Настоящие горцы! МагIарулал!

Автор:
jetyru
Печать
дата:
13 июня 2008 10:14
Просмотров:
8618
Комментариев:
25
Ассаламу алейкум, МагIарулал!


Настоящие горцы! МагIарулал!


Чтобы прослушать файл установите Flash Player и включите поддержку JavaScript.



Аварцы


Настоящие горцы! МагIарулал!


Аварцы (самоназвание - магIарулал) - самая крупная по численности народность Дагестана. На 1.01.2001 г. она насчитывала, включая родственные малые народы, 650 тыс. человек, в том числе в Дагестане 612,6 тыс. человек. Основная область расселения - регионы западного горного Дагестана.

Настоящие горцы! МагIарулал!


Сельское население аварцев составляет 68 % и расселено главным образом в 22 районах республики. В Ахвахском, Ботлихском, Гергебильском, Гумбетовском, Гунибском, Казбековском, Тляратинском, Унцукульском, Хунзахском, Цумадинском, Цунтинском, Чародинском и Шамильском районах аварцы составляют 98-100 % населения. В Кизилюртовском районе доля аварцев выросла почти до 80 %, в Хасавюртовском, Кизлярском, Буйнакском и Кумторкалинском они составляют треть, а в Тарумовском, Бабаюртовском, Левашинском и Новолакском - до четверти всего населения. В городах и поселках городского типа проживает 32 % аварского населения. В Махачкале они составляют 21 %, в Кизилюрте, Южно-Сухокумске и Буйнакске - 43-52 %, в Хасавюрте, Кизляре и Каспийске - 12-22 %. Аварцы составляют значительную часть населения поселков городского типа: Бавтугай, Новый Сулак, Шамилькала, Дубки, Шамхал. Малые народы (андийцы, арчинцы, ахвахцы, багуланы, бежтинцы-хьванал, ботлихцы, гинухцы, годоберинцы, гунзибцы, каратинцы, тиндалы, цезы-дидойцы, хваршины, чамалалы) и аварцы, живущие в Северном Азербайджане и Грузии, сотни лет развивались во взаимосвязи с собственно аварцами, и этнографический материал показывает больше их общности, единства.

Настоящие горцы! МагIарулал!


Настоящие горцы! МагIарулал!


Этническое своеобразие и культурно-бытовые особенности имеют гораздо меньшую выраженность. Они обладают общеаварским самосознанием и национальность свою указывают “аварцы” - магIарулал. В быту пользуются родными языками.

Аварский язык относится к нахско-дагестанской группе северокавказской семьи. Имеет много диалектов и говоров. В основу литературного языка лег так называемый “гьоболмацI”-язык гостя, выработанный веками при общении на базарах, с гостями; в специальной литературе он назван “болмацI”-язык войска. Письменность на аварском языке была создана на основе арабской графики (аджам) в XV-XVI вв. В 1928 г. был введен алфавит на основе латинского письма с одновременным переводом преподавания в школе на родной язык и изучением русского языка в качестве учебного предмета. С 1938 г. действует письменность на основе кириллицы. Обучение в школе до третьего класса ведется на родном языке, далее - на русском. Из аварцев, проживающих в Дагестане, родным считают язык своей национальности 98,8 %, русским языком свободно владеют в качестве второго языка 64,5 %, среди городского населения - 82 %.

Настоящие горцы! МагIарулал!


Аварцы - мусульмане-сунниты, но сохранились пережитки языческих верований: почитание природных явлений, небесных светил, святых мест (горы, скалы), обряды вызывания дождя и солнца, магические действия от сглаза и др.

Настоящие горцы! МагIарулал!

Каспийское море


Аварцы занимали бассейны трех рек - Аварского и Андийского Койсу, Каракойсу, восточная граница шла от Главного Кавказского хребта (гора Гутон) до предгорья; западная - от горы Диклосмта до равнины (В.Чирюрт).

Настоящие горцы! МагIарулал!


В 1940-1960 гг. часть населения из высокогорных районов, малоземельных селений (около 120 тыс. человек) переселилась на равнину - в Кизлярский, Хасавюртовский, Кизилюртовский районы. Около 43 % аварцев живут в городах.

