uCrazy.Ru / Советские средства скрытной подводной доставки военного десанта к берегам противника.

Советские средства скрытной подводной доставки военного десанта к берегам противника.

Представим себе картину: годы «холодной войны», Гренландия, полярная ночь. Но жизнь на американской авиабазе не затихает: вертятся радары, взлетают и садятся тяжелые самолеты – толстые сигары транспортников и узкие изящные летающие крепости. Вдруг внимание аэродромной обслуги привлекают сотни бегущих привидений в белых халатах. Мираж? Нет, не мираж, на бетонку взлетной полосы с ревом выскакивают танки Т-34, с ходу открывая пулеметно-пушечный огонь. В считанные минуты все кончено.


Летчики и аэродромные команды стоят с поднятыми руками. Охране и обслуге систем связи и радиолокационной станции повезло меньше – с ними разобралась диверсионная группа за три минуты до выхода танков на взлетную полосу. Прошло еще немного времени, и база ожила – на бетонку один за другим садятся летающие крепости, только теперь на них не белые, а красные звезды. Самолеты заправляются и берут курс на юг...
«Такого не было! – воскликнет читатель. – Это очередной фантастический рассказ!» Нет, это писали не фантасты, а генералы и адмиралы, а затем клали планы операций в папки с грифом «ОВ» – особой важности.

Лучшие аэродромы – американские

Американские летающие крепости Б-29 освоили десятки аэродромов вдоль границ СССР, от Гренландии до Турции и от Пакистана до Японии, и могли поразить любой объект на территории Советского Союза. А вот их советские аналоги, Ту-4, могли долететь лишь в один конец, до США, а там, отбомбившись, летчикам оставалось лишь выбрасываться c парашютами. Поэтому возник вариант организовать аэродромы подскока, на которых самолеты могли бы заправляться в ходе полетов как «туда», так и «обратно» (о дозаправке в воздухе тогда никто и не мечтал). Кроме того, на таких аэродромах могли базироваться и советские истребители, эскортировавшие наши летающие крепости. Аэродромы подскока планировалось создать как на льду вблизи полюса, так и на арктических островах. Идеальным вариантом был бы захват американских арктических аэродромов. Но как это сделать? Послать надводные корабли с десантом? Это сложно из-за ледовой обстановки, а главное – из-за абсолютного (в те годы) господства на море флотов США и других стран НАТО.

Лодки особого назначения

А что, если для этого использовать подводные лодки? И вот в 1948 году в ЦКБ-18 было начато проектирование «лодки специального назначения» проекта 621. Лодка предназначалась для скрытной переброски десантных войск с боевой техникой и снаряжением и последующего снабжения высаженных войск боеприпасами, горючим и продовольствием. При определении состава десанта исходили из того, что все входящие в него войсковые подразделения (стрелковые, артиллерийские, танковые, авиационные и другие) являются самостоятельными единицами, а размещение их производится с учетом возможности ведения боя во время высадки. Для принимаемых на лодку самолетов-истребителей было обеспечено взлетное устройство типа катапульты. Вес перевозимого десанта с техникой, включая продовольствие, питьевую воду и патроны регенерации воздуха, составлял 1550 т.


Подводных гигантов конца 1940-х сменили небольшие проекты 1950-х, на смену которым пришли подводные колоссы 1960-х и атомные транспорты 1970-х. Однако всем им суждено было остаться только на бумаге – подводные лодки годились разве что для высадки диверсионных групп, а для десантных операций и захвата плацдармов требовалось большое количество транспортов. К этому выводу военно-морские специалисты пришли по обе стороны океана


В процессе проектирования были проработаны варианты подводных лодок с разными энергетическими установками: дизель-аккумуляторный вариант с парогазовой турбинной установкой для обеспечения экономических подводных ходов, дизель-аккумуляторный с 16 группами аккумуляторных батарей, варианты с «едиными» двигателями, работающими по схеме ЕД–ВВД и по схеме ЕД–ХПИ. Окончательный вариант проекта предусматривал использование парогазовой турбинной установки, так как все остальные варианты имели большее водоизмещение и хотя и превосходили выбранный вариант по дальности плавания в надводном положении, значительно уступали ему в дальности плавания в подводном положении.

