uCrazy.Ru / Титаник. Хронология.

Титаник. Хронология.


«Титаник» (RMS Titanic) — британский пароход компании «Уайт Стар Лайн», второй из трёх пароходов-близнецов типа «Олимпик»[1]. Крупнейший пассажирский лайнер мира на момент своей постройки. Во время первого рейса 14 апреля 1912 года столкнулся с айсбергом и через 2 часа 40 минут затонул. На борту находилось 1 316 пассажиров и 908 членов экипажа, всего 2 224 человека. Из них спаслись 711 человек, погибло 1 513. Катастрофа «Титаника» стала легендарной, по её сюжету снято несколько художественных фильмов.
Титаник. Хронология.

Хронология

Путь «Титаника» и место его крушения.
Среда, 10 апреля 1912 года
12:00 — «Титаник» отходит от причальной стенки Саутгемптонского порта и едва избегает столкновения с американским лайнером «Нью-Йорк». На борту «Титаника» 922 пассажира.
19:00 — остановка в Шербуре (Франция) для взятия на борт 274 пассажиров и почты.
21:00 — «Титаник» вышел из Шербура и направился в Квинстаун (Ирландия).
Четверг, 11 апреля 1912 года
12:30 — остановка в Квинстауне для взятия на борт 120 пассажиров и почты; один член команды дезертирует с «Титаника».
14:00 — «Титаник» отбывает из Квинстауна с 1316 пассажирами и 891 членом экипажа на борту.
Воскресенье, 14 апреля 1912 года
09:00 — «Карония» сообщает о льдах в районе 42° северной широты, 49—51° западной долготы.
13:42 — «Балтик» сообщает о наличии льдов в районе 41°51′ северной широты, 49°52′ западной долготы.
13:45 — «Америка» сообщает о льдах в районе 41°27′ северной широты, 50°8′ западной долготы.
19:00 — температура воздуха 43° по шкале Фаренгейта (6 °C).
19:30 — температура воздуха 39° по шкале Фаренгейта (3,9 °C).
19:30 — «Калифорниэн» сообщает о льдах в районе 42°3′ северной широты, 49°9′ западной долготы.
21:00 — температура воздуха 33° по шкале Фаренгейта (0,6 °C).
21:30 — второй помощник капитана Лайтоллер предупреждает судового плотника и вахтенных в машинном отделении о том, что необходимо следить за системой пресной воды — вода в трубопроводах может замёрзнуть; он велит вперёдсмотрящим наблюдать за появлением льдов.
21:40 — «Месаба» сообщает о льдах в районе 42°—41°25′ северной широты, 49°—50°30′ западной долготы.
22:00 — температура воздуха 32° по шкале Фаренгейта (0 °C).
22:30 — температура забортной воды понизилась до 31° по шкале Фаренгейта (−0,56 °C).
23:00 — «Калифорниэн» предупреждает о наличии льдов, но радист «Титаника» обрывает радиообмен раньше, чем «Калифорниэн» успевает сообщить координаты района.
23:40 — В точке с координатами 41°46′ северной широты, 50°14′ западной долготы (впоследствии выяснилось, что эти координаты были рассчитаны неверно) на расстоянии около 450 метров прямо по курсу был замечен айсберг. Несмотря на манёвр, через 39 секунд произошло касание подводной части судна, корпус получил многочисленные мелкие пробоины на длину около 100 метров. Из 16 водонепроницаемых отсеков судна 6 были прорезаны (в шестом течь была крайне незначительна).
Понедельник, 15 апреля 1912 года
00:05 — отдан приказ расчехлить спасательные шлюпки и созвать членов экипажа и пассажиров к местам сбора.
00:15 — с «Титаника» передан первый радиотелеграфный сигнал о помощи.
00:45 — выпущена первая сигнальная ракета, и спущена на воду первая спасательная шлюпка (№ 7). Носовая палуба уходит под воду.
01:15 — допущены на палубу пассажиры 3 класса.
01:40 — выпущена последняя сигнальная ракета.
02:05 — спущена последняя спасательная шлюпка (складная шлюпка D). Носовая часть шлюпочной палубы уходит под воду.
02:08 — «Титаник» резко вздрагивает и сдвигается вперёд. Волна прокатывается по палубе и заливает мостик, смывая в воду пассажиров и членов команды.
02:10 — переданы последние радиотелеграфные сигналы.
02:15 — «Титаник» высоко задирает вверх корму, обнажая руль и гребные винты.
02:17 — гаснет электрическое освещение.
02:18 — «Титаник», быстро погружаясь, разламывается на две части.
02:20 — «Титаник» затонул.
03:30 — из спасательных шлюпок замечают сигнальные ракеты, выпущенные с «Карпатии».
04:10 — «Карпатия» подобрала первую шлюпку с «Титаника» (шлюпку № 2).
08:30 — «Карпатия» подобрала последнюю (№ 12) шлюпку с «Титаника».
08:50 — «Карпатия», взяв на борт 704 человека, спасшихся с «Титаника», берёт курс на Нью-Йорк.
Четверг, 18 апреля 1912 года
«Карпатия» прибывает в Нью-Йорк

