Сакура на ветру

Автор:
Слепой Пью
Печать
дата:
25 декабря 2015 22:18
Просмотров:
1080
Комментариев:
1
Сакура на ветру


19 октября 1944 года на острове Лусон, где находилась главная база японской авиации на Филиппинах, был проведен брифинг. Его проводил новоиспеченный командующий Первого Воздушного флота вице-адмирал Такидзиро Ониси. Он заявил: «Я не думаю, что есть еще какой-то способ выполнить стоящую перед нами задачу, кроме как обрушить вооруженный 250-килограммовой бомбой «Зеро» на американский авианосец».


Ониси вступил в должность только 17 октября, но ему хватило двух дней, чтобы понять насколько плачевно состояние того, что так помпезно называли Первым Воздушным флотом. Он насчитывал больше трех десятков изрядно потрепанных в боях истребителей A6M, три торпедоносца B6N, два бомбардировщика P1Y, один G4M и один легкий разведывательный самолет. Самое главное заключалось в почти полном отсутствии квалифицированных пилотов – в Японии не существовало эффективной системы подготовки резерва. Если в США преуспевшего в воздушных боях пилота тут же отзывали с фронта и назначали в качестве инструктора, то японские асы, как правило, воевали до своей гибели. Если добавить к этому нехватку топлива, то становится очевидным, что у вице-адмирала, для которого капитуляция была бы несмываемым позором, просто не было иного выхода, кроме как стать «отцом камикадзе».

Сам термин «камикадзе» появился не в Японии, и закрепился лишь благодаря японским эмигрантам, воевавшим на стороне американцев. Перевод слова звучит как «божественный ветер» – так назывался тайфун, который в конце XIII века дважды спасал Японию от вторжения сил монгольского хана Хубилая. Создав подразделения летчиков-самоубийц, которые направляли свой самолет с бомбой на американские корабли, и дав им название «Специальные ударные отряды: "Божественный Ветер"» (симпу токубэцу ко: гэки тай), Такидзиро Ониси не изобрел что-то новое, а лишь возвел в статус официальной военной доктрины то, что ранее было личной инициативой отдельных пилотов.

25 октября 1944 года в первой массированной атаке японских камикадзе на авианосное соединение в заливе Лейте ценой 17 самолетов был потоплен 1 и выведены из строя 6 авианосцев американских ВМС. Эффективность данной тактики привела к немедленному ее распространению среди вооруженных сил Японии, и за несколько месяцев более 2000 самолетов совершили самоубийственные атаки. Были разработаны новые типы вооружения – пилотируемые крылатые ракеты «Йокосука» MXY7 «Ока» («Цветок сакуры»), пилотируемые торпеды «Кайтен» («Изменяющие судьбу»), а также быстроходные катера, начиненные взрывчаткой.

В ходе боев за Филиппины в результате действий камикадзе американский флот потерял 11 транспортных судов, 6 эсминцев и 2 авианосца, из строя было выведено 23 эсминца, больше двух десятков авианосцев, 10 крейсеров и 5 линкоров.

Максимальной интенсивности самоубийственные атаки летчиков достигли в период битвы за Окинаву – в боевых действиях участвовало примерно 1500 самолетов с экипажами камикадзе. К концу битвы американский флот не досчитался 26 кораблей, еще 225 были повреждены – из них примерно три десятка были авианосцами. При этом надо учесть, что американцам удалось разработать контрмеры, в результате которых 90% камикадзе сбивались в воздухе, не достигнув цели.

Сакура на ветру

Матросы на палубе американского легкого крейсера «Бирмингем»
после атаки камикадзе на Окинаве. В результате атаки на крейсере
51 человек погиб, 81 был ранен


К концу войны японская морская авиация насчитывала почти 4000 летчиков-самоубийц. По их заверению, в результате атак «божественного ветра» был потоплен 81 американский корабль и 195 повреждено. Американцы подтверждают 37 потопленных и 288 поврежденных кораблей, но как бы то ни было, невозможно переоценить психологический эффект, который камикадзе произвели на американских моряков.

Сакура на ветру

Авианосец «Банкер-Хилл» горит после попадания в него камикадзе.
Вид с полетной палубы. Окинава, 11 мая 1945 года


Можно сколько угодно спорить о том, являлось ли создание подобных подразделений актом доблести или же циничной попыткой достижения цели, но одно можно утверждать наверняка – подобные подразделения никогда не имели проблем с нехваткой добровольцев. Ореол романтики всегда окружал камикадзе. Причины вступления в их ряды разнились, от патриотизма до желания прославить свой род. Корни подобного феномена, возможно, лежат в культуре Японии в древнем кодексе Бусидо и бесстрашии средневековых самураев. Пилот, направивший свой самолет на корабль противника, превозносился как герой, а его семья становилась самой уважаемой в городе.

Сакура на ветру

Памятник, прославляющий героизм летчиков-камикадзе,
установленный в храме Ясукуни в Токио


К слову, сам «отец камикадзе» Такидзиро Ониси после капитуляции Японии покончил с собой путем ритуального самоубийства (сэпуку/харакири), как поступали знатные воины для сохранения чести. Отказавшись при этом от помощи секунданта, который мог прекратить его страдания, Ониси умер после двенадцатичасовой агонии 16 августа 1945 года.

0 не понравился
20 понравился пост
 
Незарегистрированные посетители не могут оценивать посты
 
 
 
 

 
 
 
 

Информация

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оставлять свои CRAZY комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста пройдите простую процедуру регистрации или авторизируйтесь под своим логином. Также вы можете войти на сайт, используя существующий профиль в социальных сетях (Вконтакте, Одноклассники, Facebook, Twitter и другие)

 
 
 
 
 
Наверх