Этноним “аварцы” производят от имени царя Серира Авара (VI в.). Аварцы до недавнего времени - начала XX в. - не называли себя “аварцами”, они - “магIарулал”. Термин “аварцы” закрепился благодаря российской документации. В средние века аварцы входили в состав Аварского и Мехтулинского (образовалось в XVIII в.) ханств и множества (около 40) “вольных обществ” - союзов сельских общин: Андалал, Анцух, АнцIросо, Гидатль, Гумбет (Бакълъулан), Келеб, Карах, Хиндалал (Койсубулу), Тлейсерух и др.

Настоящие горцы! МагIарулал!


Все общины, входившие в ханства и “вольные общества”, находились в союзных отношениях, основанных на различных соглашениях и общих адатах (обычаях). Единая правовая система и общественная консолидация способствовали выработке общей политической культуры и моральной ориентации. Вместе с тем аварцы не были объединены в одно государственное образование. Управление в феодальных владениях отличалось от “вольных обществ”. В ханствах (Аварском, Хунзахском, Мехтулинском) не было единой системы административного деления и управления. Официально все вопросы внутреннего и внешнего управления решал хан, а реальная власть на местах принадлежала бекам, которые прислушивались к мнению схода и старейшин. В основном все вопросы решались на основе адатов.

Настоящие горцы! МагIарулал!


Многие “вольные общества” были политическими и этнографическими единицами (субэтносами), имевшими свои культурно-бытовые, языковые особенности. Входившее в “вольное общество” селение - сельская община - было самостоятельной хозяйственно-политической единицей, основанной на кровнородственных и соседских отношениях, частной собственности ее членов и одновременном совладении ими общественной собственностью на своей территории (пастбищами, частично сенокосами, лесами, водными источниками), строгом соблюдении адатов.

Настоящие горцы! МагIарулал!


Традиционная социальная организация - селение (независимо от размера и численности населения - в среднем 110-120 хозяйств с населением 500-550 человек). Община состояла из патриархальных кровнородственных объединений - тухумов. В XIX в. преобладали территориальные отношения, уже нарушался принцип родственного расселения, хотя еще были сильны традиции внутрикультурной солидарности. Управление осуществляли выборные лица и сельский сход (джамаат), в котором участвовало все взрослое мужское население (старше 15 лет). При выборах правителей - старейшин (чIухIби, гIадилзаби, хараби) - соблюдался принцип представительства тухумов.

Настоящие горцы! МагIарулал!


Со второй половины XIX в. структура управления несколько изменилась: главным лицом становится старшина, фактически назначаемый властями. Ему помогали старейшины, исполнители (гIел), охранники полей (гIел), глашатаи (мангъуш). Наиболее важные для общины вопросы обсуждались на сходе.

Традиционные сельскохозяйственные занятия - пашенное земледелие и скотоводство. В горных и предгорных районах земледелие сочеталось со скотоводством, преобладал крупный рогатый скот, в высокогорной зоне ведущая роль принадлежала скотоводству - овцеводству.

Настоящие горцы! МагIарулал!


Создавали террасные поля на склонах: с межевыми откосами; укрепленные каменными стенками на сухой кладке; на крутых склонах - узкие поля на высоких подпорных стенах. Культура террасного земледелия здесь достигла высочайшего уровня. Практиковали трехъярусное использование участков (под фруктовыми деревьями сажали кукурузу, в междурядьях - бобы, фасоль, тыкву, овощи). В горных долинах была развита система орошения (каналы, желоба, деревянные колеса-самокачки). Возделывали ячмень, пшеницу, голозерный ячмень (бугIа), рожь, овес, просо, бобовые, тыкву, позднее - кукурузу, картофель. Из технических культур сеяли лен и коноплю. Зерно мололи на водяных мельницах, крупу делали на ручных жерновах. В горных долинах занимались садоводством и виноградарством. Выращивали абрикосы, персики, сливу, алычу, черешню, яблоки, груши. Практиковалось домашнее сушение фруктов, изготовление вин.

Настоящие горцы! МагIарулал!


Аварцы занимались домашними промыслами и ремеслами: женские - ткачество (сукно, ковры),

Настоящие горцы! МагIарулал!


вязание из шерсти (носки, обувь), выделка войлока, бурок, вышивание; мужские - обработка кожи, резьба по камню и дереву, кузнечное, оружейное, ювелирное дело, чеканка по меди, изготовление деревянной утвари.

Настоящие горцы! МагIарулал!


