Как советский дозвуковой авиалайнер однажды развил скорость в 1500 км/час !

Автор:
penrosa
Печать
дата:
7 февраля 2015 20:53
Просмотров:
4108
Комментариев:
8
Как советский дозвуковой авиалайнер однажды развил скорость в 1500 км/час !


Происшествие с Ту-124 над Запорожьем — авиационное происшествие, случившееся в среду 27 июля 1966 года в районе Запорожья.

Самолёт выполнял пассажирский рейс 67 из Казани в Симферополь с промежуточной посадкой в Харькове, командиром экипажа был Рашид Абдрахманович Ибрагимов. Первая часть полёта прошла без отклонений, после чего авиалайнер вылетел из Харькова в Симферополь. Всего на борту 56-местного лайнера находились 90 человек — 62 взрослых и 28 детей.



СПРАВКА: Ту-124В с регистрационным номером CCCP-45038 (заводской — 3351003, серийный — 10-03) был выпущен Харьковским авиационным заводом 12 февраля 1963 года, а 26 февраля передан Главному управлению гражданского воздушного флота, которое направило его во Внуковский авиаотряд Московского территориального управления гражданского воздушного флота (ГВФ). 15 февраля следующего года авиалайнер был направлен в Шереметьевский авиаотряд Центрального управления Международных воздушных сообщений (ЦУМВС), а 26 декабря в том же году — в 1-й Казанский авиаотряд Приволжского управления ГВФ. Изначально самолёт имел салон на 44 пассажирских места, но позже был переделан на 56-местный.

Согласно полученному экипажем перед вылетом прогнозу погоды, на маршруте ожидалась ясная погода, хотя и было грозовое положение, но сама гроза при этом не ожидалась. Также в процессе набора высоты отказал бортовой радиолокатор, из-за чего экипаж теперь не мог контролировать погоду впереди самолёта.

Вскоре рейс 67 занял предписанный эшелон 7200 метров, а через некоторое время на высоте вдруг появились облака, при этом дальнейший полёт проходил среди них. Спустя полтора часа после вылета экипаж передал в Харьковский центр управления воздушным движением о следовании по маршруту на высоте 7200 метров, когда снаружи вдруг потемнело и появились микромолнии, после чего авиалайнер резко взметнулся вверх.

Потеряв 4 километра высоты, причём менее, чем за 10 секунд, со слов командира экипажа, самолёт вышел из облаков с креном 60-70°, после чего пилоты смогли выровнять машину и стабилизировать на высоте 2800 метров, после чего доложили о случившемся диспетчеру.
Однако тот не поверил в случившееся, поэтому вместо него на связь с экипажем вскоре вышел другой диспетчер, который дал указание борту 45038 выполнить доворот в 30° и следовать по данному курсу 2 минуты, после чего можно начинать набор высоты.

Вспоминает командир Рашид Ибрагимов:
«... Такое ощущение, будто лайнер кто-то снизу огромной кувалдой стукнул. Самолет встал «на попа», и хвостом вниз рухнул в темную облачную пропасть. Локатор отказал, бортовые приборы бессмысленно крутятся. Штурвал неуправляем, я пытаюсь хоть как-то его вывернуть — бесполезно! И все это в считанные секунды. Потом — бац! Какой-то грохот по носу самолета. И наш лайнер резко носом вниз клюнул. Я тогда практически вниз головой повис на привязных ремнях, а бортмеханик Владимир Иванов — тот головой чуть ли не в потолок «впечатался».

Я думал — ему конец… Да и всем нам тоже. Эта мысль возникла у меня, потому что самолет на бешеной скорости уже мчался вниз, к земле, прямо носом. И главное, в этот момент головой это понимаешь, а физические ощущения — совершенно другие. Будто и нет никакой скорости! Будто и времени вообще нет. Просто всё замерло. И… тишина…


Как советский дозвуковой авиалайнер однажды развил скорость в 1500 км/час !

Командир экипажа Рашид Абдрахманович Ибрагимов


Не могу это объяснить. В подсознании тут же мелькнуло: «Вот так, наверное, и умирают… И Коля так погиб…». Но именно в эту минуту вдруг внизу, в самом конце «чёрной дыры» показалось светлое пятнышко. Наш самолет — махину более 23 тонн весом — буквально засасывало туда, как пушинку пылесосом. И в одно мгновенье как бы втянуло внутрь и выбросило куда-то.

Такое ощущение, что из большой чёрной облачной зоны выкинуло. И тут я увидел линию горизонта! Она мелькала, ходила из стороны в сторону, но она — БЫЛА!

Я из последних сил стал выравнивать самолет. И у меня получилось! К моему удивлению, неожиданно заработали все приборы, и даже связь с землёй. Но думать об этом было некогда.
Я уже вовсю орал диспетчеру: «Харьков, подход! Харьков, подход! Попали в грозу, высота — 2800, курс такой-то, нет ли встречных?»

«Да вы что, обалдели?! — слышится с земли, — как 2800?! Вы же 10 секунд назад были на высоте 7200? Этого НЕ МОЖЕТ БЫТЬ!»

