Ѕольшой торпедный скандал: ЂЌе пробил!ї

јвтор:
—лепой ѕью
ѕечать
дата:
9 феврал€ 2016 16:07
ѕросмотров:
1230
 омментариев:
1
Ѕольшой торпедный скандал:  ЂЌе пробил!ї


ѕосле двух раундов противосто€ни€ с ”правлением вооружений ¬ћ— —Ўј по устранению дефектов в торпедах Mark 14 они так и не стали дл€ американских подводников надежным и безотказным оружием. Ѕолее-менее решенные проблемы с датчиками глубины хода и магнитными взрывател€ми дополнили непон€тные осечки в работе взрывателей контактных.  ак и следовало ожидать, ”правление вооружений вновь прибегло к методу решени€ проблемы путем ее полного игнорировани€.


ѕроблема контактного взрывател€


—пуст€ ровно мес€ц после приказа √лавкома “ихоокеанского флота —Ўј о запрете использовани€ магнитных взрывателей произошло событие, максимально нагл€дно продемонстрировавшее, что с проблемами торпед Mark 14 ещЄ далеко не покончено. » до этого многие командиры подлодок уже неоднократно докладывали, что с простыми и, казалось бы, на 100% надЄжными и проверенными многолетней эксплуатацией контактными взрывател€ми тоже не всЄ в пор€дке. Ќо данный инцидент был просто вопиющим. Ћучше всего ознакомитьс€ с ним по рапорту капитана 3-го ранга Ћоуренса Ђƒэнаї ƒэспита, командира подводной лодки SS-283 Ђ“инозаї. Ёто как раз один из тех случаев, когда сухие формулировки документа передают происход€щее гораздо €рче, чем любой художественный пересказ.

Ѕольшой торпедный скандал:  ЂЌе пробил!ї

Ћоуренс –. ƒэспит (уже в звании капитана 1-го ранга, 1945 год) и его
подводна€ лодка SS-283 Ђ“инозаї вскоре после спуска на воду 7
окт€бр€ 1942 года.


Ѕольшой торпедный скандал:  ЂЌе пробил!ї


Ѕольшой торпедный скандал:  ЂЌе пробил!ї


Ѕольшой торпедный скандал:  ЂЌе пробил!ї


Ѕольшой торпедный скандал:  ЂЌе пробил!ї

Ќесосто€вша€с€ жертва Ђ“инозыї Ц перестроенный из китобойной
плавбазы танкер Ђ“онан-ћару є3ї, один из двух крупнейших в
японском »мператорском флоте (вместимостью до 23 000 тонн нефти).
ќднако даже двух сработавших торпед хватило, чтобы повредить
машинное отделение судна настолько серьЄзно, что отбуксированный
на базу в “руке ( аролинские острова) танкер использовалс€ лишь
как плавхранилище √—ћ вплоть до своей гибели 18 феврал€ 1944 г.


ћожно себе представить, до какой степени озверени€ должны были дойти командир и экипаж лодки к концу этого двухчасового упражнени€ в торпедной стрельбе по идеальной, практически неподвижной цели типа Ђсид€ча€ уткаї. –аз за разом провер€€ торпеды, выход€ на идеальную позицию Ц и вид€ лишь попадани€ без взрывов. » дело было даже не в том, что была упущена така€ Ђжирна€ї цель, на которую подлодку специально вывели, опира€сь на данные радиоразведки.ƒело было в необъ€снимых обсто€тельствах неудачи, когда одна за другой не взорвались как минимум 8 торпед, совершенно достоверно попавших в цель. » контр-адмирал Ћоквуд прекрасно понимал чувства своего подчинЄнного:

Ѕольшой торпедный скандал:  ЂЌе пробил!ї


“орпедой по скалам

ћежду тем, специалисты минно-торпедной мастерской в ѕЄрл-’арборе тщательно изучили доставленную капитаном 3-го ранга ƒэспитом последнюю торпеду Ц и нашли еЄ контактный взрыватель полностью исправным. ¬сЄ, чем Ђпомоглої в данном случае ”правление вооружений, так это присланным спуст€ три недели посланием от 31 августа, в котором снова рекомендовалось не умничать, а послушать специалистов и вернутьс€ к использованию магнитных взрывателей.

