uCrazy.Ru / Линкор "Бисмарк"

Линкор "Бисмарк"

Памяти самого легендарного военного корабля Второй Мировой войны


Заложен в 1936 г., спущен на воду в 1939 г.
Водоизмещение стандартное 41 700 т, нормальное 45 950 т, полное 50 300 т.
Длина наибольшая 251 м, ширина 36 м, осадка 9,9 м.
Мощность паротурбинной установки 150 000 л.с., скорость 30 уз.
Броня: пояс 320-170 мм, верхний пояс 145-120 мм, палубы 50 + 80 мм, башни до 360 мм, башни среднего калибра до 100 мм, рубка до 350 мм.
Вооружение: восемь 380-мм и двенадцать 150-мм орудий, шестнадцать 105-мм зениток, шестнадцать 37-мм и двенадцать 20-мм автоматов, 8 торпедных аппаратов (установлены в 1942 г. только на “Тирпице”), 6 гидросамолетов.
Всего построено 2 единицы: “Бисмарк” и “Тирпиц” (1941 г.). Последний имел полное водоизмещение 52 600 т.


Линкор «Бисмарк» - самый мощный военный корабль гитлеровской Германии, призванный утвердить морское могущество Третьего рейха в борьбе с конвоями союзников в Атлантике. 27 мая 41 года английский флот потопил “Бисмарк”. Потопил после долгой, полной приключений погони, потеряв при этом “гордость и символ Британской империи” — тяжелый крейсер “Худ”.















Честь и гордость Немецкого флота

Выдержка из статьи "Жизнь и смерть линкора Бисмарк":

