Кладбище кораблей

Автор:
Слепой Пью
Печать
дата:
18 апреля 2015 21:12
Просмотров:
3101
Комментариев:
5
Кладбище кораблей


До 1960-х годов Аральское море было четвёртым озером планеты. В его водах водилось много рыбы, на берегах работали порты и заводы, люди были трудоустроены, в городах шла жизнь.

Потом всё изменилось. Море начало высыхать. Не могу вспомнить, где происходило похожее. На ум приходит только обратный процесс — постройка морей на Волге и затопление городов — Мологи, Калязина, Весьегонска, Ставрополя-на-Волге. В общем, только от самого факта ухода моря становится не по себе.

Не по себе было и местным. В Муйнаке, где мы сегодня побываем, люди очень надеялись вернуть море. Рыли каналы и строили дамбы. В конце концов просто плакали и просили море не уходить. Но всё было напрасно. Говорят, в одну ночь море ушло сразу на 200 метров. Проснувшись, люди просто не узнали своего родного города.

Сегодня — бывший порт Муйнак. Остатки прежней жизни.



По гипотезам, Аральскому морю всего 10 000 лет. Активное его изучение началось с середины XIX века, с приходом в эти края русских. С тех пор же ведутся и наблюдения. За весь период наблюдений (1850—1960 года) колебания уровня Арала не превышали 3 метров и происходили только по природным причинам. То есть до 1960 года состояние Аральского моря оставалось вполне стабильным.

А дальше — начало всем известной катастрофы. Советскому союзу нужен был хлопок, для чего воды Амударьи растаскивают на каналы для орошения, вода не доходит до устья, море мелеет. Тема известная, останавливаться на ней долго не хочется.

Интересно другое. Ученые говорят, за 10 000 лет жизни море меняло свои границы 9 раз. По непроверенным гипотезам вода переливается в Каспий. В общем, Арал сжимался и снова разливался. На дне высохшего сегодня водоёма находят свидетельства этих колебаний. Это остатки росших здесь тысячи лет назад деревьев или «Кердери» — мавзолей XI-XIV веков, который долго находился на глубине 20 метров.

Отсюда можно сделать вывод, что нынешнее обмеление моря — очередной этап, а хлопковые каналы просто ускорили процесс, и люди виноваты не до конца. Может быть даже стоит ждать возращения моря. Одно понятно точно: даже если это и произойдёт, мы этого не застанем. Но факт остаётся.

Как бы то ни было, давайте посмотрим на современный порт Муйнак, а точнее на то, что от него осталось. Для большего понимания, даю несколько карт. Вот анимация из сети, на которой видно, как меняется уровень моря с 1960 по 2008 года. Всего вода упала на 31 метр — высота 10-этажного дома!

Кладбище кораблей


И несколько фотографий меняющегося уровня.

Фото NASA. Аральское море в 1970 году. Воды ещё много, но море уже начинает мелеть:


Кладбище кораблей


В конце 1980-х море рзделилось на две части. Бывшую северную часть стали называть Малым морем (Казахстан), южную — Большим (Узбекистан). Чуть позже Большое море делится на Западное и Восточное, а остров Возрождения, на котором был советский полигон по испытанию бактериологического оружия, становится сначала полуостровом, а потом и просто сушей.

Фото NASA. 2006 год. К этому времени ушло 85 % бывшего объёма:


Кладбище кораблей


Фото NASA. 2009 год. Море мелеет очень быстро. Практически всё высохло за последние 10 лет:


Кладбище кораблей


В отличие от Узбекистана, Казахстан предпринял ряд мер по спасению своей части моря. Была построена дамба, в результате чего Малое море начало наполняться, в нём появилась рыба.

На бывшем высоком берегу моря стоит памятник. Дата обновляется, а вот контуры Арала давно уже уменьшились:


Кладбище кораблей


На другой стороне — море 1960 года, до начала быстрого высыхания. В тот момент, когда были мы, рисунок находился в тени. Символично. Тенью как будто показывается, что лучшие годы здесь давно прошли.

За оградой обрыв, а где пески — когда-то была вода:


Кладбище кораблей


Корабли. Вся суша до горизонта в 1960-х служила дном. То, что вдалеке поначалу можно принять за воду, на самом деле соль:


Кладбище кораблей


Кораблей было очень много, теперь многие распилили на металлолом. По слухам, официально оставшиеся трогать не будут, сохранят как память, но как будет на деле — неизвестно:


Кладбище кораблей


Состояние всех судов ниже среднего:


Кладбище кораблей


Спускаемся от уже знакомого нам высокого берега вниз. Бывшая кромка. Представьте здесь воду. Жара, шум волн, отличнейшее песчаное дно:


Кладбище кораблей


Красота уходила очень быстро. Ещё в середине 1990-х годов море находилось на расстоянии 45 км от Муйнака, а в начале 2000-х уже ушло на 100 км.