Проект 621
Лодка проекта 621 должна была иметь нормальное водоизмещение 5845 т, длину 147,5 м, ширину 13,3 м и среднюю осадку 6,3 м. Максимальная надводная скорость – около 15 узлов (28 км/ч), максимальная подводная скорость – 8,4 узла (15,5 км/ч). Дальность плавания надводная – 10 000 км. Вооружение было чисто артиллерийским – один 25-мм и два 57-мм спаренных зенитных автомата. Кроме того, на палубе размещались рамки для 360 реактивных снарядов для огневой поддержки десанта. Грузоподъемность лодки составляла 1550 т. В состав перевозимых грузов входило: 10 танков Т-34, 12 грузовых автомашин с тремя прицепами, 4 легковые машины, 12 пушек калибра 85 мм, 2 пушки калибра 45 мм, 3 самолета Ла-5 со складывающимися крыльями, пулеметы, минометы, автоматы, боеприпасы, топливо, провизия. Плюс 745 человек десанта.



Самоходная техника (автомашины и танки) погружалась и выгружалась собственным ходом. В связи с этим была необходима мощная система вентиляции для удаления из грузовых отсеков выхлопных газов работающих двигателей. Для обеспечения жизнедеятельности десантников на переходе предусматривалась мощная система регенерации и кондиционирования воздуха. Имелись общие койки-нары, каждая на четыре человека, гальюны, умывальники, две большие электроплиты для варки пищи, электрокипятильники и т.п.

Метод притыкания

Высадку десанта предполагалось производить следующим образом: после притыкания лодки к берегу носовой оконечностью заполнялись цистерны главного балласта в носу, с помощью механического привода открывался огромный грузовой люк, спускался механизированный трап, по которому десант с техникой, боеприпасами и другими грузами переправлялся на берег. По мере высадки десанта заполнялись цистерны замещения. Перед притыканием к берегу отдавался якорь. В случае необходимости предварительного разминирования места высадки и уничтожения береговых противодесантных заграждений предусматривалась возможность высадки подводного десанта в количестве 6–10 человек, для чего в кормовой части лодки имелись шлюзовые камеры. По окончании операции по высадке десанта с техникой и боеприпасами убирался трап, закрывался грузовой люк, продувались цистерны главного балласта и ходом с одновременным вбиранием якоря подводная лодка стаскивалась с грунта. Некоторые технические решения проекта 621 вызвали сомнения у руководства ВМФ – например, способ выгрузки техники (самолетов, танков, пушек и т.п.), обеспечение жизнедеятельности личного состава десанта во время длительного перехода и его боеспособность после высадки. В связи с этим все работы по проекту 621 прекратились


Проект 626
В мае 1952 года вышло Постановление Совета Министров СССР о разработке «подледно-транспортной» подводной лодки проекта 626.

Подледно-транспортная лодка предназначалась для перевозки грузов под ледовым покровом в арктические пункты, расположенные на материках, островах и льдах Северного Ледовитого океана и прилегающих к нему морей, а также для обеспечения воздушного наблюдения, оповещения и связи при нахождении лодки в полярном бассейне. Лодка должна была перевозить 3–4 танка Т-34 и топливо для них, или 165 человек десанта с вооружением, или технику и снаряжение для оборудования искусственных полярных аэродромов, или боеприпасы и продовольствие.

Подледно-транспортная подводная лодка должна была свободно плавать подо льдом Арктики, всплывать в заданном районе и передавать на необорудованный берег или лед доставленные грузы. В связи с этим она должна была снабжаться гидроакустической аппаратурой, позволяющей с достаточной точностью определять расстояние до льда по горизонтали и вертикали, а также устройством для протаивания льда с выдвижными шахтами – чтобы сделать возможным выход людей из лодки на лед при нахождении лодки подо льдом.

На стадии эскизного проектирования было рассмотрено три варианта и два подварианта лодки. Наиболее близок к заданию оказался третий вариант, согласно которому нормальное водоизмещение лодки составляло 3480 т, длина 100 м, ширина 9,5 м, осадка 6,6 м. Скорость надводная – 12 узлов (22 км/ч), подводная – 8 узлов (15 км/ч). Надводный ход обеспечивали два серийных двигателя 37Д мощностью по 2000 л.с., а для подводного хода предполагалось использовать комбинированную дизель-электрическую установку, работающую по циклу академика Чудакова.

В отличие от лодки проекта 621 лодка проекта 626 получила торпедное вооружение – два торпедных аппарата калибра 533 мм и 4 торпеды. Артиллерийское вооружение состояло из двух спаренных зенитных установок П-25.

