uCrazy.Ru / Северокорейская мечта ч.2: Сбежать к капиталистам

Северокорейская мечта ч.2: Сбежать к капиталистам



Разговор с северокорейской девушкой из хорошей семьи

Некоторое время назад я опубликовал интервью с северо-корейским бизнесменом . До этой публикации -- как я сам до этого разговора -- многие не подозревали, что под коммунистической оболочкой в Северной Корее давно существует примитивный капитализм, а почти все население страны занято в полуофициальном частном секторе. Это настолько плохо вязалось с привычным образом Северной Кореи, что некоторые читатели (в основном из сочувствующих корейскому социализму) усомнились в информации моего собеседника. Но я был в ней уверен — и не только потому что ее подтвердил Ланьков. Я, что называется, подверг её перекрестной проверке. Через несколько дней после Кима я встретился и записал разговор с Ли, девушкой из другого провинциального города на севере КНДР, которая около двух лет назад перебралась через Китай на юг. Девушкой, что называется из самой приличной северокорейской семьи: папа -- преподаватель партийных дисциплин в местном пединституте, мама -- домохозяйка и общественница, сама — выпускница педвуза, воспитательница детского сада, а потом -- хозяйка подпольной мануфактуры сигарет. Вот этот разговор:
-- У вас был русский язык в школе?
-- «Здравствуйте, раз, два, три, четыре, да здравствует великий вождь». Но вообще я была в английском классе. Обычно классы А и Б были русские, а два других -- английские. Но это было давно -- когда я училась в школе, в начале 90-х, а сейчас русского в школах почти не осталась. У нас в городе в 97--98 русские классы были закрыты все, все стали английскими. А до этого было пополам.

-- Сколько человек было в классе?
-- Довольно много в то время, стандартно -- 40--50 человек. Но сейчас меньше из-за проблем с рождаемостью, так что сейчас 35--40.

Северокорейская мечта ч.2: Сбежать к капиталистам


-- Ваша мама работала?

-- Нет, она была домохозяйкой, но занималась общественной работой. Она была руководительницей народной группы -- группы взаимного наблюдения по месту жительства. Она отвечала за женщин в нашей округе, которые не работали, за домохозяек: задача чтобы домохозяйки тоже не оставались без присмотра, чтобы среди них велась организационная и идеологическая работа. Ну и просто присматривала за ними. Такие группы создаются по территориальному принципу -- в них по 20--40 семей.

-- Были у нее за эту деятельность какие-то дополнительные льгoты?
-- Нет, ничего не было. Начальникам народных групп вообще не полагалось никакой зарплаты, и по карточкам она получала довольствие как у обычных домохозяек. Но в начале 90-х пошли разговоры, что им нужно установить зарплату. И стали давать зарплату примерно с 1992 года в районе 30 вон. Но это уже было абсолютно бессмысленно, потому что уже к концу 90-х средняя зарплата была порядка 700-1000 вон, и на нее было ничего не купить, а они получали 30.



-- О каких проступках подопечных членов группы нужно было докладывать?
-- Например утром домохозяйки должны идти на строительные работы и задача начальницы народной группы -- собрать людей, чтобы они шли на эти работы. К ней приходит распоряжение: столько-то человек надо отправить на строительство дороги или ремонт чего-то и т.п. Многие, само собой, не хотят идти. Это самое распространенное нарушение. Тогда начальница группы жалуется в полицию или в местную администрацию. Теоретически главы групп подчиняются районной управе,что-то вроде райисполкома: туда они и жалуются. Но может вмешаться и полиция, если уклонение от мобилизации стало особенно массовым. В общем, работа достаточно неприятная, потому что она портит отношения с людьми. Но моя мать была идейная, любила Ким Чен Ира, Ким Ир Сена,она очень старалась.

-- Она и сейчас верит и старается?
-- Сейчас уже нет.


-- Когда это изменилось?
-- Она очень хотела вступить в партию, 30 лет старалась, но и через 35 лет в партию ей так и не дали вступить. Моя сестра перебралась в Китай, и мать сняли с этой работы. Это было для нее очень большим разочарованием. Впрочем, к тому времени она уже и не так хотела вступать, пропал этот энтузиазм.



