uCrazy.Ru / Светлана Бакушина

Светлана Бакушина

«Не плоть, а дух растлился в наши дни…»




Светлана Бакушина фотохудожник, член союза фотохудожников России, дизайнер, кинооператор, диджитал-арт-мэйкер. Родилась 28 октября 1979г. в сибирской тайге. Окончила Новосибирский музыкальный колледж по классу фортепиано, затем Новосибирский государственный технический университет по специальности Кинооператор.


Первый фильм Светланы Бакушиной «Мелодия для флейты» сразу получает приз в номинации «Лучший экспериментальный фильм» на Открытом международном фестивале дебютов «Начало». Снимает авторские фильмы, получает многочисленные награды на международных видеофестивалях.



Будучи ещё студенткой, получает приглашение снимать большой цикл игровых познавательно-мотивационных телефильмов по заказу Министерства по делам печати и телерадиовещания России. Цикл транслировался по центральным и региональным каналам телевидения, фильм из этой серии получил национальную телевизионную премию ТЭФИ-регион и множество премий других фестивалей. Работает на телевидении как оператор и монтажер, выступает автором комбинированных кадров.
В 2004 году Свeтлана Бакушина становится членом союза фотохудожников России, в этом же году получает золотую медаль FIAP, международной федерации фотоискусства; участвует в международных фотосалонах, проводит персональные выставки. Последние годы занимается цифровой двухмерной и трёхмерной графикой.




Сотрудничает с режиссером Берлинского Трансформтеатра Генрихом Барановским; с одной из самых ярких российских балетмейстеров, театральным режиссером Аллой Сигаловой, с известным экстремальным фотографом-экспериментатором Евгением Ивановым и другими деятелями искусства.
В данное время Светлана Бакушина много путешествует, ведёт активную творческую деятельность.




МЕЛОДИЯ ДЛЯ ФЛЕЙТЫ

Концептуальный очерк.

«Не плоть, а дух растлился в наши дни…» - устало и близоруко щурясь, выдохнул Тютчев. Очевидно, что художники-провидцы в каждую эпоху остро переживают свойственные своему времени кризисы духовности. Любое значимое художественное направление предлагает современникам рецепт преодоления бессмысленности существования, заполняя внутренний вакуум значимыми, эмоционально заряженными образами-эйдосами, сопереживая которым воспринимающий участник диалога «художник-зритель» испытывает духовную трансформацию. Ощущение себя важной и неотъемлемой частью сложной взаимосвязи всего существующего, понимание своей роли в процессе природных преобразований, трепетно-вдумчивое, бережное отношение к процессу событийно-социальной канвы своей жизни, вот, пожалуй, лишь некоторые, самые общие, результаты катарсического преображения.



Данный проект нашел своё выражение в духе алхимического синтеза западной и восточной символических систем, объединённых художественной манерой, основополагающими критериями которой послужили образцы дзен буддийской японской графики. Япония, почтительно относящаяся к своему духовному прошлому, одновременно являясь образцом научно-технического прогресса, представляет собой мощный культурологический символ, объединяющий мистическое озарение и научный расчёт, горный приют отшельника и рынок ценных бумаг.



Минимализм, отсутствие излишней детализации, многоуровневая символичность телесной позы призваны донести до зрителя мистический пласт бытия, загадочную, с трудом переводимую на рассудочный язык логики природу сосуществования сферы представлений человека об окружающей его реальности, и самой реальности, весьма далёкой от любых человеческих оценок и умозрительных спекуляций. Волшебство восприятия напрямую, без клише и господствующих мнений «по поводу» передано путём изображения фотографическими средствами обнаженной мужской натуры. В настоящий социально-культурный период нормы восприятия и оценки художественности диктует рыночный заказ на рекламный продукт, сама духовность становится рекламным продуктом.



Женское тело рассматривается в данной «системе координат» с позиции стиля жизни, который позволит иметь в разных смыслах этого слова и обслуживать женское тело, критерии красоты которого, опять же вырабатываются с позиций купли-продажи рекламируемого имиджа: movie star на одном полюсе, парно модель на другом. Мужское тело в современном фотоискусстве более табуировано. Открытость мужских гениталий сразу актуализирует обвинения в порнографии и гомосексуализме автора (если он мужчина). Целомудрие, восходящее к античным образцам культуры, космизм человеческой анатомии, исполнительская сложность йогических поз позволили абстрагироваться от христиано-фрейдистских страхов и ущербно механистических ожиданий любителей извращенной чувственности.



