Йеменеская одиссея танкера "Владимир Колечицкий"

Автор:
Слепой Пью
Печать
дата:
29 февраля 2016 14:00
Просмотров:
1209
Комментариев:
1
Йеменеская одиссея танкера "Владимир Колечицкий"


Август 1984 г. Танкер 31-й бригады судов обеспечения флота ТОФ "Владимир Колечицкий", поблескивая свежей краской после капитального ремонта в Югославии, швартовался левым бортом к пирсу арсенала севастопольской военно-морской базы в Сухарной Балке. Экипаж уже знал, что скоро предстоит выход в составе отряда кораблей Черноморского флота на разминирование Красного моря, и был настроен серьезно.

Предстоял поход на реальную боевую операцию, и все - от капитана до матроса - прекрасно понимали, что это значит. Это была далеко не первая боевая служба экипажа танкера. И Красное море уже давно было обжито Тихоокеанским флотом, боевые корабли и суда обеспечения которого постоянно базировались в Адене, на острове Сокотра и архипелаге Дахлак.

А обстановка в тех местах всегда была сложной. В начале июля в Суэцком заливе и в Красном море начали взрываться суда. Первым в пяти милях к югу от Суэца 9 июля подорвался советский черноморский контейнеровоз "Кнуд Есперсен". 27 июля подорвались японское судно "Мейо Мару", либерийское "Медеа Си" и панамский контейнеровоз "Эсте", 28 июля взрывами были повреждены еще три судна, в том числе испанский танкер "Валенсия", 31 июля - еще два судна. В этот же день правомусульманская организация "Аль-Джихад", заявила, что ею установлены 190 мин в Суэцком заливе и у южного входа в Красное море, чтобы "наказать империалистов за одобрение ирано-иракской войны".

Весь мир был встревожен - в портах простаивали загруженные суда, опасаясь выходить в море.

Йеменеская одиссея танкера "Владимир Колечицкий"


Уже 1 августа в Каир была направлена команда экспертов минно-трального командования США, создан штаб по руководству тральными операциями и координации действий с ВМС Египта, Италии, Великобритании и Нидерландов. Американское гидрографическое судно "Харкнесс" начало гидролокационное обследование акватории Суэцкого залива. Но 3 августа подорвалось еще 4 судна, получив различные повреждения.

Разумеется, Советский Союз не мог оставаться в стороне. 27 июля во время визита в Москву командующего ВМС Народно-Демократической Республики Йемен капитана 3 ранга А.А. Мухаммеда обсуждалось положение в Красном море и меры, которые нужно предпринять.
По приказу Главкома ВМФ С.Г. Горшкова, на Черноморском флоте началась подготовка группировки для направления в район Красного моря и участия в минно-поисковой операции.

Отряд кораблей состоял из флагманского крейсера-вертолетоносца "Ленинград", большого противолодочного корабля "Красный Крым", большого десантного корабля "Илья Азаров" и морќских тральщиков "Зенитчик" и "Дизелист". На крейсере, кроме штатных Ка-25, должны были базироваться вертолеты-амфибии Ми-14БТ с электромагнитными тралами, позволявшими обнаруживать и уничтожать все типы морских мин, на БДК было размещено запасное тральное оборудование, шнуровые заряды.

Йеменеская одиссея танкера "Владимир Колечицкий"

Большой десантный корабль проекта 1171 "Илья Азаров"


Из судов обеспечения в состав отряда входили гидрографическое судно (ГИСу) "Океан", водолазное судно "ВМ-413", средний морской танкер (СМТ) "Иман" и танкер Грузинского морского пароходства "Гори".

БМТ "Владимир Колечицкий" должен был обеспечивать корабли топливом, пресной водой и продовольствием, и сейчас закачивал в танки горючее и пять тысяч тонн дефицитной в Севастополе пресной воды, оставив на несколько суток без водоснабжения целый поселок Инкерман. Одновременно пополнялся до полного штата сокращенный ремонтный экипаж; моряки прибывали самолетами из Владивостока.

Капитан В. Колесников до предела сократил увольнения в город, и весь экипаж аврально трудился на погрузке продовольствия, подвозимого грузовиками и судами-рефрижераторами. Предстояло заправлять горючим, поить и кормить моряков отряда минимум месяца три, плюс загрузить свои запасы на полную автономность и дальнейшую боевую службу.

Йеменеская одиссея танкера "Владимир Колечицкий"

Танкер «Владимир Колечицкий»


Танкеры Черноморского флота "Иван Бубнов" и "Борис Чиликин" (систер-шипы "Колечицкого") находились в ремонте, и быстро выйти в море не могли. Вся нагрузка по обеспечению отряда на время экспедиции ложилась на СМТ "Иман" и наш танкер.

