсегда. Экипаж был подобран английским контейнеровозом. Спасать опрокинутый тримаран или что-то из своего имущества Филипп Вельд не стал. Покинутый экипажем "Гольфстрим" еще три с половиной месяца носило волнами в океане. За это время его отнесло на тысячу миль в сторону от места аварии.
А затем тримаран подобрали в открытом океане моряки доблестного Черноморского морского пароходства. И доставили в Одессу. Обычно такого класса яхты на дороге (пардон, в море) не валяются. А советским людям ходить на таких яхтах не положено по определению. Но особенности страхования имущества таковы, что либо получаешь страховку, либо свое имущество. Поэтому, владелец яхты, получивший к тому времени полную сумму страхового возмещения (и начавший строить на эти деньги новый 50-футовый тримаран "Мокси" для участия в "OSTAR-1980"), благоразумно отказался от предложения руководства Черноморского пароходства вернуть ему спасенное имущество "за вознаграждение".
Следует отметить, что на новом катамаране Филипп Вельд таки стал победителем этой сложной трансатлантической гонки. Он пересек Атлантический океан от Плимута до Ньюпортаза 17 дней, 23 часа и 12 минут, улучшив предыдущий рекорд на 2 дня и 13 часов. И это в возрасте 70 лет!
Все эти подробности о первом владельце тримарана "Гольфстрим" мы узнали только в 2003 году, случайно наткнувшись на собственноручно написанную Филиппом Вельдом книгу "Мокси. Испытание для Америки", изданную в Англии в 1982 году и неизвестную в СНГ. Прочтя книгу, мы узнали много интересных деталей. Самым удивительным было то, как судьба странным образом еще раз свела "Гольфстрим" с его бывшим владельцем. На радостях от спасения, Вельд вместо трансатлантической гонки отправился в августе с супругой "снимать стресс" в круизе по Черному морю на норвежском пассажирском лайнере. Пирей, Варна, Сочи, Ялта, Одесса. Седьмого сентября 1976 года Филипп и Анна, спускаясь по Потемкинской лестнице на морской вокзал, могли бы видеть, как портальный кран переносит "Гольфстрим" с палубы теплохода "Бирюса" на причал Одесского порта. Но этого не случилось. Нельзя сказать,что в дальнейшем Вельд не интересовался судьбой тримарана, но делать это ему приходилось в статусе "американского наблюдателя", о чем он подробно написал в своей книге.
Таким образом, уникальная и суперсовременная в то время яхта приобрела советское подданство в статусе "бесхозное имущество". А раз так, то каждый, кто к ней прикасался, старался оставить себе на память какой-нибудь сувенир.
В результате, в Черноморском яхт-клубе (структурное подразделение Черноморского пароходства, куда тримаран был передан на баланс) оказался разукомплектованный корпус с отверстием в днище, на котором красовалась надпись "SOS". На яхте все же сохранилось кое-что из оборудования. Осталось то, что нельзя было использовать на даче или еще где-либо в береговых условиях. Например, уцелели лебедки! Сохранились шверты. Все паруса были "смыты за борт" и шились заново, на усмотрение наших народных умельцев. Мачту и гик соорудили из подручных средств. Кое-как собрали все "до кучи".
Но несмотря ни на что - как тримаран "Гольфстрим" ходил потом! Это была самая лучшая яхта на Черном море в течение многих лет. Ее скорость передвижения под парусами и прочность фиберглассового корпуса нас поражали. На наших глазах тримаран во время парада легко разрубил надвое яхту класса "Дракон" без малейшего ущерба для себя. За двадцать лет пребывания на балансе Черноморского яхт-клуба неоднократно менялись его капитаны. Каждый что-то переделывал, и в результате, тримаран превратился в некий гибрид океанской суперяхты и колхозной телеги.
В 1993 году приятель, ставший счастливым владельцем самой быстроходной яхты на Черном море (даже в том виде, в котором он находился к этому моменту, тримаран легко развивал под парусами скорость до 17 узлов) попросил одного из нас стать капитаном.