Лодка проектировалась двухкорпусной, трехвальной с одиннадцатью отсеками. Прочный корпус имел в средней и носовой части форму «восьмерки», которая в кормовой части переходила в цилиндр. В средней части корпуса для выгрузки танков и других грузов была предусмотрена проницаемая камера, причем для сохранения жесткости корпуса в этом районе обшивка была вырезана только сверху. Для сообщения между отсеками лодки в этом месте внизу был предусмотрен проход в виде прочного цилиндра. В верхней части «восьмерки» были расположены грузовые отсеки, а в нижней – аккумуляторная батарея. Грузовые отсеки заканчивались тамбуром с герметичными дверями для выхода танков в проницаемую камеру, имеющую кингстоны для заполнения ее забортной водой, и осушительный трубопровод. В проницаемой камере размещалась платформа с гидравлическим подъемником для подъема грузов наверх. За проницаемой камерой в цилиндрической части прочного корпуса находились центральный пост, отсек вспомогательных механизмов и энергетические отсеки. Над корпусом в кормовой ее части размещался прочный цилиндр, в котором были установлены торпедные аппараты.

Метод протаивания
На центральном посту находилось устройство, которое с помощью электрических грелок должно было протаивать во льду толщиной до четырех метров отверстие, достаточное для прохода выдвижной шахты и выхода через нее личного состава на лед, а также для подачи воздуха для работы двигателей на зарядку аккумуляторной батареи. В оконечностях находились опорные стойки, которыми лодка касалась подводной поверхности льда. В надстройке позади ограждения рубки размещался самоходный понтон для перевозки грузов на необорудованное побережье.

Проект 626 не отвечал заданным требованиям в отношении дальности плавания под водой, времени срочного погружения и т.д. Поэтому в ноябре 1955 года было принято решение о прекращении его дальнейшей разработки.


Проект 748

Хотя в 1965 году было принято решение отказаться от реализации проекта 664, флот по-прежнему нуждался в десантно-транспортной подводной лодке, способной скрытно доставлять десантные группы в удаленные районы мирового океана. При формировании программы военного кораблестроения на период 1965-1970 гг. в нее было включено создание подобного корабля.
В августе 1965 г. ЦКБ-16 получило задание на разработку транспортно-десантной подводной лодки проекта 748, предназначенной для "скрытной перевозки и высадки морского десанта на необорудованное побережье, снятия десанта и раненых, эвакуации их на наше побережье или переброски в другие пункты побережья вероятного противника". Кроме того, лодка должна была решать задачи снабжения боеприпасами, продовольствием и другими видами материально-технического обеспечения войск, действующих "на удаленных от своих берегов направлениях". Заданием предусматривалась возможность приема на борт до 1200 человек десанта или до 20 единиц колесной или гусеничной бронетехники. Вариант загрузки - усиленный батальон морской пехоты (470 человек) со штатным вооружением, три плавающих танка ПТ-76, два бронетранспортера БТР-60, шесть ротных минометов.
Эскизное проектирование началось в августе 1965 г., главным конструктором проекта 748 был назначен Н.А. Киселев. Однако вскоре Главное управление кораблестроения предложило дополнительно проработать два варианта корабля с атомной энергетической установкой, а также рассмотреть возможность использования подводной лодки в качестве минного заградителя.
В общей сложности в ЦКБ-16 было проработано шесть вариантов эскизного проекта лодки. К окончательному рассмотрению был предложен четвертый вариант (с АЭУ).
Корабль должен был иметь оригинальную трехкорпусную архитектуру Три цилиндра (прочные корпуса) располагались горизонтально, что обеспечивало наиболее рациональное размещение перевозимых людей и десантируемой техники. В носовой части сплющенного "камбалаобразного" легкого корпуса имелось две аппарели, позволяющие высаживать десант на необорудованное побережье. Значительный запас плавучести (более 50%) обеспечивал кораблю минимальную осадку при подходе к берегу.
В центральном прочном корпусе находилась ГЭУ и основные общекорабельные системы, посты и жилые помещения. В двух боковых корпусах размещалась техника десанта и другие грузы, а также аккумуляторные батареи.
ГЭУ включала два атомных реактора водоводяного типа, главные турбозубчатые агрегаты, гребные электродвигатели экономного хода, автономные турбогенераторы и вспомогательные дизель-генераторы. Гребные винты были расположены в кольцевых насадках.
Корабль предполагалось оснастить ГАК "Рубикон" и ГАЛ "Мечта". Вооружение должно было включать четыре торпедных аппарата калибром 533 мм (боекомплект 14 торпед, вместо которых на борт могли приниматься мины). Для противовоздушной обороны в надводном положении, в процессе высадки десанта, были предусмотрены две автоматические артиллерийские установки СМ-243 ЗИФ калибром 57 мм, а также ПЗРК.
Представленный заказчику эскизный проект АПЛ не был утвержден, однако работы по созданию транспортно-десантных подводных лодок, способных также решать задачи минного заградителя, в СССР были продолжены.
Проект реализован не был, но разработки использовались при проектировании атомной десантной подводной лодки проекта 717.
Характеристика АПЛ проекта 748