  тому времени контр-адмирал Ћоквуд в очередной раз решил действовать в соответствии с принципом: Ђ’очешь, чтобы что-то было сделано надлежащим образом Ц сделай это самї. ѕолучив санкцию √лавкома “ихоокеанского флота Ќимица, он назначил очередные Ђнеофициальные испытани€ї. »х идею выдвинул командир 2-ой эскадры подлодок, а кроме того Ц талантливый инженер и изобретатель различного оборудовани€ дл€ подводных спасательных работ, а также индивидуального спасательного аппарата подводников, капитан 1-го ранга „арльз Ѕ. ћомсен.

ƒл€ испытаний были выделены только что прин€та€ в состав флота подлодка SS-262 Ђћаскеллэнджї и спасательное судно јћ-22 Ђ¬иджэнї, имевшее на борту водолазное оборудование. ¬ качестве Ђмишениї был выбран уход€щий на 30 метров под воду скалистый обрыв на островке  ахоолаве в центральной части √авайского архипелага. ”тром 31 августа 1943 г. подлодка вышла на дистанцию 800 м от берега и произвела пуск боевой торпеды по подводной скале.  онтактный взрыватель сработал штатно, боева€ часть взорвалась. Ћодка сменила позицию и произвела второй пуск. —нова взрыв.

Ѕольшой торпедный скандал:  ЂЌе пробил!ї

ќбрывистое южное побережье гавайского острова  ахоолаве,
где происходили испытани€. —овременный вид.


–уководивший процессом начальник торпедно-артиллерийской службы соединени€ капитан 2-го ранга јртур √. “ейлор уже собиралс€ прекратить бессмысленный расход дорогих и дефицитных боеприпасов, но напросившийс€ участвовать в этих испытани€х командир Ђ“инозыї капитан 3-го ранга Ћоурэнс ƒэспит насто€л на продолжении, и его настойчивость была вознаграждена. “реть€ торпеда изобразила до боли знакомый ƒэспиту всплеск, вызванный не взрывом 230 кг тротила, а всего лишь разрывом резервуара со сжатым воздухом. –иску€ жизнью, водолазы с Ђ¬идженаї, возглавл€емые лично капитаном 1-го ранга ћомсеном, на 30-метровой глубине демонтировали покорЄженную головную часть торпеды, обезвредили еЄ и подн€ли на поверхность. ¬ тот же день она была доставлена в минно-торпедную мастерскую базы подлодок в ѕЄрл-’арборе.

»зучение взрывател€ поставило специалистов в тупик. —истема находилась на боевом взводе, так что проблемы с предохранительным механизмом можно было исключить. Ђ»нерционное кольцої сработало штатно, и боева€ пружина послала ударник к капсюл€м-воспламенител€м, но, суд€ по всему, удар бойков оказалс€ слишком слабым и не привЄл к наколу капсюлей. Ѕоевую пружину, ударник и даже капсюли переставили на другой взрыватель и спустили его вручную.  апсюли благополучно сработали. —ловом, теперь было точно известно, что проблема существует, однако в чЄм именно она заключаетс€ Ц ещЄ только вы€снить.

Ѕольшой торпедный скандал:  ЂЌе пробил!ї

—хема работы инерционных взрывателей Mark 4 и Mark 6 Mod. 1 :
1. ƒетонатор, 2.  апсюль, 3. ЅоЄк, 4. ”дарник, 5. Ѕоева€ пружина,
6. «апирающий шарик, 7. —пусковой колпачок, 8. »нерционное кольцо.


ѕродолжать обстрел береговых скал торпедами было бессмысленно. ¬о-первых, это было слишком затратно, да и дефицит торпед всЄ ещЄ никуда не делс€, а во-вторых Ц вр€д ли это дало бы какую-либо дополнительную информацию. “ребовалось изыскать способ стабильно разгон€ть если не торпеды, то хот€ бы головные части со взрывател€ми до скорости в 46 узлов [85 км/ч] на суше, Ђв контролируемых экспериментальных услови€хї.