Правда, некоторый опыт у нас уже был - осенью 1983 года два месяца мы обеспечивали поиск и подъем останков сбитого корейского "Боинга" в проливе Лаперуза у Сахалина, где были задействованы все морские и базовые тральщики Тихоокеанского флота и даже рыболовные и научные суда с батискафами - целый флот.
"Пахали" сутками, донкерманы иногда даже ели у насосов. Доставалось и штурманам и механикам. Капитан Колесников, бывало, не спал сутками. Ушли оттуда только тогда, когда были найдены "черные ящики", а машина танкера потребовала ремонта.

Йеменеская одиссея танкера "Владимир Колечицкий"

БПК "Адмирал Пантелеев" и корабль снабжения
"Владимир Колечитский"


9 августа 1984 г. корабли отряда траления получили боевой приказ, согласно которому следовало провести работы по разминированию южной части Красного моря - у архипелага Дахлак, в Баб-эль-Мандебском проливе, на подступах к портам Ходейда и Аден. Выход на боевую службу - 18 августа. Срок подготовки -9дней вместо 45 нормативных суток. Подготовку отряда жестко курировал лично заместитель командующего ЧФ контр-адмирал Хронопуло.
Время поджимало, на кораблях все время шли учения и совещания, суетилось флотское и высокое московское начальство. Наконец, все приготовления были закончены и отряд под командой капитана 1 ранга К. Бурковского, оставив за кормой воспетые в песнях огни Инкерманского створа, группами вышел из Севастополя курсом на Босфор.

К тому времени число подорвавшихся судов достигло уже 15. В Красном море уже находились 4 египетских тральщика, американское судно "Харкнесс" и 3 вертолета-тральщика. Кроме того, из испанской базы Рота вышел американский десантный транспорт-док "Шривпорт" с 4 вертолетами-тральщиками RH-53D "Си Стэллион", срочно доставленными военно-транспортным самолетом С-5А "Гэлакси"из Норфолка. Корабль даже попал в книгу рекордов Гиннесса, пройдя Суэцкий канал за 7,5 часов, вместо обычных 16.

Йеменеская одиссея танкера "Владимир Колечицкий"

Aмериканский десантный транспорт-док "Шривпорт"


При подходе к Босфору отряд рассредоточился (по правилам пролив Босфор тогда должно было проходить не более 3-х военных кораблей СССР в сутки), и в пролив первым вошел танкер "Колечицкий", затем БДК "Илья Азаров" и ГИСу "Океан".

Первым танкер вошел и в Суэцкий канал. На период ремонта с него были сняты артиллерийские установки, по судовым документам на это время он числился за Дальневосточным морским пароходством и нес обычный для торговых судов СССР красный флаг. Маскировка эта, разумеется, была весьма условной, поскольку во всех корабельных справочниках флотов мира БМТ "Владимир Колечицкий" числился универсальным судном снабжения ВМФ СССР, а мачты траверзных передач, увешанные шлангами, и ,хорошо видные, барбеты от снятых артиллерийских башен это лишний раз подтверждали.

"Колечицкий" шел шестым в утреннем караване из Горьких озер. По выходу из канала танкер отдал якорь на внешнем рейде Суэца, ожидая корабли отряда - дальше всем предстояло идти в походном ордере, пустив вперед тральщики.

Обычно оживленные морские пути были непривычно пустынны, торговля на побережье замерла, мировая общественность со страхом ждала новых взрывов. Террористов активно искали все разведки мира. Подозревали Ливию, производили даже досмотр подозрительных судов из некоторых арабских стран.

В Красное море к тому времени уже находились 3 американќских корабля, в том числе штабной корабль 6-го флота "Ла Салль", и 7 вертолетов-тральщиков, 5 английских кораблей, 3 французских (еще 3 были на подходе) и 3 итальянских. Кроме того, в обеспечении операции были задействованы французские корабли, базировавшиеся в порту Джибути на постоянной основе.
В Красном море в то время находились корабли 8-й оперативной эскадры советского ВМФ, соединение британских кораблей, несколько кораблей ВМС США, но они не участвовали в разминировании, выполняя другие задачи. В сентябре в Красном море была даже авианосная ударная группа кораблей США во главе с авианосцем "Америка", проследовавшая к берегам Ливана, где разгоралась война, и английский вертолетоносец "Инвинсибл" и фрегат УРО "Бродсуорд", совсем недавно участвовавшие в сражениях с аргентинцами у Фолклендских островов.

Йеменеская одиссея танкера "Владимир Колечицкий"

Противолодочный крейсер "Ленинград"


23 августа ПКР "Ленинград" и БПК "Красный Крым", пройдя Суэцкий канал, вошли в Суэцкий залив. Отряд соединился и двинулся в южную часть Красного моря, к архипелагу Дахлак. По пути к отряду присоединился МТЩ "Контр-адмирал Хорошкин" ТОФ и пристроился для наблюдения новейший американский фрегат УРО DLG-32"Джон Л. Холл". Уже через восемь часов была обнаружена первая мина, от которой предпочли уклониться, обозначив место буем. Дальнейший путь до Дахлака контролировался вертолетами и тральщиками "Дизелист" и "Контр-адмирал Хорошкин" и прошел без происшествий.

