Британский "лев" под японским флагом

Автор:
Слепой Пью
Печать
дата:
13 июля 2015 22:06
Просмотров:
802
Комментариев:
1
Британский "лев" под японским флагом


Британский "лев" под японским флагом


Киль "Конго" заложили 17 января 1911 года на стапеле верфи "Виккерса" в Барроу. В это время на верфи полным ходом шло строитель­ство линейного крейсера "Принцесс Роял" второго корабля типа "Лайон", который спусти­ли на воду через три месяца после закладки японского крейсера. 18 мая 1912 года "Конго" спустили на воду, и в течение нескольких меся­цев он достраивался, стоя борт о борт с "Прин­цесс Роял".
Однако строительство японского крейсера шло даже быстрее, чем английского, и уже через десять месяцев после сдачи британского корабля флоту - - 16 августа 1913 года он был достроен и передан заказчику. Достройка "Конго" прошла без препятствий, отчасти потому, что японские морские офицеры принимали участие в достро­ечных работах на "Принцесс Роял".

Сразу после передачи японской стороне "Конго" перешел в Плимут, где его подготовили к длительному переходу в Японию. 28 августа 1913 года крейсер покинул Плимут и 5 ноября прибыл в Йокосуку, значительно усилив собой боевую мощь японского флота.


Британский "лев" под японским флагом

Линейный крейсер Kongo, 20 апреля 1913 года.


"Конго" стал последним японским боевым кораблем, построенным за пределами Японии, и головным в серии из четырех линейных крейсе­ров, три из которых строились на японских вер­фях. После вступления в строй "Конго" был за­числен в состав 1-й бригады линейных кораблей.

Вскоре после ввода корабля в строй нача­лась первая мировая война, в которой Япония выступила на стороне противников Германии. 26 августа "Конго" вышел в море из Йокосука и направился в центральную часть Тихого океана для эскортных операций, однако уже 12 сентября вернулся обратно. Этот поход стал наиболее зна­чительным событием в жизни корабля на протя­жении всей войны. Больше он не принимал ак­тивного участия в боевых действиях.

Несколько позже — в разгар войны — бри­танский флот предложил своему азиатскому со­юзнику передать ему в аренду все четыре линей­ных крейсера типа "Конго", однако достичь соглашения не удалось. По оценке специалистов, если бы такая договоренность была достигнута, то исход Ютландского сражения мог быть со­всем иным.

После Ютландского боя английское ко­мандование просило отправить "Конго" в бри­танские воды для усиления "Гранд Флита". Но японцы от этого отказались. В 1916 году линей­ный крейсер прошел текущий ремонт.

Британский "лев" под японским флагом

Линейный крейсер Kongo, июнь 1914 года


В 1917-1918 годах корабль находился в со­ставе 3-й бригады линейных кораблей. После за­вершения войны и начала Вашингтонской кон­ференции его судьба буквально повисла на волоске. Но "Конго" повезло, он не вошел в чис­ло кораблей предназначенных па разборку.
Межвоенная служба прошла для корабля спо­койно. Линейные крейсера, а позже линейные корабли типа "Конго" занимали важное место в тактической схеме Императорского флота. Японская военно-морская разведка знала о пол­ной неготовности американского флота к ноч­ным боям. Исходя из этой информации был сформирован так называемый 2-й флот, в кото­рый вошли корабли типа "Конго" и новейшие тяжелые крейсера. Им поручалось ослабить главные силы противника перед боем линкоров.

"Конго" несколько раз модернизировался. С 20 октября 1928 года по 20 сентяб­ря 1931 года, с 1 июня 1935 года по 8 января 1936 года. Последняя модернизация про­шла с 25 ноября 1940 года по 10 апреля 1941 года. После за­вершения работ корабль про­шел курс боевой подготовки как индивидуально, так и в со­ставе соединения.

15 августа 1941 года "Конго" вместе с однотипны­ми кораблями вошел и состав 3-й дивизии линкоров, им ко­мандовал будущий победитель у Саво вице-адмирал Г. Микава. После завершения предво­енного цикла учений 3-я диви­зия линейных кораблей была разделена на две части. "Конго и "Харуна" вошли в состав 2-й дивизии.

