uCrazy.Ru / "Уродцы"

"Уродцы"



Художественный фильм "Уродцы" вышел настолько провокационным, что был официально запрещён в нескольких странах и штатах и долгие годы пролежал на полке, однако впоследствии был признан национальным достоянием и включён в Национальный кинорегистр Библиотеки Конгресса.

Слабонервным дальше не смотреть!



"О разлагающем влиянии буржуазного кино не стоит говорить, это совершенно ясно. Использовав все темы сентиментализма, оно начинает демонстрировать физические уродства. В Голливудской студии Метро-Гольдвин-Майер собралась оригинальная труппа для работы над фильмом "Причуды". В ее составе - Ку-Ку, девушка-птица, имеющая большое сходство с аистом; П. Робинзон, человеческий скелет; Марта, родившаяся с одной рукой, искусная мастерица вязать кружева ногами. Доставлены в студию Шильце, прозванная "голова-шпилька" женщина с нормальным телом, но с необыкновенно маленькой головой, похожей на шпильку; Ольга - женщина с мужской окладистой бородой; Жозефина-Жозеф, наполовину женщина, наполовину мужчина; сиамские сестры-близнецы Гильтон, карлики, лилипуты".
Так в 1932 году в статье "С кем вы, мастера культуры?" писал Максим Горький, вполне справедливо обличая зажравшуюся буржуазию.




И все же, фильм "Freaks" режиссера Тода Браунинга, который и был приведен пролетарским писателем в качестве одного из примеров упадка современной культуры, вряд ли заслуживает к себе отношения как к простому развлечению. К тому же "freaks" - это не "причуды", а "уроды" (или даже "уродцы").



Экранизация новеллы Тода Роббинса "Шпоры", драма на грани трэша, сюжет которой разыгрывается в бродячем цирке, еще очень популярном в первой половине ХХ века. Тогда люди, жаждавшие зрелищ, приходили посмотреть на силачей, акробатов, шпагоглотателей и, конечно, на тех, кто невероятно уродлив от природы, на тех, кого и называют "freaks".




«Уродцы» (или «Уроды», англ. Freaks,) вышел на экраны США 20 февраля 1932 года.В бродячей цирковой труппе вместе с «нормальными» актёрами выступают люди с экстремальными отклонениями в физическом развитии.
Красавица-гимнастка (Ольга Бакланова - этот фильм стал последней удачей актрисы ) случайно узнаёт, что восхищённый её красотой лилипут Ганс (Гарри Эрлс) унаследовал крупное состояние. Она притворяется, что любит Ганса, и заставляет его расстаться с карлицей Фридой (Дэйзи Эрлс), с которой он помолвлен.


Клеопатра и Ганс играют свадьбу, гостями на которой становятся все цирковые уродцы труппы и любовник Клеопатры силач Геркулес (Генри Виктор). Уродцы хотят провести ритуал принятия Клеопатры в «свой круг», но опьяневшая красавица и Геркулес начинают над ними издеваться.











Калеки понимают, что Клеопатра далеко не так великодушна, как выглядит, и начинают за ней следить.




Параллельно развивается история клоуна Фросо (Уоллас Форд) и танцовщицы Венеры (Лейла Хайамс), которую только что бросил Геркулес. Фросо и Венера — два одиноких человека, в которых доброта и одиночество рождает взаимную привязанность. Они живут бок о бок с цирковыми уродцами, но относятся к ним с той же человечностью, что и друг к другу, в то время как другие циркачи постоянно третируют их.



После свадьбы Клеопатра пытается отравить Ганса медленно действующим ядом.




Ганс делает вид, что тяжело заболевает, но уродцы знают замысел Клеопатры и выжидают удобного момента для мести. Во время одного из переездов, когда фургон Клеопатры перевернулся на дороге во время грозы, уродцы настигают её в лесу. Неизвестно, что и как они делают с женщиной, но через несколько лет мы видим в бродячем балагане совершенно другую Клеопатру — лишенную речи и безумную уродливую женщину-птицу.
Авторским финалом фильма была сцена, в которой Геркулес, кастрированный уродами, поет высоким голосом в новом шоу мадам Тетралини. Но эпизод был вырезан после крайне неприятной реакции тест-аудитории и уничтожен. До сих пор существует несколько версий финала фильма.
В финале, который был исключен из ряда версий монтажа фильма, Фросо и Венера помогают Гансу помириться с Фридой, которая по-прежнему любит его.





