Смерть и возрождение «Варяга»

Автор:
Слепой Пью
Печать
дата:
6 августа 2015 15:37
Просмотров:
960
Комментариев:
3
Смерть и возрождение «Варяга»


9 февраля 1904 года крейсер «Варяг» и канонерка «Кореец» вышли с рейда корейского Чемульпо и приняли неравный бой с японским отрядом – шестью крейсерами и восемью миноносцами. О самом сражении известно многое, но как сложилась судьба «Варяга» потом?


Чтобы прослушать файл установите Flash Player и включите поддержку JavaScript.

Для того чтобы скачивать файлы зарегистрируйтесь либо авторизируйтесь на сайте.


Путь в легенду


…Первичный осмотр вползшего в бухту после боя «Варяга» показал, что ремонт своими силами невозможен. Некогда белоснежный красавец крейсер выглядел ужасающе. Палуба была во многих местах пробита, залита кровью и завалена неубранными телами погибших. Верхнее колено третьей трубы было начисто снесено. Косо повисло крыло капитанского мостика, на котором погибли большинство сигнальщиков и офицеров корабля. Из двенадцати 152-миллиметровых пушек оставались годны к использованию только четыре – и то при условии их немедленного ремонта. Были уничтожены все 47-миллиметровые пушки.

Смерть и возрождение «Варяга»

Крейсер Варяг, подготовка к спуску, осень 1899 года


Все металлические шлюпки были сплошь продырявлены, а все деревянные – сожжены. Четверть команды были убиты или тяжело ранены, примерно треть – легко ранены, но такие не уходили со своих постов. Их можно было только унести в лазарет – потерявших сознание на месте от болевого шока или потери крови. Так, например, санитарная команда подобрала артиллерийского мичмана Губонина, который с осколочной раной ноги с повреждением кости и тяжелым ожогом оставался около орудия вплоть до выхода из боя. Один из выживших сигнальщиков больше часа оставался на боевом посту, лишь остановив кровь из изрубленной осколками руки.

В офицерских каютах и кают-компании продолжался пожар, тушить который не хватало рук. Водоотливные насосы в трюме не справлялись с тоннами поступающей сквозь пробоины воды, и крейсер начал тяжело крениться на левый борт. «Варяг» медленно умирал на глазах интернациональной эскадры…
Видя такое положение дел, с иностранных кораблей к крейсеру немедленно послали шлюпки с медиками и ремонтниками. В стороне остались только американские моряки, которые отрешенно наблюдали за суетой вокруг искалеченного «Варяга». Взбешенный капитан французского «Паскаля» Виктор Сенэ, не сдерживаясь в выражениях, сигнализировал о недопустимости такого поведения «Виксбургу», как флажной азбукой, так и по радиотелеграфу. Только после этого к русскому крейсеру подошла шлюпка с американскими медиками. Впрочем, к этому времени большинство раненых уже были эвакуированы, и Руднев, командир крейсера, отослал американцев обратно.

Смерть и возрождение «Варяга»

Командир «Варяга» капитан
1-го ранга Всеволод Руднев


Английский «Тэлбот», итальянская «Эльба» и французский «Паскаль» взяли на борт всех русских в Чемульпо. «Паскаль» принял у себя 42 раненых и 40 здоровых с «Варяга», а также команду «Корейца» и посольского парохода «Сунгари» в полном составе. Коммодор Бэйли едва уговорил отдать на «Тэлбот» часть русских моряков, и, в конце концов, Сенэ передал англичанам часть экипажа «Сунгари». Взамен «Паскаль» тут же принял на борт весь состав русской миссии в Чемульпо, мотивируя это тем, что о том уже была предварительная договоренность. «Эльба» молчала – она и без того была перегружена ранеными. Так что крейсеру впору было поднимать не итальянский флаг, а стяг Красного Креста. Только «Виксбург» отказался принять на борт раненых даже с потерпевшего бедствие (то есть тонущего) «Варяга». Капитан сослался на отсутствие на этот счет разрешения американского правительства…

Путь ко дну


Безумная скученность людей на кораблях могла вызвать повальную эпидемию – у некоторых уже началась гангрена, а на «Паскале» от ран умерли восемь моряков. Нужно было предпринимать какие-то меры. Вскоре четверых раненых, пребывание которых в корабельном госпитале сочли опасным, эвакуировали на берег, в нейтральный госпиталь. Странно, но японцы, объявившие «всех находившихся в городе подданных России пленными», обошли этот госпиталь стороной.

