ѕрыжок Ђѕантерыї

јвтор:
—лепой ѕью
ѕечать
дата:
17 €нвар€ 2016 21:11
ѕросмотров:
963
 омментариев:
0
ѕрыжок Ђѕантерыї

ѕодводна€ лодка Ђѕантераї


¬ ѕервую мировую русские мор€ки не раз показывали себ€ с самой лучшей стороны, однако после февральской, а затем и окт€брьской революций ситуаци€ резко помен€лась. ‘лот осталс€ без большого числа офицеров и специалистов, дисциплина матросов катастрофически упала, поэтому на прот€жении почти двух лет подплав молодой красной республики ничем не мог похвастатьс€.

ѕобед у  расного флота не было не потому, что у него не было врагов. ¬рагов, как раз-таки, было хоть отбавл€й Ч и немцы, война с которыми прекратилась лишь в марте 1918 года, и иностранные интервенты из стран јнтанты, хоз€йничавшие в русских территориальных водах как у себ€ дома. –аздрай в дисциплине, плохое моральное состо€ние личного состава и неухоженность материальной части привели к тому, что весь восемнадцатый год вражеские корабли практически не несли потерь от краснофлотцев, а чаще подрывались на минах, в основном установленных ещЄ при старой власти. »сключени€ были редки Ч уничтожение подлодки L55 эсминцами Ђјзардї и Ђ√авриилї 4 июл€ да отбитие рейда на  ронштадт 18 августа, стоившего британцам трЄх торпедных катеров. ѕодводникам большевиков же удалось Ђразмочить счЄтї только 1 сент€бр€ 1919 года, когда подводна€ лодка Ђѕантераї уничтожила эскадренный миноносец Ђ¬итториаї.


–одом из мореходных ЂЅарсовї


Ђѕантераї относилась к подводным лодкам типа ЂЅарсї. Ёто была сама€ крупна€ сери€ отечественных подлодок дореволюционной эпохи: в период с 1914 по 1917 годы их было произведено 22 штуки, ещЄ две были заложены, но не достроены.

ЂЅарсыї относились к крупным лодкам Ч Ђмореходнымї, как они назывались в тогдашних документах, то есть способными действовать в открытом море, а не только возле берегов, как более старые и мелкие лодки. ќни были достаточно мощно воооружены и отличались приличной дл€ Ѕалтийского и „Єрного морей автономностью. ѕо проекту на ЂЅарсыї предусматривалась установка мощных (1320 л.с.) дизелей специального изготовлени€, но их хватило всего на четыре лодки. ƒве были оснащены дизел€ми ЂЌью-Ћондонї мощностью 420 л.с., остальные (в том числе и Ђѕантераї) Ч совсем слабыми двигател€ми по 250 л.с., сн€тыми с канонерских лодок, но в удвоенном количестве Ч четыре двигател€ вместо двух.

ѕрыжок Ђѕантерыї

—хема ѕЋ типа ЂЅарсї


ќсновным недостатком ЂЅарсовї был безотсечный корпус Ч внутри лодки не было герметичных переборок. Ёто упрощало конструкцию и делало управление экипажем более удобным дл€ командира, но сильно снижало живучесть подлодки: в случае затоплени€ не было возможности изолировать воду в одном отсеке, эвакуировав экипаж в другие. Ћодка гарантированно тонула, если вода поступала быстрее, чем еЄ успевали откачивать помпы.

Ђѕантераї вступила в строй 23 июл€ 1916 года и за врем€ ѕервой мировой войны совершила дес€ть боевых походов.  аких-либо военных успехов ей при этом достичь не удалось, но на счету еЄ экипажа значитс€ такое недюжинное достижение, как зан€вший 11 суток самосто€тельный переход из –евел€ в √ельсингфорс, а затем в  ронштадт в услови€х крайне сложной ледовой обстановки. Ёто было сделано в феврале 1918 года, когда над российскими военными базами, расположенными на территории нынешних стран Ѕалтии, нависла угроза захвата немцами. ƒл€ предотвращени€ захвата лодки еЄ и пришлось вести в совершенно неподход€щих дл€ этого погодных услови€х дальше от линии фронта.

Ђѕантераї нар€ду со многими другими лодками 15 но€бр€ 1918 года вошла в состав ƒќ“ Ч ƒействующего отр€да Ѕалтийского флота, который пыталс€ противодействовать как контрреволюционным движени€м (каковых было много, м€тежи и расколы в то неспокойное врем€ происходили посто€нно), так и британским интервентам. ѕоследние не просто создавали видимость присутстви€, а вели активные боевые действи€ Ч например, бомбили  ронштадт авиацией и пытались атаковать его гавань торпедными катерами.