Настоящие горцы! МагIарулал!


Богата была техника металлообработки: гравировка, чернение, филигрань (особенно накладная), насечка, зернь, применяли вставки из натуральных полудрагоценных камней, цветного стекла.

Настоящие горцы! МагIарулал!


Современные занятия аварцев основываются на традиционных формах. Усилилась зональная специализация, нижнее предгорье, как и равнина, с поливными землями и механизированным трудом, стало зоной производства зерна, виноградарства и овощеводства, стойлового содержания мясо-молочного скота. В горах уменьшился удельный вес земледельческого труда, преобладают мясо-шерстное животноводческое направление с отгоном на летние и зимние пастбища и кутанное хозяйство на равнине. Хозяйственная деятельность стала многоотраслевой, в ряде районов были открыты (на базе центров кустарных промыслов) комбинаты, построены фруктово-консервные заводы. В последнее время хозяйство аварцев переживает характерные для всей России и Дагестана процессы упадка и развала.

Поселения аварцев разнообразны по внешнему виду, размерам, месту расположения, времени образования. В высокогорье поселения небольшие (30-50 домов), по возможности вблизи речек, в горах - как довольно крупные (300-500 домов) на склонах гор, так и средних размеров (100-150 домов) на вершинах хребтов, скальных уступах, крутых склонах (в труднодоступных местах). Все они ориентированы на юг.

Планировка скученная, дома тесно прижимаются друг к другу, образуя сплошную стену вдоль узких, кривых улиц, часто крытых и напоминающих туннели. Такая планировка усиливала обороноспособность населения. Многие селения укреплялись боевыми башнями, а на окрестных высотах строили сигнальные башни. Новые кварталы на ровных окраинах (с конца XIX в.) менее скучены. Общественным центром была площадь для народных собраний (схода), на которой стояла и мечеть. Крупные селения делились на кварталы, которые в прошлом занимали отдельные тухумы. К XIX в. потухумное расселение нарушается и большей частью кварталы становятся территориальными единицами. За годы советской власти многие селения преобразились. Выросли новые населенные пункты (Гуниб, Хебда, Майданское, Курми, Дубки), некоторые целиком переселились в наиболее удобные места (Гоор, Могох, Хиндах, Карата, Гамсутль).

Традиционное жилище представлено разнообразными типами и формами: каменные с плоской земляной крышей одноэтажные, двух-трехэтажные, четырех-пятиэтажные башнеобразные дома с отдельным входом на каждом этаже, дома-крепости с башней. Хозяйственные помещения размещались на нижних этажах, рядом с домом, выносились вне селения в отдельные кварталы. В предгорной зоне жилые и хозяйственные постройки располагались внутри небольшой усадьбы.

Настоящие горцы! МагIарулал!


Жизнь семьи проходила в одной комнате, если даже в доме и было несколько помещений. Наиболее своеобразным был интерьер комнаты, характерный для центральной Аварии: большие размеры - 80-120 м2, деревянное хранилище на всю стену (цагур), открытый очаг в центре, высокий потолок - 3,5-4 м. В конструкцию цагура входил орнаментированный глубокой резьбой столб с капителью. Очаг и столб играли культовую роль, олицетворяя семью, ее благополучие, идеологическое единство родственной группы. Одно помещение в доме, обставленное более нарядно, с камином, предназначалось для проведения торжеств и приема гостей. В конце XIX в. появились дома с широкими окнами и деревянными полами, верандой по фасаду, двускатной крышей с железным покрытием, украшенные резными камнями. Современное жилище - это одно- или двухэтажная постройка с застекленной террасой, интерьером комнат, близким к городским квартирам.

Настоящие горцы! МагIарулал!


Традиционная мужская одежда: туникообразная рубаха, штаны с узкими штанинами на вздержке, бешмет (гужгат), овчинная папаха, чувяки из сыромятной кожи. В Тляратинском и Цумадинском районах была распространена вязаная обувь. Зимой надевали овчинные шубы (разные формы по обществам), войлочные сапоги на толстой войлочной же подошве, шерстяные носки. Черкеска, каракулевая папаха, сафьяновые сапоги стали элементами парадной одежды и признаком состоятельности хозяина. С такой одеждой носили пояс с набором серебряных пуговок, подвесок, пластинок и кинжал, украшенный слоновой костью, позолотой.

Настоящие горцы! МагIарулал!