Столкновение

Распознав в лёгкой дымке айсберг, вперёдсмотрящий Флит предупредил «перед нами — лёд» и три раза ударил в колокол, что означало преграду прямо по курсу, после чего бросился к телефону, соединявшему «воронье гнездо» с мостиком. Находившийся на мостике шестой помощник Муди ответил почти мгновенно и услышал выкрик «лёд прямо по носу!!!» («ice right ahead!!!»). Вежливо поблагодарив, Муди обратился к вахтенному офицеру Мэрдоку и повторил предупреждение. Тот бросился к телеграфу, поставил его ручку на «стоп» и крикнул «право на борт», одновременно передав в машинное отделение приказ «полный назад», нажал рычаг, включавший закрытие водонепроницаемых дверей в переборках котелен и машинном отделении.


По терминологии 1912 года команда «право руля» (даже если штурвал надо было вращать влево) означала поворот кормы судна вправо, а носа — влево (на русских судах c 1909 г. уже использовалась естественная подача команд. Рулевой Роберт Хитченс налёг на рукоятку штурвального колеса и быстро повернул его против часовой стрелки до упора, после чего Мэрдоку доложили «руль вправо, сэр». В эту минуту на мостик прибежали ещё вахтенный рулевой Альфред Оливер и Боксхолл, находившийся в штурманской рубке, когда в «вороньем гнезде» раздались удары колокола.


Известно, что на «Титанике» не использовались бинокли для впередсмотрящих, поскольку отсутствовал ключ от сейфа с биноклями, что также могло стать одной из причин крушения лайнера. Однако о существовании биноклей стало известно лишь через 95 лет после крушения корабля, когда один из них был выставлен в аукционном доме «Генри Элдридж и сыновья» в городе Дивайзес, графство Уилтшир. Вторым помощником капитана «Титаника» должен был стать Дэвид Блейр, для чего он и прибыл 3 апреля 1912 года из Белфаста в Саутгемптон. Однако руководство компании «Уайт Стар Лайн» в последний момент заменило его на Генри Уайлда, первого помощника с аналогичного судна «Олимпик», поскольку он имел опыт в управлении столь большими лайнерами, в результате чего Блэр в спешке забыл передать ключ человеку, пришедшему на его место. Впрочем, многие историки сходятся на мнении, что наличие биноклей не помолго бы предотвратить катастрофу.



«Титаник» тонет

На борту «Титаника» было 2208 человек, но общая вместимость спасательных шлюпок составляла только 1178 человек. Причина была в том, что согласно действовавшим тогда правилам, общая вместимость спасательных шлюпок зависела от тоннажа судна, а не от количества пассажиров и членов экипажа. Правила были составлены в 1894 году, когда самые большие суда имели водоизмещение около 10 000 тонн. Водоизмещение «Титаника» было 46 328 тонн.



Но и эти шлюпки были заполнены лишь частично. Капитан Смит отдал приказ или указание «сначала женщины и дети». Офицеры интерпретировали этот приказ по-разному. Второй помощник капитана Лайтоллер, командовавший спуском шлюпок у левого борта, позволял мужчинам занимать места в шлюпках, только если нужны были гребцы и ни при каких других обстоятельствах. Первый помощник Мэрдок, командовавший спуском шлюпок у правого борта, позволял спуститься мужчинам, если не было женщин и детей. Так, в шлюпке номер 1 было занято лишь 12 мест из 40. Кроме того, поначалу многие пассажиры не хотели занимать места в шлюпках, потому что «Титаник», на котором не было внешних повреждений, казался им более безопасным. Последние шлюпки заполнялись лучше, потому что пассажирам уже было очевидно, что «Титаник» затонет. В самой последней шлюпке было занято 44 места из 47. Но в шестнадцатой отбывшей от борта шлюпке было много свободных мест, в ней спасались пассажиры 1 класса.



