Пиза (Pisa)

Автор:
penrosa
Печать
дата:
28 августа 2014 23:52
Просмотров:
1943
Комментариев:
0
Пиза (Pisa)



ПИ́ЗА (Pisa) — город в Тоскане, в Трамонтане, северной части Центральной Италии, к западу от Флоренции. Расположен на р. Арно́, близ ее впадения в Лигурийское море (в древности линия морского побережья проходила ближе к городу).

Согласно греческому мифу, итальянский город Пизу основал Пелопс, герой, покинувший Олимпию, город, расположенный у берега р. Алфей в Элиде (ранее в этом месте находилось селение Писа — греч. Pisa). В память о родных местах Пелопс назвал новый город Пизой. Согласно археологическим изысканиям, Пиза была кельтским поселением, в VI—III вв. до н. э. здесь жили этруски.

Уже в древние времена Пиза стала значительным морским портом, поскольку была единственным портом на западном побережье между Генуей и Римом. Из Пизы отправлялись морские экспедиции против лигурийцев, галлов и Карфагена. В последние годы существования Римской империи Пиза не так пострадала от нашествия галлов, как другие города Италии.

Ее значение как морского и торгового центра продолжало возрастать.

Пиза (Pisa)


В 11 в. Пиза стала морской республикой. Конфликт с сарацинами закончился их поражением, благодаря союзу с Генуей, и это дало Пизе превосходство на Тирренском море. В 1063 г. от сарацинских пиратов был освобожден Палермо, а богатая добыча дала возможность начать строительство собора на площади Чудес. Пизанский флот продолжал свои походы на города Северной Африки, Испании, принял участие в первом крестовом походе, взятии Иерусалима в 1099 г., основывались колонии на Востоке.

Пиза (Pisa)


В 12 в. Пизанская республика сравнялась по могуществу с Венецией. Закат республики начался с поражения от Генуи в 1284 г., в 1290 г. был разрушен пизанский порт, который уже больше не восстановили. Торговля также замерла, когда река Арно начала менять свое течение и корабли не могли больше достичь речного порта Пизы.

Пиза (Pisa)


В 14 в. Пиза пыталась вернуть свое могущество и даже победила Флоренцию в 1315 г., однако в 1406 г. была ею завоевана. Роль главного тосканского порта перешла к Ливорно, а Пиза, благодаря университету, стала культурным и научным центром.

От античной эпохи в Пизе остались немногие фрагменты этрусских и римских построек — "Терм Адриана" (которые ошибочно именуют "Купальнями Нерона"), форума, цирка, дома императора Августа (Domus Augustea; на месте этрусского некрополя). Согласно еще одной легенде, город в 47 г. н. э. посетил Св. Апостол Пётр.

Пиза (Pisa)


В раннее Средневековье Пиза попала под власть лангобардов, затем франков. Пизанцы имели военные базы на островах и отважно сражались с сарацинами (арабами) на море. В XI в. они господствовали и в Тирренском море, овладев Корсикой и Сардинией (1046—1052). В 1062 г. участвовали в морском штурме Палермо, захваченном в то время сарацинами. После похода на Сардинию эмблемой Пизы стал белый каплевидный крест на красном фоне. Главным соперником пизанцев на море были генуэзцы. В 1096—1099 гг. пизанский флот участвовал в первом Крестовом походе. В XI—XII вв. пизанцы господствовали в западном Средиземноморье так же, как венецианцы в восточном. Однако постоянные столкновения с генуэзцами и соперничество с Флоренцией и Луккой на суше ослабляли влияние Пизы. Во Флоренции у власти находились гвельфы (сторонники Папы Римского), в Пизе — партия гибеллинов (приверженцев германских императоров; см. "гибеллиновы зубцы"). Папа Римский отлучил пизанцев от церкви, а генуэзцы в 1284 г. разгромили пизанский флот.

Пиза (Pisa)


В 1364 г. флорентийцы одержали победу над пизанцами в битве при Кашине (это сражение изобразил Микеланжело в росписи Палаццо Веккьо во Флоренции).

В 1392 г. Пиза оказалась во владении Милана, в 1405 г. миланские герцоги, чтобы снискать расположение Флоренции, продали ей Пизу. Гордые пизанцы оказали сопротивление, но после длительной осады вынуждены были сдаться.

Пиза (Pisa)


В 1494 г. власть в Пизе захватил французский король Карл VIII. Тогда флорентийцы снова взяли город в осаду. Сопротивление пизанцев было столь отчаянным, что во Флоренции всерьез рассматривали вопрос о том, чтобы повернуть вспять течение р. Арно и тем самым вынудить жителей города покориться (проект поворота течения реки разрабатывал Леонардо да Винчи). В конце концов истощенные голодом пизанцы в 1509 г. все же сдались на милость Флоренции. В последующие годы флорентийские герцоги Медичи (см. Медичи школа) заботились о возрождении города.