Женская одежда отличалась большим разнообразием, почти каждое общество имело свои специфические особенности. По способу ношения платья и платка, по форме и расцветке, виду шубы, обуви и украшения, особенно по головному убору, аварцы определяли, из какого общества, селения женщина. Костюм женщины менялся с переходом из одной возрастной группы в другую. Головной убор имел многочисленные варианты. Налобная его часть, сшитая из парчи, шелка, украшалась галунами, бисером, серебряной цепочкой, ажурными бляшками, кольцами. Женщины к нарядной одежде надевали кольца, серьги, браслеты, пояса, нагрудники из монет. Зимняя одежда состояла из овчинных шуб, наплечных накидок. Обувью служили кожаные чувяки с мягкой подошвой, туфли - мачуял, башмаки, вязаные и войлочные сапоги. Современная одежда в основном фабричная, пожилые люди продолжают носить шубы, каракулевые папахи, вязаные носки, чохто.

Настоящие горцы! МагIарулал!


Традиционное питание основывалось на мучных изделиях и мясо-молочных продуктах. Распространенным блюдом был хинкал (несколько видов и из разной муки), подаваемый с вареным мясом, брынзой, простоквашей, чесночной приправой. Готовили каши из муки, супы из бобовых, вареники с различной начинкой (мясо, творог, травы).

Настоящие горцы! МагIарулал!


Варили зерна пшеницы и кукурузы с фасолью в разных сочетаниях, заправляли жиром. Хлеб пекли на закваске и пресный, блины на сыворотке, пироги (чуду) с различными начинками. Мясо употребляли в свежем и сушеном виде, особенно ценилась сушеная колбаса. В питании важное место занимали молоко, масло, творог. Слабоалкогольный напиток (чIачIа) готовили из солода и толокна (из голозерного ячменя), в горных долинах употребляли виноградное вино. В современном питании, при сохранении традиционной основы, появились закуски, соленья, варенья, чай, макаронные изделия, картофельные блюда и др.

Настоящие горцы! МагIарулал!


Традиционная форма семьи - малая (родители и дети). Женатого сына выделяли в отдельное хозяйство. Придерживались одногамии (родственная, внутритухумная, сельская). Выход за пределы аула осуждался. Семейные отношения регулировались обычаями, нормами шариата, но фактически женщине принадлежала ведущая роль в решении многих хозяйственных и семейных дел.

Настоящие горцы! МагIарулал!


Свадьба и свадебные обычаи различались по обществам, селениям. Среди множества действий и обрядов особым весельем, смеховыми и театрализованными сценами, состязанием в остроумии сторон отличалась процессия перехода невесты в дом жениха. Существовал обряд первого выхода молодой в сопровождении родственниц к источнику (на 3-5 день), после чего она подключалась к хозяйственно-бытовой жизни новой семьи.

Одним из любимых и древних праздников был День первой борозды, открывавший цикл хозяйственно-полевых работ (новый хозяйственный год). Он включал ритуальную вспашку (две-три борозды), магические действия, направленные на обеспечение хорошего урожая, коллективное угощение и моление, развлекательные сцены, различные игры, спортивные состязания.

Настоящие горцы! МагIарулал!


Аварцами в XI-XII вв. была воспринята арабо-мусульманская культура, которая получила развитие на местной основе. Сохранились эпиграфические надписи, относящиеся к этим векам. В XIV-XV вв. были распространены книги научного, богословского, философского содержания. Появились ученые: Мухаммед из Кудутля, Махад из Чоха, Абдурахман из Согратля, Дибиркади из Хунзаха и др., чьи работы пользовались широкой известностью. Был развит фольклор: исторические предания, сказки, пословицы, поговорки, плачи, песни-колыбельные, лирические, героические (“О разгроме Надир-шаха”, “Ахульго”, “Хочбар” и др.), исполнявшиеся под музыку и без музыки. Популярные музыкальные инструменты - чагана (смычковый), чагур, тIамур - пандур (струнные), лалу (вид свирели), зурна, бубен, барабан. Любимы были поэты-певцы Алигаджи из Инхо, Тажудин Чанка, Махмуд из Кахаб-росо.

Настоящие горцы! МагIарулал!