Однако начало было грустным. Во время первой зимней стоянки в Черноморском яхтклубе произошло ЧП. На плохо охраняемую территорию проникли бомжи и устроили внутри тримарана небольшой костер. В результате мы смогли убедиться в преимуществах стеклопластика. Все деревянные элементы внутри салона выгорели, но корпус уцелел, хотя его все же несколько "повело" от воздействия температуры.
Вот где пригодился бесценный накопленный опыт борьбы с последствиями советского яхтостроения! Однако бесполезно было надеяться на собственные силы, тем более что свободного времени практически не было - работа в то время занимала и вечера и выходные дни. Зато у нас имелись некоторые финансовые возможности. В те незабываемые времена свободные средства на счету собственной компании были для нас в новинку, так же как понятия частная собственность на яхту, право свободного пересечения государственной границы, возможность приобретения валюты и многое другое, что появилось из-за рухнувшего "железного занавеса".
Благодаря сотрудничеству с Николаевским судоремонтным заводом "Лиман", которым руководили наши друзья-яхтсмены, к новому сезону 1994 года тримаран, что называется, "восстал из пепла". Корпус был усилен до невозможности и приобрел приятную жесткость. Появился новый шведский 18-сильный дизель. Полный комплект навигационных приборов японского производства (включая радар), круглосуточно получал энергию от ветрогенератора, что давало возможность забыть о процессе подзарядки аккумулятора. Палуба была оклеена нескользящим покрытием, и поблескивала новенькими люками с тонированными стеклами. Радовали глаз разноцветные синтетические концы, фирменные блоки и дополнительные самостопорящиеся лебедки. Передние паруса сворачивались при помощи высококачественных скруток, не говоря уже о том, что весь комплект парусов был пошит заново из наилучшего качества дакрона требуемой плотности. Не были забыты такие мелочи, как водоотливные помпы, штурманский инструмент и спасательные средства.
Владельца тримарана больше всего радовало полное обновление внутренних интерьеров. От пожара не осталось и следа. Элегантная отделка красным деревом украшала салон, все спальные места получили новые матрасы, был приведен в современное состояние гальюн. Новенькие фирменные светильники создавали уют в салоне и на камбузе, где на кардане красовалась фирменная газовая плита. С кормы опускался за борт складной нержавеющий трап для купания. Все это богатство укрывалось тентами и чехлами.
Был сооружен шикарный штурманский стол, над которым удобно расположились радиостанция и экран радара, а также путевой компас и другие "излишества", о которых мы раньше и не мечтали. Полный комплект навигационных приборов, работающих безупречно, вызывал постоянное удивление.
Выполнить такой объем работ, да еще в течение зимы, во времена Советского Союза невозможно было даже представить, не говоря уже о выборе оборудования и снабжения по фирменным каталогам. Что и говорить, к хорошему привыкаешь быстро…
Мы испытали "Гольфстрим" на прочность во время крепкого осеннего шторма 1994 года на Черном море. Случайно выпало несколько свободных дней, и мы решили сходить к острову Змеиный и обратно, чтобы слегка проветриться. Однако "слегка" не получилось. Уже на выходе из яхт-клуба задуло восемь баллов. Ветер был встречный, крутая черноморская волна частоколом вставала на нашем пути. Но, взяв рифы, мы спокойно шли ходом в десять узлов нужным курсом. На любой другой яхте такая погода быстро испортила бы и отдых и настроение. Но не на тримаране "Гольфстрим". Его легкий и длинный корпус "стриг" гребни волн, твердо опираясь подветренным поплавком на поверхность моря. Конечно, от качки никуда не денешься, зато никакого крена и в помине. Внутри яхты непривычно сухо и уютно.Брызги не долетали до кокпита, и мы одевали непромоканцы только во время дождя. Поскольку тримаран изначально создавался для гонок одиночек, то он запросто управлялся одним вахтенным рулевым. А нас было трое. Один, сидя за штурманским столом, осваивал японскую технику, а второй свободный от вахты возился на камбузе. Не жизнь, а малина.
Тогда нас впервые посетила мысль: неужели можно вот так, по человечески ходить на яхте? Неужели такое бывает в парусном спорте?


история одной яхты














1 мая 2008 12:10
Вернуться назад