«Вечный» крейсер "Аврора"

Автор:
Слепой Пью
Печать
дата:
28 мая 2015 21:34
Просмотров:
1960
Комментариев:
5
«Вечный» крейсер "Аврора"


Лет двадцать назад историю легендарного крейсера «Аврора» знал практически любой ребенок — ее заучивали наизусть еще в детском саду. А сегодня кто-то, может быть, вспомнит про знаменитый выстрел 1917 года и,… пожалуй, все.


Чтобы прослушать файл установите Flash Player и включите поддержку JavaScript.

Для того чтобы скачивать файлы зарегистрируйтесь либо авторизируйтесь на сайте.



Просто «пароход»


Путь крейсера «Аврора» от стапелей до вечной стоянки напротив гостиницы «Санкт-Петербург» был насыщен как приключениями, так и серьезными подвигами. Правда, стоит заметить, что сам крейсер изначально мало подходил для героической роли.

«Вечный» крейсер "Аврора"


Строить «Аврору» начали в Санкт-Петербурге на заводе «Новое Адмиралтейство» 4 июня 1897 года, закончили — 24 мая 1900 года. В июле 1903 года крейсер вступил в строй боевых кораблей флота России. Свое название крейсер получил в честь фрегата «Аврора», защищавшего Петропавловск-Камчатский в годы Крымской войны 1853-1856 годов.

Надо сказать, что сам проект был довольно «сырым»: маломощные машины, слабенькая артиллерия. После спуска крейсера на воду во флоте даже родилась грубоватая шутка, что, мол, от обычного пассажирского парохода «Аврора» отличается более низкой скоростью и небольшим количеством орудий.

Однако, несмотря на насмешки, уже в 1905 году «Авроре» довелось показать себя с хорошей стороны. Из Балтики крейсер отправился в Тихий океан, а 27-28 мая «Аврора» вместе с двумя другими крейсерами с честью выдержала Цусимское сражение, оторвалась от японцев и смогла добраться до порта Манила (Филиппины).

Там же, при Цусиме, на корабль была возложена еще одна миссия: на «Авроре» в боевых условиях (а такое случилось впервые в мировой практике) была опробована рентгенографическая установка, что помогло спасти жизни многим морякам.

В Маниле русские крейсера были интернированы и позже уничтожены, все… кроме «Авроры». Ей и на этот раз повезло. В 1906 году крейсер своим ходом вернулся в Балтийское море и стал учебным судном.

На Сицилии


Февраль 1911 года экипаж «Авроры» встретил в Средиземном море — крейсер шел полным ходом в сицилийский порт Мессину за заслуженной наградой: нужно было получить золотую медаль, присужденную экипажам русских боевых кораблей за героизм в ликвидации последствий большого землетрясения, обрушившегося на Сицилию в 1908 году.

«Вечный» крейсер "Аврора"


Кстати говоря, в 2006 году именно в память об этом событии в Мессине одна из улиц была названа в честь Военно-морского флота России. Прибытие крейсера в Мессину совпало с очередной трагедией — в городе начался страшный пожар. И вновь русские моряки не подкачали: экипаж корабля принял активное участие в тушении огня и тем самым навеки закрепил любовь и уважение к российскому флоту в сердцах сицилийцев.

Командир революционного крейсера


Вскоре началась Первая мировая война, в которой «Аврора» принимала довольно активное участие. Правда, уже через год корабль пришлось отправить на модернизацию (ему добавили еще пушек), а в 1916 году «Аврора» ушла в Петроград, чтобы встать уже на капитальный ремонт. В 1917 году большая часть экипажа крейсера перешла на сторону большевиков.

Надо сказать, что революционным символом крейсер «Аврора» стал совершенно случайно. Большевикам необходимо было захватить Николаевский мост (ныне — мост лейтенанта Шмидта), чтобы верные Временному правительству войска не смогли развести его и отрезать Васильевский остров от центра города. «Аврора» оказалась единственным серьезным боевым кораблем, чья осадка позволяла войти в устье Невы.

«Вечный» крейсер "Аврора"


То, что сигналом к штурму Зимнего дворца послужил выстрел «Авроры» — всем хорошо известно. Правда, надо сказать, что это был не сигнал, а скорее демонстрация силы. Пыж, вылетевший из ствола при холостом выстреле, пробил две стены Зимнего и наглядно показал, что при использовании боевых зарядов все будет гораздо хуже. Так что вряд ли после этого последовал штурм, аналогичный тому, что показан в фильме Эйзенштейна. После такой демонстрации защитникам Временного правительства оставалось только сдаться.

В те смутные дни командование кораблем взял на себя двадцатисемилетний старший лейтенант Николай Адольфович Эриксон. Именно он, опасаясь, что революционные матросы посадят крейсер на мель, вывел «Аврору» на боевую позицию. В советской истории о нем нет ни слова потому, что в 1922 году Николай Эриксон благоразумно эмигрировал в Швецию. Скончался капитан революционного крейсера в 1946 году в Монреале (Канада).