Вместе с 4-й дивизией крейсеров ("Атаго", "Такао" и "Майя") и 8 эсминцев это были главные силы Южного (Ма­лайского) соединения. Коман­довал им вице-адмирал Кондо.

Британский "лев" под японским флагом

Линейный крейсер Kongo, 21 ноября 1929 года


2 декабря 1941 года "Конго" в составе соединения прибыл в Мако - порт на Пескадорских островах. В этот же день был принят зна­менитый сигнал: "Начать вос­хождение на гору Ниитака", что означало начало войны. Через два дня главные силы вышли в море и вскоре заняли район ожидания в Южно-Ки­тайском море. 8 декабря 1941 года на японских кораблях была получена радиограмма с подводной лодки "1-165" об обнаружении английского со­единения "Z" (линкор "Принс оф Уэллс" и линейный крейсер "Рипалс" и 4 эс­минца).

Соединение Кондо изменило курс и на­чало преследование. Утром 10 декабря к кораб­лям Кондо присоединились 4 тяжелых крейсера, 1 легкий и эсминцы. К несчастью для японских моряков, британские тяжелые корабли были по­топлены авиацией.

11 декабря главные силы прибыли в бухту Камрань (Французский Индокитай). После сто­янки в порту 14 декабря корабли вышли в море для прикрытия Второго Малайского конвоя. 17 декабря корабли вернулись в Камрань. Через 3 дня "Конго" в составе соединения вице-адмирала Кондо выходит в море для прикрытия высад­ки в заливе Лингаен (Филиппины) и дальнего ох­ранения высадки на побережье острова Лусон филиппинского архипелага. 24 декабря флот вернулся в Камрань, именно там моряки "Кон­го" встретили новый 1942 год. С 8 по 11 января прошел межбазовый переход из Камрани в Мако.

После 3-х дневной стоянки переход на ос­тров Палау (Каролинские острова), а 18 января выход в море в составе того же соединения, в ка­честве дальнего прикрытия сил вторжения в Гол­ландскую Ост-Индию. В период с 21 по 25 янва­ря "Конго" вместе с 4-й дивизией крейсеров (тип "Атаго") прикрывал рейд авианосцев 2-й диви­зии ("Хирю" и "Сорю") на остров Амбон, затем патрулировал южнее Палау, 18-21 февраля сто­ял в Палау.

25 февраля "Конго" вместе со всеми одно­типными кораблями выходит в море. Они нахо­дятся в охранении авианосного соединения вице-адмирала Ч. Нагумо ("Акаги", "Kara", "Хирю", "Сорю"). Перед авианосцами была по­ставлена задача перерезать союзные коммуни­кации, а также сорвать эвакуацию с Явы.

Британский "лев" под японским флагом

Адмирал Тюити Нагумо


Зада­ча была выполнена. 7 (по другим данным, 6) марта 1942 года 2-й дивизион 3-й дивизии лин­коров ("Конго" и "Харуна") вместе с 17-й диви­зией эсминцев "Ураказе" и "Хамаказе" обстре­лял разработки фосфатов на острове Рождества (190 миль южнее Явы). После завершения бое­вых действий в Голландской Ост-Индии японс­кие корабли, в том числе и "Конго", были ото­званы на базу и 9 (по другим данным, 11 марта) прибыли в бухту Старинг.

Британский "лев" под японским флагом

Линейный крейсер Kongo, ноябрь 1928 года


Пока экипаж линкора отдыхал, в штабе Объединенного флота заканчивали разработку авиационного рейда в Индийский океан (Опера­ция "С"). В состав сил вошли все 4 линкора типа "Конго", авианосцы "Акаги", "Хирю", "Сорю", "Секаку" и "Дзуйкаку", тяжелые крейсера "Тоне" и "Тикума", легкий крейсер "Абакума", эсминцы и танкеры. Соединением командовал вице-адми­рал Нагумо. 26 марта оно вышло в море.

1 апреля корабли Императорс­кого флота находились южнее Су­матры.

4 апреля соединение было обнаружено самолетом-разведчиком "Каталина", затем последовала без­результатная атака британских са­молетов-торпедоносцев. 5 апреля японская палубная авиация атакова­ла военно-морскую базу Коломбо (остров Цейлон). Японским пилотам удалось потопить вспомогательный крейсер "Гектор" и эсминец "Тенедос", уничтожить 27 самолетов и на­нести большие повреждения инфра­структуре базы.

