uCrazy.Ru / Дополнение к посту Никоникса о стране Питкэрн...

Дополнение к посту Никоникса о стране Питкэрн...

Что такое «Баунти»?
— Райское наслаждение…
— «Щедрость»
по-английски.
— Шоколадный батончик.
— Фильм такой был, про корабль…
— По-моему, остров в тропиках…
— Американская военная база, кажется…

Вам что-нибудь говорит слово «Питкэрн»?
— Нет.
— Как-как?
— ???
— …
Из импровизированных опросов на улицах Москвы.

Посмотрите на карту мира.

К юго-востоку от огромного тела Евразии как раздробленный след на воде на многие тысячи миль тянутся бесчисленные острова Тихого Океана. Из космоса эта щедрая россыпь напоминает длинный рассеянный шлейф, словно кто-то небрежно бросил в сторону горсть земли. Куски покрупнее упали рядом, образовав Филиппины и Индонезийский архипелаг (такие большие острова как Суматра, Ява, Борнео и Новая Гвинея), кусочки поменьше откатились дальше (став Микро- и Меланезией), а самые крохотные и легкие улетели совсем далеко, почти на противоположную сторону планеты. Сегодня эта территория Океании зовется манящим и прекрасным словом Полинезия. Пара песчинок (острова Пасхи и Сала-и-Гомес) так оторвались от основной массы, что теперь территориально принадлежат Южной Америке.

А на самом кончике полинезийского «хвоста» остались четыре микроскопических точки — острова Питкэрн — Pitcairn Islands (Оэно, Хендерсон, Дьюси и сам Питкэрн).

Питкэрн расположен в буквальном смысле слова на самом краю земли: на четыре тысячи миль к юго-востоку от острова — ни клочка суши, одна вода, бескрайняя океанская пустыня. Вообще, южная часть Тихого Океана — один из абсолютно безлюдных и далеких от цивилизации регионов нашей планеты. Не случайно именно сюда сбрасываются отработавшие свое космические станции. Здесь на многие тысячи квадратных морских миль «нет ничего интересного». Это самая отдаленная от Европы область Земли, лежащая ровно на противоположной стороне Земного Шара. Если проткнуть глобус спицей через ядро в точке «Москва», то другой конец выйдет именно здесь, в нескольких сантиметрах от Питкэрна. На картах мира в этом месте обычно располагают выходные данные типографии и так называемую «легенду»: «Отпечатано в таком-то году таким-то тиражом; масштаб такой-то» и т. п.

Кстати, на многих картах и глобусах, даже весьма детальных, острова Питкэрн не найти. Он либо скрыт за логотипом картографического издательства, либо попросту по непонятной причине (видимо, из-за своих крошечных размеров и «совершенной никчемности») отсутствует. Мало того, в Москве продаются глобусы, очень подробные и качественные (сделанные в Италии на русском языке), где, например, обозначен меньший и необитаемый сосед Питкэрна — остров Оэно, но самого Питкэрна (главного острова всей одноименной колонии, между прочим) почему-то нет и в помине. В этом месте на том глобусе — огромная, размером чуть ли не с Австралию, эмблема фирмы-изготовителя.

Кого интересует эта микроскопическая песчинка — остров Питкэрн? Кто знает о его существовании?

Между тем, на всем белом свете нет второго острова с подобной историей. С таким удивительным, трагическим и прекрасным прошлым. И с таким интереснейшим и противоречивым настоящим. И с таким непредсказуемым будущим.

Сегодня здесь, «in the middle of nowhere» («посредине нигде»), на крошечном клочке суши площадью меньше двух квадратных миль живут всего 47 (сорок семь) человек. Этот уникальный, маленький и гостеприимный народ — потомки мятежников с легендарной «Баунти».

Краткая справка

С целью сбора на островах Полинезии саженцев хлебного дерева и последующей их доставки на рабовладельческие плантации Вест-Индии в 1787 году из Англии вышел трехмачтовый парусник «Баунти» под командованием лейтенанта Уильяма Блая. После тяжелого десятимесячного плавания «Баунти» достигла берегов Таити.

Во время 160-суточной стоянки большинство членов экипажа тесно сблизилось с местным населением, особенно с таитянскими женщинами. Именно это, а также исключительная грубость капитана Блая в обращении с подчиненными, послужило причинами последующих драматических событий.

