Мини-чат
Авторизация
Или авторизуйтесь через соц.сети
32
1
1
Слепой Пью
На uCrazy 9 лет 23 дня
Всячина

10 страшных побед советских моряков-подводников



Десять крупнейших побед советских моряков-подводников имеют довольно мрачный оттенок...

1. «Гойя» (17 апреля 1945, погибли около 7 тыс. беженцев из Восточной Пруссии, курсантов и раненых военнослужащих);

2. «Вильгельм Густлофф» (30 января 1945, официальная цифра - 5348 погибших);

3. «Генерал фон Штойбен» (9 февраля 1945, погибли 3608 раненых военнослужащих и беженцев из Восточной Пруссии);

4. «Зальцбург» (1 октября 1942, погибло около 2100 советских военнопленных);

5. «Гинденбург» (19 ноября 1942, погибли 800 советских военнопленных);

6. «Тайтё-Мару» (22 августа 1945, погибли 780 беженцев с Южного Сахалина);

7. «Струма» (24 февраля 1942, погибли 768 беженцев из стран Юго-Восточной Европы в Палестину);

8. «Огасавара-Мару» (22 августа 1945, погибли 545 беженцев с Южного Сахалина);

9. «Нордштерн» (6 октября 1944, погиб 531 беженец из Прибалтики в Германию);

10. «Шинкё-Мару» (22 августа 1945 года, погибло около 500 беженцев с Южного Сахалина).

Как видно из списка, одиозный «Вильгельм Густлофф», споры о котором ведутся на протяжении десятков лет, был не первым и далеко не последним кораблем в истории величайших катастроф на море. В десятку помещаются ровно 10 мест, но список можно продолжать и далее: например, «почетное» 11 место занимает немецкий транспорт «Зонневейк» - 8 октября 1944 года торпедный залп с подлодки Щ-310 унес жизни 448 человек (преимущественно эвакуируемое население Восточной Пруссии). 12 место – транспорт «Геттинген» (потоплен 23 февраля 1945 года, снова несколько сотен погибших беженцев)…
Что и говорить, успехи просто ужасны. Как классифицировать эти «зверства советских подводников»? Это военные преступления или трагические ошибки, неизбежные на любой войне?

Вариантов ответов обычно несколько.


Первое категоричное мнение: это ложь западной пропаганды. Советский ВМФ чист, как слеза, а все, что задевает честь флота нужно засекретить в архивах сроком до 2145 года.

Второе мнение более тактично: погибшие были немцами? Так им и надо!

Конечно, у советского народа много поводов для смертельной обиды – в каждой семье есть родственник, павший на фронте или замученный в немецком плену. Но возникает вопрос: чем тогда «мы» будем отличаться от «них»? «Око за око – ослепит весь мир» (Махатма Ганди).

Третье, мазохистско-демократическое мнение звучит просто: Каемся! Каемся! Каемся! Советские моряки-подводники совершили непоправимую ошибку, и нет им прощения.

Кто-то скажет, что истина всегда лежит посередине. Но это очень наивное и примитивное представление об истине! Она может быть сдвинута как в одну, так и в другую сторону, именно поэтому истину всегда так сложно найти.


200-метровый, десятипалубный лайнер "Вильгельм Густлофф"


Жизнь уже давно вынесла справедливый вердикт каждой из морских трагедий Второй мировой. Некоторые из обстоятельств можно поставить в вину подводникам, в некоторых случаях есть все основания возложить вину на самих пострадавших (не тех невинных жертв войны, кто, прижимая к груди детей, уходил в морскую пучину, а тех, кто предательски бездарно спланировал операцию по эвакуации беженцев). Безусловно, одно – все это ТРАГИЧЕСКОЕ СТЕЧЕНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ. Неизбежность. Страшные издержки любой войны.

А если так, то нужно рассматривать проблему в более широком смысле. Приведенный внизу список не являет своей целью «похвалить» советских подводников, равно как и «облить грязью» зарубежных моряков. Всего лишь статистические данные, прямо подтверждающие мой тезис о неизбежных трагедиях на любой войне.

