Ракетные ускорители взлета (JATO)

Автор:
penrosa
Печать
дата:
30 октября 2014 22:24
Просмотров:
2232
Комментариев:
2
Ракетные ускорители взлета (JATO)


Как заставить приземляться и взлетать 80 тонный самолет на 105 метровой полосе, если ему необходимо 425 метров для посадки и 550 для взлета? Приделать к нему ракетные ускорители! Слышал, видел фото, но вот первый раз решил поискать видео !

Это эффектно, посмотрите …



Ракетные ускорители взлета (JATO)

Take-off of America’s first «rocket-assisted» airplane, an Ercoupe fitted with a GALCIT developed solid propellent 28 pound thrust JATO (Jet Assisted Take-Off) booster. The Ercoupe took off from March Field, California and was piloted by Captain Homer A. Boushey Jr. 08/12/1941


4 января 1931 года американский летчик Вильям Сван поднял в воздух над Атлантик-сити легкий планер, снабженный 10 маленькими ракетами. После их запуска он поднялся до высоты 60 м. Позднее он провел серию испытаний в Нью-Мексико ракетоплана с батареей из 12 ракет…

Что касается США, то долгое время Сван оставался чуть ли не единственным чудаком, который отваживался совершать такие полеты. Только в 1940 году калифорнийская Лаборатория реактивного движения разработала серийную систему из 36 твердотопливных ускорителей, которые можно было установить на самолет для выполнения взлета и сбросить после выгорания топлива. Система получила название «JATO» ( (Jet Assisted Take Off)) и широко применялась в годы Второй мировой войны для обеспечения взлета перегруженных самолетов. После войны бомбардировщик «Б-47» («В-47») фирмы «Боинг» стал первым самолетом, в котором система «JATO» являлась штатным элементом оборудования.

Совершенствование турбореактивных двигателей снизило потребность в ракетных ускорителях, а появление форсажных камер вообще закрыло эту тему. Впрочем, на оставшихся в строю самолетах с поршневыми двигателями ускорители применялись еще многие годы.

Пороховые ракеты оказались очень к месту, когда перед конструкторами была поставлена задача безаэродромного взлета. Твердотовливные ускорители устанавливались, в частности, на истребители «Ф-84» («F-84») и «Ф-100» («F-100»). Эти машины взлетали с рельсовых направляющих, установленных под углом к горизонту. При этом как только скорость самолета достигала минимальной требуемой, ускорители сбрасывались.

Ракетные ускорители взлета (JATO)


Аналогичные эксперименты проводились во время войны и в послевоенные годы и в Советском Союзе. Ракетные ускорители на жидком топливе приспосабливали к самолетам «Пе-2», «Пе-3», «Ла-7», «Ла-120», «Як-3», «Су-6» и «Су-7». Создавались и специальные ракетопланы: истребитель «302» и перехватчик «БИ». Ни одна из этих машин так и не приняла участие в боевых действиях. Больше других повезло самолету «Ла-120Р» – ему разрешили принять участие в воздушном параде, состоявшемся 18 августа 1946 года в Тушино. Управлять этим скоростным самолетом (максимальная скорость достигала 805 км/ч) доверили летчику-фронтовику Александру Давыдову.

Несовершенство жидкостно-ракетных двигателей и необходимость таскать на самолете баки с жидким кислородом или другими окислителями в конечном итоге привели к закрытию этого направления в советском авиастроении – предпочтение было отдано турбореактивным двигателям, которые берут свой окислитель из воздуха.

Однако, как и в США, в военной авиации довольно долго использовались пороховые ускорители. Так, в 1960 году на базе «Су-7Б» был создан самолет «С-25». На нем для уменьшения взлетной дистанции применили два сбрасываемых пороховых ракетных ускорителя «СПРД-110». Установка ускорителей предусматривалась и для серийного образца бомбардировщика «Ил-46».

Но самый интересный взлет с использованием ускорителей был произведен 13 апреля 1957 года. В тот день состоялись испытания системы безаэродромного старта, разработанные в конструкторском бюро Микояна и Гуревича для сверхзвукового истребителя «МиГ-19». Одной из главных задач этих уникальных запусков было выяснить, не утратит ли пилот под воздействием кратковременной, но значительной перегрузки (4–5 g) способность к управлению самолетом.

Самолет устанавливался на направляющие специального катапультного устройства. Затем начинал работу сбрасываемый твердотопливный ускоритель – в момент схода с направляющих скорость самолета составляла 107 км/ч, а в момент сброса ускорителя (через 2,5 секунды после начала его работы) – уже 370 км/ч.

Все запуски, осуществленные летчиками-испытателями Георгием Шияновым и Сергеем Анохиным, были успешными. Анохин даже стартовал в перегруженном варианте с двумя 76-литровыми подвесными баками и двумя блоками реактивных снарядов под крылом и показал, что: «Взлет с пусковой установки несложен и не требует от летчика каких-нибудь дополнительных навыков».