Вечером японский самолет-разведчик обнаружил английские тя­желые крейсера. Вскоре в воздух были подняты самолеты с авианос­цев. Крейсера "Корнуэлл" и "Дор­сетшир" были потоплены. 9 апреля японское соединение атаковано са­молетами-торпедоносцами "Бленхейм". Зенитная артиллерия "Кон­го" принимала активное участие в отражении налета. 5 английских са­молетов было сбито.

В этот же день самолет-разведчик с "Харуна" обнаружил вра­жеский авианосец. Вскоре "Гермес" и австралий­ский эсминец "Вампир" были потоплены. В тот же день японские летчики обнаружили и уничто­жили английский корвет "Холлихок", плавмастерскую и танкер.
Вечером японские корабли прошли Малаккским проливом и, покинув Ин­дийский океан, взяли курс на Сингапур. 11 апре­ля прибыли в Сингапур, и после короткой стоян­ки авианосное соединение ушло в Японию. 23 апреля состоялось триумфальное возвращение в Метрополию.

В тот же день "Конго" приходит на завод для прохождения текущего ремонта и докования. 2 мая работы были завершены. С 3 по 18 мая корабль проходит индивидуальный курс боевой подготовки. С 19 по 23 мая "Конго" вместе с кораблями 2-го и 3-го флотов прини­мал участие в маневрах. С 27 мая по 3 июня линкор участвовал в операции "Ml"- - захват атолла Мидуэй которая завершилась полным провалом. Американцы уничтожили 4 авиа­носца. После этих событий "Конго" вместе с частью сил, участвовавших в этой операции, был переведен на север.
Он принял участие в операции "AL" (захват Алеутских островов). "Конго" патрулировал юго-западные острова Кыска, ожидая американскую контратаку, ко­торой не было, и в середине июня вернулся в Японию.

14 июля была проведена реорганизация флота. "Конго" стал флагманом 3-й дивизии линкоров, в которую также вошел "Харуна". На линкоре поднял флаг вице-адмирал Т. Курита. вице-адмирал Г. Микава занял пост командую­щего 8-м флотом (флот Внешних Южных мо­рей). Из остальных кораблей типа "Конго" была сформирована 11-я дивизия линкоров.

Британский "лев" под японским флагом

Вице-адмирал Такэо Курита


Вторая половина июля прошла для кораб­ля в рутинной службе. В начале августа "Кон­го" прибыл на завод для прохождения текущего ремонта. На линкоре была установлена радио­локационная станция "Тип 21" (обнаружение морских и воздушных целей).
Работы были за­вершены 5 сентября. На следующий день "Кон­го" и "Харуна", сопровождаемые эсминцами, вышли в море и взяли курс на Трук и 10 сентяб­ря прибыли в лагуну атолла Трук. После корот­кой стоянки, в тот же день (по другим данным, на следующий день) "Конго" выходит в море в составе 2-го флота.

14 сентября "Конго" был атакован американскими тяжелыми бомбарди­ровщиками, но повреждений не получил. С 15 по 20 сентября корабли бороздили пустынный океан. 20 сентября был получен приказ о воз­вращении на Трук, он был выполнен 27 сентяб­ря. В период с 23 сентября по 11 октября "Кон­го" и "Харуна" выходили в море для прикрытия операции в районе Гуадалканала. В октябре во время одной из стоянок в лагуне Трука на лин­коре установили радиолокационную станцию "Тип 21" (обнаружение надводных целей и уп­равления огнем).

В первой декаде сентября было завершено планирование очередной операции в районе Гуадалканала. Главную роль должны были сыграть "Конго" и "Харуна". На линкоры погрузили снаряды типа 3 ("Саншики-дан"), первоначаль­но разработанные для стрельбы по воздушным целям, они были снабжены временным взрывате­лем и давали большое количество осколков.
12 октября корабли вышли в море, кроме линкоров в операции были задействованы легкий крейсер "Исудзу" и эсминцы.
13 октября японские лин­коры подошли к Гуадалканалу и легли на боевой курс с целью уничтожить аэродром Гендерсон, давно сидевший костью в горле японского ко­мандования.