Крупнейшие по числу жертв морские катастрофы Второй мировой:


1. «Гойя» (17 апреля 1945, погибло 7000 раненых немецких военнослужащих и беженцев из Восточной Пруссии);

2. «Дзунъё-Мару» (18 сентября 1944, погибло 1500 американских, британских и голландских военнопленных и 4200 яванских рабочих в бамбуковых клетках. «Дзунъё-Мару» - страшный трофей британской подлодки «Трейдвинд» );

3. «Тояма-Мару» (29 июня 1944 года, ≈5,5 тыс. жертв. В тот раз «отличилась» демократичная американская субмарина «Стеджэн»);

4. «Кап Аркона» (3 мая 1945 года, среди погибших ≈5,5 тыс. узников концлагерей. В бою отличились Королевские ВВС Великобритании);

5. «Вильгельм Густлофф» (30 января 1945, «Атака века» Маринеско. Официально 5348 погибших);

6. «Армения» (7 ноября 1941, погибло ≈5 тыс. человек);

…немецкие суда «Генерал фон Штойбен», «Зальцбург», японский транспорт «Тайтё-Мару», болгарско-румыно-панамский шлюп «Струма», британский лайнер «Ланкастрия» (потоплен немецкой авиацией в 1940 году, число жертв превысило потери «Титаника» и «Лузитании» вместе взятые) …


Госпитальное судно "Генерал фон Штойбен".
Второй "трофей" Александра Маринеско


Ошибались все и всегда. Кто-нибудь ехидно заметит, что на первом месте по-прежнему стоит «Гойя», потопленный советской подлодкой Л-3. Что здесь можно возразить? Советские свершения были велики, советские ошибки были чудовищны. Иначе мы жить не умеем.

Список морских катастроф Второй мировой не является «истиной в последней инстанции». Единственное, что нам известно точно – названия кораблей и дата их потопления. Изредка - точные координаты места потопления. Все. Приведенные данные о количестве жертв разнятся от источника к источнику и, в лучшем случае, отражают официальные цифры, которые весьма далеки от реальности.
Так, некоторые исследователи, по числу жертв, ставят на первое место «Вильгельм Густлофф» - по воспоминаниям спасшихся, на его борту могло находиться более 10 тысяч человек, при этом, по разным данным, удалось спастись всего от 1,5 до 2,5 тысяч!

Величайшая из морских трагедий – потопление транспорта «Гойя» - вообще осталась за рамками официальной истории. Это легко объяснимо: в отличие от «Атаки века», в которой был потоплен десятипалубный красавец-лайнер «Вильгельм Густлофф», в случае с «Гойей», советская подлодка уничтожила обычный сухогруз, битком набитый людьми. Среди пассажиров - раненные военнослужащие, солдаты Вермахта, но основная часть – беженцы из Восточной Пруссии. Эскорт – 2 тральщика, еще один пароход и буксир. «Гойя» не являлась госпитальным судном и не несла соответствующей раскраски. Ночью, на выходе из Данцигской бухты, судно было торпедировано советской подлодкой Л-3 и спустя всего 7 минут затонуло.


Рубка подводной лодки Л-3, потопившей немецкий транспорт "Гойя".
Экспозиция на Поклонной горе, Москва


Кто виноват? По сути - никто! Л-3 имела приказ топить немецкие корабли, покидающие Данциг. Никаких средств обнаружения, кроме примитивного перископа и гидроакустического поста у советских подводников не было. Определить с их помощью характер груза и назначения судна было невозможно. Есть в этой истории и немецкий просчет – эвакуировать тысячи людей на сухогрузе в военном камуфляже, зная о том, что пару месяцев назад, при аналогичных обстоятельствах, погибли «Вильгельм Густлофф» и «Генерал фон Штойбен» - решение довольно сомнительное.

Не менее ужасные события произошли в Черном море 7 ноября 1941 года – немецкий торпедоносец Хе-111 потопил теплоход «Армения». На борту советского судна находился персонал и пациенты 23 эвакуируемых госпиталей, персонал лагеря «Артек», члены семей партийного руководства Крыма - тысячи гражданских лиц и военнослужащих. Таких трагедий морская история еще не знала: количество погибших в 5 раз превысило число жертв катастрофы «Титаника»! По официальным данным, из 5 тысяч человек, находивших на борту «Армении», удалось спастись лишь восьмерым. Современные историки склоняются к мнению, что официальные данные были в 1,5-2 раза занижены - «Армения» вполне может претендовать на «первое место» в списке самых ужасных морских катастроф. Точное место потопления теплохода неизвестно до сих пор.