В системе ценностей, постулируемых этим проектом, обнаженная плоть является архетипическим символом, многогранную знаковость которого подчеркивает сопутствующий предметный атрибут, взятый из контекста человеческой деятельности, условно определяемой как «бытовой Шаманизм». По сути, любой предмет архаичной культуры способен являться для носителя рыночно потребительского менталитета «проводником в мир духов», завораживая и пугая своей бессмысленностью с утилитаристской точки зрения. Знаковость этих «шаманских атрибутов», необычная для европейского восприятия пластика поз позволила повествовать языком света и тени о тайной «надчеловеческой» жизни Мироздания.



Искусство удивлять и удивляться самому, вот, что объединяет средневекового алхимика, устремившего взгляд в пузырящуюся стеклянную реторту, и фотохудожника, приникшего к экрану монитора. Доктор Фауст, первофотограф, «остановивший миг» и сухонький японский старичок в облачении дзен- патриарха, блаженно улыбаясь, внимают звукам флейты: «… стать вдохновенной флейтой под пальцами танцующего ветра…» Свинец обыденщины преобразовать в Золото художественного акта, делая из «прозябания в угоду и жизни вопреки…» - «Великое деяние» алхимиков всех времён и традиций."
Владимир Калабин, искусствовед, мастер хатха йоги






Проект «Руны»:



"Сегодня книжные развалы полны продукцией на темы саморазвития и духовности. Например, серия «Сам себе психолог», или «Магия для начинающих». В этих книгах приводятся доступные простому обывателю приемы гармонизации психоэмоциональной сферы, и способы улучшения взаимодействия с окружающей действительностью. Литература по популярной психологии интерпретирует это, опираясь на научную исследовательскую базу, книги по магии – на мистико-философские толкования процессов мироздания. Но общим является одно – социальный заказ на подобную информацию о саморазвитии. Духовность стала коммерчески выгодной и утилитарной. Поэтому, изобразительные материалы на «духовные темы», по большей части, являются китчем в духе Бориса Валеджо и его многочисленных подражателей, где за внешней красивостью скрыта только прямая отсылка к предмету изображения. Например, сексапильная фотомодель в тигровой шкуре и с мечом, на динозавре, в обрамлении фантастического неземного ландшафта, говорит созерцающему это изображение только о мастерстве исполнителя, более или мене удачно воплотившего в своей работе темы видео-книго- продукции развлекательного жанра. Изображение является знаком, не дорастая до символа.



Те же авторы, кто в основном специализируется на эзотерических темах, в попытке самим иллюстрировать свои изыскания в эзотерических материях, выше уровня комикса, как правило, не поднимаются, мотивируя отсутствие художественности своих творений тем, что они-де, являются откровениями Высших миров, и судить о них с эстетической позиции оскорбительно. Поэтому мы постарались преодолеть в своем проекте крайности китча и нарочито неумелого примитивизма.
Графические символы, за которыми закреплен пласт сакрально-религиозного опыта германских народов, в настоящее время обрели третье рождение.
Слово «руна» обозначает «тайна», «скрытое», «шепот». Корни этого слова, скорее всего, восходят к архаическим обозначениям издаваемых в ходе племенного ритуала жрецом-шаманом звуков, служащих для вербализации «духовного мира», отличающегося от обыденногo человеческого: шепот, рычание, неразборчивое бормотание, вслушиваясь в которые люди находили для себя разрешения занимавших их проблем.




Связь слова «руны» со знаками письменности имеет второстепенное значение, важнее то, что руны прежде всего связаны с вербальным выражением техник, целью которых является преобразование окружающей действительности согласно задуманному, или, говоря иначе «руны» это визуальное закрепление словесной формулы магического заклинания. Вариации корня run сохранились в современных языках: по-немецки raunen «нашептывать», по-латышски runat «говорить», по-фински runo «стихотворение, заклинание».



Даже русское слово «хранить» связано с этим индоевропейским корнем.
Согласно германским мифам, руны явились верховному богу Одину во время инициации, когда он висел, пригвоздив самого себя копьем к Мировому Древу, и постигал сокровенные истины, лежащие в основе Миропорядка. Затем, Один передал Тайное Знание избранным людям, ставшим прорицателями воли богов и врачевателями соплеменников. Они отличались от остальных умением воплощать задуманное в действительность посредством манифестации волевого импульса, выражением которого становились рунические знаки.




