–усские субмарины в ѕорт-јртуре

јвтор:
—лепой ѕью
ѕечать
дата:
16 €нвар€ 2016 12:40
ѕросмотров:
1233
 омментариев:
1
–усские субмарины в ѕорт-јртуре

ѕорт-јртур. ¬ид на “игровый п-ов, где собирались подводные лодки


9 феврал€ 2014 года исполнилось 110 лет со дн€ начала –усско-€понской войны. ќдну из главных ее страниц занимает оборона крепости ѕорт-јртур. —троительство подводных лодок в осажденной крепости Ц факт известный далеко не каждому историку этой Ђзабытойї войны.

ѕрактически с момента атаки €понских миноносцев 27 €нвар€ (9 феврал€) 1904 г. на русскую эскадру крепость подверглась плотной морской блокаде. Ќеэффективность обычных способов ее преодолени€ заставл€ла искать новые решени€. √лавную роль в этом играли энтузиасты, предлагавшие командованию флота свои проекты в разных отрасл€х военной техники: оригинальные противоминные тралы, заградительные боны и, наконец, подводные лодки.


—тавший впоследствии известным кораблестроителем ћ.ѕ. Ќалетов (1869-1938) при поддержке высших чинов флота строил подводную лодку-минный заградитель по собственному проекту в мастерских Ќевского завода на полуострове “игровый ’вост, где ранее собирались миноносцы. —крытно, в подводном положении, выйд€ на внешний рейд, она должна была выставить мины по пути следовани€ €понской эскадры. »де€ подводного минного заградител€ возникла у Ќалетова в день гибели броненосца Ђѕетропавловскї, но к строительству лодки он приступил лишь в мае 1904 г. ѕостроив корпус (стальной клепаный цилиндр с коническими оконечност€ми водоизмещением 25 т), ћ.ѕ. Ќалетов на этом работы прекратил Ц не было подход€щего двигател€. Ќазначенный командиром лодки мичман Ѕ.ј. ¬илькицкий (будущий пол€рный исследователь, в 1913-14 гг. открывший и описавший архипелаг —еверна€ «емл€), потер€в веру в успех проекта, вскоре от командовани€ ею отказалс€. ƒальнейша€ судьба этого Ђпотаенного суднаї неизвестна: по одним сведени€м, Ќалетов перед сдачей крепости сам разобрал внутреннее оборудование лодки, а корпус взорвал, по другим Ц лодка погибла в сухом доке ѕорт-јртура при очередном €понском артобстреле. ѕозже идею подводного минного заградител€ ћ.ѕ. Ќалетов реализовал в подлодке Ђ рабї, вошедшей в строй в 1915 году и прин€вшей активное участие в ѕервой мировой войне на черноморском театре военных действий.