Через несколько дней после отплытия назад, 28 апреля 1789 года на судне вспыхнул бунт под предводительством помощника капитана Флетчера Кристиана. Капитан Блай вместе с восемнадцатью другими моряками был насильно высажен на большой баркас и оставлен на произвол судьбы, а захваченная «Баунти» повернула назад.

Экипаж баркаса с минимальным запасом продовольствия и без морских карт совершил беспрецедентный героический переход в 3618 морских миль и спустя 45 дней достиг острова Тимор, голландской колонии в Ост-Индии. В конце концов, из 19 человек домой в Англию вернулись лишь 12 (в том числе Блай), семеро погибло.

Тем временем мятежники, прекрасно понимая, что теперь они — государственные преступники и на родине их ждет виселица, решили обосноваться на одном из островов Полинезии. Для поселения был поначалу выбран остров Тубуаи. Сходив ненадолго на Таити и забрав с собой пропитание, нескольких таитянских мужчин, а главное — женщин, экипаж «Баунти» начал строить крепость на Тубуаи. Однако кровавые стычки с туземцами вынудили мятежников покинуть остров и вернуться на Таити.

Все знали, что рано или поздно пропавшую «Баунти» будут искать, и предводитель мятежников Флетчер Кристиан принял решение найти отдаленный необитаемый остров, где бы их не достало английское правосудие. Команда разделилась: 16 мятежников остались жить на Таити, а 28 человек под командованием Кристиана (9 бунтовщиков, 6 полинезийцев и 13 полинезиек, в том числе — грудная девочка) подняли паруса и отправились в неизвестном направлении на поиски последнего пристанища.

(Жизнь оставшихся на Таити не стала мирной. Активно участвуя в многочисленных междоусобных войнах местных племен, мятежники раскололись на несколько враждующих группировок. Через полтора года 14 выживших мятежников были арестованы и закованы в кандалы экипажем военного корабля «Пандора», прибывшим на Таити в поисках пропавшей «Баунти».

По пути назад «Пандора» потерпела крушение у Большого Барьерного Рифа, несколько членов экипажа и четверо заключенных утонули. Добравшись на четырех шлюпках до Тимора, спасшиеся были отправлены в Англию, где 10 оставшихся в живых мятежников предстали перед военно-морским судом. Трое были повешены.

Судьба «Баунти», Кристиана и его спутников долгое время оставалась загадкой. В 1808 году, спустя без малого 20 лет после мятежа, американское китобойное судно «Топаз» под руководством капитана Мэйхью Фолджера, ничего не подозревая, совершенно случайно наткнулось на крохотный островок в малоизученной и пустынной части Южного Тихого Океана. Каково же было изумление моряков, когда обнаружилось, что островок обитаем, и что его население составляют англо-полинезийские потомки мятежников с «Баунти» во главе с Александром Смитом — последним из оставшихся в живых моряков.

Мир постепенно узнавал о поразительной истории последнего приюта мятежников с «Баунти» —острова Питкэрн.

Выяснилось, что «Баунти» под предводительством Кристиана, покинув Таити, в течение пяти месяцев бороздила воды южной части Тихого Океана в поисках необитаемого острова. До тех пор, пока в январе 1790 года мятежники не увидели на горизонте крошечный скалистый утес. Это был Питкэрн. Обследовав остров и убедившись, что он необитаем, пригоден для жизни и находится вдалеке от основных морских путей, Кристиан понял, что нашел то, что искал. Команда высадилась на берег, и 23 января «Баунти» была сожжена. Поселенцы начали обустраиваться на новом месте.

Но чтобы построить «рай на отдельно взятом острове», им пришлось пройти через ад. Очень скоро начались конфликты: произошел раскол между белыми мужчинами; полинезийцы, обделенные участками земли и женщинами (на шестерых полинезийцев приходилось лишь трое женщин, в то время как у каждого из девяти моряков с «Баунти» было по «жене»), роптали все чаще и активнее. Некоторые белые использовали их как своих рабов.

В конце концов, недовольство полинезийцев переросло в заговор, а затем и в кровавую резню. 20 сентября 1793 года пятеро мятежников с «Баунти» (в том числе и Флетчер Кристиан) были жестоко убиты. Через несколько дней оставшихся в живых белые и их верные женщины нанесли ответный удар. Все мужчины-полинезийцы были уничтожены. Теперь на острове осталось четверо моряков (гардемарин Янг и матросы Маккой, Куинтал и Смит) с несколькими женщинами и детьми.

