История неудавшейся провокации

Автор:
Слепой Пью
Печать
дата:
4 января 2016 11:08
Просмотров:
1482
Комментариев:
3
История неудавшейся провокации


Банальная фраза «бойтесь своих желаний — они имеют свойство сбываться» идеально подходит к обстоятельствам подготовки одной из операций американского флота, которая проводилась непосредственно перед случившимся 7 декабря 1941 года вступлением США во Вторую мировую войну. Собираясь спровоцировать японский флот на агрессивные действия против слабовооружённого судна-«приманки», американцы и не подозревали, что японцы ни в какой провокации не нуждаются.


Авторы


История неудавшейся провокации


В первых числах декабря 1941 года американские подводники и пилоты патрульных летающих лодок «Каталина» продолжали отслеживать массированную переброску японских войск в районы сосредоточения – на острова Формоза, Сайпан и Палау, в порты Южного Индокитая, а также в Сиамский залив. Транспортировку морем около 400 000 человек с соответствующим количеством лошадей, техники, вооружения и предметов снабжения невозможно было скрыть даже во времена, не знавшие разведывательных спутников.

На проходившем 2 декабря в Белом доме большом совещании с участием президента США Франклина Д. Рузвельта и ключевых министров все присутствующие согласились с выводами разведки: Японская империя в ближайшие дни развяжет боевые действия в Юго-Восточной Азии. Однако оставалось неясным, подвергнутся ли нападению аме­ри­кан­ские вла­де­ния в регионе – Филиппины, а также военные базы на острове Гуам и атолле Уэйк – или японцы поначалу ограничатся лишь бри­тан­ски­ми и голландскими колониями.

История неудавшейся провокации

Политическая карта Тихоокеанского региона на начало войны.


Здесь стóит напомнить, что на тот момент Соединённые Штаты не были связаны с данными странами никакими союзническими обязательствами, поэтому при подобном развитии событий у них не имелось бы законного повода для вступления в этот конфликт. Проведённые накануне опросы показывали, что хотя большинство американцев и поддерживало линию администрации на сдерживание японской агрессии, лишь немногие одобрили бы вступление США во Вторую мировую войну. Ситуация в Конгрессе, который должен был бы утвердить подобное решение, была не лучше. Единственным, что могло изменить общественное мнение в нужном команде Рузвельта направлении, было прямое нападение японцев на американскую территорию. Или, как минимум, на американские корабли.

По окончании совещания начальник Генштаба ВМС США адмирал Гарольд Р. Старк подготовил и отправил один из самых странных и двусмысленных приказов в своей карьере. Приказ был адресован Главнокомандующему базировавшегося на Филиппины Азиатского флота США адмиралу Томасу Ч. Харту:

История неудавшейся провокации


В приказе также уточнялись три района патрулирования у южного побережья Индокитая, расположенных точно на основных маршрутах японских конвоев, занятых переброской войск. Хоть адмирал Старк и спрятался за придуманный Рузвельтом достаточно нелепый термин, и он, и получатель данного приказа прекрасно понимали, о чём на самом деле идёт речь. В случае начала боевых действий, даже не затрагивающих американские владения в регионе, малоценные суда откровенно подставлялись под огонь японских кораблей и авиации с тем, чтобы использовать гибель «кораблей ВМС США» в качестве casus belli, а также для переформатирования общественного мнения как в США, так и на Филиппинах.

История неудавшейся провокации

Слева направо — президент США Франклин Д. Рузвельт,
адмирал Гарольд Р. Старк, адмирал Томас Ч. Харт


Кому-то может показаться особо циничным пожелание укомплектовать эти малоценные суда-«наживки» столь же малоценными экипажами «из туземцев», но на самом деле всё было ещё циничней. Данное пожелание было продиктовано вовсе не заботой о бесценных жизнях американских моряков, а тоже банальной политикой. Важной сухопутной военной силой на архипелаге являлись находившиеся под американским командованием филиппинские части – за счёт мобилизации местного населения их численность планировалось нарастить до 120 000 человек. Поэтому для обеспечения поддержки со стороны местной администрации и населения было желательно, чтобы на «кораблях» под звёздно-полосатым флагом от рук «коварных японцев» погибли в том числе и филиппинцы.

Исполнители


Данный приказ ожидаемо не вызвал приступа энтузиазма у Главкома Азиатского флота США адмирала Харта, первой реакций которого был следующий ответ: «Невозможно за два дня зафрахтовать и подготовить суда». Однако приказ президента есть приказ президента, и адмиралу пришлось заняться классическим «изысканием внутренних резервов», каковые, конечно же, были найдены. Но единственным судном, более или менее подходящим под указанные критерии и готовым к немедленному выходу, оказалась… служебная паровая яхта, «праздничный флагман» самогó Главкома Азиатского флота.

