uCrazy.Ru / Почему IQ ничего не значит - часть 1

Почему IQ ничего не значит - часть 1

Обычный человек имеет коэффициент интеллекта, примерно равный 100. Неизвестный источник приписывает О. Дж. Симпсон IQ, равный 89. Мэрилин Вос Саван занесена в Книгу рекордов Гиннеса за самый высокий IQ, 228, который когда-либо был измерен, это число объявила … сама Мэрилин. Но вклад Саван в прогресс человечества составляет только газетную колонку в стиле "Дорогая Эбби", и нескольких книг, по большей части составленных из этой колонки. Вот причины, почему ваш IQ действительно не имеет особого значения.


Изначальная цель

Первая стандартизированная попытка измерить умственные способности человека принадлежит Альфреду Бинету и Теодору Саймону, которые сформулировали тест для измерения вербальных способностей. Бинет и Саймон всего лишь хотели использовать этот тест для выявления у детей склонности к задержке умственного развития. Этот эксперимент был продолжен Уильямом Стерном в 1912 году для сравнения ментального возраста детей с их хронологическим возрастом. Стерн ввел термин “коэффициент интеллекта”. Результат вычисляется путем деления ментального возраста на хронологический, а затем умножением на сто. Если у десятилетнего ребенка ментальный возраст составляет 5 лет, то его IQ равен 50. Определение ментального возраста – довольно трудный процесс.

Когда среднестатистический человек достигает примерно 15 лет, тест на IQ уже не важен, т.к. ментальный возраст достигает фазы зрелости. Но обычный пятилетний ребенок должен иметь ментальный возраст, равный 5 годам. Если же этот показатель равен 1, то IQ ниже среднего. Два самых популярных теста, которые используются в наши дни, - это Вешлер и Стэнфорд-Бинет. По результатом последнего, Альберт Эйнштейн набрал известные 186 баллов, будучи еще ребенком. По другому тесту, такой результат равняется 160. Проблема заключается в том, что подобные тесты изначально не рассчитаны на такие высокие показатели.

Слишком высокие результаты обычно не являются точными. 180 по шкале Стэнфорд-Бинет – это предел, любой результат выше этого не должен приниматься без сомнений. Достаточно сказать, что тестируемый имеет высокий уровень адаптивности, гибкое мышление и хорошо запоминает информацию. Но можно ли сказать, что набравший 186 баллов умнее того, кто набрал 176?

Все, на что эти тесты способны, - это выявлять низкие показатели у детей, в этом случае их можно считать довольно точными. Разница между результатом в 79 и 69 баллов довольно заметна, и тест может определить причины таких различий. Принимая во внимание современные представления об интеллекте, единственно возможный способ повысить точность теста – это увеличить сложность вопросов. Пространственные диаграммы рассуждения имеют в своем составе движущиеся части и длятся дольше, перемешанные слова длиннее и арифметические последовательности имеют больше пробелов. Но если вы способны осуществить подобные ментальные подвиги на простых заданиях, то единственным различием между ними и более сложными заданиями станет время, которое требуется на их выполнение. В этом случае, ваш результат будет таким же, за исключением времени. Та же самая работа.


Справедливость оценки

Только некоторые тесты на IQ измеряют общие знания. Вот типичный вопрос, с которым пришлось столкнуться пятилетнему ребенку в тесте на IQ: “какого цвета яблоко?”. Единственное яблоко, которое он увидел за первые пять лет своей жизни, было зеленым. Но это не правильный ответ. Яблоки бывают и других цветов. Тест Менса включает такие вопросы, как “2D – это лента Мёбиуса, а 3D - …”. Google отвечает “Бутылка Кляйна” Теперь мы знаем это, но стали ли мы умнее? Эйнштейн однажды сказал, что не любит забивать память фактами и цифрами, которые можно просто посмотреть в справочнике.

Согласно общей тенденции, главным намерением было задать вопросы, на которые каждый пятилетний ребенок на земле знает ответ. Есть вопросы, которые отвечают всем требованиям, например “2+2”, но разве правильный ответ на этот вопрос идентифицирует высокие ментальные способности у ребенка? Исторически, тесты на IQ должны устранять любую несправедливость в оценке, и единственный способ сделать это – устранить вопросы на “общие знания”. Один из вопросов, с которым можно столкнуться в интернете “если вы расшифруете буквы в слове ЙХИИТ, что вы получите?” Список ответов включает правильный – “океан”. Этот вопрос измеряет размер вокабуляра, способность к чтению и визуальному мышлению. Но возможно, человек, проходящий тест, никогда не слышал о Тихом океане.