 омандиром Ђѕантерыї на тот момент был јлександр Ќиколаевич Ѕахтин Ч столбовой двор€нин, герой ѕервой мировой войны, кавалер орденов —танислава и —в€той јнны. — подлодками типа ЂЅарсї он был знаком не понаслышке. ¬о врем€ мировой войны он служил на лодках Ђ айманї и Ђ¬олкї, последн€€ из которых относилась к данному типу. ѕосле революции Ѕахтин уволилс€ из военного флота, стал капитаном торгового судна, однако в 1918 году вернулс€ на военную службу и благодар€ богатому боевому опыту был назначен командиром подлодки Ђѕантераї.

ѕрыжок Ђѕантерыї

јлександр Ќиколаевич Ѕахтин


15 €нвар€ 1919 года Ђѕантераї выходила в море с заданием воспреп€тствовать британским корабл€м высадить десант в Ќарвском заливе, однако поход не увенчалс€ успехом. 24 июл€ того же года Ђѕантераї обнаружила две британские подводные лодки, наход€щиес€ в надводном положении, и атаковала их, но удача снова не улыбнулась капитану Ѕахтину Ч все выпущенные по британцам торпеды прошли мимо. —праведливости ради стоит отметить, что столь же безрезультативным был и ответный огонь британцев Ч по обнаруженной ими Ђѕантереї была выпущена как минимум одна торпеда.

Ђѕантераї против Ђ¬итториаї


31 августа Ђѕантераї отправилась в очередной поход, на этот раз в район  опорского залива, с заданием преп€тствовать операци€м британского и эстонского надводных флотов. ¬ 14:30 в перископ был обнаружен ЂчетырЄхтрубный истребительї (истребител€ми тогда именовались эсминцы, от первоначальной их функции Ч истребитель миноносцев). –ассто€ние было слишком велико дл€ атаки, а догнать цель в подводном положении лодка не могла Ч не хватало скорости. ќставалось только наблюдать, как эсминец скрываетс€ в тумане. “ак как к тому моменту лодка прибыла в предписанный район, Ѕахтин приказал погрузитьс€ глубже и периодически всплывать на перископную глубину дл€ осмотра горизонта. ¬ 17:00 туман рассе€лс€, и четырЄхтрубный эсминец вновь был обнаружен у южной оконечности острова —ескар, а час с небольшим спуст€ р€дом с ним был замечен ещЄ один, трЄхтрубный. ¬нимательно пронаблюдав за цел€ми в течение часа, Ѕахтин вы€снил, что они сто€т на месте Ч веро€тнее всего, на €коре. Ћучшего момента дл€ атаки придумать было невозможно, и Ѕахтин пошЄл на сближение.

ѕрыжок Ђѕантерыї

Ќ. ≈. Ѕубликов и √. ¬. √оршков. Ђѕотопление подводной лодкой
Ѕалтийского флота Ђѕантераї английского эскадренного миноносца
Ђ¬итториаї у острова —ескар. 31 августа 1919 г." ¬ насто€щий момент
картина находитс€ в экспозици ÷ентрального
музе€ ¬ооружЄнных сил в ћоскве


ќбстановка была крайне сложной Ч песчаные отмели вынуждали лодку держатьс€ как можно ближе к поверхности, а сильное волнение при этом грозило вытолкнуть еЄ на поверхность, где она была бы немедленно обнаружена англичанами. Ѕолее четырЄх часов выходила Ђѕантераї на позицию, медленно подкрадыва€сь к противнику со стороны заход€щего солнца. ¬ 21:19 с рассто€ни€ 4Ц5 кабельтовых (около восьмисот метров) лодка дала залп из обоих носовых аппаратов. „тобы компенсировать резкое уменьшение веса лодки, грозившее подн€ть еЄ на поверхность, Ѕахтин скомандовал срочное погружение. Ћодка ударилась днищем о грунт, получив повреждени€. —пуст€ примерно полминуты на лодке зафиксировали попадание одной из торпед, трЄхтрубный эсминец окуталс€ дымом и стремительно ушЄл на дно. ќтходить Ђѕантереї пришлось под плотным огнЄм второго эсминца, всплыть ей долгое врем€ не давали прожекторные установки с берега. Ћишь к рассвету лодка отдалилась на достаточное рассто€ние Ч она прошла без всплыти€ около 75 миль, полностью исчерпав зар€д аккумул€торных батарей. ¬оздух на борту не вентилировалс€ на прот€жении 28 часов, и к этому моменту был уже настолько спЄртым, что не зажигалась спичка. Ёкипаж тер€л сознание, но был горд успехом. ¬ полдень 1 сент€бр€ Ђѕантераї с триумфом вернулась на базу.