Это было 710-тонное двухтрубное судно PY-10 «Изабель» 1917 года постройки, успевшее поучаствовать в Первой мировой войне, побыв сначала вспомогательным эсминцем, а затем патрульным судном. Кроме прочего, «Изабель» имела не слишком бросающееся в глаза вооружение: два 76-мм/50 орудия, две 76-мм/23 зенитки и пару 7,62-мм пулемётов «Льюис». Однако, как докладывал командованию адмирал Харт, «у неё слишком маленький радиус действия для того, чтобы чего-то добиться, а с тех пор, как у нас так сократилось количество быстроходных кораблей, её потеря будет чувствительной».

История неудавшейся провокации

Флагман Азиатского флота США «Изабель» (PY-10) в
гавани Манилы, Филиппины, 1935 г.


Адмиральский катер яхты был заменён более практичным вельботом и дополнительными спасательными плотиками. Все стандартные флотские кодовые книги были оставлены на берегу, их заменил простой список условных сигналов. Командир судна, капитан-лейтенант Джон Пэйн, был проинструктирован в случае нападения открывать ответный огонь и прорываться на Филиппины, но ни в коем случае не допустить сдачи судна – в случае угрозы захвата оно должно было быть затоплено. Как и было предписано, экипаж был пополнен пятью филиппинцами, и 3 декабря 1941 года судно-«наживка» вышло из Манильского залива и взяло курс на запад, в направлении главного опорного пункта японского флота в Южном Индокитае – порта Камрань. Поход был «залегендирован» поиском якобы пропавшей летающей лодки «Каталина».

К счастью, «Изабели» не суждено было повторить судьбу американской речной канонерки PR-5 «Пэнэй», то ли по ошибке, то ли из-за избытка молодецкой удали потопленной японскими палубными бомбардировщиками и истребителями в Китае, на реке Янцзы, четырьмя годами ранее. Спустя два дня после выхода с Филиппин патрульное судно приступило к выполнению своей «оборонительно-информационной» миссии в 22 милях от побережья Индокитая. «Изабель» наблюдала японские корабли и суда. Но японцы хоть и совершили несколько облётов яхты патрульными гидросамолётами «Аити» E13A, похоже, совершенно не собирались «клевать на наживку» и атаковать назойливый американский кораблик, так что уже вечером 6 декабря «Изабель» получила приказ возвращаться.

История неудавшейся провокации

Вспомогательная шхуна «Ланикаи» (на тот момент «Гермес»),
Пёрл-Харбор, 1918 г.


Тем временем, в главной базе Азиатского флота США в Кавите (Манильский залив) шла лихорадочная подготовка двух судов, уже точно соответствующих требованиям приказа. Первым из них была 150-тонная двухмачтовая шхуна «Ланикаи» 1914 года постройки. На ней были установлены 3-фунтовое (47-мм) орудие «Гочкис» образца аж 1885 года, 12,7-мм пулемёт «Браунинг» и 7,62-мм «Льюис». Уже 5 декабря 1941 года «новое» патрульное судно было официально принято в состав ВМС США (а точнее, вернулось в него, с учётом патрульной службы в годы Первой мировой).

Команда «Ланикаи» была набрана из филиппинских добровольцев, а командиром был назначен уроженец Манилы капитан-лейтенант Кемп Толли. Полученный им приказ предписывал «патрулировать выход из бухты Камрань и доложить о курсе Японского флота в случае его выхода». Особую пикантность данному приказу придавал неисправный радиопередатчик шхуны – на его ремонт уже не оставалось времени. Ещё одну зафрахтованную шхуну «Молли Мур» так и не успели подготовить и принять в состав флота, поэтому о ней почти ничего не известно.

Вечером 7 декабря 1941 года (по времени Восточного полушария) «Ланикаи» направилась к выходу из Манильского залива, где встала на якорь дожидаться рассвета – проходить минные заграждения в темноте было слишком рискованно. Но уже в 03:28 в радиоэфире прозвучали известные всем слова: «Воздушная атака Пёрл-Харбора. Это не учения». В далёкой главной базе Тихоокеанского флота США наступало утро 7 декабря Западного полушария. Необходимость в провокациях отпала сама собой, и поход «Ланикаи» был отменён.

История неудавшейся провокации

Капитан 2-го ранга Кемп Толли во время службы помощником
военно-морского атташе США в Москве, 1944 г.


