uCrazy.Ru / Гонконг: Сумасшедший город.

Гонконг: Сумасшедший город.



Про Гонконг плохого придётся не говорить, и вот почему: при въезде в Гонконг дают конфетку. В первый раз в жизни такое видел, что вот те самые мрачные люди на границе, которые штампуют паспорт, вот именно они, заодно раздают из маленькой коробочки сладкие леденцы для всех въезжающих. Я это расцениваю как взятку. И потому всячески приветствую. А то ну какая-то просто невозможная жизнь, никто ж не даёт.
Оказывается и по большому городу можно соскучиться. Гонконг – финансовая столица всей Азии. Это даже не Токио – это 10 Токио в одном месте. Это таким вероятно Токио мог бы стать, не случись в Японии финансовый крах 90-ых. Помню очень чёткое ощущение от посещения Сеула – город как Токио, но лет 15 назад. Теперь подумалось, что это Токио – застывший в прошлом десятилетии Гонконг. В Гонконге всё растёт вверх. Ну ладно офисы, к офисам в небоскрёбах все привыкли. Ну ладно жилые дома. И даже двухэтажные автобусы. Но башня до небес – "детский сад". Башня – "начальная школа". Никогда бы не поверил, что такое бывает, если бы не увидел своими глазами. Почувствовал себя деревенским мальчишкой, попавшим на прогулку в Вавилон.









Есть всё. Огромные японские магазины и французские модные галереи, в обоих случаях продающие китайские копии всего привычного барахла. Вот они мои любимые японские чипсы, даже с теми же надписями на-японском, хотя и сделаны в Китае. Сумасшедшие толпы народа, блестящее метро с быстрыми поездами каждую минуту в час пик, бегущий всю ночь город и чехарда неоновых огней. Три ночи я так и не мог спать – и зачем? Ночью на храмовой площади разворачиваются палатки ночного рынка. Ах, зачем ночью продавать дурианы? Слава богу, что на рынке продают дурианы. Этот запах – от дурианов. И эта вода на асфальте – наверное, ей мыли дурианы. Я надеюсь. И не надо меня переубеждать. Я на этом рынке купил свой любимый весенний фрукт – бива. И, что показательно, остался жив.

В Гонконге самая удобная линия поезда от аэропорта до города, что я когда-либо видел. Отдельно от всего метро, практически полностью под землей, проложена скоростная ветка, без остановок, скорость как синкансен и прямо до центра города. Удобные поезда с большими отделениями для вещей. Бесплатные автобусы, входящие в цену билета, которые развозят от остановок поезда в центре города до всех возможных отелей. И самая удобная идея: зарегистрироваться на рейс и сдать багаж можно не только в Аэропорту, но и прямо на любой из трёх остановок скоростного поезда в центре. Просто сдаёшь в любое время свой багаж, сколько угодно гуляешь по городу, а вечером садишься на тот же поезд и приезжаешь налегке в Аэропорт, когда твой багаж уже сам доехал в грузовом отделе того же поезда и сам погрузился в нужный самолёт. Очень удобно. И как назло у меня не было никакого багажа. Вообще. Оказывается, это очень удивляет и даже как-то обижает таможню. Так и спрашивают: "А почему?".

Нет, не подумайте, что я совсем из деревни (даже если я только что именно это и утверждал). Конечно, подобная специальная ветка электрички по специальной повышенной цене и с каким-нибудь специальным модным названием из любой возможной комбинации слов Аэропорт, Экспресс, Транзит, и Линк теперь есть в любом крупном городе. Даже у нас в Сиднее тоже такая есть (я сказал "у нас"? ужас, ужас). Называется AirportLink. Но так как дело происходит в Австралии, ветку построили не без некой инновационной оптимизации. В смысле названия и логотипа всё было продумано хорошо. В смысле специальной цены проявили особенное рвение, получилось даже дороже чем аналогичная ветка в хвалёном Гонконге. С остальным же решили не заморачиваться. Обычные пригородные электрички в Сиднее – государственное предприятие. Строительство ветки в Аэропорт было доверено частной компании. Строить целую ветку компания посчитала слишком сложным, и вместо этого ограничилась постройкой частной остановки "Аэропорт" вдоль ветки и так уже проходящей рядом обычной пригородной электрички. Со всеми прелестями самых обычных медленных сиднейских поездов, нулевого попадания в расписание, толпы усталых горожан с работы и на работу, большого промежутка между поездами, и регулярных полных остановок сообщения. Но по дополнительной цене. Доехать от моего дома до Аэропорта стоит в три раза дороже, чем сесть на тот же поезд, проехать расстояние на одну остановку больше, и выйти на обычной государственной станции, следующей за Аэропортом. Клиент чувствует, что его дурят и даже понимает как. Надо сказать, что в результате всего данная частная компания к тому же умудрилась и разориться, несмотря на то, что они попробовали буквально все средства достижения финансовой цели. По просьбе ЧАСТНОЙ компании был закрыт государственный маршрут экспресс автобуса от аэропорта до города, введены дополнительные обязательные платы за использование парковки в Аэропорту и за такси от и до Аэропорта (иначе в изначальном варианте доехать на электричке получалось ДОРОЖЕ, чем на такси, пришлось потребовать сделать такси дороже). Единственное, что попробовать ни разу не пришло им в голову – это вести свой бизнес честно и так чтобы клиент остался доволен. Как неосмотрительно с их стороны!