ЂЋинкорныйї док как стенд дл€ стрельбы торпедами


ќфицеры-подводники быстро сообразили, что самый простой, дешЄвый и, главное, самый на≠дЄж≠ный способ стабильно разгон€ть объЄкты до одной и той же скорости Ц это про≠сто рон€ть их с одной и той же высоты. ƒл€ разгона до скорости 46 узлов, как нетрудно посчитать, требовалась высота сброса 28,5 м (сопротивлением воздуха в данном случае можно пренебречь). ¬ крупной военно-морской базе, какой €вл€лс€ ѕЄрл-’арбор, хватало больших портальных кранов, а кроме того там были ещЄ и сухие доки, в том числе и большие Ђлинкорныеї, с глубиной камеры в 14 м Ц уже по≠ло≠ви≠на требуемой высоты.

Ѕольшой торпедный скандал:  ЂЌе пробил!ї

 амера Ђлинкорногої сухого дока є4 в ѕЄрл-’арборе.


¬ одном из таких доков и провели испытани€, ис≠поль≠зу€ в качестве Ђмишениї уложенную на дно плиту броневой стали, которую можно было устанавливать под наклоном, имитиру€ различные углы встречи с целью. ѕоскольку в практических головных част€х отсутствовало посадочное место под взрыватель, то использовались разр€женные боевые головные части, в которых зар€д взрывчатки замен€лс€ балластом. ¬сЄ это тоже было достаточно недешЄвым удовольствием Ц головна€ часть торпеды со взрывателем стоила около 1000 долларов Ч во многом за счЄт цены оказавшейс€ бесполезной Ђмагнитной составл€ющейї. Ќо, в любом случае, это было в 10 раз дешевле, чем расстреливать боевые торпеды ценою в четверть среднего танка или одномоторного истребител€ кажда€.

»спытани€ позволили вы€снить, что в случае Ђидеальногої угла встречи в 90∞, веро€тность осечки взрывател€ достигала 70%. ѕри угле встречи в 45∞ количество осечек уменьшалось вдвое, а при 30∞ и менее взрыватель срабатывал безотказно. Ёто очень хорошо соответствовало случаю с Ђ“инозойї, когда взорвались лишь торпеды, пущенные с неудобного угла Ђвдогонї танкеру, в то врем€ как пуски, произведЄнные с идеальной позиции перпендикул€рно в борт неподвижного судна, привели лишь к серии осечек.

Ѕольшой торпедный скандал:  ЂЌе пробил!ї





Ѕоева€ головна€ часть торпеды Mark 14Ц3A со взрывателем


Ќу, а главное Ч вы€снилась и причина этих осечек.  ак ни странно, они были вызвана тем же фактором, что и решЄнна€ уже проблема с глубиной хода. ј именно Ц резким увеличением скорости новой торпеды.  онтактна€ (или Ђинерционна€ї) составл€юща€ комбинированного магнитно-контактного взрывател€ Mark 6 была полностью, без каких либо изменений, унаследована от предыдущей чисто контактной модели Mark 4, разработанной ещЄ в 1910-х годах. Ќа 1943 год взрыватели Mark 4 продолжали успешно и без нареканий использоватьс€ не только на устаревших подлодочных торпедах Mark 10, но и на авиаторпедах Mark 13, и даже новейших электрических Mark 18. ќп€ть сработал принцип Ђзачем улучшать то, что и так прекрасно работаетї, причЄм в данном случае речь оп€ть шла о конструкции, многократно испытанной, в том числе, и в боевых услови€х ѕервой ћировой.

