Мини-чат
Авторизация
Или авторизуйтесь через соц.сети
19
Слепой Пью
На uCrazy 9 лет 20 дней
Всячина

"Биберы" против "Архангельска"

Попытки немецкого военно-морского командования
использовать карликовые подводные лодки
против советского линкора "Архангельск"



Линейный корабль "Архангельск"


В течение 1943—1944 годов в сравнении со всевозрастающей мощью английских сил охранения конвоев боевой потенциал соединений немецких подводных лодок и авиации в Северной Норвегии понизился настолько, что практически прекратились все сообщения о каких-либо успехах в действиях немцев против союзных конвоев в Арктике. После уничтожения линкора «Тирпиц» и ухода в Германию других крупных надводных кораблей немцы фактически лишились каких-либо средств эффективного нападения на союзные конвои, следовавшие в Россию.
Исходя из создавшейся обстановки, в конце 1944 года немцы начали разработку принципиально новой тактики, которая бы позволила наносить удары по транспортам и охранению конвоев, несмотря на столь значительное уменьшение сил. По новому плану нападение на союзные корабли и транспорты следовало производить после их прибытия на мурманский рейд, где они стояли в ожидании разгрузки, используя при этом в качестве основного боевого средства сверхмалые подводные лодки типа «Бибер».
Для этой цели в начале ноября 1944 года 265-ю флотилию сверхмалых подводных лодок, весьма удачно показавшую свои возможности под Фикампом, перебросили через тыловую базу в Любеке в Северную Норвегию. В качестве места базирования выбрали стоянку около береговой батареи Торнденс в районе Харстада. Согласно плану три океанские подводные лодки-носители.

VII серии с шестью сверхмалыми лодками, закрепленными на их палубах, должны были за три дня до начала операции выйти из Киль-ботна (Харстад) и, следуя на север в надводном положении, войти до восхода луны в Линген-фьорд, где и лечь на дно. На следующий день соединение должно было продолжить путь, держась вдали от побережья, с тем, чтобы выйти в исходную точку северозападнее острова Кильдин в сорока милях от места нанесения удара. За 12 часов до начала атаки сверхмалые лодки должны были самостоятельно и независимо друг от друга идти в бухту Ваенга и до 3 часов ночи атаковать торпедами выбранные цели. Чтобы отвлечь внимание русских, между двумя и тремя часами ночи на бухту должны были совершить налет самолеты люфтваффе. Предполагалось, что в бухте Ваенга и на подходах к ней подводные лодки встретятся с большими трудностями, поскольку отсутствовали точные данные о поставленных там минных заграждениях, из которых было известно только одно — и то предположительно — у мыса Наволок. Кроме того, имелись сведения о боевом заграждении у о. Сальный. Помимо всего этого следовало учитывать, что наиболее ценные корабли — вроде советского линкора «Архангельск» — могут стоять за несколькими линиями сетевых заграждений, охраняемых катерами — охотниками за подводными лодками. Надежда была только на то, что в три часа ночи русские посты наблюдения окажутся не особенно бдительными.



Для предстоящей операции с особой тщательностью отбирались экипажи «биберов». Из-за своего малого радиуса действия сверхмалые лодки не имели возможности самостоятельно вернуться на какую-либо немецкую базу западнее Пованге-фьорда. Поэтому проработали несколько вариантов спасения экипажей сверхмалых лодок после атаки.

По первому варианту через четыре часа после начала атаки «биберы» выходили в первую точку рандеву вблизи мыса Сеть-Наволок. Водители «биберов» должны были ударами молотков по днищу привлечь внимание находящихся в подводном положении океанских лодок, которые, всплыв, приняли бы людей на борт, а сами «биберы» — затопили. В случае, если «биберы» не смогли бы в указанное время выйти в первую точку рандеву, то на следующий день их ожидали бы во второй точке восточнее полуострова Рыбачий, где предусматривалась та же процедура спасения экипажей. Водителям «биберов», которые в силу обстоятельств не смогли бы прибыть во вторую точку рандеву с океанскими лодками, предписывалось пройти из Варангер-фьорда в Перс-фьорд, где затопить свои лодки, и, высадившись на безлюдное (после эвакуации Финмарка*) побережье, ожидать, когда в обусловленное время их заберет подводная лодка.