К помощи руны обращались, задействуя три канала обработки и передачи информации: поза и жест(телесный), изображение символа(визуальный) и пропевание звука, закрепленного за руной(слуховой). Например, руну можно было выложить из палочек, или изобразить на дощечке, на поверхности оружия или предмета быта, распевать имя руны в специальной медитативной песне, изобразить пластикой тела форму руны, удерживая в сознание пласт символических значений, закрепленных за выбранным знаком.



Такое многостороннее чувствование символа способно проявить потенциально заложенные в человеческом существе творческие способности в плане взаимодействия с событийной канвой нужного направления.
Каждый обращался к рунам по своей надобности: целитель изгонял болезнь, воин добивался победы в бою, охотник привлекал добычу, влюбленный – душевное расположение объекта своих притязаний. Руническая магия была чрезвычайно многогранна и обслуживала не только бытовой пласт человеческих интересов, но и духовный. Совокупность рун, с их символическими интерпретациями могли описать не только причины сложившихся событий, с возможными грядущими результатами, но и являлись действенным до настоящего времени языком, в необычном значении этого слова.




Руны это метаязык, система символов которого находится далеко за пределами обыденного, утилитарного пласта человеческого опыта. Используя слова этого метаязыка, тот, кто приобщался к магии рун, начинал полный личного значения диалог с миром, в котором он жил, как с миром внешним, так и с внутренним. Именно здесь, за пределами формально-логического мышления следует искать корни истинного значения слова «руна».
Магия рун угасла в середине 11 века из-за агрессивного неприятия христианством всего, что не вписывалось в его миротолкование. Но вплоть до начала 20 века отдельные отголоски сохранялись в скандинавской «глубинке». В начале 20 Европа пережила возрождение интереса к древним мистическим традициям, как восточным, так и коренным. Толкование рун и их графическая символика послужила и для идеологического объединения немецкой нации во время Третьего Рейха, чем, собственно и дискредитировала себя.




Такие древние символы как молния и свастика, несущие в себе изначально охранительные и притягивающие удачу значения, в сознании обывателя стойко начали ассоциироваться со зверствами фашизма, и вызывать резко негативные ассоциации. Но в настоящее время, в мировой культуре наметился стойкий интерес к архаическим символам, призванным служить в лабиринте человеческого бытия ориентирами, в том числе не только трактующими происходящие с человеком события с точки зрения сопричастности к мировым, природным процессам, но и служить морально-этическими образцами экологичного поведения.
Как на уровне земном, профанном, так и на уровне космическом, мистериальном, руны представляют собой систему коммуникации в гипертексте культуры, являющейся структурой, складывающейся из совокупности всевозможных произведений искусства. Изначально, и до наших дней система рунических толкований является высокоэффективной, многоуровневой системой общих для всего человечества культурных универсалий, названных К.Г. Юнгом архетипами. С этой точки зрения, гипертекст мировой культуры не что иное, как материальное выражение коллективного бессознательного, части психики, общей для человечества в целом и являющейся продуктом наследуемых структур мозга.




Архетипические образы являются основой как эстетического созерцания, возводящего сознание реципиента к духовной реальности, принципиально невербализуемому многоуровневому смысловому пространству, так и своеобразным кодом, заключающим в себе весь человеческий опыт взаимодействия с разными проявлениями действительности.
Символы рун аккумулировали в себе энергию мифа и способны раскрыть сознанию нечто, само по себе недоступное иным формам и способам коммуникации с Универсумом. Как в рунической магии, где целью мастера рун является изменение объективного мира в соответсвии с его собственной волей, так и в руническом гадании, где целью является «прочтение» скрытых истин о самом себе и о внешнем мире,- руны всегда являются живым, т.е. обладающим собственным разумом посредником, с помощью которого послание из «мира Духа» отправляется или получается.




Как гласят мифические предания, руны живут в душе гадателя, когда он созерцает священные знаки, раскинутые на белой ткани, он вглядывается в глубины Колодца Судьбы, приближаясь к уровню первожреца Одина. Тот, кто посвятил себя Рунам, открывает неизведанные тропы, связывающие его душу с Мирозданием. Для использования этих чудодейственных знаков необходимо глубоко личное отношение к каждой руне,которая представляет собой определенный архетип, чье постижение необходимо для взаимодействия с нею.



24 символа называются Футарк, по первым буквам шести начальных знаков, каждому из которых соответсвует миф с определенным сюжетом из скандинавской мифологии, несущий в себе мощный психоэмоциональный заряд, способный при его проживании открыть доступ в ноосферу, всемирное энергоинформационное поле, или, говоря языком эстетики, приобщение к символизму рун, способствует выходу из лабиринта полисемии культурно-бытийных состояний путем интуитивного нахождения ключа для прочтения гипертекста культуры.