ќднако то, что хорошо работало на скорост€х встречи с целью в 30Ц35 узлов [55Ц65 км/ч], переставало работать на 46 узлах [85 км/ч]. ѕроблема состо€ла в том, что канал, по которому ударник двигалс€ к капсюлю, располагалс€ перпендикул€рно ходу торпеды. ѕоэтому при столкновении с бортом цели инерци€ прижимала ударник к Ђпереднейї стенке канала в момент движени€ к капсюлю. ”величение скорости столкновени€ более чем на треть усиливало этот прижим, а значит и силу трени€, тормозившую ударник, более чем в 1,7 раза. ѕри столкновении под острым углом (Ђскольз€щий ударї) врем€ торможени€ со скорости в 46 узлов до нул€ было больше, что уменьшало перегрузку, так что импульса боевой пружины всЄ ещЄ хватало дл€ того, чтобы боЄк наколол капсюль. Ќо при столкновении под углом, близким к 90∞, то есть, при минимальном времени торможени€ и максимальной перегрузке, чаще побеждала уже сила трени€.

Ўаг назад


¬ некоторых стать€х на тему ЂЅольшого торпедного скандалаї можно встретить версию, что осечки были вызваны тем, что в результате перегрузки ударник отклон€лс€ в сторону, из-за чего бойки просто не попадали по капсюл€м. Ќо, как нетрудно убедитьс€ из представленной выше схемы, подобный вариант был невозможен просто конструктивно.

Ѕольшой торпедный скандал:  ЂЌе пробил!ї

Ѕезотказно работавший при малых скорост€х контактный взрыватель
Mark 4 (находитс€ в состо€нии срабатывани€). ≈го конструкци€ была
без изменений использована при создании магнитно-контактного
взрывател€ Mark 6 Mod 1.


—трого говор€, ветераны-конструкторы, разрабатывавшие взрыватели предыдущего поколени€ ещЄ в 1910-х годах, postfactum вспомнили, что подобна€ проблема возникала уже у них Ц даже на меньших скорост€х. ќднако тогда она была быстро вы€влена в ходе натурных испытаний и Ђпобежденаї банальным усилением боевой пружины. ј в случае комбинированного магнитно-контактного взрывател€ Mark 6, как мы помним, сдаточные испытани€ ограничились одним-единственным успешным срабатыванием магнитного детектора нового взрывател€ в ходе одной-единственной серии испытаний в 1926 году. ≈го контактна€ (Ђинерционна€ї) составл€юща€ вообще никогда специально не испытывалась.

–езультаты стрельбы по прибрежным скалам  ахоолаве и упражнений в сухом доке ѕЄрл-’арбора были сообщены специалистам “орпедной станции в Ќьюпорте. ѕрижатые в очередной раз к стенке, те вынуждены были произвести подобные испытани€ и у себ€. –езультатом стало очередное признание наличи€ проблемы и уверени€ в том, что главные и единственные американские специалисты по торпедам работают над еЄ решением. “екущие рекомендации, содержавшиес€ в ответе от 16 сент€бр€, свелись к предложению переключить пока все торпеды на Ђдальнобойный режимї, то есть на пониженную скорость в 30,5 узлов, при которой контактный взрыватель должен работать без сбоев.

 ак нетрудно догадатьс€, приступа энтузиазма данна€ рекомендаци€ у подводников не вызвала. ¬ штабе подводных сил “ихоокеанского флота —Ўј мрачно шутили, что в следующем своЄм послании ”правление вооружений скорей всего предложит вернутьс€ если не к тарану а-л€ ЂЌаутилусї ∆юл€ ¬ерна (или предложенному в полемическом запале контр-адмиралом Ћоквудом Ђкрюку дл€ срывани€ листов обшивкиї), то, как минимум, к старым, добрым и предельно надЄжным шестовым минам образца XIX века.

ќкончание следует.

1 не понравилс€
26 понравилс€ пост
 
Ќезарегистрированные посетители не могут оценивать посты
 
 
 
 

 
 
 
 

»нформаци€

 
 
 
 
 
 
 
 
 

ќставл€ть свои CRAZY комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
ѕожалуйста пройдите простую процедуру регистрации или авторизируйтесь под своим логином. “акже вы можете войти на сайт, использу€ существующий профиль в социальных сет€х (¬контакте, ќдноклассники, Facebook, Twitter и другие)

 
 
 
 
 
Ќаверх