Сверхмалая подводная лодка типа «Бибер»


Наконец, в качестве последнего варианта выбрали путь по суше от Перс-фьорда на запад. При этом у водителей «биберов» должен был находиться такой запас продовольствия, который позволил бы добраться до немецких позиций или до территории Швеции...

Успешное проведение операции во многом зависело от подготовки водителей, которая проводилась с чрезвычайной тщательностью и интенсивностью. Из 30 «биберов» 265-й флотилии восемь перебросили в Харстад, куда была заблаговременно переведена плавбаза подводных лодок «Блэк Уотч». Туда же прибыли восемь наиболее подготовленных с физической и психологической точек зрения водителей «биберов». В ходе подготовки «биберы» постоянно посылались в трудные учебные походы, проникая по счислению в незнакомые фьорды, преодолевая сетевые заграждения и выходя в атаку на свою плавбазу в разных условиях погоды и противодействия. В ходе учебных атак на «Блэк Уотч» большинству «биберов» удалось незаметно приблизиться к плавбазе менее чем на сто метров, несмотря на то что судно стояло за сетевым заграждением и охранялось моторными катерами.

Затем в ходе подготовки были использованы три океанские лодки, на палубах которых разместили по два «бибера». На учениях отрабатывались способы крепления «биберов» к палубам, их спуск на воду и подъем на лодки плавающих в воде людей. Выяснилось, что океанские лодки, несмотря на наличие у них мощных гидроакустических станций, очень плохо принимают сигнал от ударов молотком по корпусу «биберов» даже на очень малой дистанции. Кроме того, оказалось, что поиск в полной темноте находящихся в воде водителей «биберов» весьма длителен и неэффективен.


Сверхмалая подводная лодка типа «Бибер»


Во время учений произошли две аварии, послужившие позднее главной причиной провала операции. Из-за сильной нагрузки на двигатели ослабли крепления бензопроводов, и пары бензина, хотя и в умеренном количестве, проникли в помещение водителей. Главная опасность заключалась в том, что при погружении и переходе с бензинового двигателя на электромотор возникала искра, способная воспламенить бензиновые пары. Так и произошло, в результате чего один из моряков при тушении вспыхнувшего пожара получил тяжелые ожоги, а второй успел покинуть лодку по страховочному концу, но сам «бибер» при этом затонул. Систематически проводилась также и теоретическая подготовка водителей. Были изготовлены фотоснимки всего побережья в районе предполагаемого места атаки, вычерчены силуэты береговой полосы на разных дистанциях, видимые с высоты 80 см над уровнем моря. Ежедневно повторялись и заучивались наизусть курсы и расстояния, названия и характерные черты береговых ориентиров, гидрологические условия, астрономические факторы, время восхода луны и ее положения на небе в различные часы, варианты возвращения после атаки. По данным разведки и аэрофотосъемки водители постоянно совершенствовали свои знания о районе предстоящей операции.

Физическая подготовка водителей обеспечивалась специальными тренировками, особым высококалорийным питанием и продолжительным временем, выделяемым для сна. В итоге, после четырехнедельной подготовки, из числа водителей окончательно отобрали шесть исполнителей будущей операции. Пока шла подготовка к ней, одна из океанских лодок совершила разведывательный поход к северной оконечности острова Кильдин, и выяснилось, что оптимальным местом спуска «биберов» на воду является точка в 10—15 милях от побережья и что эта процедура должна занять не более 10—15 минут. Удалось также установить, что мурманский рейд защищен от подводных лодок двумя рядами боновых и сетевых заграждений, тянущихся от острова Сальный. За поверхностью воды в ночное время следят многочисленные прожекторные установки. Однако о расположении минных заграждений ничего не было известно, как и об охране боновых и сетевых заграждений и о необходимых резких изменениях курса для обхода этих преград. Выяснили только, что между Кильдином и мысом Сеть-Наволок патрулирует «Биберы» на палубе подводной лодки VII серии следуют к месту операции значительное количество русских сторожевых кораблей и катеров.

1 января 1945 года гросс-адмирал Дениц информировал Гитлера о предполагаемом нападении на русский линкор «Архангельск». Другими целями, которые немцы предполагали атаковать, были находящийся, по их сведениям, в заливе конвойный авианосец, а также эсминцы и груженые транспорты. Шесть «биберов» могли выпустить по ним 12 торпед.