На некоторое время наступило затишье. Поселенцы обустраивали свои дома, возделывали землю, собирали батат и ямс, выращивали свиней и кур, ловили рыбу, рожали детей. Но если Янг и Смит жили мирно, то два закадычных приятеля Маккой и Куинтал вели себя агрессивно. Они научились гнать самогон и регулярно устраивали пьяные дебоши. В конце концов, Маккой в алкогольном угаре погиб, прыгнув в море. А Куинтал, потеряв жену (она разбилась, собирая птичьи яйца на скале), озверел окончательно: стал требовать жен Янга и Смита, угрожал убить их детей. Закончилось все тем, что Смит и Янг, сговорившись, зарубили Куинтала топором.

С тех пор на Питкэрне воцарился мир. Двое взрослых мужчин почувствовали свою ответственность за судьбу маленькой колонии, за будущее женщин и детей. Янг научил неграмотного Смита читать. На острове начались регулярные чтения Библии и богослужения. В 1800 году Янг умер от астмы. К началу XIX века матрос Александр Смит (настоящее имя — Джон Адамс) стал единовластным правителем Питкэрна. И на острове наступила благословенная счастливая пора.

В 1808 году, с открытием капитана Фолджера, изоляция и забвение Питкэрна закончилась навсегда. Первых визитеров поразил маленький народ, живущий на забытом богом островке, и атмосфера доброжелательности и мира, царящая в колонии. На всех огромное впечатление производил патриарх Питкэрна — Джон Адамс. Когда встал вопрос о его аресте, английские власти простили бывшего мятежника и оставили в покое. Умер Адамс в 1829 году, в возрасте 62 лет, в окружении многочисленных и горячо любящих его детей и женщин. В его честь назван единственный поселок на острове — Адамстаун.

Питкэрн стал частью Британской Империи, английской колонией в Южных морях. В 1831 году Лондон принял решение переселить островитян на Таити. Это закончилось трагически: несмотря на теплый прием, питкэрнцы не смогли жить вдали от родины, и в течение двух месяцев 12 человек умерли (в том числе и Четверг Октябрь Кристиан, первенец Флетчера Кристиана). 65 островитян вернулись домой.

В 1856 году было предпринято второе переселение жителей — на сей раз на необитаемый остров Норфолк, бывшую английскую каторгу. Но и опять многие из питкэрнцев захотели вернуться на родину. Так наследники «Баунти» разделились на два поселения: Норфолк и Питкэрн.

Сегодня на Питкэрне по-прежнему живут прямые потомки мятежников. Колония является уникальным политико-экономическим и социально-культурным образованием в Тихом Океане. У острова есть свои герб, флаг и гимн, но Питкэрн — не независимое государство, а «заморская территория Соединенного Королевства», последний осколок некогда великой Британской Империи. Островитяне говорят на странном наречии — смеси староанглийского языка и нескольких полинезийских диалектов. Здесь нет телевидения, канализации, водопровода, банкоматов и отелей, зато есть спутниковый телефон, радио и интернет. Главная статья доходов местных жителей — экспорт почтовых марок и продажа доменного имени .pn.

История мятежников продолжается и по сей день. Осенью 2004 года беспрецедентный скандал вокруг острова Питкэрн выплеснулся на первые полосы многих западных газет: в Адамстауне прошел судебный процесс над несколькими мужчинами острова, обвиненными в многочисленных изнасилованиях и сексуальных домогательствах к малолетним девочкам.

Как так?
«Разоблачение рая» началось в 1999 году, когда остров посетила британская полицейская Гейл Кокс. Дама в мундире была шокирована безыскусным рассказом одной островитянки о свободных нравах, царящих на Питкэрне. Узнав, что мужчины еще в детстве лишили жизнерадостную молодую женщину невинности, англичанка преобразовала в своем докладе житейские радости островитян в свинцовые мерзости жизни. Она раскрутила показательное дело, стремясь вывести на чистую воду все «преступное сообщество». По ходу следствия на Питкэрне были введены новые законы, включающие защиту детей, а на остров несколько раз заявлялись утомленные жарой и качкой полицейские и социальные работники.

