Советский корабль в составе сил быстрого реагирования ВМС США

Автор:
Слепой Пью
Печать
дата:
21 апреля 2015 16:33
Просмотров:
2501
Комментариев:
5
Советский корабль в составе сил быстрого реагирования ВМС США


Что необычного может быть в корабле «Младший капрал Рой Вит»? Всего лишь один из двенадцати ролкеров, принадлежащих Командованию морских перевозок (Military Sealift Command). Как и остальные транспортные корабли ВМС США, большой изящный ролкер-контейнеровоз используется для снабжения американских войск по всему миру. Но главный секрет газотурбинного ролкера USNS LCPL ROY M. WHEAT в том, что изначально это был «Владимир Васляев» - краса и гордость Черноморского морского пароходства.


Он ходил в Игарку, в Рио, в Нагасаки…


В 1979 году в г. Николаеве был спущен на воду уникальный газотурбоход «Капитан Смирнов» - головной корабль проекта 1609 «Атлантика». В течение следующего года со стапелей сошли однотипные «Капитан Мезенцев» и «Инженер Ермошкин». Последним в серии газотурбоходов пр. 1609 стал «Владимир Васляев», 1987 год.

Четыре крупнотоннажных ролкера (англ. roll - катить) предназначались для перевозки грузов на колесной базе (автомобилей, грузовиков, спецтехники и т.д.), а при желании могли быть использованы как контейнеровозы. Технику загоняли на палубу своим ходом – для этого в кормовой части была предусмотрена широкая аппарель (откидывающаяся часть кормы). Три горизонтальных грузовых отсека имели вместимостью 54313 куб. м. Груз располагался на 4-х палубах и на втором дне. Для перемещения грузов внутри судна на борту ролкеров имелись 14 автопогрузчиков производства фирмы "Валмет" (Финляндия) и стационарные внутренние рампы с наклоном 7°, ведущие с одной палубы на другую.

Советский корабль в составе сил быстрого реагирования ВМС США

"Инженер Емрошкин" с мирным грузом под советским флагом


Но главной особенностью газотурбоходов типа «Капитан Смирнов» была высокая скорость хода, невиданная прежде для гражданских судов – на полном ходу огромный ролкер водоизмещением 36 тыс. тонн с легкостью развивал 25 узлов. Судно «Капитан Смирнов» работало на линии Черное море — Вьетнам и за 50 суток посещало 16 портов.

Газотурбоход, как следует из его названия, приводится в движение не обычными экономичными дизелями, а мощными газовыми турбинами. Силовая установка «Капитана Смирнова» выдавала на валу 50 тыс. л. с. Столь неожиданный выбор типа силовой установки для ролкера вызывает некоторые сомнения насчет назначения судна. Дело в том, что газовая турбина, при прочих равных условиях, уступает дизелю по экономичности, а скорость 25-26 узлов для коммерческого судна явно избыточна. Для сравнения: современный контейнеровоз наивысшего ледового класса «Норильский никель» (29 тыс. тонн, построен в 2006 году) приводится в движение винторулевой колонкой типа «Azipod» мощностью около 18 тыс. л. с.

Действительно, «Капитан Смирнов» никогда не ходил на полном ходу – главные газотурбинные агрегаты в основной эксплуатации работали в «перекрестном режиме», при котором в работе находился ГТД и теплоутилизационный котел одного борта и паровая турбина другого борта. Это позволило несколько снизить расход топлива, скорость «уменьшалась» до 19—20 узлов, а расход топлива на милю составлял 210 кг.

Странная конструкция ролкера означает следующее: «Капитан Смирнов» создавался как военный корабль! Поясню свою мысль: ролкер имел двойное назначение – в случае необходимости «мирный советский транспорт» мог быть в кратчайшие сроки переоборудован в быстроходный транспорт снабжения. Да и не могло быть по-другому в СССР, если даже диаметр сигарет и макарон соответствовал калибру боеприпасов.

Быстроходный транспорт снабжения - отличное средство для ведения боевых действий на чужих берегах. Через несколько дней после получения приказа «Капитан Смирнов» опустил бы свою кормовую рампу на причал в порту Тартуса, и с нее под ласковым средиземноморским солнцем на берег бы съехала сотня-другая БТРов с броней, густо покрытой десантниками. Быстроходные ролкеры могут быть с успехом применены для доставки важнейших грузов – на берег вместо БТРов могут съехать, например, несколько дивизионов С-300.

