Giuseppe de Nittis "Обнажённая в красных чулках"Тема
demi-nu («полуобнаженных»), как ее принято называть, появилась к концу XIX века вместе со стилем модернизма в афишах, газетных и юмористических рисунках, эротической фотографии, продаваемой в виде почтовых открыток. В «
высокое» искусство тех лет тема «
полуобнаженных» не прошла.
Эжена Делакруа «Женщина в белых чулках», датируется примерно 1834 годом (одна из первых картин такого рода, если не первая)Законно любоваться женским телом в XIX веке мужчины могли лишь в опере или цирке. Женские ножки за кулисами привлекали таких великих художников, как
Эдгар Дега, Жорж-Пьер Сера.
Жорж-Пьер Сера - Позирующие, 1888В конце XIX века появился танец, малопристойный с точки зрения морали тех лет, –
канкан. Танцовщицы подчеркнуто показывали свои ноги в черных чулках и белье со множеством рюшей – таков сюжет картин
Зазы Габор .
Символическим художником этого периода становится
Генри де Тулуз-Лотрек. Его кисти принадлежат знаменитые афиши кабаре
Moulin Rouge конца 1890-х годов.
В последние годы XIX века появляется огромное число кафешантанов, где танцуют
канкан. Художники
Жуль Шере, Шубрак и Капьелло рисуют знаменитых танцовщиц тех лет, среди которых
Лои Фуллер. Однако многие работы не проходят цензуры художественных галерей и нигде не выставляются.
После 1900 года художникам нового поколения, прежде всего фовистам, нравится дразнить моральные устои и цензуру рисованным канканом, особенно
Огюсту Шабо. Вторая тема изображения женщины в чулках – это
проститутка. С 1841 года начиная с работы Гаварни «Содержанки» изображения проституток печатаются в иллюстрированных журналах и газетах.
Пикассо, Тулуз-Лотрек, Гри, Дюшамп и Ван Донген часто обращаются к этой теме, и у каждого из них на первый план выходят чулки и подвязки. Таким образом, девушка в чулках становится символом зла и пороков общества.
Жан-Луи Форэн в картине «
В салоне» изображает полуголых девушек в компании одетых мужчин в шляпах, что еще сильнее подчеркивает непристойность сцены.
Жан-Луи Форэн - Клиент, 1898В конце XIX века с появлением «
Ночей Иветты» (Les Couchers d'Yvette) – первого стриптиза – художники обращаются к изображению женщины в своей комнате, предоставив вниманию публики то, что раньше было делом личным. Художник рисует женщину за туалетом, чаще всего надевающей чулки. Одевающаяся женщина становится любимым сюжетом скульпторов тех лет. Не отстают и фотографы.
Все эти многочисленные художественные работы и фотографии способствуют тому, что чулки, не замечаемые до 20-х годов, становятся эротическим элементом,
символом фатальной женщины.
Художник
Фелисьен Ропс, основатель современного
demi-nu, изображает женщину в чулках всегда на грани порнографии.
Ван Донген, наоборот, – как небесное создание, свободное от морали и греха.
С середины XIX века развивается эротическая фотография, которая с 1880-х годов публикуется в «специализированных» изданиях. На одном из дагерротипов 1850 года изображена молодая женщина, снимающая чулки и прямо смотрящая в объектив. С появления фотографии, изображающей женщину в чулках, начинается фетишизация этого предмета дамского гардероба. С годами эротические фотографии становятся более утонченными, как по позам, так и по композиции. После Второй мировой войны в Европе появляется американский стиль
пин-ап – изображения сексапильных девушек, в одежде которых чулки занимают центральное место.
Современные художники не перестают разрушать целостность тела. Эротичность ножки в чулке приводит к тому, что ее отделяют от тела. Нога становится объектом, независимым от тела, как деталь куклы.
Edward CucuelTetsuya MishimaЖюль Паскин "Сидящая обнаженная в черных чулках" 1906 г.Берта Моризо "Девушка, одевающая чулки" 1880 г.Елена ИльичеваН. Терпсихоров "Надя" 1927АнненковЕлена Ильичева "Анка"Dark CavelierА. Тулуз-Лотрек. "Женщина, натягивающая чулки"Жорж СёраК.Е.Маковский "Обнажённая в чёрных чулках"