uCrazy.Ru / Как появился "Город золотой".

Как появился "Город золотой".


Музыка, слова - всё удивительно красиво, наполнено светом, ощущением чего-то неземного. Существует множество суждений об источнике вдохновения, но то, что образы, описанные в тексте, библейские - несомненно. Удивительно популярной она стала, когда её стал исполнять Борис Гребенщиков с группой "Аквариум". Но это оказывается был не первый исполнитель композиции, названной лучшей песней 20-го века, а об авторах слов и музыки и вовсе долгое время ходили споры.


Франческо де Милано.


Песня, окутанная тайной


Появление песни "Город" долгие годы было окутано тайной. Даже сам Гребенщиков, исполняя ее в 1984 году в Харькове, признался, что ему не известен создатель композиции. Было много версий авторства песни. С течением времени с музыкой более-менее стало ясно: слова положены на канцону композитора Франческо да Милано, что дошла до нас с самой эпохи Возрождения. А вот с автором слов вышло сложнее: называли и самого Гребенщикова, и Алексея Хвостенко, знаменитого рок-барда питерского "андеграунда" 1970-1980-х.


Елена Камбурова.


Была версия, что автор стихов - Елена Камбурова. А вдруг это Пушкин? Между прочим, в его творчестве есть романс с таким же названием, который совпадает полностью рифмой и размером. Впрочем, это несерьезно. И только недавно после расследования, которое провел Зеев Гейзель, знаменитый израильский бард, журналист и переводчик, свет увидела действительно захватывающая история! А начало пошло с грандиозной мистификации 20-го века!

Автор музыки.



Владимир Вавилов.


В нач. 70-х гг. "Мелодия" выпускает пластинку с композициями лютневой музыки, ставшую поистине легендарной и произведшей большой фурор. Ее слушали буквально "до дыр" все, вне зависимости от пола, возраста и профессии. Композиции с нее взяли в качестве фона различные передачи на радио, телевидении, в кино. И первая композиция - это "Канцона", которая стала прародителем песни "Город". В сопровождении говорилось, что Франческо да Милано был выдающимся лютнистом. Современники прозвали его "божественным". Он был придворным музыкантом при дворе Медичи, а затем у Павла Третьего, сотворил большое количество произведений.


Настоящий автор.


Однако наша "Канцона" не содержится в списке опусов композитора, а ряд специалистов полагает, что музыка, выпущенная на пластинке, исполнена вовсе не на лютне, а на обычной гитаре. Да и сама пластинка считается профанацией! На обложке записи указывается фамилия "Вавилов". Он исполнил все композиции на лютне, но в записи принимали участие и прочие инструменты. Согласно расследованию было установлено, что Вавилов и есть автор этих произведений. Владимир Вавилов – это знаменитый в 60-е гг. семиструнник, виртуозно владеющий инструментом.


Та самая пластинка.


Вдохновленный музыкой Ренессанса, он научился играть на лютне, вернее, лютневой гитаре своего производства и примерно в 1968 г. написал великолепные композиции в стиле того времени. Изначально он исполнял их во время концертов, предварял все благозвучными именами эпохи Ренессанса. При этом публика была в полном восторге. После этого Вавилов издал свою пластинку. Фамилии "авторов" он приписал произвольно. Возникает логичный вопрос: для чего? По всей видимости, он хотел донести музыку до аудитории, чтобы привлечь ее внимание к старинному исполнению.


Мастерство признаётся всегда. Выпуск на компакт диске.


Об этом также рассказала дочь композитора Тамара. За более, чем 35 лет с момента издания пластинки ее множество раз переиздавали, причем она раскупалась молниеносно, передавалась из рук в руки, и по-прежнему переиздается, уже на CD. Невероятно красивые композиции запомнились навсегда и даже вошли в учебники под авторством "мнимых" композиторов. Что же ощутил Вавилов, когда пластинка стала появляться почти во всех семьях Советского Союза? И очень жалко, что он совсем немного не дожил то того дня, когда песня на его музыку полюбилась огромному количеству людей! Композитор скончался в 1973 году…

Автор текста.