В наше время 43 % аварцев живут в городах, на аварском языке ведутся радио- и телепередачи, издаются книги, десятки газет, журналы, переводная литература, действует Аварский музыкально-драматический театр, работают сотни докторов наук и кандидатов, специалистов почти во всех областях науки и техники.

Большой вклад в науку внесли историк и юрист Х.-М.Хашаев, философ Х.М.Фаталиев, историк Г.Д.Даниялов, медик Х.О.Булач, языковеды Ш.К.Микаилов и М.-С.Саидов, литературовед Г.Г.Гамзатов, физики И.К.Камилов, A.A.Абдуллаев, доктор технических наук Ш.Г.Алиев, философ Р.Г.Абдулатипов. Широкой популярностью пользуются произведения Гамзата Цадасы, Расула Гамзатова, Фазу Алиевой. С большим уважением аварцы относятся к именам революционеров Махача Дахадаева и Муслима Атаева, государственного деятеля Абдурахмана Даниялова, лауреатов Государственной премии СССР Ислама Исламова и Омара Пакалова, художников Халилбека Мусаева и Муэтдин Араби Джемала, пятикратного чемпиона мира по вольной борьбе Али Алиева, олимпийского чемпиона Загалава Абдулбекова, генерал-полковника Магомеда Танкаева, Героя России летчика-испытателя Магомеда Толбоева, маршала Турции Мухаммеда Фазила из Чоха, певиц Айшат Араканской и Патимат Нуцаловой, Муи Гасановой, певцов Омара Арацил и Даку Асадулаева, музыканта Рамазана Магомедова.

Чтобы смотреть видео установите Flash Player и включите поддержку JavaScript.
Для того чтобы скачивать файлы зарегистрируйтесь либо авторизируйтесь на сайте.



Чтобы прослушать файл установите Flash Player и включите поддержку JavaScript.

Для того чтобы скачивать файлы зарегистрируйтесь либо авторизируйтесь на сайте.


Спасибо agusya за предоставленный материал! hi Сгу, ты просто обязана расцеловать свою сестру tongue !

7 не понравился
19 понравился пост
 
Незарегистрированные посетители не могут оценивать посты
 
 
 
 

 
 
 
 

Комментарии

 
 

 
 
 
bananana
Дата:
(13 июня 2008 10:19)
#1
а я думал горец ето Дункан Маклауд из рода там хер знает кого. О_О
 
Кто не слушает метал, таму бог мазги не дал d(^_^)b(с)
Томск [ссылка]
0 / 0
 
 
 
 
 
 
ajaba
Дата:
(13 июня 2008 11:58)
#2
jetiry , ты где ?
Томск [ссылка]
0 / 0
 
 
 
 
 
 
Sidorov
Дата:
(13 июня 2008 12:05)
#3
Вотано откуда брейкданс пошел :Р здорово танцуют :)
Томская область > Северск [ссылка]
0 / 0
 
 
 
 
 
 
Candy
Дата:
(13 июня 2008 12:27)
#4
Очень интересный пост thumbup Национальные костюмы красивые
 
Shit happens...
Томская область > Северск [ссылка]
0 / 0
 
 
 
 
 
 
Liliya777
Дата:
(13 июня 2008 12:31)
#5
Ну просто шикааарный пост!!! thumbup и текст и фотки - просто супер!!!! Автору - респект!
Томск [ссылка]
0 / 0
 
 
 
 
 
 
DedMazay
Дата:
(13 июня 2008 12:59)
#6
Джигиты ёптать! Спустились с гор за солью и остались на совсем!
 
"Подвергните контролю 50 самых богатых еврейских финансистов, которые творят войны для собственных прибылей, и войны будут упразднены" (c) Генри Форд '
Томская область > Северск [ссылка]
0 / 0
 
 
 
 
 
 
TATARO4KA
Дата:
(13 июня 2008 13:09)
#7
мммм отличный пост!!!!!
браво-))))
спасибо большое-)))
 
La ilaha illa-llahu wa muhammadum rasulu-llahi
Томская область > Северск [ссылка]
0 / 0
 
 
 
 
 
 
Дочь гор
Дата:
(13 июня 2008 13:09)
#8
танец очень понравился......хоть историю аварцев теперь буду знать
Томская область > Северск [ссылка]
0 / 0
 
 
 
 
 
 
Lara_Kroft
Дата:
(13 июня 2008 15:20)
#9
Пост супер! thumbup
Томская область > Северск [ссылка]
0 / 0
 
 
 
 
 
 
SGUSHENKA
Дата:
(13 июня 2008 15:29)
#10
СПАСИБО ЗА ПОСТ!!!!!!! КлАССНО!!! НЕТ СЛОВ!!!!!!!
jetyru СПАСИБО!!!
biggrin crybaby

Сгу, ты просто обязана расцеловать свою сестру !