Общее расположение подводной лодки типа "Бибер"


Вечером 5 января три океанские подводные лодки, неся на палубах шесть «биберов», покинули базу в Кильботне и под охраной флотилии катерных тральщиков вышли в открытое море. В районе севернее Тромсё охранение повернуло на обратный курс, и отряд из трех подводных лодок продолжал путь самостоятельно. С восходом луны, как и предусматривалось планом операции, подводные лодки легли на дно Линген-фьорда. На следующий день после полудня поход продолжили. Вскоре водители двух «биберов» почувствовали запах паров бензина и обнаружили течь бензопроводов, что предположительно произошло от вибрации корпусов лодок-носителей во время перехода. Однако эти неисправности было решено устранить имеющимися на борту средствами. Оставив за кормой гряду норвежских островов, лодки вышли в открытое море, следуя параллельными курсами в свободном строю. Встречный ветер силой 3—4 балла позволял идти только умеренным ходом, чтобы избежать дополнительных нагрузок на «биберы» и их новых аварий. Два раза объявлялась воздушная тревога, заставлявшая лодки на время погружаться. На меридиане Нордкапа снова обнаружились неисправности двух «биберов», в них ощущался запах бензина. Тем не менее было решено провести налет четырьмя «биберами» вместо шести. Однако вскоре вышел из строя третий «бибер», а затем — и четвертый. В итоге это заставило прервать операцию, и отряд вернулся в Харстад.

Бензопроводы «биберов» явно не соответствовали нагрузкам, которым эти лодки подвергались, а уж тем более — тем нагрузкам, которые они могли испытать в ходе предстоящей операции. У более поздних типов немецких сверхмалых подводных лодок этот дефект был устранен, но организовать и провести новую диверсию против русских портов уже не удалось.


«Биберы» на палубе подводной лодки VII серии следуют к месту операции


После этой операции по немецкому флоту поползли упорные и удивительные слухи, говорившие, например, что были сделаны две попытки прорыва на мурманский рейд, но оба раза лодки-носители подвергались атакам русских глубинных бомб и были повреждены. Рассказывали также, что «биберам» не удалось прорвать сетевые заграждения вокруг «Архангельска», после чего плохо подготовленные водители отказались от атаки и повернули на обратный курс. В действительности, операция была очень хорошо подготовлена и провалилась исключительно из-за технических дефектов сверхмалых подводных лодок. Это была единственная операция немецких сверхмалых подводных лодок против хорошо охраняемой гавани противника. Позднее планировалось нападение немецких одноместных человекоторпед типа «Мардер» и «Негер» (**) против транспортов противника в Киркенесе. По случайности, ничего не знавший об этих планах командир подводной лодки U-995 обер-лейтенант Гесс решил сам атаковать этот порт и торпедировал два транспорта противника, стоявших у пирса в Киркенесе. В результате его действий внезапность была утеряна, пришлось отказаться от планируемого нападения человекоторпедами, поскольку оборона базы была уже начеку. Следует отметить, что даже в случае успеха нападение сверхмалыми подводными лодками на Мурманск не могло оказать какого-либо особого влияния на исход войны. Правда, русские рисковали потерять линкор «Архангельск», который после его передачи англичанами все равно стоял в порту в бездействии и без всякой пользы.

---


* Финмарк — северо-восточная провинция Норвегии, граничащая с СССР. — Примеч. ред.

** «Негер» («Негр») — германская челове-которпеда, сконструированная в 1944 году инженером Мором. Являлась комбинацией двух электрических торпед типа G7E калибра 533 мм; в верхней вместо боевого зарядного отделения помещался водитель, наводивший на цель и выпускавший нижнюю — боевую — торпеду. Скорость 3,2 уз, дальность плавания 30 миль. Всего было изготовлено около 200 человекоторпед типа «Негер», широко использовавшихся в боевых операциях.

**«Мардер» («Куница») — модернизированный вариант «Негера», появившийся в конце 1944 года. Отличался от прототипа возможностью полного погружения в воду. В общей сложности немцы изготовили около 300 человекоторпед типа «Мардер», но до конца войны они не нашли боевого применения.

все теги
Комментарии1
  1. Бухарик
    На uCrazy 10 лет 16 дней
    Совсем другое дело, старик ! thumbup

{{PM_data.author}}

{{alertHeader}}