uCrazy.Ru / Шедевры исламской архитектуры и её истоки

Шедевры исламской архитектуры и её истоки

Изначально исламский стиль в архитектуре сформировался уже после правления Мохаммеда. Этот стиль развивался, адаптируясь к местным традициям, по римской, египетской, византийской и персидской моделям. Исламское завоевание Персии и уничтожения зороастризма привело к тому, что исламская архитектура раннего периода заимствовала и приняла основную часть традиций павшей Персидской империи. После этого исламскую архитектуру можно назвать дальнейшей эволюцией персидской архитектуры, на которую окончательно повлиял усовершенствованный стиль Египетских мамлюков. Ислам и зороастризм сегодня связывают только орнаменты и особый стиль архитектуры. Давайте посмотрим на завораживающие чудеса исламской архитектуры.


В 636 году арабы-мусульмане опустошили византийскую провинцию Сирию и вскоре после этого столкнулись при Кадисии (территория современного Ирака) с войсками последнего Царя царей из династии Сасанидов - Йездигердом III. Упорное сражение продолжалось несколько дней, но в конце концов арабы победили и захватили прославленную Сасанидскую столицу Ктесифон. С этого события начался закат истории великих Иранских империй.









Так что в первое время после арабского завоевания Ирана организованная Сасанидами зороастрийская община с верховным главой, пребывающим в Парсе, сохранялась. Через него мусульманские должностные лица собирали с покоренных наложенную дань. Зороастрийцы, оказавшись подчиненными и униженными, могли продолжать исповедовать свою веру. И все же участь древней религии в столкновении с молодым исламом была уже предрешена. С каждым новым годом арабской оккупации поток новообращенных возрастал. Этому способствовало много причин, начиная от насилия и заканчивая добровольным обращением в ислам.
Одним из обычных побуждений для принятия ислама было предоставление свободы рабу, который становился мусульманином, а многих персов арабы обратили в рабство. Других побуждала отказаться от старой веры унизительная обязанность подушного налога. Были и такие, которые считали, что победа мусульманского оружия доказывает правильность мусульманского религиозного учения, и становились ярыми пропагандистами новой веры.
Учение раннего ислама привлекало многих зороастрийцев своей простотой, а некоторые важнейшие представления, например, вера в ад и рай, в конец мира и в последний суд, были заимствованы из зороастризма и поэтому хорошо знакомы, так же, как и некоторые мусульманские обряды: пятикратная ежедневная молитва, отрицание изображений, обязанность платить подать. Все это сопровождалось поразительной простотой религиозной жизни, не нуждавшейся в жрецах. Принимая ислам, зороастриец разом освобождался от многих церемоний и обязательств. Зороастрийские женщины тоже нашли в раннем исламе привлекательные черты - освобождение от строгих законов очищения, столь жестко стеснявших их в обыденной жизни.
Ощутимый удар по старой религии был нанесен в 700 году, когда в правительственных учреждениях использование среднеперсидского и пехлевийского языков заменили арабским.
Распространение арабского языка на территории Ирана воздвигло еще одну стену между иранцами-мусульманами, которые охотно изучали свой священный язык, и зороастрийцами, питавшими отвращение ко всему исламскому.
Постепенно на арабский язык стали переводиться среднеперсидские сочинения, например, великая Сасанидская хроника - "Книга царей", которую впоследствии мусульманские историки стали использовать как основу описаний мировой истории.
Были переведены на арабский и многие древние мифы, и героические предания, сохраненные зороастрийскими жрецами. Этими арабскими версиями стали пользоваться обращенные в ислам иранские знатные роды, продолжая возводить свое происхождение к героям иранских исторических хроник. Так была оборвана связь зороастризма со славным прошлым Ирана.















В конце концов, иранцы-мусульмане создали предание, согласно которому ислам предстал как частично иранская религия, и национальная гордость таким способом была удовлетворена.
Зороастрийской вере оставалось все меньше и меньше места в мусульманском Иране. Самые непримиримые зороастрийцы или погибали на родине, или отправлялись искать пристанища в других странах. В то время, когда переселенцы обживались на новом месте, на их родину надвигалось очередное страшное бедствие. В начале XI века тюрки-сельджуки вторглись из Средней Азии в Хорасан, затем наводнили Иран и свергли все местные арабские династии. Утвердившись в Иране, они с энтузиазмом приняли ислам и с не меньшим рвением стали искоренять зороастризм.
Не успела утихнуть тюркская резня, как пришли новые завоеватели - монголы. Эти сыны степей уничтожали всех, кто попадался им на пути: мусульман, зороастрийцев, иудеев и христиан. Много воды утекло с тех пор и теперь в итоге после всех этих гонений, с середины XX века общины переживают массовый отход верующих от религии. В настоящее время в Иране проживает всего около 35 тысяч зороастрийцев, в Индии их насчитывается около 100 тысяч. 5 тысяч парсов проживают в Пакистане, 3 тысячи - в Канаде, США, Англии, около 200 человек - в Австралии, 500 - в Шри Ланке. Сохранились небольшие общины зороастрийцев в Гонконге, Сингапуре и Шанхае.
На протяжении многих веков, гонимые народы старой веры, приняли для себя новую религию ислам. Но живущая в душах людей память о своей древней истории и вере, отразилась в орнаменте и архитектуре многих мусульманских стран. Этот "Восточный" стиль, легко узнаваемый всеми, уходит своими корнями в глубину веков, когда Богом для людей было Солнце.























































































