Пиза (Pisa)


В 1738 г. Пизанская область отошла к Лотарингии. В 1860 г. Пизу присоединили к итальянскому королевству. Необычная история Пизы, обширные торговые связи города, в том числе со странами Востока (см. Запад и Восток), послужили причиной того, что в XI—XIII вв. (период наивысшего могущества Пизанской республики) в Пизе сложился уникальный архитектурный стиль, который именуют романо-пизанским. В северной части города, на обширном зеленом лугу — теперь его называют Пьяцца деи Мираколи (итал. Piazza dei Miracoli — "Площадь чудес")1 — одно за другим возводили удивительные здания: собор, баптистерий, кампанилу.

Их архитектура относится к романскому периоду, но в отличие от других памятников этого времени в архитектуре Пизы сочетаются влияния ломбардской школы (арочные галереи, полуколонны и пилястры), искусства Византии (крестово-купольная схема, мотивы орнамента), раннехристианского искусства Тосканы (мраморная облицовка и мотивы каменной резьбы; см. "инкрустационный стиль"), элементы Готики и мусульманского искусства. Столь причудливое соединение разнородных элементов в целостном стиле, отличающимся торжественностью, строгостью и, одновременно, великолепием, отражает идеологию морской республики периода ее расцвета. Влияние романо-пизанского стиля заметно в памятниках архитектуры близлежащих городов: в соборе Св. Мартина в Лукке, в храмах Пистойи, Прато, Ареццо, постройках на островах Корсика, Сардиния и Эльба. В римскую эпоху в центре Пьяцца деи Мираколи находился дворец императора Адриана (117—138), затем на его фундаменте в раннее Средневековье возвели церковь Санта Репарата (во имя флорентийской святой Репараты).

Пиза (Pisa)


После победы пизанского флота при Палермо в 1062 г. горожане поручили архитектору Бускето ди Джованни Джудиччи увековечить славу морской республики возведением городского собора. В 1118 г. огромный собор освятили

Это оригинальное строение в пизанском варианте романского стиля с пятью нефами продольными и тремя в трансепте. Колонны, украшающие собор и колокольню, очень разные - что пизанские моряки привозили из своих набегов, то и шло на украшение. Мозаики внутри были созданы под сильным влиянием Византии, а в форме арок чувствуется влияние Востока. Бронзовые двери главного входа были созданы в мастерской Джамболоньи. Средневековый интерьер сильно пострадал после пожара 1595 г. От пожара уцелела центральная мозаика в апсиде. Голова св. Иоанна на мозаике - последняя работа Чимабуэ, который умер в Пизе в 1302 г. Также сохранилась резная кафедра работы Джованни Пизано - один из шедевров средневековой скульптуры. В соборе похоронены покровитель Пизы св. Раньери, император Священной Римской империи Генрих 7, папа Григорий 8.

Пиза (Pisa)


Галилео Галилей родился в Пизе, учился в университете и и преподавал в нем некоторое время, поэтому с его именем связано здесь несколько легенд. В частности, говорят, что движение маятника Галилей наблюдал на примере лампы, подвешенной в соборе к потолку нефа.

Баптистерий (Battistero) был начат в середине 12 в. и закончен только в 14 в., поэтому сочетает в себе романские и готические черты. Готическая лоджия, верхний этаж и купол были добавлены Николя и Джованни Пизано. В интерьере сохранились художественные произведения 13 в. - купель, кафедра (работы Николя Пизано) - одно из первых произведений Проторенессанса.

Пиза (Pisa)


Падающая башня (Torre pendente), колокольня собора, то, ради чего, собственно, в Пизу и едут. Падать башня начала уже во время строительства, которое началось в 1173 г. и велось почти двести лет. Большой перерыв в строительстве был связан с непрерывными войнами с Генуей, Луккой и Флоренцией. В 1272 г. строительство продолжил Джованни ди Симоне. Он попытался компенсировать наклон и уменьшил следующие этажи в размере. В результате башня наклонилась в другую сторону. В 1284 г., после сокрушительного поражения от Генуи, строительство снова остановили. Седьмой этаж достроили только в 1319 г., а помещение, где находятся колокола, - в 1372 г. Здание продолжало медленно наклоняться в течение веков. По легенде, идущей от секретаря Галилео Галилея, ученый бросал с башни два ядра разной массы, чтобы доказать свою теорию о падении тел.

Пиза (Pisa)


В 20 в. было проведено исследование учеными из разных стран, и башню укрепили различными способами. В 2008 г. было заявлено, что башня находится в стабильном состоянии и больше не наклоняется и такое состояние сохранится еще лет двести. С 2001 г. на башню снова можно подняться. Помнится, в 2003 г. поднимались только избранные счастливчики, а очередь была расписана чуть ли не на год вперед. Сейчас на официальном сайте об обязательном бронировании билета ничего не говорится, его можно купить и на месте.

