Взрыв парохода «Форт Стайкин»

Автор:
Слепой Пью
Печать
дата:
27 апреля 2015 10:40
Просмотров:
2020
Комментариев:
4
Взрыв парохода «Форт Стайкин»


Несмотря на то, что этот чудовищный взрыв, практически полностью разрушивший индийский портовый город Бомбей,
прогремел еще в 1944 году, следы, оставленные им, можно обнаружить до сих пор.
В отличие от золотa, бесследно пропaвшего где-то в морской пучине...


Тихий рейс


Британский грузовой пароход «Форт Стайкин» отличался вместимостью, довольно свежей постройкой, (он был спущен со стапелей одной из канадских верфей в 1942 году) и, на первый взгляд, достаточной везучестью.

Только удачей можно объяснить тот факт, что «Форт Стайкин» в 1944 году смог безо всякого конвоя спокойно выйти из британского порта Биркенхед в Атлантику, через неделю прибыть в Пакистан, а оттуда, еще через две недели — в Бомбей, и при этом ни разу не повстречаться ни с немецкими торпедоносцами, ни с «волчьими стаями» гитлеровских подлодок. Правда, на этом везучесть парохода закончилась…

В Пакистан британский сухогруз доставил несколько боевых самолетов в разобранном виде и другое вооружение. Взамен его загрузили пенджабским хлопком (8700 кип), 1395 тоннами сильных взрывчатых веществ, 300 тоннами тринитротолуола, серой, каучуком и плюс к перечисленному — 155 слитков золота весом по 22 килограмма на общую сумму 5 миллионов долларов. С этим грузом пароход, как уже говорилось, благополучно добрался до Бомбея. Но вот тут-то и начались неприятности.

Взрыв парохода «Форт Стайкин»

SS Fort Stikine


Несмотря на то, что документы, предъявленные капитаном парохода портовым властям, явственно показывали, что судно надо разгрузить немедленно, процесс разгрузки начался только через день после прибытия «Форта Стайкина» — 14 апреля. Судно встало в док, где механики занялись его силовой установкой, а неспешные индусы, перекликаясь между собой, стали грузить хлопок на причал с помощью лебедок. Как только наступило время обеда, докеры, не сговариваясь, дружно покинули судно, бросив работу на полдороги.

Нет дыма без огня


Теперь уже трудно установить, что послужило причиной случившейся катастрофы: недосмотр ли команды судна или разгильдяйство одного из грузчиков, понятия не имевшего о содержимом оставшихся в трюме ящиков, среди которых он устроился перекурить и поспать часок. Факт, что, когда к двум часам дня докеры вернулись на борт, то обнаружили дым, неторопливо поднимавшийся из щелей между оставшимися тюками и ящиками.

Реакция бригадира грузчиков была мгновенной — он был осведомлен о содержимом парохода. Мигом бросившись на мостик, индус сообщил капитану о беде.
Матросы тут же приступили к тушению огня. Вскоре из Бомбея прибыла пара пожарных машин, и сверкающие касками пожарные бодро принялись заливать водой все трюмы парохода.

Самая большая проблема заключалась в том, что никто толком не мог определить: где, собственно, горит. Над палубой стелился только дым, а источника огня не было видно. Невыносимый жар от пылающего хлопка не позволял не только спуститься в трюмы и определить хотя бы приблизительно источник огня, но даже и близко подойти к разверстым пастям люков. Как итог: вода, усилено подаваемая пожарными, только зря заполняла чрево парохода, в результате чего горящие тюки хлопка всплывали на поверхность, подбираясь к межпалубному пространству, где, собственно, и была расположена большая часть взрывоопасного груза…

Пламя из люков


Прошло полчаса, а пожар так и не был потушен. По личному распоряжению начальника порта к причалу прибыло еще полтора десятка пожарных машин, но и они мало чем смогли помочь.

К трем часам дня на левом борту «Форта Стайкина» в задней кормовой части появилось, густо разрастаясь, темно-красное пятно. Теперь стало ясно, где находится основной источник огня, но, чтобы добраться до него, требовался газовый резак, а его-то как раз и не было…

Капитан стоял перед сложным выбором, — ведь никто кроме него не имел полномочий решать, что делать с судном дальше. Уповать на то, что команда и индийские пожарные, в конце концов, справятся с огнем, срочно выводить пароход на рейд, дабы уберечь порт от разрушения в случае взрыва, или попытаться затопить судно прямо у причала?

Пока капитан раздумывал, время уходило. Самое правильное решение — увести пылающий корабль прочь — уже невозможно было осуществить из-за начавшегося отлива (док можно было покинуть только при большой воде). Отдать приказ затопить судно, капитан так и не решился. Оставалось одно: ждать и надеяться на лучшее.

Взрыв парохода «Форт Стайкин»

Дым от горящих доков позади "Вокзала Виктория" в Бомбее


Попытки погасить огонь продолжались, но так ни к чему и не приводили. Примерно в четыре часа вечера дым стал только гуще, а из люков вдруг полыхнуло пламенем, и только тут все участники трагедии поняли, что пароход обречен. Матросы и пожарники побросали свои шланги и бросились к выходу из порта. Через несколько минут «Форт Стайкин» взорвался…

Хлопок в воздухе


Все то время пока горел пароход, жизнь в порту шла своим чередом. В Бомбее пожары на судах, перевозящих хлопок, были обычным явлением и не вызывали особого ажиотажа. О том, что «Стайкин» является настоящей «плавучей бомбой» знал очень ограниченный круг лиц, никаких мер безопасности принято не было, никто из работников порта не был даже предупрежден об опасном грузе, а потому последствия взрыва были воистину ужасны.

