Ќелепа€ гибель "јрктика"

јвтор:
—лепой ѕью
ѕечать
дата:
16 июн€ 2015 22:09
ѕросмотров:
1178
 омментариев:
3
Ќелепа€ гибель "јрктика"


¬ 1849 году на одном из заседаний американского конгресса обсуждалось состо€ние американского судоходства. Ќа заседание пригласили Ёдварда  оллинза, владельца одной из крупнейших парусных судоходных компаний Ђƒраматик лайнї. ƒва раза в мес€ц суда  оллинза совершали рейсы между Ќью‑…орком и Ћиверпулем.

 онгресс поручил  оллинзу на правительственные средства построить мощные пароходы и вытеснить английскую компанию Ђ унард лайнї с трансатлантической линии. Ќова€ компани€ получила название Ђ оллинз лайнї.

 оллинз подписал контракт, по которому он об€залс€ построить необходимое количество пароходов дл€ линии Ќью‑…орк Ч Ћиверпуль из расчета двадцати рейсов в год: летом Ч два раза в мес€ц, зимой Ч один раз. ƒл€ этой цели потребовалось п€ть судов, на постройку и эксплуатацию которых правительство —Ўј предоставило  оллинзу ежегодную субсидию в размере 385 тыс€ч долларов.  огда государственных дотаций не стало хватать, судовладелец добилс€ увеличени€ выдел€емой ему суммы до 858 тыс€ч долларов в год. √лавный конкурент американцев  унард жаловалс€, что ему Ђразбивают окна золотыми монетамиї.


–асполага€ огромными суммами,  оллинз действовал быстро и решительно. ¬место п€ти небольших пароходов (в соответствии с договором), он дал заказ на строительство четырех, но зато более крупных и мощных. Ёто были красивые трехмачтовые трехпалубные суда с прочным корпусом из лучших пород дуба. Ќос украшали скульптурные фигуры тритона и русалок. ѕароходы имели отличные мореходные качества они легко слушались рул€, не были подвержены порывистой качке, волны совершенно не заливали палубу.

 оллинз предоставил своим пассажирам такие удобства, о которых те времена можно было только мечтать: просторные каюты, со вкусом оформленные судовые помещени€, великолепную кухню, паровое отопление, парикмахерскую, кнопки дл€ вызова стюардов.

ѕароходы новой компании Ђјрктикї, Ђјтлантикї, Ђѕасификї и ЂЅолтикї быстро завоевали хорошую репутацию и стали пользоватьс€ попул€рностью как у американцев, так и у англичан. ¬ первые одиннадцать мес€цев эксплуатации более крупные и быстроходные суда  оллинза перевезли 4306 пассажиров, а суда  унарда за то же врем€ Ч менее 3000.

Ќелепа€ гибель "јрктика"


Ќо торжество американцев оказалось недолгим. ∆естока€ конкуренци€ вынуждала Ёдварда  оллинза требовать от своих капитанов идти на любой риск, но заканчивать рейс в строго установленное врем€. ¬ результате такой политики американский судовладелец потер€л не только свое лучшее судно, но и свою семью.

20 сент€бр€ 1854 года Ђјрктикї, име€ на борту 233 пассажира и 175 членов команды, вышел из Ћиверпул€ в очередной рейс на Ќью‑…орк. —реди пассажиров на пароходе находились жена  оллинза, его дочь и младший сын. ѕерва€ недел€ плавани€ прошла без происшествий, и пассажиры уже с нетерпением ожидали прибыти€ в јмерику. ”тром 27 сент€бр€ Ђјрктикї находилс€ в семидес€ти мил€х от мыса –ас, когда на море опустилс€ туман. ѕароход продолжал идти прежним курсом и прежней скоростью 12,5 узла.  апитан Ћюс помнил одно: он должен прибыть в Ќью‑…орк точно по расписанию, иначе его ждали большие непри€тности.

ѕосле обеда пассажиры начали расходитьс€ по своим каютам, а капитан направилс€ на мостик. ќн вз€лс€ за поручни трапа, как вдруг сверху раздалс€ отча€нный крик вахтенного помощника: Ђѕраво на борт!ї » тут же корпус Ђјрктикаї потр€с сильный удар. Ёто был удар форштевн€ другого судна. Ќаходившиес€ на верхней палубе пассажиры увидели справа небольшой железный пароход с трем€ мачтами, который, как призрак, растворилс€ в тумане. — его борта раздавалась французска€ речь. ѕозже удалось установить, что это был парусно‑винтовой пароход Ђ¬естаї.  ак и Ђјрктикї, он шел в тумане полным ходом и не подавал никаких сигналов встречным суднам.