Пиза (Pisa)


Кладбище Camposanto. Постройка Camposanto началась в 1277 году и длилась 180 лет. Находящееся в Campo dei Miracoli, кладбище, как говорят, было заложено на святой земле, привезенной из Палестины влиятельными горожанами.

На этом кладбище нашли свой последний приют многие известные профессоры Пизанского университета и члены знатных семейств. В настоящее время Camposanto находится в стадии восстановления, однако, посетители могут осматривать его древние статуи и памятники, сложные арки и фрески. Среди наиболее известных – работы итальянского художника Буонамико Буффальмакко – Страшный суд, Триумф смерти 1330 года.

На площади есть еще госпиталь для пилигримов, в котором сейчас находится музей. Кампо Санто - кладбище, окруженное стеной, - построено, как считается, вокруг емкости с песком, привезенным после четвертого крестового похода с Голгофы. Здание строилось с 1278 по 1464 г. Обязательно стоит посмотреть на очень красивый готический клуатр (архитектор Джованни ди Симоне).

Пиза (Pisa)


На площадь сверху можно посмотреть также с одной из башен городской стены - башни св. Марии, которая находится около кладбища.

На площади есть два музея: музей собора (Museo dell'Opera del Duomo) и музей Museo delle Sinopie. В первом выставлены художественные произведения и ценности из собора, в том числе скульптуры Николя и Джованни Пизано, во втором - из Кампо Санто.

Пиза (Pisa)


По сравнению с Площадью чудес остальные достопримечательности Пизы могут показаться не так интересны, хотя в другом городе заслужили бы туристическое внимание. Стоит упомянуть несколько памятников, которые можно осмотреть по пути до Площади чудес, если вы приехали на электричке (карту можно скачать с сайта www.comune.pisa.it/turismo).

Интерес представляют несколько средневековых церквей: церковь св. Франциска работы Джованни ди Симоне (построена после 1276 г., клуатр 15 в.), церковь св. Фредиано (1061 г., с росписями 16 в.), церковь св. Николая (1097 г., расширена в 14 в., возможно, под руководством Джованни Пизано), церковь св. Павла (San Paolo a Ripa d'Arno, 952 г., расширена в середине 12 в.), церковь Santa Maria della Spina (образец пизанской готики, 1230 г.). Наиболее сохранившееся романское здание - церковь св. Сикста, которая стала церковью в 1133 г., а до этого служила для нотариальных нужд и для сбора совета старейшин. Из других интересных зданий: палаццо делла Карована (Palazzo della Carovana) с фасадом работы Вазари и его же церковь св. Стефана на площади Кавальери, королевский дворец (Palazzo Reale), который служил зимней резиденцией для семьи Медичи, палаццо Gambacorti - готическое здание 14 в. (сейчас городская ратуша).

Пиза (Pisa)


В Пизе есть также пара музеев. В палаццо Реале находится музей, посвященный семействам, жившим во дворце (выставлены картины, статуи, оружие). В музее San Matteo показывают скульптуры и живопись 12-15 вв., в том числе работы Джованни и Андреа Пизано, Симоне Мартини, Мазаччо. Если вы собираетесь, кроме музеев, собора и других монументов на Площади чудес, посещать еще и эти музеи, то стоит купить билет Universalis

Пиза (Pisa)


Архитекторы до сих пор гадают, отчего падает Пизанская башня. Это и версия о неудачно расположенном насосе для откачки воды, и разная плотность грунта, и столь понятная современному человеку версия о хорошо «сэкономленных» средствах, выделенных на строительство... Так или иначе, едва колокольня была закончена, основной задачей отцов города стало ее укрепление.

Неэстетичные наружные подпорки даже не рассматривались. Отвергнуты были и многие другие проекты. В их числе были невероятно курьезные: например, построить рядом гигантскую статую Бонанно так, чтобы железобетонный архитектор головой, руками и коленом поддерживал свое творение. Другие советовали молиться Богу - и Он не даст башне обрушиться. Или даже «насыпать вокруг башни огромную гору песка, и тогда она, пусть и упадет, но не разобьется». В итоге комплекс многолетних работ свелся к замене разрушающихся колонн, укреплении грунта, установке неких противовесов, и так далее - все по последнему и серьезному слову науки и техники. По окончании работ в 2010 году угол наклона Пизанской башни сократился с 5°30' до 3°54'.

Пиза (Pisa)


Пиза (Pisa)


Пиза (Pisa)



0 не понравился
7 понравился пост
 
Незарегистрированные посетители не могут оценивать посты
 
 
 
 

 
 
 
 

Информация

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оставлять свои CRAZY комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста пройдите простую процедуру регистрации или авторизируйтесь под своим логином. Также вы можете войти на сайт, используя существующий профиль в социальных сетях (Вконтакте, Одноклассники, Facebook, Twitter и другие)

 
 
 
 
 
Наверх