–усские субмарины в ѕорт-јртуре

Ђ рабї в сухом доке в —евастополе. 1916 год


¬торой проект порт-артурской субмарины св€зан с попыткой модернизации старой подводной лодки ƒжевецкого, котора€ по штату находилась на вооружении русских морских крепостей еще с конца XIX в. ѕодводна€ лодка была обнаружена в марте 1904 г. на одном из крепостных складов подполковником ј.ѕ. ћеллером, который прибыл в ѕорт-јртур вместе с адмиралом ћакаровым дл€ оказани€ помощи по ремонту поврежденных судов. —убмарина имела ножной педальный привод, у нее не было ни перископа, ни минного вооружени€, но корпус, рулевые приспособлени€ и остойчивость в полуподводном положении были удовлетворительны. ћеллер заинтересовалс€ лодкой и решил восстановить ее, однако из-за большой зан€тости в св€зи с ремонтом кораблей эскадры, он не мог удел€ть субмарине много времени. –аботы по модернизации подводной лодки продолжались вплоть до 28 июл€ (10 августа) 1904 г., пока ћеллер после выхода эскадры дл€ прорыва во ¬ладивосток, не покинул ѕорт-јртур (на миноносце Ђ–ешительныйї через „ифу). — его отъездом ремонт подводной лодки застопорилс€ на два мес€ца и возобновилс€ лишь в окт€бре, когда младший инженер-механик броненосца Ђѕересветї ѕ.Ќ. “ихобаев решил установить на субмарине бензиновый двигатель. ѕо приказу контр-адмирала Ћощинского дл€ содействи€ “ихобаеву в качестве командира подводной лодки был назначен мичман Ѕ.ѕ. ƒудоров. ѕо ходатайству ƒудорова командующий эскадрой –.Ќ. ¬ирен отдал дл€ переоборудовани€ лодки мотор со своего катера.  орпус субмарины разделили на два герметичных отсека: передний Ч управлени€, в котором помещались командир и машинист, задний - машинный. ѕо бортам лодки установили два решетчатых минных (торпедных) аппарата с катеров броненосцев Ђѕобедаї и Ђѕересветї, изготовили самодельный перископ. –аботы велись в ћинном городке на “игровом хвосте: там были мастерские, к тому же это место редко подвергалось бомбардировкам. ¬ начале но€бр€ в «ападном бассейне состо€лись первые ходовые испытани€ лодки, впрочем, закончившиес€ неудачно: произошло проникновение отработанных газов в отсек управлени€, вследствие чего ƒудоров и машинист потер€ли сознание, а лодка затонула на небольшой глубине. ќднако благодар€ распор€дительности “ихобаева, сопровождавшего субмарину на катере (сам он из-за высокого роста и полноты поместитьс€ в ней не мог), лодку вместе с экипажем удалось спасти. ƒл€ предотвращени€ прорыва отработанных газов в отсек управлени€ ѕ.Ќ. “ихобаев сконструировал специальный насос. ѕосле зан€ти€ г. ¬ысока€ (22 но€бр€ (5 декабр€)), €понцы начали ежедневный обстрел внутренней гавани ѕорт-јртура, поэтому подводную лодку перевели на внешний рейд, где под «олотой √орой, в бухточке, образованной двум€ приткнувшимис€ к берегу €понскими брандерами, продолжалась ее модернизаци€. Ќа одном из брандеров были оборудованы мастерска€ и жилые помещени€. ѕри сильном волнении на море лодка поднималась на тал€х на борт брандера. ¬се работы были завершены вечером 19 декабр€ 1904 г. (1 €нвар€ 1905). Ќа следующий день предполагалось провести еще одно испытание субмариныЕ ќднако в ночь на 20 декабр€ (2 €нвар€) произошла сдача крепости. ”тром по приказанию контр-адмирала Ћощинского ƒудоров отвел подводную лодку на глубину и затопил ее на внешнем рейде. Ќе €сными остались основные ““’ этой порт-артурской самоделки: так как на ней был установлен только бензиновый двигатель, то лодка либо, по сути, была полуподводным судном (подобно катеру Ђ етаї лейтенанта —.ј. яновича), либо непосредственно перед атакой Ђныр€лаї на несколько минут под воду.

–усские субмарины в ѕорт-јртуре

ѕодводные лодки в гавани ѕорт-јртура


Ќо, не выполнив своего пр€мого предназначени€, порт-артурские субмарины стали психологическим оружием в борьбе против €понцев. –усска€ пресса не раз публиковала статьи-Ђуткиї о наличии в ѕорт-јртуре субмарин. Ќаличие в крепости подводных лодок €понцами €вно предполагалось: на составленной ими после сдачи крепости схеме расположени€ затопленных русских судов в северо-западной части «ападного бассейна обозначена подводна€ лодкаЕ или то, что было прин€то за нее. ѕри тогдашней примитивности конструкции, малом водоизмещении субмарин и болезненном воображении за останки корпуса подводной лодки можно было прин€ть цистерну или части портовых сооружений.

0 не понравилс€
22 понравилс€ пост
 
Ќезарегистрированные посетители не могут оценивать посты
 
 
 
 

 
 
 
 

 омментарии

 
 

 
 
 
vyaz1c
ƒата:
(16 €нвар€ 2016 12:59)
#1
ƒа, одно из самых позорных поражений, пример самого бездарного руководства - в японской войне.
 

ƒобру и «лу всегда дано сражатьс€,
Ќо в вечной битве «ло сильнее тем,
„то средства дл€ ƒобра не все год€тс€,
ћеж тем как «ло не брезгует ничем.
© ћирза Ўафи
“омска€ область > —еверск [ссылка]
12 / 16
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 

»нформаци€

 
 
 
 
 
 
 
 
 

ќставл€ть свои CRAZY комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
ѕожалуйста пройдите простую процедуру регистрации или авторизируйтесь под своим логином. “акже вы можете войти на сайт, использу€ существующий профиль в социальных сет€х (¬контакте, ќдноклассники, Facebook, Twitter и другие)

 
 
 
 
 
Ќаверх