Особое место в тексте повествования занимает метафора цирка. Именно здесь сфокусированы многие проблемы, как экзистенциальные, так и общественные. Цирк - это больше, чем просто театр. Это уже не зеркало жизни и даже не увеличительное стекло, это всепроникающий рентген. И это не жизнеутверждающий "Цирк" Александрова - цирк Тода Браунинга является мрачной пограничной зоной между миром людей и миром запредельного, нечеловеческого.





Атмосфера паранойи нарастает и сгущается с каждой минутой фильма и достигает апогея в кульминационной сцене свадьбы, когда собравшиеся за столом freaks поют Клеопатре "Ты одна из нас" и причащают ее чашей с вином. Это уже не песня, это гимн бытия, искаженного человеческими страданиями. Эта свадьба и босховское визионерство, и кэрроловское "безумное чаепитие", когда гротеск деформирует саму ткань повествования, нагло выламывается из контекста и кричит прямо над ухом: "Я тут! Ты забыл про меня, но я рядом!"


Совершенно не случайно этот выдающийся фильм в течение долгого времени был запрещен к показу. И причина тому не действительно шокирующее изображение аномалий человеческого тела (это средство, а не цель); причина даже не в наивной вере режиссера в развитие евгеники. "Freaks" - это в первую очередь честное, недвусмысленное, и потому очень жестокое произведение. Браунинг показывает, что норма и ее противоположность - понятия, неразрывно связанные, которые всегда отделяет тонкая грань, и которые могут меняться ролями. И, в конце концов, уродство далеко не всегда связано с физическим увечьем, зачастую уродство - именно состояние души.



Фильм нёс гуманистический и нравственный заряд высочайшего накала, но современники оказались не готовы к предложенному Броунингом уровню откровенности. Никакие цензурные сокращения не могли спасти «Уродцев» от провала в прокате и фильм на три десятилетия оказался похоронен в студийном архиве. Он был запрещен к показу в целом ряде стран (в частности, в Великобритании и в Австралии) и американских штатов и городов (некоторые из этих запретов официально не сняты до сих пор и формально считаются действующими).




В 1961 году фильм был заново открыт и быстро приобрёл культовый статус. Он оказал большое влияние на нон конформистские культурные течения 1960-х годов. В 1967 году фильм удостоился специальной экспозиции в нью-йоркском Музее современного искусства. В 1994 году фильм, как имеющий большое художественное значение, был внесён в Национальный кинорегистр США.




При съёмках фильма Тод Броунинг руководствовался во многом собственным жизненным опытом — в 16 лет он сбежал из семьи и долго работал в бродячем цирке.
Когда продюсер MGM Ирвинг Талберг поручил Уиллису Голдбеку написать сценарный набросок к рассказу Тода Роббинса, его единственным условием было "сделать жутко". Голдбек быстро написал скетч и отправил его продюсеру. Через несколько дней его вызвали в офис к Талбергу. Шеф склонился над сценарием, обхватив голову руками, а затем, увидев Голдбека, резко выпрямился и произнес: "Это жуть".




В фильме снималась самая впечатляющая группа актёров с физическими отклонениями за всю историю кинематографа. Тод Броунинг пригласил на кастинг большинство известных цирковых уродцев из всех бродячих цирков США.




Ряд актёров, уже утверждённых на роли в фильме, отказались от участия в нём, чтобы не сниматься вместе с «балаганными уродами» — это были Виктор Маклаглен (Геркулес), Мирна Лой (Клеопатра) и Джин Харлоу (Венера).
Шлиц Мец, микроцефал, играющий фильме женщину, на самом деле мужчина.
Принц Рэндиан, человек без рук и ног, имел привычку прятаться на съемочной площадке в темные углы и пугать проходящих мимо людей леденящим кровь воплем.



Ещё некоторые факты:


Ольга Родерик, женщина с бородой, в последствии открестилась от фильма, сожалея об участии в нем.

Электрооборудование в студии было так плохо заземлено, что съемочную группу постоянно било током.

Первоначальный монтаж фильма составлял 90 минут, но по результатам тестовых просмотров фильм был сокращён до 64 минут.

Один из влиятельных киножурналов "Premiere" опубликовал "Уродов" в списке одного из "25 самых опасных фильмов".

По легенде, студия была так напугана негативной реакцией публики на фильм, что на всякий случай уничтожила его негатив.

После снятия фильма с проката, права на его показ приобрёл у студии известный антрепренёр бродячих балаганов Дуэйн Эспер, который показывал фильм под названиями «Запретная любовь» и «Ошибки природы» во время представлений.

















3 апреля 2009 21:50
Вернуться назад