«Армения», «Густлофф», «фон Штойбен» - с официальной точки зрения, все они являлись законными трофеями. Они не несли опознавательных знаков «госпитальных судов», зато несли зенитную артиллерию. На их борту были военные специалисты и солдаты. На борту «Вильгельма Густлоффа» находилось 918 курсантов 2-го учебного дивизиона подводных лодок (2. U-Boot-Lehrdivision).



Историки и журналисты до сих пор спорят о количестве зениток на борту «фон Штойбена» или «Армении», не утихают диспуты по поводу «десятков подготовленных экипажей подлодок» на борту «Густлоффа». Но вывод кажется простым: Александру Маринеско, как и экипажу немецкого торпедоносца Хе-111, не было дела до таких мелочей. Они не видели никаких явных свидетельств «госпитального судна» - ни специальной белой окраски, ни трех красных крестов на борту. Они видели ЦЕЛЬ. Они имели приказ уничтожать вражеские корабли и суда – и свой долг они выполнили до конца. Лучше бы они этого не делали, но… кто мог знать! Как уже было сказано, у моряков и летчиков не было никаких средств для определения характера груза. Трагическое стечение обстоятельств, не более того.


Подводная лодка Щ-213, Черноморский флот. Одна из
главных подозреваемых в потоплении шлюпа "Струма"


Советские моряки не были кровожадными убийцами – после потопления парусно-моторного шлюпа «Струма» командир подлодки Щ-213 лейтенант Дмитрий Денежко находился в подавленном состоянии. По воспоминаниям старшины Носова, Денежко ночи напролет изучал морские карты и сверял данные – пытался убедить себя, что это не его торпеда оборвала жизнь 768 еврейским беженцам. Примечательно, что останки «Струмы» в указанном месте обнаружены не были – существует определенная вероятность, что советские моряки в тот раз действительно были ни при чем - «Струма» подорвалась на минах…

Что касается случайного потопления японских «кораблей ада» - «Дзуньё-Мару» и «Тояма-Мару», то здесь все предельно ясно. Мерзавцы из японского Генштаба использовали обычные сухогрузы для перевозки тысяч военнопленных и населения с оккупированных территорий. Никаких мер безопасности не предпринималось. Людей часто везли в бамбуковых клетках, везли на верную смерть – строительство стратегических объектов на островах Тихого океана. Спецтранспорты ничем не отличались от обычных военных транспортных кораблей – неудивительно, что они периодически становились добычей для американских и британских подводников.


Японский транспорт Кинай-Мару перед потоплением


При аналогичных обстоятельствах советская подлодка М-118 потопила транспорт «Зальцбург», перевозивший из Одессы в Констанцу более 2 тысяч советских военнопленных. Вина за эти события целиком лежит на японских и немецких военных преступниках - тех, кто бездарно спланировал перевозку военнопленных и сделал все, чтобы погубить людей.

Иногда звучит вопрос: какой смысл в потоплении трех японских транспортов, перегруженных беженцами с Южного Сахалина, - трагедия произошла 22 августа 1945 года и унесла жизни почти 1700 человек. Советская подлодка Л-19 расстреляла торпедами «Тайтё-Мару» и «Шинке Мару» прямо в порту Румой на о. Хоккайдо. При том, что до официального окончания войны оставалось 10 дней, а уже с 20 августа шел процесс капитуляции японских войск. Зачем понадобилось бессмысленное кровопролитие? Ответ только один – такова кровавая суть войны. Искренне сочувствую японцам, но судить некого – подводный минный заградитель Л-19 не вернулся из боевого похода.

Но самым ужасным было потопление лайнера «Кап Аркона». 3 мая 1945 года судно, перегруженное тысячами узников концлагерей, было уничтожено доблестной британской авиацией в порту Любека. Согласно рапортам летчиков, они отчетливо видели белые флаги на мачтах «Кап Аркона» и живую массу людей в полосатых лагерных робах, в отчаянии мечущихся по палубе, но … продолжали хладнокровно расстреливать пылающий корабль. Почему? У них был приказ уничтожать корабли в гавани Любека. Они привыкли стрелять по врагу. Бездушный механизм войны было не остановить.