Позднее система безаэродромного старта проходила испытания в войсках. Ее опробовали летчик-испытатель НИИ ВВС Василий Иванов и будущий космонавт № 12 Георгий Береговой…

Ракетные ускорители взлета (JATO)

The VX-6 aircraft 321, with patient Kuperov on board, attempts a JATO


Ракетные ускорители взлета (JATO)

«Boeing» by Guy Norris and Mark Wagner, Osceola, WI 1998, Dan Air Hump-backed Boeing 727


Ракетные ускорители взлета (JATO)

LC-130, 109 AW, использует JATO (взлет с помощью струи ракеты) для взлета на льду. Апрель 2003 года Ледник Гренландии Тодд Valentic


Ракетные ускорители взлета (JATO)

C-130 Herculues with JATO photo by Photographer’s Mate 2nd Class Mark A. Ebert (RELEASED)


Ракетные ускорители взлета (JATO)

B-47B JATO launch


Ракетные ускорители взлета (JATO)


Ракетные ускорители взлета (JATO)

KC-130F Blue Angels JATO 1984


Ракетные ускорители взлета (JATO)

A-4C Skyhawk of VMA-324 making JATO


Ракетные ускорители взлета (JATO)


Ракетные ускорители взлета (JATO)


Ракетные ускорители взлета (JATO)


Ракетные ускорители взлета (JATO)

Alaska (June 27, 2004) — The Blue Angels C-130 Hercules transport, Fat Albert, performs a jet-assisted takeoff (JATO) at Elmendorf Air Force Base, Alaska during the Arctic Thunder Air Show. U.S. Navy Photo by Photographer’s Mate 2nd Class (AW/NAC) Ryan J. Courtade. (RELEASED)




А вот интересная история из США 2010 года :


Патрульные Аризоны были озадачены, когда обнаружили останки крушения гораздо выше уровня дорожного полотна, в скале, венчавшей начало поворота. Характер аварии напоминал авиакатастрофу с той лишь разницей, что металлические останки являли собою обломки автозапчастей. И только привлечение специалистов помогло восстановить цепь событий.

Бывший сержант ВВС США неустановленным путем заполучил ракету JATO (Jet Assisted Take Off). JATO — топливные ракеты, используемые тяжелыми транспортными самолетами ВВС для того, чтобы придать дополнительное реактивное ускорение на коротких взлетных полосах. Сержант выбрал подходящий прямой участок дороги в аризонской пустыне для проведения испытаний, вмонтировал JATO в Шевроле Импала 1967 года и зажег. Следствие установило, что водитель включил реактивное ускорение за 3,9 миль до места крушения, о чем свидетельствовали следы «тающей» резины покрышек автомобиля. Транспортное средство достигло скорости от 250 до 300 миль в час и продолжало движение с этой скоростью около 20-25 секунд. Преодолев 2,6 мили, пилот решил воспользоваться тормозом, но к тому моменту контакта покрышек с дорожным полотном почти не было.

Сержант оставил метровой глубины кратер в скале, а от себя оставил лишь зубы и фрагменты костей. Забавно, что на заднем бампере был наклеен стикер «Нравится как я вожу? Позвони 1-800-EAT-SHIT»





2 не понравился
30 понравился пост
 
Незарегистрированные посетители не могут оценивать посты
 
 
 
 

 
 
 
 

Комментарии

 
 

 
 
 
boroda3
Дата:
(31 октября 2014 01:36)
#1
Совершенствование турбореактивных двигателей снизило потребность в ракетных ускорителях, а появление форсажных камер вообще закрыло эту тему.

Вообще-то совершенствование двигателей было не единственной причиной отказа от ускорителей.
Ускорители хорошо сокращают разбег при взлете - но ведь потом надо садиться, а при посадке пробег не сокращается. Следовательно, длину ВПП сократить не получится. Какой смысл взлетать через 100 метров, если при посадке все равно катиться километр?
Пороховые ускорители имеют высокую тягу, в разы превосходящую тягу штатных двигателей, и могут как минимум деформировать, а то и разрушить силовой каркас корпуса самолета. Требуется переделка и усиление набора корпуса (если используются мощные ускорители) либо монтаж многих крепежных узлов (если используют много распределенных по корпусу маломощных ускорителей) - а это все удорожание и утяжеление самолета. Экономия метров и секунд на взлете приводит к ухудшению эксплуатационных характеристик, а это очень невыгодно.
Томск [ссылка]
2 / 0
 
 
 
 
 
 
Adduna
Дата:
(31 октября 2014 03:00)
#2
А ещё расход топлива и его стоимость, требования правил безопасности при заправке такого сильно горючего топлива возрастают это начиная от средств хранения, средств заправки такого топлива и заканчивая компетенцией обслуживающих
хотя выше перечисленного мне бы хватило чтоб отказаться от этой идеи
Самарская область > Самара [ссылка]
2 / 0
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 

Информация

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оставлять свои CRAZY комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста пройдите простую процедуру регистрации или авторизируйтесь под своим логином. Также вы можете войти на сайт, используя существующий профиль в социальных сетях (Вконтакте, Одноклассники, Facebook, Twitter и другие)

 
 
 
 
 
Наверх