Расследование в конечном итоге привело к обвинению 14 мужчин, полиция назвала это дело уникальной операцией, так как в ней приняли участие английские полицейские и новозеландские юристы, действующие по британским законам, совсем недавно введенным на острове. Было установлено, что островитяне, и в том числе сам мэр Адамстауна Стив Кристиан, виновны аж по шести статьям, причем некоторые эпизоды произошли 30–40 лет назад. Самым невинным из обвинений стало «грубое нарушение общественного порядка», а самыми тяжелыми – «совращение малолетних» и «изнасилование». Стив, например, как значится в материалах дела, «в первый раз четырежды изнасиловал двенадцатилетнюю девочку, когда ему самому было 15 лет».

Понятно, что никто из преступников виновным себя не признает. «Дети природы», находящиеся благодаря заботам далекой Матери-Британии отнюдь не в первобытном состоянии и умеющие пользоваться компьютерами, постарались организовать достойный отпор вмешательству во внутренние дела, связавшись с известными юристами. Женщины, на основании показаний которых строилось обвинение, просто забрали назад свои свидетельства. Одна из свидетельниц, 22-летняя мать четверых детей, Шарлен Гриффитс честно повторила свой рассказ для прессы: «Мне было 13 лет, я ощущала себя взрослой дамой, сама хотела этого. Наши женщины горды тем, что начинают заниматься сексом, как только входят в пору зрелости».

Что правда, то правда. В криминальном отношении колония на протяжении долгих десятилетий была практически «стерильной», заявлений в полицию никто не писал, на острове даже не удосужились построить здание суда или тюрьму. Судебный процесс, который продолжался 6 недель, решено было проводить на «месте происшествия», в Адамстауне. Обвиняемым грозили длительные сроки отсидки, а райскому клочку суши – участь необитаемого острова. Живет население рыболовством и садоводством, порта на Питкэрне нет, связь с миром осуществляется океанскими судами, подойти к которым можно только на длинных и тяжелых, хорошо выдерживающих волну лодках. Лишившись мужчин, колония могла прекратить свое существование: попросту не осталось бы гребцов. Вертолетам до острова не долететь, а самолету на него не сесть.

К началу суда к Питкэрну прибыла целая флотилия с адвокатами, судьями и репортерами. Процесс начался в деревянном доме общественных собраний, перед которым водружен якорь с «Баунти» – после того, как дощатый пол застелили ковровой дорожкой, а окна занавесили тяжелыми драпировками, «чтобы несерьезные виды не отвлекали судей». Обвиняемые явились в своих лучших футболках, шортах и шлепанцах. Местное население сорвало британские флажки с четырехколесных мотоциклов, на которых чужаки раскатывали по острову. Негодование возросло, когда одному журналисту удалось сфотографировать двух прокуроров во время вечеринки на их корабле. Представители закона нарядились дамами, прилепив себе накладные бюсты и красные парики. Такое поведение в то время, когда островитяне находились в сильнейшей депрессии, было воспринято как кощунственное.

С «большой землей» всех его участников связывал телемост. Некоторые покинувшие родину свидетели с его же помощью давали показания. Суд приговорил к тюремному заключению шестерых из четырнадцати – остальных наказали условно, обязав искупать вину на ниве общественных работ. В случае с островитянами это означало продолжение занятий любимым делом – рыбалкой и перевозкой грузов на Питкэрн с редких судов, бросающих якорь на рейде. Однако Британия рано праздновала победу. Шестерку «узников обычая», отбывающих срок в Новой Зеландии, взялись защищать светила британской адвокатуры, привлеченные массой юридических парадоксов в этом деле. Адвокаты обнаружили, что судить потомков бунтовщиков следовало по британским законам 1790 года, поскольку в Лондоне забыли о проведении формальных действий на далеком острове, необходимых для включения его в орбиту современного британского судопроизводства. Но в законодательстве конца ХVIII века не было статей, запрещающих сексуальную связь с несовершеннолетними.

Апелляция, требующая признать суд на Питкэрне фарсом и составленная командой звездных крючкотворов, недавно подана в суд высшей инстанции. Не исключено, что Британия будет вынуждена отправить их представителей к безутешным островитянкам.