Памятник жертвам трагедии "Кап Аркона"


Вывод из всей этой истории прост: трагические стечения обстоятельств случались повсюду, но военно-морской истории других стран подобные случаи маскируются на фоне многочисленных ярких побед.
Немцы предпочитают не вспоминать ужасы «Армении» и «Ланкастрии», героические страницы истории Кригсмарине связаны с совершенно другими событиями – рейдом на Скапа-Флоу, потоплением линкоров «Худ», «Бархэм» и «Рома», уничтожением британских авианосцев «Корейджес», «Игл» и «Арк Ройал»… Трагические ошибки ВМС США теряются на фоне ночных артиллерийских дуэлей, потопления «Ямато», суперавианосца «Синано» или «Тайхо». В активе у британских моряков – потопление «Бисмарка», «Шарнхорста», атака ВМБ Таранто, уничтожения тяжелых итальянских крейсеров, выигранная «Битва за Атлантику».



Увы, ВМФ СССР стал заложником собственной пропаганды – выбрав потопление лайнера «Вильгельм Густлофф» в качестве «Атаки века», политтехнологи, сами того не ведая, открыли «ящик пандоры». Спору нет, ночная торпедная атака Маринеско с технической стороны достойна всяческих похвал. Но, при всей своей сложности, она на военный подвиг не тянет. Не в чем упрекнуть храброго моряка, но и восхищаться здесь тоже не чем. Все лишь трагическое стечение обстоятельств.

все теги
Комментарии16
  1. tcmik
    На uCrazy 10 лет 20 дней
    в соседнем посте написано что армения была раскрашена как положено, кому верить?
  2. Sender
    На uCrazy 17 лет 3 месяца
    Что, покаятся надо? А мокрым х*ем по губам?
  3. Слепой Пью
    На uCrazy 9 лет 23 дня
    Автор поста
    Цитата: tcmik
    в соседнем посте написано что армения была раскрашена как положено, кому верить?

    Вот именно! Кому верить? Поэтому и поставил две статьи рядом! Молодец, что заметил! Все таки мои посты читают...
    Цитата: Sender
    Что, покаятся надо? А мокрым х*ем по губам?

    Ты это кому написал? Мысли излагай чётче, тебя могут не понять...
  4. Бухарик
    На uCrazy 10 лет 18 дней
    Да не в чем нам каяться, не мы ж первые начали. Мое мнение - такие материалы нужны, чтобы некоторые горлопаны не забывали, что война - величайшее ЗЛО нашего бытия
  5. Kopcap_Tomsk
    На uCrazy 8 лет 8 месяцев
    Цитата: Sender
    Что, покаятся надо? А мокрым х*ем по губам?

    Полностью поддерживаю, это высказывание.
    Никто сейчас как то не вспомнил те самые пресловутые приказы отданные немецким командованием об уничтожении госпитальных судов и вообще госпиталей и медпунктов. Поскольку хорошего врача надо учить долго, а опытный хирург это вообще продукт десятилетий. И немцы прекрасно знали как деморализующе действует отсутствие мед помощи. Не раз читал как в 41 немцы разбрасывали листовки с указанием как пометить мед учреждения, чтоб они не попали под бомбежку. После выждали время и нанесли удар. Погибло очень много врачей и медперсонала.
    Гуманизмом немцы не страдали, как позже высказался один историк, немцы безжалостно и равнодушно выполняли свою работу. Во время нюрнбергского процесса многие ссылались на приказы, зачитывали номера приказов и искренне считали что их вины нет они просто выполняли приказы. Им сказали топить пассажирские суда, они топили. Им сказали добивать при возможности выживших, они добивали. У берегов америки топили прогулочные яхты. В северном море заметили на берегу две спасательных шлюпки на берегу, высадили десант и добили всех.
    Примеров много, достаточно почитать материалы нюрнбергского процесса где имеющие большой зуб на немцев янки и англы разбирали чуть ли не каждый случай этой подводной войны.
  6. Kopcap_Tomsk
    На uCrazy 8 лет 8 месяцев
    5. В«Вильгельм ГустлоффВ» (30 января 1945, В«Атака векаВ» Маринеско. Официально 5348 погибших); - я считаю что у Маринеско и выхода то не было. Что он видел в темноте? Шумы огромного судна, всплыл, в перископ видно что это огромный лайнер да еще хорошо освещенный. Идет по прямой, не уклоняется. Знаков никаких нет, так как на этот момент это была школа подводников. Камуфляжная окраска. Сопровождения нет, а по шумам можно определить сколько кораблей вокруг. КОНЕЧНО ТОПИТЬ. И он мастерски это сделал.
  7. Kopcap_Tomsk
    На uCrazy 8 лет 8 месяцев
    Цитата: Бухарик
    Да не в чем нам каяться, не мы ж первые начали.