ѕрыжок Ђѕантерыї

Ёскадренный миноносец HMS ЂVittoriaї


 ак стало известно позже, потопленным кораблЄм был HMS Ђ¬итториаї Ч эсминец, переделанный в минный заградитель. ќн относилс€ к так называемому Ђадмиралтейскому классу Vї, разработанному в Ѕритании в годы ѕервой мировой войны и воплощавшему в себе многие новейшие на тот момент достижени€ в области кораблестроени€. —реди эсминцев эти корабли по праву считались одними из наиболее мощных и совершенных в мире. Ђ¬итториаї был введЄн в строй в марте 1918 года, на момент роковой дл€ него встречи у острова —ескар ему не было и полутора лет. ѕосле его потоплени€ англичане решили, что возн€ с подъЄмом и восстановлением не стоит свеч, и Ђподарилиї его ‘инл€ндии. ќднако, когда в 1925 году финны собрали средства дл€ подъЄма корабл€, вы€снилось, что взрывом торпеды он разломлен пополам и восстановлению не подлежит.  оординаты обломков после этого были утер€ны, и заново Ђ¬итториаї обнаружили только совсем недавно, в но€бре 2013 года.

—удьба подлодки


Ђѕантераї после своей славной победы прослужила ещЄ долго. ѕравда, почти всЄ врем€ Ч под другими названи€ми. 1 окт€бр€ 1921 года она стала просто ѕЋ-5, 31 декабр€ 1922 года получила им€ Ђ омиссарї, а в 1931 году снова лишилась имени, став ѕЋ-13. ¬ 1934 году ей присвоили индекс Ѕ-2.

ѕрыжок Ђѕантерыї

ћодернизированна€ Ђѕантераї (Ѕ-2)


¬ 1933 году лодка стала Ђпробным шаромї модернизации субмарин типа ЂЅарсї: в  расном флоте их по-прежнему оставалось много, а требовани€м момента они совсем перестали соответствовать. –уководство решило прикинуть, можно ли эти лодки дот€нуть до современных стандартов, или придЄтс€ всЄ же списывать их на слом. Ѕ-2 оснастили более мощными дизел€ми, новой аккумул€торной батареей и новыми винтами, корпус разделили на три отсека герметичными переборками, полностью переделали мостик и ограждение рубки, установили полуавтоматическую универсальную 45-мм пушку. Ѕоевые качества лодки сильно выросли, но объЄм и стоимость работ оказались столь велики, что от переделки подобным образом остальных ЂЅарсовї пришлось отказатьс€.

Ѕывшую Ђѕантеруї по окончании модернизации передали в учебную бригаду, в составе которой она и встретила ¬еликую ќтечественную войну. ¬ походы заслуженную Ђпенсионеркуї к тому моменту уже не отправл€ли, так что всю войну она просто€ла в  ронштадте. Ѕольша€ часть еЄ экипажа была направлена на фронт. Ќа борту осталс€ лишь минимальный расчЄт, но даже он сумел внести вклад в победу: 23 сент€бр€ 1941 года зенитным огнЄм с Ѕ-2 был сбит немецкий бомбардировщик. ¬ 1942 году лодку переделали в плавучую станцию дл€ зар€дки аккумул€торов, присвоив обозначение ѕ«—-1, а в 1955-м, после почти сорока лет службы, списали и отправили на металлолом.

¬ пам€ть о лодке, открывшей боевой счЄт советским подводникам, названа јѕЋ  -317 Ђѕантераї, вошедша€ в состав —еверного флота 27 декабр€ 1990 года. Ћодка завоевала в 1993 году приз √лавкома ¬ћ‘ по противолодочной подготовке. ¬ 1999 году тогдашний командир лодки капитан 1-го ранга —ергей ¬алентинович —правцев был удостоен звани€ √еро€ –оссии с формулировкой Ђза мужество и героизм, про€вленные при исполнении воинского долга в услови€х, сопр€жЄнных с риском дл€ жизниї.

ѕрыжок Ђѕантерыї

јѕЋ  -317 Ђѕантераї


 апитан јлександр Ѕахтин за уничтожение эсминца был удостоен ќрдена  расного «намени Ч высшей награды молодой советской республики. ¬осемнадцать членов экипажа Ђѕантерыї были награждены именными часами. ¬ 2007 году были открыты мемориальна€ табличка на доме в —анкт-ѕетербурге, где Ѕахтин проживал в 1919Ц31 г.г., и пам€тник на —моленском ѕравославном кладбище, где он похоронен.

0 не понравилс€
19 понравилс€ пост
 
Ќезарегистрированные посетители не могут оценивать посты
 
 
 
 

 
 
 
 

»нформаци€

 
 
 
 
 
 
 
 
 

ќставл€ть свои CRAZY комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
ѕожалуйста пройдите простую процедуру регистрации или авторизируйтесь под своим логином. “акже вы можете войти на сайт, использу€ существующий профиль в социальных сет€х (¬контакте, ќдноклассники, Facebook, Twitter и другие)

 
 
 
 
 
Ќаверх