Как туда добраться?
Никакого регулярного (периодического и более-менее постоянного) морского или, тем более, воздушного сообщения с приютом потомков мятежников с "Баунти" не существует. На острове нет не только аэродрома или мало-мальски подходящей вертолетной площадки, но и безопасной морской гавани. Даже приемлемой якорной стоянки не имеется. И высадка на берег очень затруднена и во многом зависит от прибоя.

Иногда, либо по дороге из Новой Зеландии в Южную Америку и обратно, либо следуя по маршруту Гонолулу - Ушуая, либо по пути от Таити к Пасхе, мимо острова проходят сухогрузы и контейнеровозы, и - изредка - частные яхты и круизные лайнеры. Несколько раз в году сюда прибывает судно "Braveheart" ("Брэйвхарт", "Храброе Сердце"), нанятое новозеландской администрацией Питкэрна для доставки на остров официальных лиц. Раз в несколько месяцев здесь появляется также корабль снабжения "Тапоро" с грузом топлива, стройматериалов, медикаментов и т. д.

И всё!..

Других вариантов нет. До острова можно добраться только морем. И только "с оказией".

Поэтому на сегодняшний день шансов достичь недоступный островок можно пересчитать на пальцах одной руки.

План А. Комфортный, но краткосрочный и не гарантированный. На круизном судне.

Покупаете дорогой тур на фешенебельный тихоокеанский лайнер, идущий по маршруту, к примеру, из Папеете (Таити) на остров Пасхи, наслаждаетесь изысканной роскошью и аристократическим обществом и молите всех морских богов, чтобы у берегов Питкэрна вам повезло с погодой.

Потому что "посещение острова Питкэрн", как указано в некоторых круизных транс-тихоокеанских маршрутах, вовсе не значит высадку на остров Питкэрн.

На Конференции "Баунти - Питкэрн" я разговаривал с одним американцем, таким же энтузиастом Саги, как и я сам. Этот немолодой уже человек, всю жизнь мечтая побывать на острове, долго копил деньги на подобный круиз и, в конце концов, взошел на борт шикарного белоснежного лайнера. И вот, в один прекрасный, но - при этом, увы, - ненастный день, судно подошло к Питкэрну. На шлюпочной палубе собралась большая группа туристов, желающих высадиться на легендарный остров, и впереди - наш герой.

И в этот момент прозвучала команда капитана. Как гром среди ясного неба, как голос свыше, как приговор.

"В связи с высокими волнами высадку на Питкэрн отменить".

Капитан лайнера не рискнул взять на себя ответственность доставить вверенных ему людей на берег. Питкэрн "славится" своим свирепым прибоем и коварными подводными скалами, и направлять туда шлюпки, да еще и во время шторма - очень опасно. К капитану направилась целая делегация возмущенных туристов, но старый морской волк оказался непреклонен.

Ждать у моря погоды времени особо не было, и судно, к величайшему горю моего собеседника, через несколько часов продолжило свой путь дальше, прочь от Питкэрна.

Он, рассказывая это, держался молодцом. Но я прекрасно понимал и чувствовал, какой жестокий удар он испытал тогда. Увидеть очертания острова всего в нескольких метрах от себя и так и не побывать там... Нечто подобное произошло с экипажем "Аполло-13", когда из-за проблем в модуле они не смогли сесть на Луну. А лишь облетели ее на близком расстоянии...

И такое в случае с Питкэрном происходит достаточно часто.

Так что круиз - не для нас.

План В. Гарантировано, но не очень удобно. На проходящих судах.

В окландской Администрации Питкэрна ведется постоянно обновляемый список кораблей, планирующих ненадолго зайти на остров или пройти неподалеку. По предварительной договоренности вы садитесь на первый попавшийся корабль (скажем, нефтеналивной танкер), идущий по маршруту, например, из Новой Зеландии в Панаму или обратно, проводите несколько суток в матросском кубрике, питкэрнцы встречают груз (и вас заодно) на своих баркасах в открытом море, и вы благополучно высаживаетесь с ними на берег. А судно идет дальше. В этом случае вы можете оставаться на острове до полугода, пока вас не заберет очередной проходящий корабль (допустим, какой-нибудь рыболовецкий траулер).