"Бисмарк давно, с тех пор, как я впервые услышал о нем, интересовал меня. Я им восхищался. И чем больше мне становилось известно о нем, чем больше появлялось материалов и возможности эти материалы достать, тем сильнее было восхищение. Лично я не знаю другого военного корабля, который был-бы более известен.
Гражданской легендой стал Титаник. Что-то такое страшное и чарующее, хотя собственно, что там было? Летел побить рекорд скорости пересечения Атлантики в первом своем рейсе, по головотяпству царапнулся о айсберг, и дальнейшее понятно. Титаник стал символом и поговоркой.
А военной легендой довелось стать Бисмарку. В нем воплотились инженерная и индустриальная мощь Германии, а в сочетании с высочайшей выучкой и высоким моральным духом экипажа он стал сильнейшим линкором своего времени. Поражает все – от сложности Бисмарка, как пика линкоростроения, до его противостояния чуть-ли не всему английскому флоту, в то время сильнейшему в мире. Противостояния на равных, особо надо отметить. Детали его гибели также поразительны – такие например, как выдержавший все удары, даже удары торпед, броневой пояс, невероятная живучесть, его эти последние «погибаю, но не сдаюсь», разбитые настройки и вообще все, что может быть разбитым – при единственной чудом уцелевшей мачте, на которой до конца развевался боевой флаг. Драматизм его последних дней, часов и даже минут превосходит любую писательскую фантазию. В конце-концов, Бисмарк просто красив.
Варяг помнят и знают только в России. Ваза стала гордостью Швеции, но только потому, что ее глупо построили и столь-же глупо утопили прямо в гавани, благодаря чему она сохранилась до наших дней. Чуть побольше известна Виктория Нельсона. Т.д. и т.п. Есть известные всему миру корабли, но нет настолько известного, стяжавшего славу не в составе флота или эскадры, а в одиночку, будучи сам себе флотом и эскадрой. Нет в истории другого такого военного корабля, чьи бой и гибель вызвали столь масштабные последствия. Ведь в результате его рейда, англичане и американцы в ходе всей войны вынуждены были постоянно держать огромные силы в готовности против близнеца Бисмарка, Тирпица, который ничем себя не проявил и был в конце-концов забит авиацией, как прохожий шпаной в подворотне. Стоило только матросским ботинкам на Тирпице застучать по палубам громче обычного, готовясь к выходу, как союзники в панике собирали все, что могли собрать, бросали на милость судьбы конвои, и начинали судорожно метаться в ожидании удара. Одним только растерзанием конвоя PQ-17 Бисмарк себя окупил с лихвой. Вот, кстати говоря, одна из причин, почему я взялся за описание жизни и боя линкора – факты говорят, что со стороны англичан и американцев никаких таких побочных мыслей о том, как нагадить Советскому Союзу, не было, и охрану конвоя оттянули именно и только из-за страха перед Тирпицем.
Вторая причина – страшно лично мне надоевшие завывания по поводу зверств немцев на море и зверств вообще - то есть всем без исключения немцам, где-бы и как они не воевали, заведомо в достойной памяти отказывается. Хотя вот почему-то в траурной церемонии отдания воинских почестей останкам Бисмарка на месте его гибели принимали участие представители всех ВМФ союзников – англичане, американцы, русские и французы. И собственно церемония проходила на борту НИС «Академик Келдыш», кстати.
Так получилось, что во время написания мной истории Бисмарка по нашему тв начали показывать сериал «Конвой PQ-17» по мотивам Пикуля – нашли историка! Дня четыре до начала показа свистела и ухала реклама, расписывая чудеса компьютерной графики и смелые исторические находки и догадки создателей фильма. М-да… Пока я только одну историческую находку нашел – современного вида крохотный буксиришко, выданный в фильме за сторожевой корабль времен войны, почему-то упорно рыжего, то есть мирного времени, цвета. А дальше – те же заскорузлости про зверства немцев на водах.
За всю войну был только один, да и то неподтвержденный, свидетельский факт о расстреле немецкими подводниками моряков с потопленного транспорта. На Нюрнбергском процессе предьявили обвинение не в расстреле тонущих моряков, а в том, что им не оказывалась помощь – а это ведь большая разница! Кстати говоря, помощь немцы оказывали до тех пор, пока им, действительно, это не запретили. Запретили, опять-же кстати, после того, как около потопленного английского транспорта собралась целая стая немецких подводных лодок и занималась спасением, а английские-же самолеты начали их бомбить и обстреливать. Вот тут-то немецкое командование озверело и спасать в дальнейшем запретило. Ну сколько можно, в конце-концов! Давайте не будем приписывать то, чего не было, тому, кто этого не делал.
Так вот возвращаясь к Бисмарку. Они-то вообще ничего не успели сделать хотя-бы отчасти предосудительного, ни один транспорт потопить, ни там обстрелять из тяжелых орудий беззащитную прибрежную деревушку с последующей высадкой десанта и групповым сексом в сельской церкви. И даже у Пикуля вряд-ли хватило-бы наглости засунуть буйством мыслей своих на борт Бисмарка концлагерь, или предположим, роту озверелых непременно пьяных эсэсовцев.
Вообще на мой взгляд, после прочтения всех доступных мемуаров, если и можно говорить о каком-то рыцарстве во Второй мировой войне, то ближе всего к нему были именно моряки. А у немецких моряков на первом месте – опять-же такое у меня сложилось впечатление – стояло не так величие нацизма и главенство арийцев, как простецкая и обьяснимая ненависть к английскому флоту, их старому врагу. Моряки Кригсмарине, во всяком случае до начала разгрома, были отдельной кастой, со своими традициями и понятиями. Даже в конце войны попытки всунуть на флот нечто вроде замполитов по нацистской части вызывали яростный протест у моряков и руководства Кригсмарине. Они мстили за Скапа-Флоу и упущенные возможности Ютландского боя. И доказывали, кто на самом деле лучше – английский или немецкий моряк. Себе, англичанам, всему миру. Не берусь судить, кто лучшие моряки, но хочу сказать, что эпопея Бисмарка, это военный эпизод, которому трудно отыскать аналоги, и моряки Бисмарка дрались не за концлагери или «новый порядок», а за честь германского флота.
Еще одна причина – общее мое восхищение перед линкорами и некая грусть в связи с их уходом, который окончательно решился именно в ходе боевых действий Второй мировой. Строго говоря, морские стратеги всех стран ошиблись далеко до начала Второй мировой, по-прежнему делая ставку на линейные корабли. Как только фанерные Фарманы и Ньюпорты сменились стальными птицами с пламенным разумеется мотором, так сразу линкоры можно было списывать. И бросать все силы на авианосцы. За исключением Бисмарка, ни один линкор во Второй мировой войне не отличился – в смысле, не использовался для того, для чего его строили – решительной битвы с флотом противника и артиллерийской честной дуэли. Крупнейшие и мощнейшие линкоры – Тирпиц и Ямато, например, были потоплены авиацией, как котята. Наглая и безнаказанная муха, сделанная из фанеры и жести, стоимостью дешевле крупнокалиберного снаряда линкора, жалила гиганта до смерти, ему оставалось только в бессилии водить вверх хоботами своих могучих орудий, один залп которых мог смести аэродром, набитый десятками таких мух, или утопить несущий их авианосец. Вместо планируемых пальбы, дыма и славы, линкорам в лучшем случае доставалась участь плавучих батарей, в худшем – какая-то неописуемо бессмысленная гибель от бомб и торпед воздушных шакалов.
После войны от линкоров начали избавляться или хотя-бы не строить новые, только у нас наоборот, решили понастроить какие-то сверхтяжелые крейсеры и запустить их в Мировой океан на радость авианосцам вероятного противника, да не успели. Этими игрушками занялся было Сталин, обративший свое внимание на плохое состояние дел с социализмом в океанах и морях, но смерть помешала ухнуть прорву средств в очередную авантюру.
Что до собственно операции Рейнбунг, то не буду стратегически мыслить и собою как стратегом восхищаться, попутно поплевывая на недалеких адмиралов тех лет. Замечу только, что если говорить о немецком факторе, то, как мне показалось, поворотными моментами были решение продолжить рейд после прохода Каттегата, когда стало ясно, что о выходе группы стало известно противнику, и решение Лютьенса после боя в Датском проливе следовать во Францию, а не возвращаться в Норвегию.
Английский фактор - на меня произвели сильное впечатление быстрота и решительность их действий. Они не стали медлить и полагать, что Бисмарк как-нибудь сам утонет, или его можно потопить парой эсминцев, а бросили против него все, что было в пределах досягаемости, оголив конвои и прекратив все другие операции.
И последний фактор – судьба, рок. Что помутилось в головах немцев, когда они не дозаправились топливом во время последней стоянки? И надо-ж было за час до наступления темноты и следовательно, весьма вероятного прорыва Бисмарка во Францию, всадить ему торпеду так, что вышли из строя рули! Что это, как не судьба? Бросок игральных костей, без которого, сильно похоже, ничего в этой жизни не происходит, как там не готовься и не продумывай все варианты. И который оказался не в пользу немцев…"



















7 июля 2011 00:35
Вернуться назад