Как появился "Город золотой".

Анри Волохонский.


Итак, Ленинград, 1972 г. Речь пойдет об Анри Волохонском, по диплому химике, по сути - поэту. Множество написанных произведений, философские рассуждения и прочее. И всего одно произведение в "Авроре" - стандартный рок многих поэтов… Что же, Анри не находит места из-за той самой пластинки, а "Канцона" непрерывно проигрывается в его памяти. И тут же начинают появляться картинки из Экклезиаста. Анри направляется к другу и за четверть часа пишет стихотворное произведение, которое начинается так: "Над небом голубым…" из Писания.

Вклад Бориса Гребенщикова.



В молодости.


Первым исполнителем песни стал Алексей Хвостенко, многолетний друг и соавтор Анри Волохонского. Песня стала известной в бардовской среде, её включали в свой репертуар многие исполнители. В 1975 году песня использовалась в спектакле "Сид" ленинградского театра-студии "Радуга", где её и услышал Борис Гребенщиков. Он впервые исполнил песню в марте 1984 года на концерте в Харьковском государственном университете, при этом извинившись за то, что даже не знает, кто написал это произведение.

Песня была записана группой "Аквариум" в январе 1986 года в Ленинградском Доме Радио. Под именем "Город" она вошла в альбом "Аквариума" "Десять стрел", исполнялась на множестве концертов и стала "визитной карточкой" Гребенщикова.

"Где-то в конце восьмидесятых у нас поставили советское телевидение, и вдруг смотрю - БГ поёт мою песню. Что ж… Хорошо поёт. Ну, текст немножко искажает, но это не беда. Бывает.
Да ведь все песни существуют в более-менее искажённом виде. Возьмите, скажем, "Хасбулат удалой". Там ведь совсем другой текст, чем тот, который поётся. В общем, я обрадовался даже.
Это, знаете, придумывают всякие глупости, говорят про этого бедного БГ, что он, мол, не имел права… Почему? Конечно, имел. Так что все нормально."
- Анри Волохонский


По мнению культуролога С. Б. Борисова (2015), заменяя формулу "Над небом голубым" формулой "Под небом голубым", Борис Гребенщиков лексически и ритмически, осознанно или неосознанно, опирался на первую строку стихотворения А. С. Пушкина (1799-1837) "Под небом голубым страны своей родной" (1826).

Всесоюзную популярность песня обрела после того, как прозвучала в исполнении "Аквариума" в фильме Сергея Соловьёва "Асса".

"Царь Борис Годунов очень любил слушать музыку. Однажды он услышал мелодию композитора Франческо да Милано. С тех пор он всё время пел её и выдавал за свою. За это бояре стали называть его просто - Борис Годунов или коротко Б. Г. А холопы и того проще - то Б. назовут, то Г."
- так в юмористической телепередаче «Городок» Юрия Стоянова и Ильи Олейникова в рубрике "ЖЗЛ" обыгрывается история песни.


Годы идут, а "город" остаётся...


Уже 40 лет звучит эта удивительная Песня, и исполняют ее уже новые музыканты. И в этом нет ничего удивительного, ведь в нее вложено все лучшее. А еще и потому, что у людей во все времена будет необходимость в свете, любви и чистом небе над головой.

[media=http://www.youtube.com/watch?v=p
_IMULfb75k]


Ave Maria - также произведение советского гитариста, лютниста и композитора Владимира Вавилова. Было записано в конце 1960-х годов и издано в 1970 году на пластинке "Лютневая музыка XVI—XVII веков". При первом издании композиция была приписана неизвестному композитору, а затем стали указывать имя итальянского композитора Джулио Каччини. Но это уже совсем другая история...
7 февраля 2016 12:58
Вернуться назад