Проблема в том, что не всякое судно согласится взять на борт непрошенного пассажира. Да и в ожидании подходящей оказии можно провести в порту - или на Питкэрне - несколько месяцев. А если к тому времени у вас истечет срок Разрешения? В любом случае это будет стоить приличных денег.

Поэтому этот вариант - своего рода "океанский автостоп" - больше подходит для тех, кто путешествует один и налегке, и у кого нет проблем с визами, временем и наличными средствами.

К нам это не относится.

План С. И гарантировано, и удобно. На собственном (или арендованном) плавсредстве.

Если у вас своя океанская яхта - вы счастливый человек. А если еще к ней в придачу имеются опытный шкипер, подробная лоция Южного Тихого Океана, необходимое навигационное оборудование и специальное разрешение на плавание в международных водах - вы счастливы вдвойне. Потому что вы сможете добраться до Питкэрна сами. И провести на острове несколько часов, даже без Разрешения и без предварительной договоренности о ночлеге. Нужно будет только заплатить полагающуюся сумму за высадку. (А с Разрешением, напоминаю, можно оставаться на берегу до шести месяцев! Если, конечно, островитяне не будут против.)

Так полдня на Питкэрне в апреле 2002 года провели члены экипажа российского шлюпа "Апостол Андрей" (капитан Николай Литау), совершавшего свое второе кругосветное плавание.

Если же у вас по каким-то причинам нет своей яхты - не все потеряно. Можно обратиться в компанию, которая предоставит чартерное судно. Вместе с экипажем! Таких проверенных и зарекомендовавших себя фирм, не раз и не два доставлявших пассажиров на Питкэрн, на сегодняшний день во всем мире насчитывается всего 2 (две). "Pacific Expeditions" и "Ocean Voyages".

"Тихоокеанские Экспедиции" - это, на самом деле, исследовательское судно "Bounty Bay" и ее владелец по имени Грэм Рэгг (Graham Wragg), или попросту Капитан Джи. Он родом из Новой Зеландии, закончил Оксфорд (доктор зоологии), ученый-орнитолог и специалист по птицам островов Питкэрн. Обитает в Южных Морях уже много лет. Порт приписки и база - на Раротонге (острова Кука). Помимо плаваний к питкэрнским островам, "Bounty Bay" совершает научные вояжи и в другие укромные уголки Полинезии, на атолл Суворов, например, или, скажем, на Кирибати или Тувалу.

"Океанские Путешествия" - это, прежде всего, Мэри Краули (Mary T. Crowley). Ее агентство, расположенное в калифорнийском городке Сосалито неподалеку от Сан-Франциско, с 1979 года занимается поиском чартерных яхт по всему миру. Это именно она в 1980-м помогла Глинну Кристиану, предоставив ему не только судно с экипажем, но и найдя попутчиков. На сегодняшний день в ее списке судов, готовых отправиться к Питкэрну, - целых семь названий.

В обоих вариантах вовсе необязательно, разумеется, идти на остров непосредственно с Раротонги или из Калифорнии: есть возможность договориться, и арендованное судно подхватит вас где-нибудь между Таити и Питкэрном.

Лучше взойти на борт яхты у острова Мангарева, что в архипелаге Гамбье Французской Полинезии. Здесь, как известно, расположен ближайший к приюту потомков мятежников аэродром. Так будет, во-первых, быстрее, и - что тоже немаловажно - дешевле. А до Гамбье можно добраться по воздуху: раз в неделю, по вторникам, сюда летает пассажирский самолет из столицы Таити Папеэте.

В обоих случаях арендованные суда могут - за отдельную плату, разумеется, - по пути посетить и соседей Питкэрна, интереснейшие необитаемые острова Оэно, Хендерсон и Дьюси. Упускать такой шанс не хочется. Уж если плыть на Питкэрн на "своем" корабле, надо обязательно заглянуть и туда.

Оба варианта - и "Ocean Voyages", и "Pacific Expeditions" - совсем недешевы, но вполне реальны...

...И вот 6 сентября 2007 года, спустя ровно год после начала конкретной подготовки к поездке, через четыре года после начала работы над книгой и через пять с лишним лет после того, как я впервые узнал о "Баунти" и Питкэрне, мы, наконец, отправились в путь.

Этот вояж стал не только самым выстраданно-желанным, но и самым далеким и самым насыщенным путешествием в моей жизни.
25 марта 2010 19:36
Вернуться назад