—толкновение пароходов произошло почти под пр€мым углом. ќт удара нос Ђ¬естыї вм€лс€ на четыре метра. ѕо всем признакам судно вот‑вот должно было пойти ко дну. ѕоэтому неудивительно, что на французском судне паника охватила не только пассажиров, но и членов команды. –азвернулась сама€ насто€ща€ битва за места в шлюпках. Ќекоторые бросались за борт и плыли к едва видневшемус€ сквозь пелену тумана Ђјрктикуї, который застопорил свою машину.

 апитан Ђјрктикаї Ћюс, быстро оценив повреждение Ђ¬естыї, тут же приказал спустить шлюпку, дл€ того чтобы подобрать находившихс€ в воде французов. ѕри этом он торопил своих матросов: ЂЅыстрее же! »х судно пойдет ко дну через несколько минут!ї

ќн уже собиралс€ отдать команду спустить вторую шлюпку, как ему доложили о том, что машинное отделение заполн€етс€ водой. ќказалось, что сам Ђјрктикї получил в борту, впереди кожуха гребного колеса, три пробоины. ¬ полуметре над ватерлинией шток €кор€ Ђ¬естыї прорезал длинную щель. ƒве другие пробоины находились под водой, причем больша€ из них имела длину два метра и высоту полметра.

ѕри помощи ручных помп команда Ђјрктикаї попыталась завести на отверсти€ пластырь, но он не приставал плотно к борту, так как пробоины имели рваные выгнутые кра€, а из другой пробоины торчал €корь Ђ¬естыї. «аделать пробоины дерев€нными брусь€ми также не удалось. ¬ода продолжала поступатьЕ

“огда Ћюс приказал дать ход и запустить механические насосы дл€ откачки воды. ќн молил Ѕога, чтобы пароходу удалось преодолеть 65 миль до мыса –ас своим ходом.  апитан не сомневалс€, что французское судно погибло, поэтому ему надо было спасать пассажиров и команду Ђјрктикаї. ѕравда, где‑то в тумане еще блуждала спущенна€ шлюпка с подобранными французами, но о поисках ее уже никто не думал.

ѕароход медленно начал набирать скорость. ћоре по‑прежнему было зат€нуто туманом.  огда Ђјрктикї вышел на заданный курс и машина работала на предельных оборотах, перед самым его носом из тумана неожиданно вынырнула шлюпка, переполненна€ людьми. Ёто была шлюпка Ђ¬естыї. ќна тут же попала под железные плицы огромных колес, и только одному человеку удалось зацепитьс€ за свисавший с борта Ђјрктикаї трос и спастись, остальные же погиблиЕ

ѕароход приближалс€ к мысу –ас. ћатросы дл€ облегчени€ судна сбрасывали за борт палубный груз, т€желые железные предметы, запасные тросы, запасы угл€ Ч все, что могло продлить плавучесть судна.

ѕассажирам приказано было собратьс€ на левом борту на корме. ѕароход продолжал медленно кренитьс€ на правый борт и все глубже оседал в воду. —корость парохода уменьшалась с каждой пройденной милей, гребные колеса уже настолько погрузились в воду, что плицы начинали тормозить движение судна вперед.

Ќелепа€ гибель "јрктика"


¬скоре капитану доложили, что вода потушила нижние топки, давление пара упало, поэтому пришлось остановить работу механических насосов и перейти на ручные помпы. –овно через час после столкновени€ на верхней палубе по€вились кочегары: вода уже залила и верхние топки. ƒо берега оставалось всего 20 миль, когда Ђјрктикї потер€л ход.

 ак только прекратилс€ стук машины, все сто€вшие на верхней палубе бросились к шлюпкам. ¬ первый вельбот начали устраивать женщин и детей. Ќо кто‑то перерубил топором носовые тали, шлюпка сорвалась в море, и ее тут же облепили упавшие в воду люди. — трудом спустили вторую шлюпку. ѕереполненна€, она отошла от правого борта под командой второго помощника капитана.