Шедевры исламской архитектуры и её истоки








Исламскую архитектуру можно определить по следующим компонентам:
- Большие купола.
- Минарет - бывает отдельно или парно стоящим. В больших мечетях обычно четное число минаретов.
- Большие двора, часто соединённые с большим молитвенным залом. Дворы обычно спроектированы как мусульманский сад, вид сада, который характеризуется четкой и правильной геометрией, акведуками и колоннами, установленными по периметру.
- Использование геометрических форм и рептативной архитектуры - арабеск.
- Использование симметрии.
- Раковины и фонтаны для ритуального умывания.
- Михраб - ниша в стене мечети, указывающая киблу, то есть направление, где находится Кааба в Мекке.
- Использование ярких цветов.
- Внутренняя часть здания более выразительная, чем внешняя.
- Отточенные арки и арки в виде подковы.
- Сотовый свод (мукарнас) - разновидность складчатого свода из замкнутых перегороженных складок в виде ромбических гранённых впадин-гексагонов, пирамидальных углублений, похожих на восковые пчелиные соты или на сталактиты.
- Машрабия - балкон из кирпичей, или из выгрированных из дерева, позволяющий смотреть на улицу, но не быть видным.























































Иранская (персидская) архитектура необычайно красива и разнообразна. Именно Иран, как последний очаг развитой зороастрийской культуры, повлиял своей стилистикой в орнаментах и архитектуре, на многие мусульманские страны. Мусульманская архитектура стала основываться на множестве идей: например, принципе бесконечной силы Аллаха, или Бога, символом которой были повторяющиеся геометрические узоры и украшение арабесками. Отделка стен, освещение, украшение полов и окон, всех сооружений изразцами, фресками, колоннады, арки - всё уникально, красиво и неповторимо. В декоре редко встречались изображения человека и животного, потому что творения Аллаха считались неподражаемыми. Вместо этого мастера использовали стилизованный растительный орнамент и цветочные мотивы. Последним штрихом, придающим законченность красоте зданий, были каллиграфические надписи-цитаты из Корана, в то время, как большие купола, башни и дворы дарили чувство пространства и величественной силы.











Период правления в Египте Мамлюков (1250-1798) - это расцвет исламского искусства, они обогатили исламскую архитектуру своими изысками и окончательно определили легко узнаваемый Восточный стиль. Множество примеров вы найдете в старом Каире. Религиозные идеи господствовали и в архитектуре, и в искусстве. Хорошо развивались торговля и сельское хозяйство; Каир - столица Мамлюков, стал одним из самых богатых и процветающих городов на Ближнем Востоке и центром художественной и интеллектуальной деятельности. По словам ибн Хальдуна это сделало Каир с его роскошными куполами, площадями и минаретами «центром Вселенной и садом мира». Мамлюки использовали контрасты и световые эффекты при строительстве своих зданий. Покрытое эмалью и позолоченное стекло; предметы из металла, украшенные мозаикой; работа по дереву, текстиль были одними из лучших в Средиземноморье и Европе, где они оказали большое влияние на европейское производство. Венецианское стекольное производство - один из примеров влияния искусных мастеров Мамлюков.
В 1517 году мамлюки вошли в состав Османской империи и их культурные традиции вдохновляли не только османцев, но и многие исламские народы.





















Шедевры исламской архитектуры многогранны и бесконечны и в данном посте всего этого великолепия не охватить. Архитектура ислама унаследовала многие достижения древних цивилизаций - кирпичную кладку, колонные залы, мозаику... были разработаны новые типы зданий (мечети, минареты, медресе, мавзолеи, караван-сараи, крытые рынки, роскошные дворцы). На особый стиль Восточной архитектуры, так легко всеми узнаваемый, оказал влияние конечно же зороастризм, а в 2003 году был объявлен Юнеско годом 3000-летия зороастрийской культуры. Ну а нам остаётся сегодня восхищаться архитектурными изысками, идущие от древних.







18 июля 2015 02:20
Вернуться назад