Почетные права

Тесты на IQ были изобретены специально для детей. Все мы знаем, что детям необходим родительский контроль, чтобы они точно не выросли преступниками. Все начинается с безобидного поддразнивания, придумывания кличек и издевательств над теми, кто помладше. Хотя дети с высоким IQ обычно считаются ботаниками, и дети постарше и поглупее подшучивают над ними, но это вовсе не значит, что сами ботаники не могут поиздеваться друг над другом. Рост и вес ребенка может вообще не иметь значения, но группа детей, в которой каждый знает все о Стар Треке будет публично высмеивать того, кто хочет подружиться с ними, но не может.

Дети очень жадные. Им хочется поскорее вырасти, и, хотя хорошее воспитание необходимо, это прекращается только с возрастом. Вот почему родителям обычно советуют не информировать ребенка об уровне его IQ. Если он хотя бы на один пункт ниже среднего значения (100), у ребенка снизится самооценка. Если же IQ окажется выше среднего, ребенок, скорее всего, будет чувствовать свое превосходство над сверстниками. Если уровень IQ ребенка средний, он все равно может ощутить свою неполноценность.

Кажется, взрослые принимают IQ очень серьезно – если показатель достаточно высок. По всему миру существуют группы вроде Менса, Общество 999, Общество Прометея и Общество Мега. Последнее считается самым эксклюзивным интеллектуальным клубом в мире. Чтобы вас приняли в этот клуб, необходимо иметь IQ 171, как минимум. Менса требует только 132. Но что хорошего дает членство? Менса не делает практически ничего полезного. Они поводят встречи по всему миру, на которых просто приветствуют друг друга и поздравляют. Подробнее об этом будет написано во второй части...


Креативность

Интернет и так называемые “эксперты” давно говорят о людях с самыми высокими показателями IQ в истории. Конечно, они условны, т.к. IQ, как понятие измерения уровня интеллекта, и тесты, связанные с ним, появились только в начале 20 века. Но если ввести в Google запрос об известных людях с самым высоким интеллектом, он выдаст несколько сайтов, утверждающих, что на шкале со средним баллом в 100, Эйнштейн набрал 160, а Леонардо да Винчи – аж 220. Это откровенная ложь, по ряду причин: да Винчи ничего не мог набрать в этом тесте, т.к. его еще не изобрели в его годы жизни; возможно у него и бал IQ 220, но не потому что так написано в интернете, на самом деле мы никогда не узнаем об этом. Цифры на этих сайтах, кажется, зависят от того, насколько данная личность оказалась весомой для истории, а также насколько разнообразные подвиги совершил этот человек.

Все знают, что да Винчи ко всему приложил руку. Но почему Эйнштейн набрал только 160? Разве он был менее творческим? Если вам кажется, что трудно оценить интеллект в области математики в терминах черного и белого, представьте, что необходимо измерить способности человека в области гуманитарных наук. Выберите один жанр искусства. Скажем, литературу. Тесты измеряют навыки пространственного мышления, чтения, лексики, арифметики, памяти и иногда общие знания. В терминах лексики, был бы у Шекспира более высокий уровень IQ, чем у Хемингуэя, просто потому, что Шекспир использовал более длинные слова в своих произведениях? Хемингуэю было бы, что сказать об этом: “Уильям Фолкнер считает, что если я никогда не говорю “10 долларов”, то я не знаю таких слов. Но у нас обоих есть Нобелевские премии, поэтому уверяю вас, я знаю. Но есть и другие слова, более простые, старые, интересные, вот их-то я обычно и использую”.

А как измерить IQ Бетховена? Он был хорошим музыкантом, но ничего не смыслил в математике. Его знания остановились на простейшей арифметике. Он даже не был знаком с алгеброй. Если бы ему пришлось пройти тест, его результат оказался бы довольно низким, но отсутствие знаний в области математики никак не сказались на его карьере. Говорят, что показатель Чарльза Диккенса равен 180. Почему? Потому что “Николас Никлби” – хорошая история? Нельзя так оценивать литературу, потому что все гуманитарные искусства являются изначально субъективными. Джастин Бибер имеет огромное число фанатов, многие из которых считают, что его музыка лучше музыки Моцарта.

Справедливо ли говорить, что Стивен Хокинг с интеллектом 160 заслуживает оценки ниже, чем Исаак Нютон (190)? Они работали в одной и той же области. Но Ньютон изобрел исчисление, а Хокинг просто работает с ним. Это стоит 30 пунктов? Энди Уорхол был довольно хорошим художником для человека с IQ 86, хотя, если быть честным он мог отвечать на вопросы намеренно неправильно, в качестве протеста. Кто был умнее: Уорхол или Джексон Поллок?

Продолжение следует...
21 мая 2013 16:30
Вернуться назад