"Вскоре после полуночи на аэро­дроме услышали гудение маломощного наблю­дательного самолета, а несколько минут спустя после 1 ч 14 октября шестнадцать 14-дюймовых орудий разорвали грохотом тишину. Яркий не­мигающий свет ракеты с наблюдательного само­лета позволил летчику и японским наблюдате­лям на холмах видеть во всех подробностях то, что происходило на аэродроме. Первые снаряды дали яркие оранжево-красные вспышки пламени. На постах управления огнем линкоров Куриты уточнили дальность и внесли поправки. Ад­мирал и его флагманский артиллерист с расту­щим восторгом следили, как каждый залп вызывает новые пожары, пока весь аэродром не превратился в море огня.
Американские морские пехотинцы при­таились в своих "лисьих норах". В этом об­стреле было что-то необычное. Осколки снаря­дов летали повсюду, уничтожая самолеты и склады, подожгли бензосклад, срезали деревья, убивали и калечили людей." (Морисон С.Э. Американский ВМФ во второй мировой войне: Борьба за Гуадалканал, август 1942-февраль 1943г. Стр. 231-232).

Во время этого обстрела "Конго" израсхо­довал 435 (по другим данным, 430 снарядов глав­ного калибра) и 25 152-мм снарядов. Огонь аме­риканских батарей был не точен, а торпедные катера отогнали эсминцы охранения. В 0 ч 30 мин линкоры 3-й дивизии увеличили скорость до 29 узлов и пошли вниз по Слоту. После выполне­ния задачи "Конго" и "Харуна" остались в море. Несколько раз их атаковала вражеская авиация.

После этой операции они вошли в состав сил авангарда адмирала Кондо. В составе этого соединения "Конго" участвовал в бою у остро­вов Санта-Круз 26 октября 1942 года. Линкор атаковали самолеты-торпедоносцы "Эвенджер" с авианосца "Энтерпрайз", но попаданий в него не было. 30 октября 3-я дивизия линкоров верну­лась на Трук. Стоянка в порту до 9 ноября отме­чена единственным примечательным событием - производством командира корабля капитана 1 ранга Коянаги в контр-адмиралы.

9-16 ноября "Конго" в составе соединения прикрывал операции по обстрелу аэродрома Гендерсон, закончившиеся двумя новыми боями, в которых погибли "Хией" и "Киришима".

Британский "лев" под японским флагом

Наблюдательная вышка


Вторую половину ноября и декабрь "Кон­го" провел в лагуне Трука. 16 декабря 1942 года капитан 1 ранга Иджуин принял корабль. Обста­новка на Гуадалканале ухудшилась, было приня­то решение эвакуировать войска с острова, и 30 января 1943 года начали операцию по эвакуации с острова. "Конго" в составе эскадры осуществ­ляет прикрытие. 9 февраля после выполнения за­дачи флот вернулся в Трук.
15-20 февраля линейные корабли "Конго", "Харуна", гидроавиатранспорт "Ниссин" и эс­минец "Сигуре" осуществляют переход из Трука в Куре. 20 февраля по 31 марта 1943 года (по другим данным, до 13 марта) линкор находится у заводской стенки, где выполнили следующие работы: усилили бронирование в районе румпельного отделения, демонтировали 6 152-мм ка­зематных орудий, усилили малокалиберную зе­нитную артиллерию.

После прохождения короткого курса бое­вой подготовки линкор с середины апреля воз­вращается на Трук. В мае американцы высади­лись на остров Атту (Алеутские острова). 17 мая 1943 года в море выходит сильная японская эс­кадра: линкоры "Мусаси", "Конго", "Харуна", авианосцы "Дзуйхо" и "Хийе", тяжелые крейсе­ра "Тоне", "Тикума" и 9 эсминцев. 20 мая амери­канская подводная лодка "Савфиш" (SS-276), ис­пользуя информацию, полученную из штаба расшифровки японских радиограмм, вышла в точку перехвата. Японские корабли были обна­ружены радиолокационной станцией.
Американ­ским подводникам не удалось выйти в атаку. 22 мая соединение, находившееся у побережья Япо­нии было обнаружено американской подводной лодкой "Триггер" (SS-237). В этот же день кораб­ли прибыли в Иокосуку. (По некоторым дан­ным, во время этого перехода в "Конго" попала торпеда с американской подводной лодки).