Советский корабль в составе сил быстрого реагирования ВМС США

USNS LCPL ROY M. WHEAT - удивительно изящный корабль


Для сравнения: большие десантные корабли пр. 775 («Цезарь Куников») имеют водоизмещение 4000 тонн, максимальный ход 18 узлов, дальность плавания – 6000 миль на 12 уз. (у ролкера «Капитан Смирнов» - 16 000 миль на 20 уз.). Конечно, напрямую сравнивать океанский газотурбоход с танкодесантным кораблем некорректно – у них совершенно разная конструкция и задачи. Но, надеюсь, читатели поняли мою мысль – быстроходный ролкер мог доставить 20 тыс. тонн груза в любую точку мира.

Еще одно подтверждение моих выводов о военном предназначении корабля: нереализованный проект противолодочного вертолетоносца пр. 10200 «Халзан» создавался на основе «гражданского» ролкера «Капитан Смирнов»!

Было ли это эффективным решением: вместо настоящих военных и коммерческих кораблей строить гибриды двойного назначения? Как известно, универсальное средство всегда уступает специализированному, а стандарты военного кораблестроения плохо отражаются на характеристиках коммерческих судов. Тем не менее, ролкеры честно работали в Балтийском и Черноморском морском пароходствах и даже оставались рентабельными благодаря смекалке судовых «рационализаторов», вроде «перекрестного режима» работы ГЭУ. За 12 лет эксплуатации экипаж «Капитана Смирнова» внедрил 100 рацпредложений, что само по себе настораживает. В итоге корабль все более приобретал черты обычного коммерческого судна.

Что касается возможного вопроса о переоборудовании ролкеров типа «Капитан Смирнов» в эрзац-авианосец (вертолетоносец), то это, скорее всего, фантастика. Для базирования авиации на палубе потребуется кардинальная перестройка судна. Где хранить авиатопливо? Где разместить несколько сотен человек личного состава (стандартный экипаж ролкера – 55 чел.)? Несколько месяцев нахождения на верхней палубе прикончит вертолеты – авианосцам обязательно требуется ангар. Монтировать какие-либо съемные конструкции на полетной палубе? – проще заменить испорченную авиатехнику. Обустраивать подпалубный ангар? Скорее всего, вертолет не войдет по высоте – придется резать все судно. Плюс стоимость одного-двух подъемников. И неужели кто-либо отправит абсолютно незащищенное судно в зону возможных боевых действий? Потребуется установка нескольких систем самообороны, замена РЛС и электроники. В итоге у нас получается весьма дорогой гибрид с урезанными характеристиками.

Новая жизнь


После развала СССР все четыре ролкера достались Украине и были приватизированы. Не зная как распорядиться честно нажитым имуществом, их владельцы продали четыре огромных красавца фирмам Global Container Lines и Marianna Shipbuilding Ltd. В 2001-2002 годах три из них оказались на свалке металлолома в Индии. Оставшийся «Владимир Васляев» пополнил ряды ВМС США.

Американцы провели коренную модернизацию корабля: корпус корабля разобрали и удлинили, вставив дополнительную секцию. Полное водоизмещение ролкера увеличилось до 50 тысяч тонн. Была заменена судовая электростанция – американское оборудование рассчитано на частоту тока 60 Гц. В остальном конструкция ролкера не изменилась – его уникальная силовая установка осталась прежней. Даже с увеличенным в 1,5 раза водоизмещением USNS LCPL ROY M. WHEAT сейчас способен развивать 20 узлов. С внедрением большей автоматизации экипаж ролкера уменьшился до 29 человек.

Советский корабль в составе сил быстрого реагирования ВМС США

Флаг незалежной Украины? Нет, это всего лишь символ группы быстрого
реагирования. Форма моряков окончательно развеяла всякие сомнения


Благодаря своим уникальным характеристикам бывший советский корабль был отобран среди других 30 кораблей в группу сил быстрого реагирования – элитное подразделение Командования морских перевозок.
Что можно сказать в заключение? У адмиралов ВМС США отличный вкус – среди тысяч кораблей брошенного на произвол советского флота они смогли выбрать для себя самое ценное.