Как придет расцелую!!!! biggrin biggrin !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
!!

кто оценку портит? sad
 
Хотя я судьбой на заре моих дней,
О южные горы, отторгнут от вас,
Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:
Как сладкую песню отчизны моей,
Люблю я Кавказ!
Томск [ссылка]
0 / 0
 
 
 
 
 
 
aktriso4ka
Дата:
(13 июня 2008 15:42)
#11
красиво.....и интересно...лелечка..надеюсь тебе понравилось!!!!
 
Все что не делается -все к лучщему)))
Томск [ссылка]
0 / 0
 
 
 
 
 
 
SGUSHENKA
Дата:
(13 июня 2008 15:46)
#12
aktriso4ka,
Очень Очень Очень понравилось!!!!! innocent innocent innocent
 
Хотя я судьбой на заре моих дней,
О южные горы, отторгнут от вас,
Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:
Как сладкую песню отчизны моей,
Люблю я Кавказ!
Томск [ссылка]
0 / 0
 
 
 
 
 
 
Женьковский
Дата:
(13 июня 2008 16:29)
#13
анти bye
Томск [ссылка]
0 / 0
 
 
 
 
 
 
Avarec
Дата:
(13 июня 2008 16:58)
#14
НЕТ СЛОВ=)
Томск [ссылка]
0 / 0
 
 
 
 
 
 
Pip_boy
Дата:
(13 июня 2008 18:02)
#15
зачет! все в тему thumbup
Томск [ссылка]
0 / 0
 
 
 
 
 
 
ajaba
Дата:
(13 июня 2008 20:45)
#16
SGUSHENKA,
я ) автор неадекватен. notme
Томск [ссылка]
0 / 0
 
 
 
 
 
 
SGUSHENKA
Дата:
(13 июня 2008 20:55)
#17
ajaba,
Что ты? Почему неадекватен? dntknw
 
Хотя я судьбой на заре моих дней,
О южные горы, отторгнут от вас,
Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:
Как сладкую песню отчизны моей,
Люблю я Кавказ!
Томск [ссылка]
0 / 0
 
 
 
 
 
 
klayan
Дата:
(13 июня 2008 23:09)
#18
а про гинухцев ничего нет?
Томская область > Северск [ссылка]
0 / 0
 
 
 
 
 
 
agusya
Дата:
(14 июня 2008 00:31)
#19
jetyru ,молодец!!!Спасибо тебе за такую красоту!!!! thumbup
Томск [ссылка]
0 / 0
 
 
 
 
 
 
Живодёр
Дата:
(14 июня 2008 12:51)
#20
выложите видео, настояшей лезгинки, концертной
Томск [ссылка]
0 / 0
 
 
 
 
 
 
Sister03
Дата:
(14 июня 2008 14:51)
#21
За такое только 5! У народов Кавказа такая душевная музыка.........
 
Томская область > Северск [ссылка]
0 / 0
 
 
 
 
 
 
ajaba
Дата:
(14 июня 2008 15:24)
#22
за пост 2 изза автора ranting
Томск [ссылка]
0 / 0
 
 
 
 
 
 
agusya
Дата:
(14 июня 2008 17:50)
#23
ajaba,
я б тебя на его месте в угол поставила!))
Томск [ссылка]
0 / 0
 
 
 
 
 
 
jetyru
Дата:
(14 июня 2008 17:51)
#24
beee , lol
Томск [ссылка]
0 / 0
 
 
 
 
 
 
Djamilya
Дата:
(21 января 2009 20:27)
#25
Аварцы - гордый и красивый народ))) есть знакомые аварцы)
Томская область > Северск [ссылка]
0 / 0
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 

Информация

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оставлять свои CRAZY комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста пройдите простую процедуру регистрации или авторизируйтесь под своим логином. Также вы можете войти на сайт, используя существующий профиль в социальных сетях (Вконтакте, Одноклассники, Facebook, Twitter и другие)

 
 
 
 
 
Наверх