КОРОБОЧКИ С ОБЕДОМ
-- В какие годы вы работали в детском саду?
-- 2000--2005.

-- Все дети ходят в детский сад?
-- Да, обязательно. Это часть обязательного образования.


-- Что изучают в детском саду?
-- Язык, счет, песню и танец, подвижные игры, экскурсии на природу, и три идейных предмета -- рассказы о детстве Ким Ир Сена, рассказы о детстве Ким Чен Ира, и рассказы о детстве Ким Чен Сук (жены Ким Ир Сена). Соответственно в нашем садике было три комнаты для их изучения. Одна комната -- для изучения детских лет Ким Ир Сена, другая -- Ким Чен Ира, третья -- Ким Чен Сук. Она как раз родом из наших мест. Там фотографии детских лет, портреты, а в центре каждой комнаты -- большой макет места, где великий человек, которому посвящена комната, провел свое детство. Размером с большой стол -- и там домик, дворик, горочка, где играл и тп. Каждый из трех предметов -- раз в неделю по одному занятию.

Эти макеты они не поставляются централизованно, это все должны уметь сделать сами воспитатели. Я там все сделала сама -- цветущие вишневые деревца, травку -- чтоб красиво было. Там же поют песни о вожде, слушают рассказы о вожде.




-- Детей же в детском саду кормят? В начале 2000-х были проблемы с питанием?
-- Дети должны были приносить с собой коробочки с едой из дома. Мы пытались организовывать питание, но у нас получалось только раза два в месяц -- это если нам выдавали продукты. А когда не было продуктов мы ничего сделать не могли. Когда я сама ходила в детский сад в 80-е, то там нас кормили. А когда была воспитательницей, уже было нечем.


-- Дети приносили коробочки с едой из дома, и они у всех разные.
-- Конечно разные, очень разные. Были дети, которые вообще ничего не приносили, тогда я их отправляла на пару часов: «Иди домой, поешь». Но и с остальными была проблема. Были те, кто приносил просто вареную кукурузу, а были те, у которых в коробочке и мясо было. И все же все видят. Но дети сами собой группировались друг с другом по достатку родителей. Те у кого был примерно одинаковый уровень одежды, игрушек и еды -- играли друг с другом и общались друг с другом. Серьезных конфликтов по этому поводу я не видела. Они еще слишком маленькие. Такие конфликты начинают появлятся и довольны сильны в начальной и, особенно, в средней школе.


-- Чьи дети считаются детьми богатых?
-- Прежде всего, чиновников, нашего местного начальства. Они отличались одеждой, ну и было видно, что учителя уделяют им особое внимание.

-- Родители помогают учителям деньгами. В школе и детском саду им надо что-то платить?
-- Да конечно. Мы бы не могли жить без помощи со стороны родителей. Зарплата учителя примерно 2 000 вон. Это цена одного килограмма риса на рынке. Кто-то из родителей давал деньги, но в основном помогали не деньгами: приносили — кто одежду, кто какие-то вещи домашнего изготовления, и конечно продукты давали: рис, крестьяне -- кукурузу, а кто-то посмотрел, что нет часов, могли часы подарить. Или со зрением проблемы, а очков не достать, -- помогали очки заказать. И все старались побольше подарки делать по поводу выпуска -- и деньгами, и рисом, и остальным.

Дарят непосредственно учителю, воспитателю, так что директору даже хуже, ему непосредственно ничего не несут. Реальный доход директора школы может быть меньше, чем у учителей или воспитателей. Но в школах есть такой способ заработать. Звонит председатель колхоза и просит отправить детей в поле на работу. И директор посылает детей в колхоз, а председатель ему взамен платил деньгами или продуктами.

-- Сколько дней школьники осенью работают на полях?
-- Осенью практически каждый день работали в конце 90-х. У нас шестидневная рабочая неделя, и осенью практически не учились вообще. Забирали даже выходные. Могли оставить два выходных в месяц. И естественно занимали все рабочие дни. А учились самоподготовкой: давали домашние задания и говорили -- выучите это, это и это. Это продолжалось и в 90-е и в 2000-е. Весной отправляли на высадку риса, осенью на уборку кукурузы, риса, овощей. Старшие классы были практически бесплатными сельхозработниками. Начинали с третьего класса и чем дальше, тем больше.