После прибытия в Японию соединение усилили тремя авианосцами, тремя тяжелыми крейсерами, двумя легкими крейсерами и семью эсминцами. Пока японцы собирали силы для контратаки, остров Атту был захвачен амери­канцами.

В мае, воспользовавшись затишьем, япон­цы провели большие маневры флота. 16 июня "Конго" в составе соединения выходит в море, для обратного перехода на Трук. На следующий день японские корабли были обнаружены амери­канской подводной лодкой "Флаинг Фиш" (SS-229), но из-за высокой скорости противника не смогла выйти в атаку. 21 июня подводная лодка "Спирфиш" (SS-190) вышла в атаку на авиано­сец из состава соединения, но четыре ее торпеды прошли мимо. В этот же день соединение благо­получно прибыло на Трук. 17 июля командира корабля капитана 1 ранга Иджуина произвели в контр-адмиралы, и он получил в командование дивизию эсминцев. Его место занял капитан 1 ранга Шимазаки.

Британский "лев" под японским флагом

Схема линейного корабля Kongo, 1944 год


До середины сентября "Конго" простоял в лагуне Трука. Следующий выход в море прошел с 18 по 25 сентября в составе мощного соедине­ния. Японские корабли дошли до островов Брау­на и Эниветок. 17 октября 1943 года "Конго" и "Харуна" выходят в море из лагуны Трука и бе­рут курс на атолл Эниветок - их цель перехва­тить американское авиационное соединение, атаковавшее Уэйк. Но американских кораблей обнаружено не было.

Ноябрь и первые десять дней декабря "Конго" провел на якоре. С 11 по 16 декабря "Конго" и "Харуна", охраняемые 2-я эсминца­ми, осуществляют переход в Сасебо. По прибы­тии линкор становится к заводской стенке и 30 января по 14 февраля 1944 года проходит докование и работы по усилению малокалиберной зенитной артиллерии. После завершение работ "Конго" занимался боевой подготовкой во Внутреннем Японском море.

8 марта 1944 года "Конго" и "Харуна" вместе с авианосцем "Дзуйкаку", тяжелым крейсером "Могами" и тремя эсминцами совершает переход из Куре на рейд Линнга (около Сингапура). 11 марта япон­ские корабли были обнаружены подводной лод­кой "Липон" (SS-260), но атаку произвести она не смогла. "Дзуйкаку" и "Могами" пошли в Сингапур, а линкоры 14 марта прибыли в Лин­нга-Роудз. После прибытия линкор принял уча­стие в маневрах вместе с авианосным соедине­нием вице-адмирала Одзавы. 31 марта состоялся переход из Линнга-Роудз в Сингапур и после стоянки в бывшей британской базе вер­нулись в Линнга-Роудз.

11 мая "Конго" в составе Подвижного фло­та (Mobile Fleet) перешел с Линнга-Роудз, на бывшую американскую якорную стоянку в Тави-Тави. С 14 мая по 13 июня сосредоточение сто­яло в гавани Тави-Тави. Этим соединением (оно же Авангардное соединение) командовал вице-адмирал Т. Курита. В него входили линкоры "Ямато", "Мусаси" (1-я дивизия линкоров), "Конго, "Харуна" 3-я дивизия линкоров, авиа­носцы 4-го дивизиона "Читозе", "Чийода", "Дзуйхо", тяжелые крейсера "Атаго, "Такао", "Майя", "Текай" (4-я дивизия крейсеров), "Кумано", "Судзуя" (7-я дивизия крейсеров), "Тоне", "Тикума" (8-я дивизия крейсеров), лег­кий крейсер "Носиро" и шесть эсминцев. 8 июня 1944 года "Конго" принимал участие в Первой битве в Филиппинском море, линкору повезло, и он не получил повреждений. Зато многие кораб­ли Императорского флота нашли свою могилу на дне океана.