0 не понравился
33 понравился пост
 
Незарегистрированные посетители не могут оценивать посты
 
 
 
 

 
 
 
 

Комментарии

 
 

 
 
 
Странник
Дата:
(21 апреля 2015 17:18)
#1
грустно
Томск [ссылка]
9 / 0
 
 
 
 
 
 
EUGENEOUS
Дата:
(21 апреля 2015 18:41)
#2
хохлятина толоько и может продавать холявное. скоро свою жопу продадут с потрохами.
 
Новосибирск [ссылка]
12 / 5
 
 
 
 
 
 
Slavich
Дата:
(21 апреля 2015 19:03)
#3
Цитата: EUGENEOUS
хохлятина толоько и может продавать холявное. скоро свою жопу продадут с потрохами.

ну дык давно уже продают, москва, проспект вернадского, там и жопы и все что угодно. Но грустно это
Томская область > Северск [ссылка]
8 / 0
 
 
 
 
 
 
yosch
Дата:
(22 апреля 2015 02:33)
#4
Вот кстати принцип работы газотурбинного судового двигателя: http://www.youtube.com/watch?v=mr019acRF hU
Томск [ссылка]
0 / 0
 
 
 
 
 
 
minor65
Дата:
(22 апреля 2015 07:24)
#5
В конце восьмидесятых я работал на "Капитане Смирнове". Поэтому позволю себе немного уточнить авторский текст.
Для перемещения грузов внутри судна на борту ролкеров имелись 14 автопогрузчиков производства фирмы "Валмет" (Финляндия)

Вилочных погрузчиков на борту было 6. Один 32-тонный, три 25-тонных, один 14-тонный и один 4-тонный. Все шведской фирмы Kalmar. Плюс 4 тягача Terberg (Голландия). Из Валметов была только автовышка (чтобы лампочки вкручивать). И еще развозной праворульный бусик Toyota Town Ace, на который скинулась команда.
Но главной особенностью газотурбоходов типа ВВ«Капитан СмирновВВ» была высокая скорость хода, невиданная прежде для гражданских судов в‚“ на полном ходу огромный ролкер водоизмещением 36 тыс. тонн с легкостью развивал 25 узлов.

Во время войны в Персидском заливе, мы получили команду пройти этот район на максимальном ходу. Получили 30,2 узла. Бурун был выше кормы. )
Судно ВВ«Капитан СмирновВВ» работало на линии Черное море в‚” Вьетнам и за 50 суток посещало 16 портов.

В восьмидесятых линию продлили до Японии. Стандартный маршрут: Ильичевск - Лимассол - Джидда - Аден (бункер) - Дубай - Эль-Кувейт - Дананг - Иокогама - Кобэ - Осака - Сингапур (груз и бункер) - Триест - Ильичевск. Это обязательные порты, но часто добавляли дополнительные заходы.
Столь неожиданный выбор типа силовой установки для ролкера вызывает некоторые сомнения насчет назначения судна.

Никаких сомнений не было. Это изначально были суда двойного назначения. На палубах были штатные крепления для орудий, пламеотбойники для ракетных установок, артпогреба, крепления для коек десанта в трюмах и т. п. Причем, при необходимости, судно должно было приводиться в боевое состояние буквально за несколько суток.
Действительно, ВВ«Капитан СмирновВВ» никогда не ходил на полном ходу

Ходил. Об это выше.
Что касается возможного вопроса о переоборудовании ролкеров типа ВВ«Капитан СмирновВВ» в эрзац-авианосец (вертолетоносец), то это, скорее всего, фантастика.

Это и не планировалось. По сути, это большой десантный корабль. Вертолетная палуба была, пару Ка-25 предусмотрели, но на вертолетоносец не тянет.
Где хранить авиатопливо? Где разместить несколько сотен человек личного состава

Как раз с этим проблем не было. )

Спасибо, отличная статья.
 
... и счастья в личной жизни!
Одесская область > Одесса [ссылка]
1 / 0
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 

Информация

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оставлять свои CRAZY комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста пройдите простую процедуру регистрации или авторизируйтесь под своим логином. Также вы можете войти на сайт, используя существующий профиль в социальных сетях (Вконтакте, Одноклассники, Facebook, Twitter и другие)

 
 
 
 
 
Наверх