А я и сам знаю, что не может, за 9,8 секунды мы упали на 4 тысячи метров, и лайнер не развалился на части. Просто чудо…»


Через некоторое время самолёт достиг Симферополя и выполнил нормальную посадку. В результате происшествия умер один из пассажиров — старший советник юстиции прокуратуры города Харьков. Больше никто на борту не погиб, хотя ряд пассажиров и членов экипажа получили различные травмы во время беспорядочных манёвров самолёта в ходе падения.

Как советский дозвуковой авиалайнер однажды развил скорость в 1500 км/час !


Борт 45038 был восстановлен и продолжил эксплуатироваться в Казанском авиаотряде. Через 13 лет и 1 месяц после происшествия в районе Запорожья, 29 августа 1979 года этот самолёт выполнял пассажирский рейс из Киева в Казань, когда над Кирсановским районом Тамбовской области он неожиданно перешёл в крутое снижение, а затем разрушился в воздухе от перегрузок, при этом погибли 63 человека. После данной катастрофы эксплуатация самолётов Ту-124 в Аэрофлоте была прекращена.

1 не понравился
48 понравился пост
 
Незарегистрированные посетители не могут оценивать посты
 
 
 
 

 
 
 
 

Комментарии

 
 

 
 
 
Rallyst
Дата:
(7 февраля 2015 21:26)
#1
Действительно повезло, что лайнер на развалился от такого. Потому и опасно летать в условиях грозовой деятельности.

Вспоминаю случай с Ту-154, описанный Ершовым в одной из его книг. Там тоже попали в сильную болтанку, но сели. На земле стали самолёт заправлять, КВС смотрит - а из крыльев струи хлещут. В обшивке трещины появились после перегрузок...
 
Мощность помогает продавать автомобили, а крутящий момент - выигрывать гонки:rockon: band :rockon:
Томск [ссылка]
2 / 0
 
 
 
 
 
 
boroda3
Дата:
(7 февраля 2015 21:38)
#2
Цитата: Rallyst
Потому и опасно летать в условиях грозовой деятельности.

Летать вообще опасно. Особенно когда приборы отказывают уже на взлете, пилоты плюют на отказавшие приборы и продолжают полет, а диспетчеры вместо выполнения своей работы обсуждают, что может быть и чего не может.
Удивительно, как при таком всеобщем пофигизме так мало людей гробится.
Томск [ссылка]
1 / 3
 
 
 
 
 
 
mukas911
Дата:
(7 февраля 2015 22:22)
#3
В сараях того времени командир упирался в приборы глазами, а вел его помошник.Где топлива по тоннажу больше? В правом крыле или левом? А, может в хвост перекачаем? А, не грохнемся?Это я не придумал, так выглядит ТУ-154.Хорошо чичас усе это на автомат переложили thumbup
[ссылка]
2 / 5
 
 
 
 
 
 
Landskneht
Дата:
(7 февраля 2015 22:24)
#4
Очень интересно, спасибо smile
Москва [ссылка]
1 / 2
 
 
 
 
 
 
Running Wild
Дата:
(7 февраля 2015 23:37)
#5
Цитата: mukas911
В сараях того времени командир упирался в приборы глазами, а вел его помошник.Где топлива по тоннажу больше? В правом крыле или левом? А, может в хвост перекачаем? А, не грохнемся?Это я не придумал, так выглядит ТУ-154.Хорошо чичас усе это на автомат переложили thumbup


У 154 нет баков сзади. Автоматика не перекачивает самовольно топливо, там другие задачи, так как может быть утечка и автомат угробит самолет.
Иркутск [ссылка]
1 / 0
 
 
 
 
 
 
Rallyst
Дата:
(8 февраля 2015 00:49)
#6
Цитата: mukas911
В сараях того времени командир упирался в приборы глазами, а вел его помошник.Где топлива по тоннажу больше? В правом крыле или левом? А, может в хвост перекачаем? А, не грохнемся?Это я не придумал, так выглядит ТУ-154.Хорошо чичас усе это на автомат переложили

Иногда лучше промолчать, чем чушь пороть smile
 
Мощность помогает продавать автомобили, а крутящий момент - выигрывать гонки:rockon: band :rockon:
Томск [ссылка]
2 / 0
 
 
 
 
 
 
VANuzer
Дата:
(8 февраля 2015 20:58)
#7
резко взметнулся вверх.

Потеряв 4 километра высоты,

это как так? eek
Пермский край > Пермь [ссылка]
1 / 0
 
 
 
 
 
 
vitaliy22
Дата:
(10 февраля 2015 13:05)
#8
"" Всего на борту 56-местного лайнера находились 90 человек в‚” 62 взрослых и 28 детей.""

Ну как в УТРЕННЕЙ МАРШРУТКЕ!!!!! haha haha
Томск [ссылка]
0 / 0
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 

Информация

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оставлять свои CRAZY комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста пройдите простую процедуру регистрации или авторизируйтесь под своим логином. Также вы можете войти на сайт, используя существующий профиль в социальных сетях (Вконтакте, Одноклассники, Facebook, Twitter и другие)

 
 
 
 
 
Наверх