Ќа судне началась паника среди членов экипажа, которые, забыв св€той морской закон: Ђѕервыми Ч женщины и детиї, рвались к шлюпкам. “ак, в третьей шлюпке, куда следовало посадить женщин и детей, все места были зан€ты командой. “али не выдержали веса переполненной шлюпки, и она кормой упала в воду. ќставшиес€ шлюпки были окружены тесным кольцом пассажиров, и матросы ничего не могли сделать, чтобы развернуть шлюпбалки и тали. ¬ наступившей суматохе главный механик с помощником и кочегарами силой захватили разъездную шлюпку, котора€ быстро отошла от борта тонущего Ђјрктикаї. Ќа пароходе остались капитан, его третий помощник и больше сотни пассажиров. » на всех одна маленька€ шлюпка.

ћатросы лихорадочно прин€лись сооружать плот. —рубили нижние реи, стеньги, сбросили их в воду и с помощью шлюпки стали прикрепл€ть к ним двери, мебель, доски. „тобы последнюю шлюпку никто не захватил, капитан убрал из нее весла. Ќо, заменив весла досками и бросив незаконченный плот, часть пассажиров на этой шлюпке отошла от парохода и скрылась в тумане. ќни захватили с собой и третьего помощника капитана, который должен был помочь им добратьс€ до берега. ѕричем, чтобы помощник не сопротивл€лс€, его крепко св€зали.

Ќелепа€ гибель "јрктика"


 апитан Ћюс приказал раздать оставшимс€ на борту Ђјрктикаї женщинам и дет€м спасательные по€са, но в это врем€ пароход пошел ко дну. ѕосле столкновени€ прошло четыре с половиной часа.

»звестие о гибели Ђјрктикаї пришло в јмерику через две недели. Ќа шлюпках, две из которых дошли до мыса –ас, а две были подобраны проход€щими мимо судами, спаслось всего 86 человек, причем среди них не было ни одного ребенка или женщины. ¬ числе 322 погибших была и семь€ владельца судоходной фирмы Ёдварда  оллинза.

Ђ¬естаї же благополучно прибыла в —ент‑ƒжонс. ≈е капитан, вид€, что носова€ переборка после удара осталась целой, приказал дл€ облегчени€ носовой части судна срубить фок‑мачту и переместить часть груза в корму. ѕароход успел войти в порт до начала шторма.

ѕри столкновении на Ђ¬естеї был убит один человек, около дес€ти в панике бросились за борт и нашли свою смерть в холодных водах јтлантики, около 20 человек погибло под форштевнем и гребными колесами Ђјрктикаї.

Ќа этом непри€тности фирмы Ђ оллинз лайнї не закончились. „ерез два года после катастрофы, постигшей Ђјрктикї, пропал без вести пароход Ђѕасификї с 288 пассажирами и командой на борту. —удно следовало из Ћиверпул€ в Ќью‑…орк. јмериканские морские специалисты того времени полагали, что Ђѕасификї, сост€за€сь в скорости с английским пароходом Ђѕерси€ї, затонул в результате столкновени€ с плавающим лед€ным полем.

—толь большое число жертв окончательно подорвало доверие к компании Ђ оллинз лайнї как в јмерике, так и в јнглии. јмериканский конгресс отказал Ёдварду  оллинзу в субсидии. ‘ирма потерпела крах, и, продав два оставшихс€ судна, прекратила свое существование.

0 не понравилс€
17 понравилс€ пост
 
Ќезарегистрированные посетители не могут оценивать посты
 
 
 
 

 
 
 
 

 омментарии

 
 

 
 
 
Ѕухарик
ƒата:
(17 июн€ 2015 06:50)
#1
ћоре не прощает ошибок
 
я не грустный, € трезвый
“омска€ область > —еверск [ссылка]
0 / 0
 
 
 
 
 
 
Starshii
ƒата:
(17 июн€ 2015 07:25)
#2
Ќе только море...
—анкт-ѕетербург [ссылка]
0 / 0
 
 
 
 
 
 
—транник
ƒата:
(17 июн€ 2015 08:32)
#3
жадность губит все!!!!! нехрен было плевать на безопасность!!!
“омск [ссылка]
0 / 1
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 

»нформаци€

 
 
 
 
 
 
 
 
 

ќставл€ть свои CRAZY комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
ѕожалуйста пройдите простую процедуру регистрации или авторизируйтесь под своим логином. “акже вы можете войти на сайт, использу€ существующий профиль в социальных сет€х (¬контакте, ќдноклассники, Facebook, Twitter и другие)

 
 
 
 
 
Ќаверх