-- А студенты?
-- Ну разумеется! И военные, конечно, тоже. В университетах это вобще официально. Весной и осенью в программу заложено по месяцу, свободному от занятий. Весной -- это посадка риса. Осенью -- уборка риса и кукурузы.


-- Только колхозы забирали школьников? Или мог директор завода позвонит помочь план выполнить?

-- Нет, какая помощь на заводе от студентов? Кроме того в 90-е, когда я была в ВУЗе, заводы уже остановились



ПРЕПОДАВАТЕЛЬ КОМMУНИЗМА

-- Что преподавал в вузе отец?

-- «Революционную историю великого вождя товарища Ким Ир Сена» и «Историю агрессии американского и японского империализма против Кореи». При Ким Ир Сене это была хорошая карьера, уважаемый человек. Так же как врач, партработник, работник силовых органов. Кроме того в кимиресновские времена лучше всего было быть «людьми Пэктусана» -- то есть связанными с партизанским движением: это семьи и потомки участников сопротивления и войны. Не только сами участники, но и их дети, и внуки оставались привилегированными, могли поступать в хорошие вузы, достигать должностей.

Потом рухнула система карточек, потом умер Ким Ир Сен и началась эпоха Ким Чен Ира. И с 1996 года люди начали голодать и умирать. Тогда хорошо жили люди с родственниками за границей, особенно в Японии. Прежних привилегированных называли люди Пэктусана, а этих стали называть люди Фудзиямы. А потом началось время людей Йонмансана -- (это гора, где университет им. Ким Ир Сена, в котором учился Ким Чен Ир), -- когда привилигерованными стали однокашники Ким Чен Ира и вообще выпускники одного с ним университета. Кроме того, в наших краях, на севере, это еще те, у кого есть родственники в Китае, которые присылают деньги. А еще есть люди, которые, как я, перебрались на юг, и отсюда помогают родственникам. Но таких мало.

-- В университетской среде какие сейчас настроения распространены -- ностальгия по временам Ким Ир Сена, когда преподаватель был человеком солидным и жилось ему сравнительно с другими хорошо, или наоборот критические, антиправительственные настроения?
-- В общем, хотят перемен. Бывает, грустят о кимирсеновском времени, но не хотят обратно.


-- А собираются поговорить и поругать власть?

-- При Ким Ир Сене это было абсолютно немыслимо, говорить о политике. Сейчас немножко стали поругивать власть, но осторожно. Вот отец мой дома все время говорил, что Ким Чен Ир -- никакого сравнения с Ким Ир Сеном, не справляется с руководством страной. Мать его притормаживала, говорила: «Оказываешь на детей плохое влияние, учишь их опасным вещам». Но я, когда уже была подростком, прямо спросила у папы: «Кто лучше, Ким Ир Сен или Ким Чен Ир»? Он сказал: «Сравнивать смешно: Ким Ир Сен, конечно». Большинство упоминает Ким Ир Сена с уважением, а к Ким Чен Иру отношение куда хуже.

-- А разговора о том, что все устройство страны неправильно, нет?
-- Сейчас об этом говорят. Говорят, что социализм -- это неправильно. Это стало так не опасно, можно поругивать власть.

-- Как сейчас студенты относятся к вашему отцу - преподавателю идеологических дисциплин. У нас к ним серьезно не относились под конец СССР.
-- То же самое.

-- Отец что про это думает?

-- Отец? Сложно сказать. Я с ним не очень эти вопросы поднимала. Он всю жизнь этим занимался. Ему трудно сказать после этого: «Я всю жизнь лгал, и студентам и детям». Это психологическая травма.


СИГАРЕТНАЯ МАНУФАКТУРА


-- Давайте попробуем представить быт преподавательской семьи. Есть у вас телевизор?


-- Телевизора у нас не было до 1997 года, а в 97 г. к нам приезжали родственники из Китая и привезли в подарок телевизор, цветной. Купить его сейчас в самой Корее тоже не проблема, если деньги есть, у нас их просто не было. Цветной телевизор два года назад, когда я уехала, стоил порядка 30 000 (около 100 долларов). Но это конечно намного больше любой официальной зарплаты.