22 июня 1944 года "Конго" в составе соеди­нения прибыл на Окинаву, после пополнения за­пасов топлива, японские корабли взяли курс на Метрополию и 24 июня прибыли на рейд Хасираджима и 29 июня совершили переход в Куре. С 30 июня по 7 июля корабль находился у стенки военно-морской верфи, где провели работы по усилению малокалиберной зенитной артиллерии.
Это было последнее довооружение корабля. После проведения работ противоминный калибр и зенитная артиллерия состояли из 8 152-мм, 12 127-мм и 100 25-мм орудий. После завершения работ на борт линкора были погружены различ­ные грузы и военнослужащие армии.

Британский "лев" под японским флагом

Установка 356-мм орудия на линейный крейсер Kongo.


Практика использования линейных кораблей в качестве транспортов уже укоренилась в Императорском флоте. Это объясняется большой потерей транс­портов, грузы на военных кораблях имели боль­ше шансов попасть в пункт назначения.

8 июля рейд Куре покинула группа "В": линкоры "Конго", "Нагато", крейсера "Могами", "Яхаги" и 10 эсминцев. Поблизости нахо­дилась группа "А" линкоры "Ямато", "Мусаси", 8 тяжелых крейсеров, легкий крейсер и эсминцы. Переход прошел благополучно. Вско­ре все корабли благополучно прибыли на Оки­наву, где произошло разделение сил. Группа "А" пошла на рейд Линнга, где объединилась с остальными кораблями Мобильного флота. Группа "В" с 11 по 14 июля осуществила пере­ход с Окинавы в Манилу.

Стоянка в этом порту была короткой, и 17 июля "Конго" в составе соединения выходит в море. 19 июля линкор атаковала подводная лод­ка, но все торпеды прошли мимо цели. В тот же день корабли прибыли в Сингапур и 20 июля ушли в Линнга-Роудз. Следующий месяц ко­рабль в составе флота занимался боевой подго­товкой, которую сильно ограничивали запасы топлива.

В конце августа "Конго" прибыл в Сингапур, где силами местной верфи на нем была установлена радиолокационная станция "Тип 13" (обнаружение воздушных целей), про­ведены работы по электрической части. После завершения работ корабль вернулся в Линнга-Роудз. Командование Императорского флота за­канчивало разработку операции "Се" (Победа) - решающей битвы с американцами. Были раз­работаны несколько вариантов плана. Вариант "Се-1" был запущен после высадки американцев на Филиппинах.

С 18 по 20 октября главные силы японского флота перебазировались в бухту Бруней (остров Борнео). "Конго" и "Харуна" вошли в составе соединения "А" (вице-адмирал Т. Курита). Их приписали к группе "А", в которую также вошли тяжелые крейсера "Кумано", "Судзуя", "Тоне", "Тикума", легкий крейсер "Яхаги" и шесть эс­минцев. Перед ними шла группа "В", в которую вошли линкоры "Ямато", "Мусаси", "Нагато", тяжелые крейсера "Атаго", "Такао", "Майя", "Текай", "Миоко" и "Хагуро".

Британский "лев" под японским флагом

22 октября 1944, флот Куриты переходит в Бруней.
В строю Kongo, Haruna, Yamato и Musashi, последний - Nagato.


23 октября 1944 года корабли Куриты были атакованы амери­канскими подводными лодками, которые пото­пили два тяжелых крейсера, а один повредили. Затем начались массовые атаки американской авиации. Соединение лишилось одного из двух сверхлинкоров "Мусаси", ряд кораблей были по­вреждены. "Конго" в очередной раз повезло, он остался невредимым.

В ночь с 24 на 25 октября корабли Импера­торского флота прошли проливом Сан-Бернардино, оставшимся без охраны из-за серии оши­бок американского командования. 25 октября соединение Куриты атаковали американские эс­кортные авианосцы из состава OG-77.4. "Конго" потопил американский эсминец "Хоэл" (DD-533). В бою с американскими кораблями он по­лучил попадание 15127-мм снарядов в надстрой­ки. Вскоре адмирал Т. Курита, обеспокоенный активными действиями американских эсминцев и авиации, приказал отходить. Отход сопрово­дался потерями.