Кладбище кораблей


Теперь же до воды отсюда 180 км — расстояние от Москвы до Рязани:


Кладбище кораблей


Из-за резкого повышения солёности, вся флора и фауна в Большом море погибла. Водоём потерял промысловое значение.


Кладбище кораблей


Судьба самого Муйнака печальна. До обмеления в море водилось очень много рыбы, градообразующим предприятием в городе был рыбоконсервный завод. С отступлением моря в 1980-х, чтобы не закрывать завод, сюда привозили замороженную рыбу из России.

Кладбище кораблей


Дело оказалось невыгодным, в 1990-х рыбоконсервный завод закрывается. Началась безработица, жители стали покидать свои дома и уезжать в соседние города.

Кладбище кораблей


На смену волнам и штормам пришли пыльно-солевые бури. Пестициды и химикаты, смываемые с хлопковых полей в Амударью и море, теперь стали разноситься ветрами на сотни километров. Многие местные жители начали болеть, увеличилась смертность. Часто фиксировались глазные и кожные болезни, поражения желудочно-кишечного тракта.

Кладбище кораблей


Местность начала превращаться в пустыню, а многие родники стали не пригодны для питья из-за высокого содержания тех же пестицидов.


Кладбище кораблей


Порт стал кладбищем кораблей:


Кладбище кораблей


Или точкой, куда заезжают многие, путешествующие по Узбекистану. Наша команда — не исключение.


Кладбище кораблей


От построек порта, по словам местных, не осталось и следа. Также разобрали все прибрежные строения.


Кладбище кораблей


Усыхание моря повлияло и на климат региона. Лето стало более сухим и жарким, зима — более холодной и продолжительной.


Кладбище кораблей


Многие специалисты до сих пор видят решение проблемы Арала только в повороте сибирских рек на юг. Но она дорогостоящая, и на мой взгляд совершенно утопичная и идиотская. Последним активным ее сторонником был бывший мэр Москвы Лужков. Даже если это и случится, по мнению учёных, морская чаша заполнится только через 200 лет…

Кладбище кораблей


Теперь немного отдохнём от текста. Несколько картинок без комментариев. Всё понятно и так.


Кладбище кораблей


Кладбище кораблей


Кладбище кораблей


Кладбище кораблей


Кладбище кораблей


По прогнозам Большое море исчезнет полностью к 2020 году. Таким образом в Узбекистане моря не останется совсем, а от некогда четвёртого озера на планете останется только бывшая северная часть в Казахстане — Малое море.

1 не понравился
53 понравился пост
 
Незарегистрированные посетители не могут оценивать посты
 
 
 
 

 
 
 
 

Комментарии

 
 

 
 
 
Vzzz
Дата:
(18 апреля 2015 21:26)
#1
https://www.youtube.com/watch?v=Ezc4HdLG xg4
кажется, там снималось
Томск [ссылка]
1 / 0
 
 
 
 
 
 
Слепой Пью
Дата:
(18 апреля 2015 21:29)
#2
Цитата: Vzzz
кажется, там снималось

Совершенно верно!
 


Дело сделано...
Томская область > Северск [ссылка]
11 / 0
 
 
 
 
 
 
Странник
Дата:
(18 апреля 2015 23:33)
#3
хрена а не поворот сибирских рек!!! и так доигрались....
Томская область > Северск [ссылка]
2 / 2
 
 
 
 
 
 
VITYAZ-V
Дата:
(19 апреля 2015 01:27)
#4
Вот вам источник, откуда море. Так что до следующего потопа Арала не будет.


Москва [ссылка]
0 / 0
 
 
 
 
 
 
цзю
Дата:
(19 апреля 2015 09:35)
#5
По колкбаниям Каспия и например Арала есть более научные теории
 
...есть только миг...
Новосибирск [ссылка]
0 / 0
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 

Информация

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оставлять свои CRAZY комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста пройдите простую процедуру регистрации или авторизируйтесь под своим логином. Также вы можете войти на сайт, используя существующий профиль в социальных сетях (Вконтакте, Одноклассники, Facebook, Twitter и другие)

 
 
 
 
 
Наверх