В результате анализа операции по спасению людей с «Титаника» делается вывод о том, что при адекватных действиях команды жертв было бы как минимум на 553 человека меньше. Причиной низкой выживаемости пассажиров на судне называется установка, данная капитаном, на спасение в первую очередь женщин и детей, а не всех пассажиров; заинтересованность экипажа в таком порядке посадки в шлюпки. Препятствуя мужчинам-пассажирам в доступе к шлюпкам, мужчины из экипажа получали возможность занимать места в полупустых шлюпках сами, прикрывая свои интересы «благородными побуждениями» заботы о женщинах и детях. В случае, если бы все пассажиры, мужчины и женщины, занимали места в шлюпках, мужчины из экипажа в них не попали бы и их шансы на спасение были бы равны нулю, и экипаж не мог этого не понимать. Мужчины из команды занимали часть мест почти во всех шлюпках по ходу эвакуации с судна, в среднем 10 человек из экипажа на 1 шлюпку. Спаслось 24 % от численности экипажа, примерно столько же, сколько спаслось пассажиров 3 класса (25 %). У команды не было никаких оснований считать свой долг выполненным — большинство пассажиров оставалось на корабле без надежды на спасение, не было выполнено даже распоряжение спасать в первую очередь женщин и детей (несколько десятков детей, и более сотни женщин так и не село в шлюпки).



В отчёте британской комиссии о результатах расследования обстоятельств гибели «Титаника» указывается, что «если бы шлюпки задерживали немного дольше перед спуском на воду, или если бы двери прохода были открыты для пассажиров, большее число из них могли бы попасть на шлюпки». Причиной низкой выживаемости пассажиров 3 класса с большой долей вероятности можно считать препятствия, чинимые экипажем для прохода пассажиров на палубу, закрытие дверей прохода. Сравнение результатов эвакуации с «Титаника» с результатами эвакуации с судна «Лузитания» (1915) показывает, что операцию эвакуации на судах, подобных «Титанику» и «Лузитании» можно организовать без диспропорции в процентах спасшихся в зависимости от пола или класса пассажиров.



Люди в шлюпках, как правило, не спасали тех, кто находился в воде. Напротив, они старались отплыть как можно дальше от места крушения, боясь, что находящиеся в воде перевернут их лодки или что их засосёт в воронку от тонущего судна. С воды было подобрано живыми всего 6 человек.

Спаслись почти все женщины и дети из кают 1 и 2 классов. Больше половины женщин и детей из кают 3 класса погибли, поскольку им было трудно найти путь наверх через лабиринты узких коридоров. Погибли также почти все мужчины. Трагедия семьи Полсон унесла жизни матери Альмы и всех её четырёх малолетних детей, которых в Нью-Йорке напрасно ждал отец Нильс.

Уцелело 323 мужчины (20 % всех взрослых мужчин) и 331 женщина (75 % всех взрослых женщин), в том числе Виолетт Джессоп, Дороти Гибсон, Молли Браун, Люси Дафф Гордон, графиня Ротская и другие.

В мае 2006 года в возрасте 99 лет умерла последняя американка-очевидец, выжившая при крушении «Титаника». Об этом сообщило бостонское похоронное бюро. Она скончалась накануне в своём доме. Шведка по происхождению Лиллиан Гертруд Асплунд (швед. Lillian Gertrud Asplund), которой во время катастрофы было пять лет, потеряла в ней отца и трёх братьев. Выжили её мать и брат, которому тогда было три года. Они были пассажирами третьего класса и спаслись в шлюпке № 15. Асплунд была последней, кто помнил о том, как произошла трагедия, однако она избегала публичности и редко говорила об этом событии.

Последняя из пассажиров «Титаника», Миллвина Дин, которой на момент гибели лайнера было два с половиной месяца, скончалась 31 мая 2009 года. Её прах был развеян по ветру 24 октября 2009 года в порту Саутгемптона, откуда «Титаник» начал свой единственный рейс.

Среди кораблекрушений, произошедших в мирное время, по числу жертв «Титаник» занимает третье место. Печальное лидерство — за паромом «Донья Пас», столкнувшимся в 1987 году с нефтяным танкером. В столкновении и последующем за ним пожаре погибло более 4 тысяч человек. Второе место удерживает деревянный колёсный пароход «Султанша», который затонул 27 апреля 1865 года на реке Миссисипи близ Мемфиса вследствие взрыва парового котла и пожара. Общее число погибших на пароходе превысило 1700 человек, это наибольшая катастрофа на речных судах.
18 февраля 2011 18:38
Вернуться назад