    ОООО ... ты явно не читал последних веяний господ дерьмократов. Спустя годы выясняется что именно мы нанесли непоправимый ущерб европейским культурам. И наша вина в том что мы мало того что победили так еще и гордимся этим ))) А наши подсиралы дерьмократы считают что мы пошли на поводу у военных и нам вообще надо было остановиться на границах ( ну типа выгнали и все), начать диалог о мирном сосуществовании и еще много много подобной чепухи ...
  8. vov4ik_zver
    На uCrazy 14 лет 6 месяцев
    План "Ost" перечёркивает все попытки реабилитации нацисткого режима.
    Этому нет прощения и понимания.
  9. kymix
    На uCrazy 15 лет 28 дней
    Это не "беженцы", а "зигающие" гитлеровские приспешники. Туда им и дорога.
    Кто остался на берегу, те как раз население. Кто побежал- значит виноват. Посту МИНУС.
  10. Слепой Пью
    На uCrazy 9 лет 23 дня
    Автор поста
    Цитата: kymix
    Это не "беженцы", а "зигающие" гитлеровские приспешники. Туда им и дорога. Кто остался на берегу, те как раз население. Кто побежал- значит виноват. Посту МИНУС.

    Так, сути поста и не понял...
  11. Странник
    На uCrazy 11 лет 6 месяцев
    Чтото у Пью проглянули звездно-полосатые труселя однако...жаль...минус!!!
  12. Бухарик
    На uCrazy 10 лет 18 дней
    Цитата: Kopcap_Tomsk
    Цитата: Бухарик
    Да не в чем нам каяться, не мы ж первые начали.

    ОООО ... ты явно не читал последних веяний господ дерьмократов. Спустя годы выясняется что именно мы нанесли непоправимый ущерб европейским культурам. И наша вина в том что мы мало того что победили так еще и гордимся этим ))) А наши подсиралы дерьмократы считают что мы пошли на поводу у военных и нам вообще надо было остановиться на границах ( ну типа выгнали и все), начать диалог о мирном сосуществовании и еще много много подобной чепухи ...

    Не считай других глупее себя. Читал я эту чушь, просто не считаю, что это правда. Говноедов типа Резуна или Грейга не уважаю.
  13. Слепой Пью
    На uCrazy 9 лет 23 дня
    Автор поста
    Цитата: Странник
    Чтото у Пью проглянули звездно-полосатые труселя однако...жаль...минус!!!

    Странник, ты болен! Ты везде ищешь происки Дядюшки Сэма. Ты не задумывался, что можно жить проще?...
  14. MIHEY_II
    На uCrazy 17 лет 4 месяца
    Причем здесь ,правда, дядя Сэм??!! Пост подан вполне объективно , нейтрально обсудили основных участников войны. Выводы тоже без перекосов : ошибаются все и всегда. dntknw
  15. Странник
    На uCrazy 11 лет 6 месяцев
    Цитата: Слепой Пью
    Цитата: Странник
    Чтото у Пью проглянули звездно-полосатые труселя однако...жаль...минус!!!

    Странник, ты болен! Ты везде ищешь происки Дядюшки Сэма. Ты не задумывался, что можно жить проще?...

    друг мой, это не болезнь, оглянись вокруг и я думаю все встанет на места-мужик ты не глупый.... твоя интерпретация фактов очень часто стала работать на наших врагов... ты не задумывался что твои статьи читают дети у которых формируется мировозрение? и эти дети праправнуки тех про кого ты пишешь...
  16. Komodo-A
    На uCrazy 9 лет 11 месяцев
    Цитата: Слепой Пью
    Цитата: tcmik
    в соседнем посте написано что армения была раскрашена как положено, кому верить?

    Вот именно! Кому верить? Поэтому и поставил две статьи рядом! Молодец, что заметил! Все таки мои посты читают...
    Цитата: Sender
    Что, покаятся надо? А мокрым х*ем по губам?

    Ты это кому написал? Мысли излагай чётче, тебя могут не понять...

    Ты сам четче излагай: "страшных" или "крупнейших". Завлекала доморощенный...

{{PM_data.author}}

{{alertHeader}}