А с Гонконгом мне повезло. И на то было несколько причин.

Повезло, потому что я смог выбраться в Гонконг по случаю японских выходных – "золотой недели". Оказалось, что "золотая неделя" есть и в Китае. И даже три в год. Одна из них совпадает с японской, а значит, многие фабрики и заводы на континенте были закрыты. Мои друзья из гонконгцев сказали мне, что такой вид на город в наши дни увидеть почти уже никогда нельзя – грязный, душный воздух приходит с континента и закрывает туманной гарью весь город.



Повезло, потому что я успел посмотреть поразивший меня в самое сердце район Шам Шуй По. Скорее всего, уже очень скоро этого района не станет – правительство Гонконга разработало план модернизации, ремонта и перестройки старого района. Но сейчас на улицах всё ещё стоят вплотную, без единой щели, без единой зеленой точки во все стороны огромные старые многоквартирные башни, постройки начиная с 30-ых годов. Когда-то они были белыми, но сейчас вот немного почернели. Чем-то напоминающие московские девятиэтажки, они оставляют удивительно родное, спокойное впечатление. Такой дом приятно было бы назвать домом. В каждом окошке – обязательно жизнь. Забавная, по-видимому чисто азиатская, особенность: сушка белья на балконах. Для японцев это что-то вроде культа. Специальные палки каждый возит с собой и даже если квартира такая маленькая, что места для балкона не осталось, в Токио всё равно делают такой маленький фальшивый балкон на пару сантиметров – встать нельзя, но установить палку и развесить трусы – можно. Для гонконгцев процесс сушки на балконах похоже не менее важен. А вот первое, что меня поразило по прибытию в Австралию, это то, что балкон есть и большой, но абсолютно бессмысленный функционально: голые ровные стены и никакого крепежа ни для бельевой палки, ни для бельевой веревки не предусмотрено. Зато предусмотрена такая специальная электрическая сушилка барабан, типа которого я до этого видел только в общественных стиральных для бомжей. В следующей квартире встроенная сушилка для белья тоже оказалась частью квартиры, как и плита. Могу только предположить, что это какой-то специальный атрибут английской культуры, связанный с тем, что на Оловянных островах влажный туман мешающий сушить вещи на улице рассеивался только когда начинался дождь. С другой стороны, у японцев тоже климат не сахар в этом смысле, начиная сезоном дождей и кончая сезоном тайфунов. В сезон дождей вообще ничего сохнуть не должно, а в сезон тайфунов ничего не должно держаться, но как-то все-таки выкручиваются, благо люди тоже не сахарные. Гонконг по первому впечатлению по климату примерно совпадает с финской баней. В отличие от этого Австралия, казалось бы, одна большая идеальная сушка. Так нет же. Никто не сушит на балконах. При этом используемые электрические сушки, естественно, пожирают довольно много электричества. Должен выдать австралийскому уму ещё один жирный плюс за инновацию: во время поиска квартиры, видел один безумно дорогой дом, который я естественно не снял, но в нём, в частности, была устроена специальная огромная солнечная батарея, питающая электрическую сушку для белья. Не могу не поразиться техническим гением, решившим столь сложную задачу получения такого большого количества электрической энергии от солнца, а так же тем, что даже я знаю способ использования солнца для сушки белья ПРОЩЕ.


12 мая 2008 10:24
Вернуться назад