Взрыв парохода «Форт Стайкин»

Взрыв


Пожарные и матросы, не успевшие покинуть борт парохода, просто исчезли — позже было найдено только несколько касок. Пожарные машины, стоящие у причала, разметало по всему порту. Три десятка судов, находившихся в соседних доках, было полностью уничтожено, и восстановлению они не подлежали. К примеру, один из грузовых пароходов взрывом выбросило из воды, и он целиком оказался на берегу, в нескольких сотнях метров от причала.

Полсотни портовых складов в один момент перестало существовать. Их содержимое: зерно, оружие, боеприпасы, — все разлетелось по огромной акватории порта. В огне пожаров начали рваться уцелевшие на складах снаряды…

Взрыв парохода «Форт Стайкин»

Люди убегают от взрывов в гавани


Но это было только начало. Сотни тысяч тонн горящего хлопка поднялись в воздух, и ветер понес это пылающее облако в сторону города. Начались пожары в самом Бомбее. Деревянные дома вспыхивали один за другим, людям некуда было скрыться, и они сгорали прямо на улицах, многомиллионному городу грозило полное уничтожение.

Пропавшее золото


Спасла Бомбей всеобщая, поголовная мобилизация. В течение трех суток солдаты, моряки и мирные жители боролись за свой город, создавая «мертвую зону» — обрисовав кольцо вокруг порта, шириной полкилометра, взрывали все оказавшиеся в нем здания. Лишь таким путем можно было предотвратить распространение пожара. И все равно, последний источник огня был полностью потушен только через три недели после взрыва «Форта Стайкина».

Взрыв парохода «Форт Стайкин»

Британские военные медики и солдаты среди пожаров Бомбея


Позже, на одной из улиц Бомбея, примерно в километре от акватории порта, была обнаружена паровая установка рокового судна. Трехтонный якорь «Форта Стайкина» был заброшен взрывом в открытое море и там потопил рыбацкое суденышко. Вскоре, в разных местах обнаружились и другие части корабля. Оставался открытым один вопрос: куда делось 155 слитков золота, которое так и не успели выгрузить?

Через несколько дней после трагедии в Бомбей издалека пришел старик сапожник и сдал в полицию один золотой слиток. Этот слиток, перелетев через несколько холмов, пробил крышу хижины сапожника и вонзился в пол. Когда старик хотел взять его в руки, тот оказался так раскален, что оставил на его ладонях сильные ожоги. Этот золотой кирпич был единственным, обнаруженным после взрыва. Все остальное золото исчезло.

Взрыв парохода «Форт Стайкин»

Гавань заваленная обломками


Никто точно не знает, сколько людей погибло в результате этой трагедии. Морги и больницы зарегистрировали 1500 убитых и 3000 раненых. Но никто не считал, сколько людей сгорело дотла или пропало без вести — в то время никто не знал толком, сколько вообще населения проживает в этом самом крупном индийском городе, где старожилы до сих пор помнят все подробности этой ужасной катастрофы.


0 не понравился
21 понравился пост
 
Незарегистрированные посетители не могут оценивать посты
 
 
 
 

 
 
 
 

Комментарии

 
 

 
 
 
Viktor_T
Дата:
(27 апреля 2015 12:10)
#1
Есть вероятность, что ради похищения золота и был задуман пожар. Кто то неслабо поживился. Тем более горящую вату залить ооооочень сложно. Расчет верный и очень коварный.
Томск [ссылка]
0 / 0
 
 
 
 
 
 
boroda3
Дата:
(27 апреля 2015 12:25)
#2
Сотни тысяч тонн горящего хлопка поднялись в воздух

На судне было 8700 кип хлопка. Стандартная английская кипа - 480 фунтов, около 220 кг. Итого - примерно 1900 тонн. Откуда "сотни тысяч тонн"?
Томск [ссылка]
2 / 2
 
 
 
 
 
 
Слепой Пью
Дата:
(27 апреля 2015 13:16)
#3
Цитата: boroda3
Откуда "сотни тысяч тонн"?

Надо тебя все таки хорошенько отшлепать! Сотни тысяч тонн, горящего хлопка поднялось в воздух, уже с горящих складов, после взрыва парохода.
 


Дело сделано...
Томск [ссылка]
14 / 0
 
 
 
 
 
 
Бухарик
Дата:
(27 апреля 2015 15:20)
#4
Не ссорьтесь, горячие сибирские парни!
 
Я не грустный, я трезвый
Томская область > Северск [ссылка]
0 / 0
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 

Информация

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оставлять свои CRAZY комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста пройдите простую процедуру регистрации или авторизируйтесь под своим логином. Также вы можете войти на сайт, используя существующий профиль в социальных сетях (Вконтакте, Одноклассники, Facebook, Twitter и другие)

 
 
 
 
 
Наверх