Мини-чат
Авторизация
Или авторизуйтесь через соц.сети
20
1
1
penrosa
На uCrazy 12 лет 8 месяцев
Всячина

Не зная жалости

Не зная жалости


Ежедневно в СМИ мы читаем статьи, рассказывающие о жестоких, леденящих кровь преступлениях, и в то же время – истории о человеческой доброте и жертвенности. Почему же люди способны как на первое, так и на второе? Известный американский блогер и журналист Джона Лерер в одной из глав своей книги «Как мы принимаем решения» рассказывает о том, какие механизмы формируют нравственное чувство. И локализованы эти механизмы в нашем мозге.

Без эмоций


Преступники, отличавшиеся немотивированной жестокостью, после своей поимки нередко становились объектами изучения исследователей. В результате этих трудов был сформулирован термин «социопатия», т.е. расстройство личности, характеризующееся игнорированием социальных норм. Что же отличает социопата от обычного человека?


Серийный убийца Эдмунд Кемпер имел интеллект гения


Итоги большинства психологических тестов социопатов ничем не отличаются от результатов обычных людей. Память, внимание, владение языком – все эти механизмы работают безупречно. Уровень IQ достаточно высок. Порой он даже выше, чем у среднестатистического человека. Эдмунд Кемпер, известный серийный убийца, согласно тестам, имел IQ порядка 150 пунктов, то есть интеллект гения! Другие социопаты хоть и не отличались столь выдающимися показателями, но в целом демонстрировали весьма хорошие способности к рассуждению. При этом их эмоциональная жизнь была чрезвычайно бедна. Внутренний мир этих людей представлял собой лишь сочетание сексуальных порывов и логических умозаключений. Именно это превращало их в машины для убийств, не знающие жалости.

Нейробиологи уже начали выявлять специфические нарушения, присущие мозгу социопата. Скорее всего, причина кроется в нарушении функционирования мозжечковой миндалины. Эта область мозга отвечает за распространение негативных эмоций, например тревоги или страха. Таким образом, причиняя боль другому, сам социопат не испытывает дискомфорта. У обычных же людей приборы фиксировали возбуждение мозжечковой миндалины даже от мыслей о совершении преступления.

Разум – адвокат чувств


Со времен эпохи Просвещения бытовало мнение, что нравственность имеет под собой рациональное основание. Иммануил Кант утверждал, что нравственный выбор – результат рассуждений и размышления. И чем тщательнее обдумывается нравственное решение, тем выше вероятность того, что в результате человек совершит правильный поступок. Аморальность признавалась нелогичной. Понятия «добро» и «зло» относились к области логики.


Какие процессы идут в головном мозге?
Тайна за семью печатями…


Почему же социопаты, не утратившие способности рассуждать логически, совершали столь далекие от понятий о нравственности поступки? Все дело в том, что на самом деле нравственные убеждения формируются отнюдь не логически. Понятия о нравственном и аморальном теснейшим образом связаны с эмоциональной сферой. Когда обычный человек видит сцену насилия – даже постановочную, – в его организме начинается физиологическая реакция: повышается кровяное давление, усиливается потоотделение. Мало того, даже слова, так или иначе связанные со сферой насилия («убить», «изувечить»), вызывают сходную реакцию, только в «свернутом», незаметном без специальных приборов виде.

Эмоциональная реакция на сообщение о насилии всегда первична. Она предшествует реакции рациональной. Только после того как сформирована эмоция, в работу включается разум, который и подыскивает основания для нашего суждения. Разум выступает адвокатом для эмоций. Как писал Б. Франклин: «Удобно быть разумным существом, это позволяет человеку найти и придумать причину для всего, что он намеревается сделать».

Социопаты же не чувствуют раскаяния просто потому, что не знают, что это такое. Их рациональный мозг работает безошибочно и – по причине отсутствия эмоций – выступает адвокатом, разрешающим человеку делать все…

Переживания героя романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Родиона Раскольникова для социопата совершенно непонятны: он не способен испытывать ужас от содеянного.