Длина наибольшая .................. 160 м
Ширина наибольшая ................. 21 м
Нормальное водоизмещение .......... 11000 м3
Запас плавучести .................. 50%
Предельная глубина погружения ..... 300 м
Полная скорость подводного хода ... 17 уз.
Автономность ...................... 80 сут.


Проект 717


В августе 1967 г. в ЦКБ "Волна" начались работы по проектированию "большой транспортно-десантной подводной лодки-минного заградителя" проекта 717. При этом широко использовался конструкторский задел по ранее прекращенным проектам 664 и 748. По тактико-техническому заданию корабль предназначался для скрытной доставки десанта, военной техники, оружия, боеприпасов, продовольствия и других грузов, а также для постановки минных заграждений в удаленных районах океана. Главным конструктором проекта 717 являлся Н.А. Киселев, обладавший десятилетним опытом работы по проектированию транспортно-десантных подводных лодок и минзагов.
Технический проект корабля был закончен в 1971 году и утвержден 18 марта 1972 г. (при этом заказчик выдвинул дополнительное требование - обеспечение спасения экипажа затонувших подводных лодок при помощи специальных спасательных снарядов). Разработка технической документации велась применительно к постройке АПЛ на Северном машиностроительном предприятии.
Корабль должен был иметь трехкорпусную архитектуру с горизонтальным расположением прочных корпусов. В двух боковых отсеках могла размещаться колесная и гусеничная бронетехника, высадка которой должна была осуществляться через две носовых аппарели. Там же могли располагаться и запасные мины заграждения. В центральном цилиндре (имеющем наибольший диаметр) размещалось вооружение, энергетическая установка, экипаж, личный состав десанта, технические средства и т. п.
Два гребных винта располагались в кольцевых каналах.
Лодку предполагалось оснастить всплывающей спасательной камерой ВСУ-3.
Гидроакустическое вооружение, включавшее ГАК "Рубикон", располагалось в носовой части корабля.
Оборонительное вооружение лодки включало шесть торпедных аппаратов калибром 533 мм (боекомплект 18 торпед) и две 30-мм артиллерийские установки А-21 ЗМ (в подводном положении убирающиеся в контейнеры, расположенные в надстройке). В минных трубах могло располагаться до 252 мин.
Сложность конструкции АПЛ потребовала изготовления большого числа объемных моделей, воспроизводящих взаимное расположение всех элементов. Значительное внимание было уделено и отработке гидродинамики лодки, имевшей весьма нетрадиционные формы.
Материалы технического проекта 717 были утверждены 18 марта 1972 года, однако из-за всевозможных доработок и корректировок дело затянулось до 1977 года, а к тому времени все силы решено было бросить на строительство крейсеров-ракетоносцев проекта 941. В результате десантные лодки, на время, исключили из кораблестроительной программы.
Характеристика АПЛ проекта 717

Длина наибольшая .................. 190 м
Ширина наибольшая ................. 23 м
Нормальное водоизмещение .......... 18000 м3
Предельная глубина погружения ..... 300 м
Полная скорость подводного хода ... 18 уз.
Автономность ...................... 75 сут.


Ситуация изменилась в начале 1990-х, когда, согласно договору об ограничении стратегических вооружений, начался демонтаж ракетных отсеков атомных ракетоносцев первого и второго поколений. Эти лодки могли плавать еще 10–30 лет, а договоры не требовали их демонтажа в целом. Вот когда появился идеальный случай для возвращения к десантным подводным лодкам. Понятно, что вопрос этот очень щепетильный, и вся информация держится в абсолютном секрете. Тем не менее в западной прессе проскользнул слух, что американские атомные лодки № 609 «Сэм Хьюстон» и № 611 «Джон Маршалл» – бывшие ракетоносцы типа «Итен Ален» – переоборудованы для доставки десанта.