-- Где же на него можно заработать?
-- Частный бизнес — торговля, предпринимательство, ремесло. На государственную зарплату давно никто не живет.

-- То есть ваша семья тоже занимается чем-то в частном секторе?
-- Родители просто работают на участке, выращивают бобы, кукурузу. А из бобов делали массу для тофу.

А я делала сигареты дома. Я покупала табак у крестьян, потом резала, добавляла мед, травы для аромата, добавляла в массу воду, высушивали. После этого мы доставали папиросную бумагу в рулонах -- ее выносили рабочие с местного сигаретного завода, но можно было купить импортную из Китая (китайская лучше). То же самое с фильтрами. У меня дома стоял станочек для изготовления сигарет. И мы нанимали девушек, которые крутили у меня сигареты. С фильтром. Занималась я этим пять лет и на меня работали шесть девушек. Одна прямо у меня дома, остальным выдавали материал и забирали товар. А упаковкой уже занималась я. Потом сдавали оптовикам, а те развозили по сельском местности.


-- Упаковывали в пачки сигарет известных марок?
-- Конечно, и Marlboro, и китайские марки -- в те пачки, которые удавалось купить, в те и паковали. Были люди, которые и в самой Корее умудрялись делать пачки, очень похожие на оригинал.

-- Объем вашего производства?
-- 800 пачек в день в хорошие дни.

-- Сколько это давало в месяц дохода?
-- 200 000 вон выручки в месяц, личного дохода оставалось 25--30 000 вон в день. Это примерно 700 долларов.


-- Богатая вы были девушка.

-- Да.




-- А как это все приходилось регулировать с властями?
-- Откупалась, конечно. Приходилось хорошо им платить. Это ведь все от и до формально незаконно. Поэтому я постоянно хорошо кормила участкового.

-- Гордитесь, что удалось организовать такое производство?
-- Конечно. Я была CEO. А до сигарет, кстати, я недолго торговала яйцами, перцем и приправами. Я покупала яйца и перец на зоне политзеков № 22. Они там в своем хозяйстве производили первосортный перец и отличные яйца.

Мы не можем заходить на территорию зоны, но мы покупали у семей охранников и администрации лагеря. Они что-то вроде посреднической фирмы. Это все администрация организует, а зэкам что говорят делать, то они и делают.Скорее всего это был бизнес администрации лагеря. Но надо признать, что это была очень качественная продукция.

Я продавала это не у нас, а везла на рынок в соседний большой приморский город -- самый большой город в округе, там и цены хорошие, и такие отличные яйца, и перец, и перечная паста продавались хорошо. К тому же там море, и я, чтобы пустой обратно не ехать, покупала кальмаров, осьминогов, минтай и продавала на рынке у нас. .

-- Как к этому относились родители?
-- Они были довольны. Я же им помогала. До этого мы голодали, а как эта штука раскрутилась, наша семья в городе стала одной из самых богатых.

-- Когда в стране кончился голод?
-- В наших краях где-то в 2002 году. Но не надо думать что голод совсем закончился, еще есть те, кто голодает. Кое-кто изредка умирает от голода до сих пор. Но конечно не сравнить с тем что было в 90-е. Если ты относительно здоровый и молодой -- то с голоду не умрешь. И главное -- у нас сейчас есть к этому иммунитет. Тогда, когда государство вдруг перестало давать продукты по карточкам, мы не знали что делать, а сейчас мы уже знаем как жить самостоятельно.

-- У вас были проблемы с адаптацией в капиталистической Южной Корее?
-- Я выросла в ситуации когда все было предписано. Тебе говорили куда и когда идти, что делать и в какой последовательности. Я приехала сюда и удивилась: я могу делать все, но я должна решать сама, что именно, где и когда. И в начале привыкнуть к тому, что ты все выбираешь и решаешь сама -- это требовало некоторого усилия. Одежду которую я покупала первое время после того, как сюда приехала, я ее не надеваю, мне самой смешно становится, что я накупила.

27 февраля 2012 18:35
Вернуться назад