Так как «Варяг» спасти не удавалось, командир крейсера Руднев объявил о решении совета кают-компании – «Кореец» взорвать, а «Варяг» потопить. Бэйли, командир «Тэлбота» и флагман интернациональной бригады в Чемульпо, попросил лишь об одном – чтобы канонерку уничтожили не на территории порта, так как взрыв может повредить стоящие там корабли. Командир «Корейца» Беляев согласился и, выведя корабль на фарватер, сам поджег бикфордовы шнуры.

Смерть и возрождение «Варяга»

Затопленный «Варяг» в Чемульпо, 10 февраля 1904 года


«Варяг» в это время открыл кингстоны на месте своей стоянки. Впрочем, это был чисто формальный жест – вода непрерывно поступала сквозь пять подводных пробоин, и водоотливные насосы были не в силах с ней справиться. Крейсер сильно просел на корму и почти завалился на левый борт. Наконец холодные воды залива сомкнулись над ним, скрыв «Варяг» под собой…
Экипажи русских кораблей и личный состав миссии были вывезены иностранными судами в Шанхай, а оттуда уже на нейтральных транспортах через океан отправлены в Севастополь. Руднев представил отличившихся к наградам. Император не только утвердил присланные представления, но и пожаловал ордена Святого Георгия всем участникам битвы.
А японцы тем временем, заняв Чемульпо, принялись за поднятие «Варяга» на поверхность. Обследовав лежащий на дне крейсер, генерал-лейтенант инженерных войск, специалист по судоподъемным работам огорошил адмирала Сотокити Уриу, сообщив ему, что его эскадра «целый час не могла утопить безнадежно неисправный корабль». Далее Араи-сан высказал соображение, что подъем и ремонт крейсера экономически невыгодны. Но Уриу все равно приказал начать подъемные работы. Для него это было делом чести.

Путь в вечность


11 лет «Варяг» под именем «Сойя» находился в японском флоте, а затем в марте 1916 года был куплен русским правительством. Укомплектованный командой, «Варяг» в июне-ноябре перешел из Владивостока в Мурманск для усиления флотилии Северного Ледовитого океана.

Но это уже был не красавец, а реанимированный монстр наподобие Франкенштейна. Как боевая единица крейсер не выдерживал никакой критики, и его было решено поставить на капитальный ремонт в английский док. Вскоре после прибытия в Ливерпуль в России произошла революция, и половину команды отозвали в Россию – на фронт. На корабле остались лишь восемь моряков, один боцман и один унтер-офицер. Англичане вскоре бросили ремонт, потому что у нового советского правительства денег на это не нашлось.

Смерть и возрождение «Варяга»

Взрыв «Корейца»


Затем «Варяг» был отбуксирован из дока под дула наведенных на него полевых пушек. Британские морские пехотинцы штурмом взяли искалеченный корабль, десятерых русских избили и кинули в тюрьму – рядом с немецкими моряками с потопленной подлодки. После признания Великобританией советской власти в 1918 году корабль был продан военно-морским атташе царской России Н.А. Волковым на слом частному владельцу. При буксировке к месту слома крейсер сел на мель, да так жестко, что сдвинуть его с места не было никакой возможности. Месяц корабль разваливался по частям, не в силах противостоять ударам волн, и, наконец, осенью 1925 года последняя черневшая на камнях носовая часть ушла под воду…

Сделанный на американских верфях и служивший одно время японцам, «Варяг» все равно оставался русским – русским по духу. Ведь на нем служили русские моряки, готовые, в случае необходимости, пожертвовать своими жизнями ради Родины…

0 не понравился
25 понравился пост
 
Незарегистрированные посетители не могут оценивать посты
 
 
 
 

 
 
 
 

Комментарии

 
 

 
 
 
Landskneht
Дата:
(6 августа 2015 16:16)
#1
Вечная слава! Спасибо Вам, Капитан, за такие рассказы... smile
Москва [ссылка]
10 / 2
 
 
 
 
 
 
DP27M43
Дата:
(6 августа 2015 17:10)
#2
После войны был снят фильм "Крейсер Варяг". Роль "Варяга" исполнила "Аврора".
 
Убиваю принцесс, спасаю драконов!
Санкт-Петербург [ссылка]
4 / 0
 
 
 
 
 
 
Бухарик
Дата:
(6 августа 2015 17:26)
#3
Достойный пост про достойный корабль от достойного человека. Пью, порадуй чем-нибудь еще в этом же духе !
 
Я не грустный, я трезвый
Томск [ссылка]
3 / 0
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 

Информация

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оставлять свои CRAZY комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста пройдите простую процедуру регистрации или авторизируйтесь под своим логином. Также вы можете войти на сайт, используя существующий профиль в социальных сетях (Вконтакте, Одноклассники, Facebook, Twitter и другие)

 
 
 
 
 
Наверх