Сегодня только две страны – Россия и Канада – ведут разработки таких транспортов. Например, в начале 1990-х годов ЦКБ «Рубин» по заказу РАО «Норильский никель» разработало проект переделки атомных ракетоносцев «Тайфун» (проект 941) в подводные сухогрузы грузоподъемностью до 10 000 тонн


В случае же начала промышленной разработки месторождений углеводородов в Арктике проекты атомных подводных нефте- или газовозов вновь становятся актуальными. С середины 1990-х годов ЦКБ «Рубин» ведет проектирование атомной транспортной подводной лодки на базе крейсеров-ракетоносцев проекта 941.


Для отработки новых технических решений в области создания боевых подводных лодок нового поколения 16 июля 1990 г. в Северодвинске была заложена "атомная глубоководная станция 1 ранга" AC-12 - исследовательская подводная лодка проекта 10831, лишенная вооружения. 26 августа 1995 г. корабль был спущен на воду, а в 1997 году - вошел в состав Северного флота.
Корпус АПЛ, получивший на западе обозначение NORSUB-5, выполнен из титанового сплава и рассчитан на глубину погружения более 1000 м.
Главная энергетическая установка номинальной мощностью 15000 л. с. имеет один реактор и один винт.
Характеристика АПЛ проекта 10831

Длина наибольшая .................. 60,0 м
Ширина наибольшая ................. 7,0 м
Средняя осадка .................... 5,1 м
Нормальное водоизмещение .......... 1600 м3
Полное водоизмещение .............. 2100 м3
Рабочая глубина погружения ........ 1000 м
Полная скорость подводного хода ... 30 уз.
Экипаж ............................ 25 чел.


В начале 1980 года в Ленинграде, на заводе "Судомех", началась постройка серии атомных подводных лодок специального назначения проекта 1851, лишенных вооружения. Корабли предназначались, в частности, для проведения глубоководных работ с использованием водолазов и оснащались барокамерой.
Первая АПЛ, АС-23, была заложена 25 сентября 1981 г., спущена на воду 30 октября 1983 г. и вошла в состав Северного флота 30 декабря 1986 г. За ней последовала АС-21 (заложена 26 декабря 1984 г., спущена 29 апреля 1991 г., вошла в строй 28 декабря 1991 г.). Завершила серию АС-35 (заложена 20 декабря 1989 г., спущена 29 сентября 1994 г. и вошла в строй 12 октября 1995 г.).
Корабли оснащены одним реактором мощностью 10 мВт. По НАТОвской классификации они получили обозначение X-Ray.
Характеристика АПЛ проекта 1851

Длина наибольшая ............. 40,0 м
Ширина наибольшая ............ 5,3 м
Средняя осадка ............... 5,0 м
Нормальное водоизмещение ..... 550 м3
Полное водоизмещение ......... 1000 м3
Рабочая глубина погружения ... 1000 м


Для исследования новых типов атомных реакторов в начале 70-х годов было решено построить атомную подводную лодку специального назначения проекта 1910 (шифр "Кашалот"). Корабль, лишенный традиционного торпедного вооружения, было решено использовать также в качестве средства доставки боевых подводных пловцов.
"Атомная глубоководная станция 1 ранга" (так классифицировалась АПЛ проекта 1910 в ВМФ) АС-13 была заложена в Ленинграде (ЛАО) 20 октября 1977 г., спущена на воду 25 ноября 1982 г. и 31 декабря 1986 г. вошла в состав Северного флота. 23 февраля 1983 г. там же был заложен второй однотипный корабль - АС-15. Он был спущен на воду 29 апреля 1988 г. и вступил в строй 30 декабря 1991 г. На Западе АПЛ проекта 1910 известны под обозначением Uniform.
АПЛ оснащена ГЭУ номинальной мощностью 10.000 л. с. с одним реактором. Имеется один основной и два вспомогательных гребных винта.
Характеристика АПЛ проекта 1910

Длина наибольшая ........................ 69,0 м
Ширина наибольшая ....................... 7,0 м
Средняя осадка .......................... 5,2 м
Нормальное водоизмещение ................ 1390 м3
Полное водоизмещение .................... 2000 м3
Максимальная скорость подводного хода ... 30 уз.
Максимальная надводная скорость ......... 10 уз.
Экипаж .................................. 36 чел.

Автор обзора: Мифодий.

Источники:
"Техника и вооружение" 5-6'2000 Опытные подводные лодки и лодки специального назначения В. Ильин, А.Колесников
"Популярная механика" Январь 2008 Танки на полюсе. Холодная война. Александр Широкорад
www.navycollection.narod.ru
www.navy.su
24 сентября 2008 14:30
Вернуться назад