Музыка за рулем

Автор:
penrosa
Печать
дата:
27 октября 2014 23:07
Просмотров:
1941
Комментариев:
1
Музыка за рулем


С какого времени все-таки начинается исчисление возраста автозвука и кто в действительности считается его прародителем?


Скорее всего, это был английский радиолюбитель Греб. Его радиофицированная машина в 1919 г. сильно смахивала на сушилку для белья: многометровая антенна была свернута в несколько рядов, подобно тому, как домохозяйки натягивают бельевую веревку, на которой сушатся простыни и пододеяльники.

Вот так она выглядела:


Музыка за рулем


В США были и попытки установить радиоприемник на полицейские машины.


Музыка за рулем


Первый же серийный радиоприемник для частных автомобилей выпускался в США небольшой компанией All American Mohawk Corp (Lyric) в 1926.


Музыка за рулем


Музыка за рулем


Он представлял собой громоздкую конструкцию устанавливаемую под сиденьем, или на заднем сиденье.


Автомагнитолы с конца 1920-х и в начале 1930-х имели сходную конструкцию в виде громоздкого ящика с динамиком, приемником, батареями питания и с практически одинаковыми характеристиками. Но для удобства управления на торпедо выводился «пульт ДУ» с помощью гибкого вала. Как показано на примере Кросли Roamio 91. Динамик устанавливался отдельно или же был вмонтирован в сам приемник.

Автомобильный приемник Crosley Roamio 91

Музыка за рулем


Американский конструктор Билл Лир (/Bill/ William Lear) создал первый полноценный, специализированный автомобильный приемник в 1928 году. Будучи талантливым изобретателем, он усовершенствовал управление радиоприемником с помощью гибких приводов, вынеся на панель автомобиля только ручки громкости и настройки частоты вкупе с круглым циферблатом с соответствующей разметкой, а тяжелый ящик оставил под передним сиденьем. К тому же с его легкой руки в автомобильных приемниках появились преобразователи напряжения для работы радио без батарей, от бортовой шестивольтовой сети, и более практичные лампы в металлических колбах взамен стеклянных.

Музыка за рулем


Приемники Лира гораздо лучше вписывались в конструкцию автомобиля и в таком виде прожили долгие годы. Именно со второй половины 20-х годов прошлого века фактически началась эра автомобильного радио, и все больше счастливых автолюбителей стали рассекать по окрестностям Чикаго и Нью-Йорка с девчонками под звуки заводного чарльстона. Лир, сделав свое дело, продал патенты на автомобильное радио братьям Гэлвинам, и через много лет снова вошел в историю уже как один из отцов малой реактивной авиации и владелец крупнейшей авиакомпании США в этом сегменте рынка. Кроме того, он поучаствовал в усовершенствовании первых автомобильных стереомагнитофонов. А фирма Гелвинов в 1947 году сменила название на привычное нам «Motorola».

Послевоенные, особенно 50-е годы во всем мире ознаменовались бурным экономическим ростом, и автопром не был исключением. Лидером здесь стали, конечно, США, ведь тамошняя экономика не только не пострадала, а немало выиграла от войны. Платежеспособность американского потребителя росла, и потому радиоприемник становился обычной автомобильной опцией уже на сборочном конвейере. Да и сам радиоприемник стал менее громоздким, производители научились интегрировать его в центральную консоль со всеми «потрохами» и даже с динамиком. Появились съемные приемники, которые можно было хранить дома, подальше от грабителей (количество краж автомобильного радио резко возросло, в том числе в связи с повальным увлечением кабриолетами, особенно за океаном). Расширились диапазоны принимаемых частот, появилась система автоматической настройки и запоминания радиостанций, регулировка частоты звука, позже в автомобиль пришла стереофония, а с ней и регулировка баланса. Автомобильные приемники не имели унифицированного дизайна, и разрабатывались, как правило, под конкретную модель авто, вписывались в панель приборов. Шкала настройки могла быть круглой, горизонтальной или вертикальной, в зависимости от интерьерных решений. Впрочем, отдавая дань моде и стилю 50-х, производители авторадио не жалели хрома, отделывали ручки настройки и кнопки диапазонов под слоновую кость.

Приемник Ekso начала1950-х годов. Он еще был ламповым. Работал от преобразователя напряжения. Имел шесть фиксированных настроек на станции.

Музыка за рулем


Музыка за рулем


Уже к концу 50-х появились и первые транзисторные автоприемники.


Музыка за рулем


Они отличались компактными размерами, экономичностью. Появилась возможность механической фиксации выбранной радиостанции.

Радиоприемник Buick. 1970 год.

Музыка за рулем


Уже тогда сформировалась компоновка автомобильного приемника, сохранившаяся до появления цифровой техники.


Музыка за рулем


Музыка за рулем


Blaupunkt Essen. 1963 год.