Можно лишь гадать, понимал ли командир «Изабели» капитан-лейтенант Джон Пэйн истинную цель своего странного похода накануне войны. Скорее всего, нет. По крайней мере, его «коллега», командир «Ланикаи» (капитан-лейтенант Толли успел послужить, в том числе, и помощником военно-морского атташе в Москве, выйти в отставку контр-адмиралом и написать три книги), в своей статье, посвящённой этому эпизоду, пишет, что совершенно не понимал смысла подобной «разведки». Особенно с учётом того, что в распоряжении командования Азиатского флота США в изобилии имелись и более подходящих для этой задачи силы и средства: подводные лодки и патрульные «Каталины», имевшие, в отличии от «Ланикаи», хотя бы исправные радиостанции. Бывший начальник Разведуправления Тихоокеанского флота США контр-адмирал Эдвин Лэйтон прямо утверждал, что молодых офицеров «использовали втёмную»:

История неудавшейся провокации


Это подтвердил и сам адмирал Харт, когда во время одной из встреч представил контр-адмирала в отставке Кемпа Толли как «молодого человека, которого я как-то был вынужден отправить с билетом в один конец». На прямой вопрос: «Вы тоже считаете, что наша миссия была наживкой для инцидента, для casus belli?» – адмирал Харт ответил не менее прямо:

История неудавшейся провокации


Эпилог


Было бы нелепо сейчас клеймить наших союзников по Антигитлеровской коалиции как «поджигателей войны» в Тихом океане. К моменту отправки приказа адмирала Старка авианосцы и корабли эскорта Дай-ити кидо бутай – Первого Мобильного соединения вице-адмирала Тюити Нагумо – уже шесть дней находились на пути к Пёрл-Харбору. По иронии судьбы, в тот день ими тоже был получен важный приказ. Это была знаменитая радиограмма «Поднимайтесь на гору Ниитака 1208», назначавшая дату начала боевых действий: 8 декабря 1941 года (7 декабря в западном полушарии).

Как оказалось, японцы и в тот раз совершенно не нуждались в чьих-либо подсказках, провокациях или casus belli для развязывания давно запланированной ими войны, по привычке не заморачиваясь глупыми условностями вроде формального её объявления. Очевидно, что и Советскому Союзу вступление США во Вторую мировую было объективно выгодным – как минимум из соображений безопасности советского Дальнего Востока, где вероятность японского вторжения снижалась теперь почти до нуля. Просто не стóит забывать, что «большая политика» никогда и нигде не делалась в белых перчатках.

История неудавшейся провокации

Радиограмма, действительно ставшая «спусковым крючком» Тихоокеанской войны
Сам текст сообщения:「新高山登れ一二〇八」«Ниитака-яма ноборэ 1208»
находится в 6-й колонке


А оба маленьких кораблика, несмотря на уготованную им участь «жертвенных агнцев», благополучно прослужили на Тихом океане до самого конца войны, в меру своих скромных сил приближая победу. PY-10 «Изабель», построенная когда-то как личная яхта автомобильного магната Джона Виллиса, занималась патрулированием, проводкой через минные заграждения и спасением моряков с потопленных японцами судов. Вместе с остатками Азиатского флота «Изабель» отступила на Яву, откуда, в отличие от многих кораблей и судов ABDA, сумела прорваться в Австралию, где продолжила службу в составе Командования подводными силами юго-западного района Тихого океана. Шхуну «Ланикаи» постигла схожая судьба, с той лишь разницей, что после прорыва с Явы и ремонта, она была передана в состав ВМС Австралии. Оба судна были исключены из состава ВМС в 1946 году, после чего одно пошло на слом, а другое затонуло во время тайфуна.

1 не понравился
26 понравился пост
 
Незарегистрированные посетители не могут оценивать посты
 
 
 
 

 
 
 
 

Комментарии

 
 

 
 
 
Бухарик
Дата:
(4 января 2016 12:58)
#1
Занятная история
 
Я не грустный, я трезвый
Томск [ссылка]
2 / 0
 
 
 
 
 
 
Mr. Whiskers
Дата:
(4 января 2016 15:24)
#2
Держи Пью,заслужил...

 
Чё-то,как-то так..
Саратов [ссылка]
4 / 0
 
 
 
 
 
 
Слепой Пью
Дата:
(4 января 2016 21:23)
#3
Михась, не пойму, нахрена мне бронзовая болванка с гербом Польши?
 


Дело сделано...
Томская область > Северск [ссылка]
11 / 0
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 

Информация

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оставлять свои CRAZY комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста пройдите простую процедуру регистрации или авторизируйтесь под своим логином. Также вы можете войти на сайт, используя существующий профиль в социальных сетях (Вконтакте, Одноклассники, Facebook, Twitter и другие)

 
 
 
 
 
Наверх