Киногерой


А «Аврора» продолжала жить, хотя казалось, что жить ей осталось недолго. В смутные предвоенные годы (1939-1940) крейсер еще служил плавучей базой для подводных лодок. Однако 16 мая 1941 нарком ВМФ СССР Николай Кузнецов подписал приказ о присвоении имени «Аврора» одному из новых крейсеров, а, как известно, на флоте два корабля с одним именем существовать не могут. Следовательно, революционную «Аврору» планировалось, как это называется у морских спецов, «пустить на иголки».

Крейсер спасла Вторая мировая война. Разбирать во время вражеского нападения худо-бедно, но все-таки боевую технику казалось кощунством. Да и не до того было.

В 1946 году легендарной «Авроре» довелось сняться в кино, где она изображала собой не менее легендарный крейсер «Варяг». Ей пристроили четвертую трубу, добавили необходимое количество пушек и несколько видоизменили корму. Эти два корабля совершенно непохожи друг на друга, но для невзыскательного зрителя «подделка» прошла незаметно. Параллельно корпус «Авроры» был усилен бетоном.

«Вечный» крейсер "Аврора"


Надо сказать, что если в корпус судна с целью его сохранения начинают заливать бетон — значит, восстановлению он уже не подлежит. Так и получилось. В августе 1984 года «Аврору» перевели буксирами к докам Ленинградского судостроительного завода имени Жданова для «капитального ремонта и переоборудования». После «капитального» ремонта корабль напрочь лишился своей латаной-перелатаной подводной части — ее отрезали и приспособили в качестве дебаркадера для разделки рыбы в совхозе «Ручьи». Правда, на плаву он продержался недолго и вскоре целиком лег на дно. Шестиметровые борта днища легендарной «Авроры» и сейчас можно увидеть возле старого пирса деревни Ручьи.

Верхняя часть крейсера все это время служила музеем революции, памятником Великого Октября. Затем речь пошла о том, чтобы превратить стодесятилетний боевой крейсер в памятник отечественного кораблестроения начала XX века. То есть восстановить каюты офицеров, матросские кубрики, прачечную, карцер, церковную палубу с атрибутами религиозного культа. Кое-какие подвижки в эту сторону уже сделаны. К примеру, в 1998 году на «Авроре» восстановили корабельную церковь с иконостасом. Сейчас «Аврора» — образцовый музей, который за год посещают до полумиллиона человек.

0 не понравился
31 понравился пост
 
Незарегистрированные посетители не могут оценивать посты
 
 
 
 

 
 
 
 

Комментарии

 
 

 
 
 
zhenka26
Дата:
(28 мая 2015 22:06)
#1
если не ошибаюсь то при Цусимской битве "Аврора" и еще один корабль (название не помню) сдриснули при первых же залпах японских кораблей? или не так было?
Томская область > Северск [ссылка]
0 / 5
 
 
 
 
 
 
Слепой Пью
Дата:
(28 мая 2015 22:35)
#2
Цитата: zhenka26
если не ошибаюсь то при Цусимской битве "Аврора" и еще один корабль (название не помню) сдриснули при первых же залпах японских кораблей? или не так было?


Боевое крещение крейсер "Аврора" принял в Цусимском бою 14 мая. В ходе боя, длившегося для крейсера с 14:30 до 18:00 часов, "Аврора" получила около 10 прямых попаданий снарядов. На крейсере неоднократно возникали пожары, было затоплено несколько отсеков, вышли из строя пять орудий и все дальномерные станции. Погибли командир корабля капитан 1 ранга Е.Р. Егорьев и 14 членов экипажа, 83 человека было ранено. Но корабль не потерял хода и ночью вместе с крейсерами "Олег" и "Жемчуг", отбившись от японских миноносцев, смог оторваться от преследования противника. Пробиться на север в сторону Владивостока крейсера не смогли, и вынуждены были уйти в нейтральный филиппинский порт Манила.


Так вот! Это не первые залпы японских кораблей!
 


Дело сделано...
Томская область > Северск [ссылка]
14 / 0
 
 
 
 
 
 
Бухарик
Дата:
(29 мая 2015 07:57)
#3
А его из Кронштадта вернули?
 
Я не грустный, я трезвый
Томская область > Северск [ссылка]
0 / 0
 
 
 
 
 
 
Слепой Пью
Дата:
(29 мая 2015 10:27)
#4
Цитата: Бухарик
А его из Кронштадта вернули?

Уже да!
 


Дело сделано...
Томская область > Северск [ссылка]
10 / 0
 
 
 
 
 
 
Tyson7
Дата:
(30 мая 2015 03:43)
#5
Цитата: zhenka26
если не ошибаюсь то при Цусимской битве "Аврора" и еще один корабль (название не помню) сдриснули при первых же залпах японских кораблей? или не так было?


"Сдриснуть", по твоему выражению, можешь как раз ты... При малейшей заварухе "не в твою сторону".
А насчет "Авроры" Слепой Пью все грамотно пояснил - крейсер (то есть вся команда, от матроса до командира) в Цусиме себя проявили геройски! Точка!
Томск [ссылка]
2 / 0
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 

Информация

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оставлять свои CRAZY комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста пройдите простую процедуру регистрации или авторизируйтесь под своим логином. Также вы можете войти на сайт, используя существующий профиль в социальных сетях (Вконтакте, Одноклассники, Facebook, Twitter и другие)

 
 
 
 
 
Наверх