Музыка за рулем


Blaupunkt

Музыка за рулем


Простые советские граждане получили первый штатный радиоприемник в начале 50-х вместе с первым относительно доступным советским автомобилем – «Москвичом» 402-й модели. Однако советские автомобильные приемники без стеснения сильно смахивали на те же немецкие «Блаупункты», а позже и на «Беккеры».

Радиоприемник Becker Europa 190 S

Музыка за рулем


Радиоприемник автомобильный «А-8».

Музыка за рулем


Конструктивно выполнен в двух вариантах. В комплект входят: радиоприемник, блок питания ВП-8, громкоговоритель 3ГД-4 и антенный кабель.
Радиоприемник «А-8″ предназначен для установки в автомобиле «Победа» (ГАЗ-20), в другом варианте оформления он устанавливается в автомобиле «Москвич».
Выпускался с 1955 года.
Диапазоны частот: ДВ 2000-725 м (150-415 кГц), СВ 578-200 м (520-1500 кГц).

Музыка за рулем


Радиоприемник автомобильный «А17».
Выпускался с 1959 года.

Музыка за рулем


Радиоприемник автомобильный «АВП-601-2».


Выпускался с 1961 года.
Диапазоны: ДВ, СВ, КВ (49, 31, 25, 19, 16 м), УКВ (65,8 — 73 МГц).
ПЧ АМ — 465 кГц, ПЧ ЧМ — 8,4 МГц.
Лампы (9): 6Н3П (2 шт.), 6К4П (3 шт.), 6И1П, 6Х2П (3 шт.).
Транзисторы преобразователя напряжения для питания ламп — П4Д.
Предназначался для установки в машины «начальства».

АПВ-60, АПВ-60-2 1960год.

Музыка за рулем


Музыка за рулем


Автомобильный радиоприемник высшего класса АВ-75 ручной сборки. Он заменил ранее выпускавшийся АВ-68. Он предназначен для установки исключительно в автомобили ГАЗ-14 «Чайка» и ЗИЛ-115. Приемник выпускался в нескольких модификациях, буква в конце названия указывает на марку автомобиля и диапазон УКВ (советский или европейский).

Музыка за рулем


Как правило ассортимент советских автоприемников до 80-х годов был небольшим. Для рядовых авторадиослушателей были доступны несколько штатных моделей.

Автомобильный радиоприёмник третьего класса — «А-373Б/БМ».
Изготовитель: Муромский радиозавод. Производство с 1980 года.

На фото изображён радиоприёмник — «А-373БМЭ». Он ничем не
отличается от описанных радиоприёмников и предназначен для
установки в автомобили «Москвич», автомобильного завода АЗЛК.

Музыка за рулем


Автомобильный радиоприёмник — "А-370" предназначен для установки в автомобиль "Жигули" ВАЗ-2101, а его модификация "А-370М" в автомобили "Москвич" М-412.

Музыка за рулем


Были в продаже и «Былины».

Музыка за рулем


Не топтался на месте и радиовещательный сектор. Радиостанции FM-диапазона стали радовать автолюбителей хорошим чистым звуком, правда, вначале монофоническим. Тем не менее, американцы начали уставать от радиостанций, которые навязывали слушателям свой формат, щедро сдабривая эфир рекламой. Потребитель хотел слышать в автомобиле только то, что хотел.

В результате в автомобиле появились специальные радиолы, рассчитанные сперва на виниловую пластинку со скоростью вращения 16,5 об/мин, а потом и на стандартную «сорокапятку». Отчаянные конструкторы Chrysler, уцепившись за это ноу-хау, даже пытались смягчить подвеску некоторых своих моделей, чтобы игла с дорожки на кочках не соскакивала, и снабжали авторадиолу чейнджером (вроде музыкальных автоматов в барах), что позволяло заряжать в нее сразу несколько виниловых дисков. Как правило, такой аппарат обладал внушительными размерами и невысокой надежностью, поэтому в чреве железного коня он не прижился. Сегодня автомобиль с таким проигрывателем – редкая и желанная находка для коллекционеров автостарины.

Первый автомобильный проигрыватель и специальный формат граммофонных пластинок к нему разработал доктор Питер С. Голдмарк из исследовательского подразделения радиокомпании SBC. Он снизил скорость вращения диска вдвое по отношению к традиционным долгоиграющим 33 об/мин. Первые серийные экземпляры поступили в продажу в 1956-ом, а на следующий год проигрыватель мог быть установлен на всех без исключения автомобилях Chrysler. Не только простые «Крайслеры» стали вместилищем новинки, даже самый дорогой Cadillac Eldorado в 1953-м получил в качестве стандартного оборудования автопроигрыватель доктора Гольдмарка.

Музыка за рулем


Поставки аппаратов осуществляла все та же SBC (а точнее, ее подразделение по выпуску грампластинок Columbia Records), начав производить долгоиграющие «семидюймовики», но только при условии, что первый заказ оформят на 20 тысяч экземпляров.

