uCrazy.Ru / "СДЕЛАНО У НАС" - ЗиЛ "Каратель"

"СДЕЛАНО У НАС" - ЗиЛ "Каратель"

К весне 2002 года Министерству Обороны стало окончательно ясно, что войскам настоятельно требуется легкая бронированная машина. Первоначально речь шла о шасси с грузоподъемностью до двух тонн. Именно тогда проект получил условное (на тот момент) обозначение "Каратель". И в последние годы наша оборонная промышленность сосредоточилась, помимо танков и БМП, на разработке и производстве бронированных машин. За годы, в рамках проекта, создано множество интересных и не очень машин.
Одной из таких является ЗИЛ "Каратель".Его внешний вид сразу привлек внимание как журналистов, так и рядовых любителей военной техники. Но неужели только внешностью автомобиль уникален?

"СДЕЛАНО У НАС"  - ЗиЛ "Каратель"

Предположительно, изначально никакого финансирования разработки со стороны МО не было, так что участникам конкурса приходилось вести все изыскания исключительно за свой счет. Как бы там ни было, но АМО "ЗИЛ" сразу "ввязался" в эту эпопею, так как специалисты рассчитывали использовать наработки по своему давнему проекту ("Синей Птице"), перекинув всю ходовую без особенных изменений. В результате работы по обоим проектам попросту "заглохли", так как тянуть сразу два направления инженеры оказались не способны. Несмотря на это, новый бронеавтомобиль ЗИЛ "Каратель" все же смог появиться. Как ни странно, но решающую роль в этом сыграли московские власти.В то время работами заинтересовался Лужков, на тот период занимавший пост мэра Москвы. Он вдохнул в проект новую жизнь, руководство завода вновь отдало распоряжение вставать за чертежи. Ни шатко ни валко, но проект подошел к 2009 году в варианте "Клоп". В том же 2009 году мэр уходит со своего поста, но завод получает в качестве субсидии последний транш на разработки. Его хватило, и в 2012 году первый опытный образец увидел-таки свет.

Лужков на презентации почти готовой машины


Вообще, этот проект был изначально направлен на создание машины с улучшенной броневой защитой для нужд специальных подразделений. В качестве основных пользователей предполагались как ВС РФ, так и прочие профильные ведомства. Оттого сразу встала задача проектирования кузова таким образом, чтобы экипаж мог вести круговой обстрел из него, пользуясь собственным стрелковым оружием. Особого выбора в размещении команды не было: водитель на левом переднем месте, командир справа от него, между ними предполагалось смонтировать широкий ложемент для бортового стрелка, который, при необходимости, мог вести встречный огонь через поднимаемую центральную секцию лобового стекла или через турельный люк.

Было предложено несколько проектов, из них выбрали два. Дизайна и компоновки Льва Георгиевича Самохина штатного заводскго дизайнера и проект Святослава Саакяна, талантливого художника, работавшего в своё время на ЗиЛе, а потом сделавшего собственную дизайн-студию.

Как старый ЗиЛовец, Самохин и рад был бы сделать что-то оригинальное и свежее, но он внутри себя был скован ограниченным производственным потенциалом завода и финансовой безрадостной ситуацией. Он так говорил: какой смысл делать то, что мы всё равно не сможем запустить в серию? Как бы не договаривая до конца: лучше я сделаю хуже, но реалистичнее. Поэтому интересные решения постепенно отпадали, ради того, чтобы можно было использовать серийные узлы и агрегаты.
Вот фото из презентационного буклета Самохина:



Святослав Саакян по своей инициативе предложил совершенно ошарашивающий дизайн, который понравился всем, несмотря на некоторые очевидные компоновочные недостатки. Эта машина за характерный абрис получила у заводчан прозвище "клоп". Так её и называли, в процессе работы и даже писали с большой буквы, как имя собственное: Клоп.
Вот фото из презентационного буклета Саакяна:


сам Саакян

Саакян на презентации


Не знаю что послужило причиной, но жизнь получил только один проект и этот проект был "Клоп".
Немного фотографий о том как создавался этот автомобиль. Вот как строили Клопа:












Финальный результат Первого варианта, 2010 год:

"СДЕЛАНО У НАС"  - ЗиЛ "Каратель"

















трое главных создателей: Сергей Ошурков, Владимир Мазепа и Андрей Степанов.

На этой фотографии - трое главных создателей Клопа: Сергей Ошурков, Владимир Мазепа и Андрей Степанов.


На текущий момент проект Клоп довольно сильно засекречен и подробностей о проделанных работах по модернизации нет. Я нашел только коротенькую статью в журнале "ЗА РУЛЕМ"
На Дмитровском полигоне замечен необычный броневик с аббревиатурой ЦСН, что расшифровывается как "Центр специального назначения". Испытывает его не кто иной, как Владимир Чагин - семикратный победитель "Ралли Дакар".

На первый взгляд новинка больше походит на шоу-стоппер или реквизит для съемок фантастического кино. На крыше можно заметить мигалку или защитный плафон камеры, по бокам бронированного кузова - бойницы. Сам кузов имеет V-образную форму, призванную рассеять взрывную волну от фугаса. Передок машины венчает ряд светодиодов, а капот распахивается в стороны, позволяя получить доступ к мотору.
Бронеавтомобиль, предположительно, создан на шасси КАМАЗ-4326 (напомним, что именно 4326 принимает участие в Дакаре) и имеет силуэт, схожий с камазовским "Выстрелом".



Как видите очень мало информации и конкретики. Судить теперь можно только по внешнему виду, но даже так видно что модель была кардинально переработана.



На этом можно было бы и закончить статью, но на просторах Ютуба наткнулся на ролик


Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера


Вот скажите зачем так все засекретить, разрешать фотографировать только с определенных ракурсов, загадочно молчать и тут же выпускать машину на общие дороги где их фотографирует любой желающий?!?!?
28 сентября 2015 03:42
Вернуться назад