28 октября остатки соединения "А" прибыли в бухту Бруней. Сразу же был по­полнен запас топлива, а 8 ноября из Метрополии пришли авианосец и легкий крейсер, доставив­шие боеприпасы. "Конго" в составе соединения прикрывал прорыв кораблей в Манилу. 15 нояб­ря в состав 3-й бригады линкоров был включен линкор "Нагато".
16 ноября корабли, стоявшие в Брунее, были атакованы американской армейс­кой авиацией. В 18 ч 30 мин в море вышли ли­нейные корабли "Ямато", "Нагато", "Конго", легкий крейсер "Яхаги" и четыре эсминца. На переходе охранение усилили двумя эскортными авианосцами.

Первые дни перехода прошли без происше­ствий. 20 ноября японские корабли прошли Формозский пролив и траверз Пескадорских остро­вов. Шли без противолодочного зигзага из-за экономии топлива.

21 ноября 1944 года в 0 ч 20 мин оператор радиолокационной станции американской под­водной лодка "Силайон" (SS-315) (Ее часто называют "Силайон II", так как она была на­звана в честь лодки, погибшей 25 декабря 1941 года на верфи Кавите на Филиппинах) заметил на своем экране отметку о цели. Погода была пре­красной. Командир подводной лодки начал пре­следование, в действие были введены все четыре дизеля. Вскоре оператор доложил об отметках четырех целей. Определены они были как 2 тяже­лых крейсера и 2 линкора.

Британский "лев" под японским флагом

Kongo под атакой во время битвы в Филиппинском море, 20 июня 1944.


Фактически строй японского соединения был следующим: головным шел "Конго" (амери­канцы считали, что тяжелый крейсер), затем два линкора, строй замыкал легкий крейсер "Яхаги" (скорость соединения 16 узлов). В 01 ч 46 мин оператор радиолокационной станции доложил о трех кораблях охранения. Погода начала пор­титься, но преследование продолжалось.

В 2 ч 45 мин скорость подводной лодки была уменьшена. Вскоре находившиеся в рубке "Силайона" увидели массивную надстройку "Конго". Примерно в то же время была установ­лена глубина хода торпед — 8 футов и через не­сколько минут произведен шеститорпедный залп из носовых аппаратов.

Британский "лев" под японским флагом

USS «Sealion» (SS-315)


После залпа лодка начала маневрирование для атаки из кормовых аппара­тов. В 3 ч ночи лодка произвела трехторпедный залп. В 3 ч 1 мин американские подводники за­фиксировали три взрыва у головного корабля. Сигнальщики с "Ямато" видели 2 взрыва. В 3 ч 4 мин на "Силайоне" зафиксировали сильный взрыв и выброс пламени на втором линкоре. На самом деле жертвой торпеды стал эсминец "Ураказе", погибший со всем экипажем.

Положение "Конго" было тяжелым, зато­пило котельные отделения № 6 и № 8, креп дос­тигал 15° на левый борт. "Силайон" продолжала преследование. Японское соединение раздели­лось на две части — "Нагато", "Ямато", "Яхаги" и один эсминец - продолжило переход. С по­врежденным "Конго" остались два эсминца.

"Конго" продолжал двигаться со скорос­тью 11 узлов, и "Силайон" вернулась и начала второй выход в атаку. В 5 ч 20 мин "Конго" ос­тановился. Примерно в это же время оператор радиолокационной станции американской под­водной лодки доложил на мостик, что отметка цели стала меньше. В 5 ч 24 мин раздался силь­ный взрыв и отметка пропала с экранов радио­локационной станции. Японский линейный ко­рабль затонул после взрыва погребов боезапаса.
Вместе с кораблем погибло 1200 человек, в том числе командир 3-й дивизии лин­коров и командир корабля. Эсминцы подобра­ли в штормовом море 237 человек и доставили их в Куре.

Британский "лев" под японским флагом

Цветное фото


Место гибели "Конго", — точка с коорди­натами 26°09'N,121°23'E, в 60 милях севернее Имлинга (остров Формоза).
20 января 1945 года корабль вычеркнули из списков флота.

0 не понравился
18 понравился пост
 
Незарегистрированные посетители не могут оценивать посты
 
 
 
 

 
 
 
 

Информация

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оставлять свои CRAZY комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста пройдите простую процедуру регистрации или авторизируйтесь под своим логином. Также вы можете войти на сайт, используя существующий профиль в социальных сетях (Вконтакте, Одноклассники, Facebook, Twitter и другие)

 
 
 
 
 
Наверх