Музыка за рулем


К сожалению, в контракте не оговаривалось, кто будет торговать пластинками — то ли обычные музыкальные магазины, то ли дилеры корпорации Chrysler. Дело пошло самотеком, а потенциальные потребители остались предоставленными самим себе. Шесть первых дисков входили в комплект аппарата, и вопрос о том, где владельцу покупать следующие, так и остался открытым, что не замедлило сказаться на популярности новинки. Поэтому большинство автомобилистов предпочитали слушать радио, а не грампластинки, пусть даже с очень хорошим для того времени качеством.

Plymouth Savoy 1960 год с проигрывателем 45-ток RCA.

Музыка за рулем


Музыка за рулем


Видя, что затея выдыхается, Chrysler взамен прежнего проигрывателя со скоростью 16,6 об/мин, в 1960 году стал предлагать аппарат Highway Hi-Fi, рассчитанный на обычные «сорокопятки». Такие проигрыватели поставляли сразу три фирмы RCA, RAC, и Allstate. Проигрыватели заряжались сразу целой стопкой пластинок, и тонарм подводился к самой нижней, по сути дела он работал «вверх тормашками». Особая кнопка на корпусе аппарата отводила тонарм в сторону и сбрасывала проигранную пластинку вниз по шпинделю в специальный накопитель, после чего можно было слушать следующую — это был первый в своем роде автомобильный чейнджер.

Музыка за рулем


Несмотря на очевидные функциональные преимущества, они не помогли удержать стремительное падение популярности проигрывателя грампластинок как элемента оборудования салона авто и с окончанием сезона 1960 года опция Highway Hi-Fi был «исключен» из списка «краслеровских» аксессуаров.

Музыка за рулем


Музыка за рулем


Музыка за рулем


Музыка за рулем


Проигрыватель RCA Victor

Музыка за рулем


В Европе к производству автопроигрывателей подключается и Philips. Им были разработаны успешные модели как стационарных, так и съемных устройств.

Музыка за рулем


Съемный автомобильный грам-проигрыватель Philips. 1960год.

Музыка за рулем


Но у грампластинок, да и у самих проигрователях были серьезные недостатки. Необходимо было создавать ЭПУ устойчивое к вибрациям, стабилизировать скорость вращения диска. Управление проигрывателем отвлекало от вождения, да и век грампластинок недолог. Некоторые меломаны за рулем устанавливали в салон переносные магнитофоны. Что сразу сделало поездку комфортней.
Вскоре производители аудиотехники сориентировались и в массовую продажу пошли вначале магнитофонные приставки, а вскоре и автомагнитолы.

Музыка за рулем


Типичная автомагнитола 90-х. Еще не цифровая, но уже с цифровой шкалой.

Музыка за рулем


А развитие цифровой техники отразилось и на облике магнитолы и особенно на ее функциональных возможностях.


Музыка за рулем


Были и такие магнитолы с 8-ми дорожечными картриджами.


Музыка за рулем


В 80-е годы благодаря той же унификации потребитель получил возможность самостоятельно установить головное устройство и акустику другой марки взамен штатной, фактически не имея специальных знаний и навыков. Вот тут и вступили в борьбу за покупателя автоаудио такие марки, как Clarion, Panasonic, Sony, Kenwood. Конечно, от японцев не отставали Philips и Blaupunkt. А в 1979 году Philips и Sony разработали новый цифровой стандарт аудиозаписи – CD. В Европе и США впервые появляется понятие тюнинга автомобильного звука. Автомобиль начинают комплектовать дорогой акустикой и усилителями, позже на помощь меломанам пришли сабвуферы.

Сегодня уже необязательно быть богатым, чтобы иметь в автомобиле качественный звук. В распоряжении современного автолюбителя десятки FM-радиостанций, сотни треков на CD и флэш-картах, множество динамиков, создающих гармоничный акустический ансамбль. В США и Японии автолюбители наслаждаются чистейшим звуком, записанным на оптических мини-дисках. Этот формат слабо распространен в Европе, но приверженцы качественного саунда нередко устанавливают эти устройства в своих автомобилях.

Есть ли задел для дальнейшего развития автомобильного звука? Скорость прогресса нарастает, и мы, наверное, не удивимся, получив через несколько лет устройство, которое будет, читая наши мысли, находить в сети и воспроизводить любой трек, и когда множество динамиков заменит один многоуровневый источник звука размером с пуговицу, выдающий объемное звучание класса High End. И все это в качестве штатного оборудования будет устанавливаться на дешевые микролитражки.

P.S. В посте умышленно не затронута тема появления современных магнитол, CD и DVD автомобильных плееров. Большинству эта техника знакома.

0 не понравился
19 понравился пост
 
Незарегистрированные посетители не могут оценивать посты
 
 
 
 

 
 
 
 

Информация

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оставлять свои CRAZY комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста пройдите простую процедуру регистрации или авторизируйтесь под своим логином. Также вы можете войти на сайт, используя существующий профиль в социальных сетях (Вконтакте, Одноклассники, Facebook, Twitter и другие)

 
 
 
 
 
Наверх