Итак,
1. Изобразительный ряд проекта воплощает в себе символические значения рун, графических знаков Германской Мистической традиции.
2. Проект по самой своей сути противостоит тенденциям актуального арт-сознания нонклассики, имеющей дело с симулякром, манифистирующим «принципиальное присутствие отсутствия реальности» и в парадийно-ироническом ключе передразнивающим образно-символическую природу классического искусства. В отличие от актуального искусства, которое взамен художественности и творческой природы эстетического дискурса предлагает нивелирование символического значения арт-объекта 3. Проект декларирует существование Вечных Истин, связанных с вневременными реалиями коллективного сознания человечества и предлагает реципиентам не ставшую уже привычным маргинальную имитацию трансляции смысла, характерную для пост-культуры, а возможность разделить нуминозный восторг от соприкосновения с культурными универсалиями.»






Проект "Тибетские Казаки":



1. Стиль милитари как способ защитной мимикрии, возникающий из уверенности в своей ущербности, слабости.
2. Война антигуманная дисгармоничная бессмысленное действо, по сути своей выполняющая функцию саморазрушения вида. Война - раковая опухоль на теле человечества.
3. Культ оружия, культ силы - есть способ преодоления страха смерти путём слияния с этим явлением, символическими носителями которого являются предметы убийства, т.е. оружия.
4. Гражданская война в России - ярчайший пример величайшего бедствия. Личность подвергается испытанию, где под угрозой становится его жизнь, мат. ценности.




5. Гражданская война предоставляла человеку возможность совершения бессмысленных подвигов во имя абстрактных идей, приобретших в дальнейшем романтическую окраску в пропаганде политических идеалов и красных и белых.
6. Образ Чапаева, его оруженосца Петьки и их боевой подруги Анки после выхода на экран фильма братьев Васильевых "Чапаев" наполнились дополнительными смыслами, далёкими, а иной раз и противоположными их официальной трактовки.
7. Жанр анекдота восходит к притчи, словесному рассказу в символах. Понятных для носителя культуры, повествующих о вечных истинах.
8. Чапаев, Петька и Анка - патриархи "Красного дзен".
9. Дзен буддизм мистико-философской мысли, возникшей в Японии несколько столетий терзаемой гражданскими воинами. Человек в повседневной жизни сталкивался напрямую со страхом насильственной смерти. Дзен буддизм является связующей духовной силой между крестьянами "профессиональными кормильцами" убийц и классом профессиональных убийц, самураев. Патриархи дзен облекали свои изречения в форму изящного словесного парадокса, вызывающего смех. И этот смех выявлял абсурдность ценностей, навязываемых власть предержащими, готовыми в угоду своих амбиций нарушить целостность мироздания.




10. Обращаясь к образам красноармейцев, мы вольно трактуем символы романтического противостояния красных и белых с философско-нравственных позиций, условно называемых нами "тибетским казачеством"
11. ТК - Духовная предрасположенность личности с ярко выраженным славянским менталитетом, страстно бросившуюся на амбразуру восточных учений. Весь пыл своей души и поразительную способность к синтезу различного рода восточных мистических учений направившую на самобытную адаптацию восточного мистицизма на русскую почву.
12. В художественных образах прослеживается историческая иерархия образов Вани-дурачка, становящегося бывалым служивым солдатом, способным и "кашу из топора" сварить и "чертей обдурить" и "попам щелбанов наставить". Вдохновителями нашими явились Пётр Пустота, Швейк, Гашек, Чонкин.




13. Разрушения привычных стереотипов мышления, высмеивание культа убийства. Противопоставление идеологии разрушения, символом которой является в современной культуре отточенный самурайский меч единения с природой в культуре востока как облекающиеся в форму мудрого странника, нагота которого находится в гармонии с окружающей природой.
14. Воин живёт войной, конец войны - смерть для воина. Самураи исповедовали философию дзен, помогающую им жить в мире с собой и природой в "свободное от работы время". К сожалению, современная российская действительность не содержит в себе способа успокоения для участников локальных военных конфликтов, мало того, поощряет культ насилия и агрессии: "Будь сильным, будь готов убить другого или убьют тебя". Мы надеемся, что наш скромный вклад в виде этих работ будет способствовать если не духовному самораскрытию, то хотя бы снижению уровня агрессии."
Светлана Бакушина - член союза фотохудожников России
Владимир Калабин - мастер хатха йоги, искусствовед






Мастер и Маргарита:







3 июня 2008 09:22
Вернуться назад