Гляжусь в тебя, как в зеркало…


Хотя социопат сам не в состоянии испытывать эмоции, однако он вполне может делать верные заключения о том, что переживают другие люди: страх, боль, огорчение. В данном случае работает другой участок мозга – небольшая группа клеток, которые ученые называют зеркальными нейронами.
Эти клетки как бы отражают состояние окружающих людей. Считывая мимику другого, ваш мозг составляет представление о том, что происходит в сознании человека. Один из обнаруживших эти клетки ученых, Джакомо Риззолатти, пишет, что зеркальные нейроны «позволяют нам быстро понять, что творится в головах других людей, не с помощью отвлеченных рассуждений, а через непосредственную имитацию – через чувства, а не мысли».

Нарушением в работе зеркальных нейронов ряд ученых объясняют такое заболевание как аутизм. Для аутиста крайне сложны все формы социального взаимодействия, так как ему сложно распознавать и интерпретировать эмоции других людей. Доктор Лео Каннер, впервые поставивший в 1943 году группе из одиннадцати детей диагноз аутизм, назвал болезнь «синдромом чрезвычайного одиночества» (autos в переводе с греческого означает «сам»).

Не зная жалости

Доктор Лео Каннер, впервые
поставивший диагноз аутизм


Саймон Барон-Коэн, психолог из Кембриджского университета, занимавшийся изучением аутизма, назвал эту болезнь «слепотой мозга». Ведь то, что другие люди воспринимают автоматически, для аутиста – тайна за семью печатями.

Ученые из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе провели следующий эксперимент: аутистам показывали фотографии людей, испытывающих разные эмоции. В это время были сделаны снимки мозга больных. На этих снимках было зафиксировано отсутствие активности в той области, где располагаются зеркальные нейроны. Таким образом, у аутистов отсутствует столь очевидная для обычного человека связь между мимикой и эмоциями. Для них улыбка не означает радости, а слезы – горя. При этом сам аутист, в отличие от социопата, способен переживать эмоции.

Другие исследования, проведенные учеными из Йельского университета, выявили другую особенность работы мозга аутистов. Дело в том, что за распознавание лиц в нашем мозге отвечает особый участок – веретенообразная извилина, которая у больных аутизмом «не работает». Когда аутист смотрит на человека, в его мозге активизируется нижняя височная извилина – та, что отвечает за анализ визуальных образов неодушевленных предметов. Таким образом, аутист воспринимает другого человека так же, как, скажем, стол или стул.

Отсутствие активности зеркальных нейронов и веретенообразной извилины приводит к тому, что больной аутизмом как бы заперт в самом себе, почти полностью утратив понимание душевной жизни других.

«Слепое пятно»


Но и механизм сопереживания обычного человека далек от совершенства. Одно из таких «слепых пятен» нашего восприятия иллюстрируется ставшей афоризмом цитатой из романа Э.М. Ремарка «Черный обелиск»: «Смерть одного человека – трагедия, а смерть миллионов – статистика». Пол Словик, ученый из Университета Орегона,
провел довольно простой эксперимент. Одной группе испытуемых показали фотографию истощенного африканского ребенка, а другой – просто сообщили статистические данные о количестве голодающих в Малави и Эфиопии. Обеим группам людей предложили внести пожертвования в благотворительную организацию. И – что интересно – участники первой группы пожертвовали в два раза больше!

Информация, поданная в виде цифр и фактов, не затрагивает наших эмоций и поэтому не включает наш нравственный механизм. Именно поэтому для того, чтобы испытать сострадание, необходимо сконцентрироваться на трагедии одного человека, вычленив его из общей массы.

Только непосредственное восприятие чужих эмоций позволяет нам испытывать сострадание. Почему большинство людей не любят лично сообщать другим неприятные новости? Чужая боль моментально отражается нашими зеркальными нейронами, хотим мы этого или нет.

Безусловно, способности к сопереживанию у каждого индивидуальны. И многое в нравственном облике человека формируется в социуме: жестокость порождает бессердечие, равнодушие приводит к безразличию, а доброта находит отклик в сердцах – если не каждого, то большинства.

все теги
Комментариев пока нет

{{PM_data.author}}

{{alertHeader}}