Йеменеская одиссея танкера "Владимир Колечицкий"

Большой противолодочный корабль "Красный Крым" и
американский эсминец "Броунсон", середина 1970-х годов


На Дахлаке к отряду присоединился МТЩ "Зенитчик". Несколько дней отряд ремонтировался, пополнял запасы от танкера "Колечицкий", а вертолеты "Ка-25БТ" с "Ленинграда" вели разведку акватории. Напряжение среди моряков нарастало: боевое траление - это очень опасная операция, а для многих матросов и офицеров она была еще и первой.

А на танкере, "под жвак" залитом флотским мазутом, соляром и авиационным керосином ТС-1, это и вовсе страшно. В случае подрыва шансы на спасение минимальны.

6 сентября отряд снялся с якоря и направился к Адену. 7 сентября корабли подошли к территориальным водам НДРЙ. Ираление и вертолетный поиск не обнаружили мин на подходах к порту. Два вертолета "Ми-14 БТ" перелетели на аэродром Эль-Анад возле Адена и работали оттуда. Координация работы проводилась с помощью космических навигационных систем и теодолитных постов, развернутых на ПКР "Ленинград" и ГИСу "Океан".

Разведка установила, что подрывы судов проводились не на минных полях, а на взрывных плавающих ловушках, разбрасываемых диверсантами на судоходных путях. Поэтому сменили тактику - ограничились тем, что все подозрительные плавающие предметы, которые обнаруживали вертолеты, просто расстреливали артиллеристы тральщиков или БПК "Красный Крым". Всего уничтожили 10 взрывных устройств. Моряков очень удивило обнаружение начиненного взрывчаткой плавающего авиационного буя производства СССР. Впрочем, советское вооружение в Африке никогда не было редкостью.

Фарватеры от Адена до острова Перим (где была маневренная база йеменского флота) были очищены, мирное судоходство возобновилось.

2 сентября в 15 милях от входа в Суэцкий канал английский тральщик обнаружил мину. Ее отбуксировали на мель и осмотрели водолазы. Установили, что это была экспортная версия советской мины с 30% зарядом взрывчатки. Видимо, целью минирования была, скорее, психологическая, чем реальная угроза. Слабым зарядом современное судно с водонепроницаемыми переборками можно только повредить.

15 сентября операция по тралению в нашей зоне ответственности была практически завершена. На ПКР "Ленинград" прибыла военная делегация НДРЙ во главе с министром обороны бригадным генералом А. Касемом и командующим ВМС капитаном 3 ранга А. Мухаммедом. Они ознакомились с кораблем и поблагодарили советских моряков за хорошую работу. Две недели на отдых, пять дней учебных сборов, заправок, и отряд черноморских кораблей взял курс на Средиземное море и далее на Севастополь.

Несколько месяцев наши, американцы, французы и англичане в ходе "операции ходили по Красному морю, интенсивно использовали свои тяжелые вертолеты, взлетавшие с берега, с новейшими электромагнитными тралами. На дне было обнаружено множество подозрительных предметов, которые обследовались боевыми пловцами.

Йеменеская одиссея танкера "Владимир Колечицкий"

плавбаза «Волга»


Наши тяжелые вертолеты, в связи с отказом Северного Йемена предоставить свои береговые аэродромы, летали редко - взлет Ми-14 БТ с полным тральным комплектом "по-вертолетному" с палубы "Ленинграда" был затруднен. Тем не менее, вертолеты, в том числе и корабельные Ка-25, активно работали. Но основная тяжесть опасной работы легла на морские тральщики "Дизелист", "Зенитчик" и "Контр-адмирал Хорошкин", которые галсами постоянно ходили по квадратам и фарватерам у побеќрежья Южного и Северного Йемена и Эфиопии.

Мы же обычно стояли на якорях или дрейфовали недалеко от работавших кораблей. Заправка водой и топливом на "Колечицком" велась в любое время суток, и люди просто выматывались.

Конечно, мы не ходили по минам, как тральщики - на морской войне у каждого своя задача. Да и сложно представить 160-метровый танкер, водоизмещением в 24 тысячи тонн, везущий 13 тысяч тонн горючего на борту, идущим по морю, нашпигованному минами впереди отряда тральщиков. Мы просто делали свое дело.
И делали неплохо. Заправки боевых кораблей проводились на ходу, по 3 корабля одновременно. Это требовало ювелирной точности от рулевых и необычайной собранности от капитана танкера и командиров кораблей.

За время от начала минирования и до конца операции в ноябре 1984г. на минах подорвалось 18 судов из разных стран. Торговое судоходство в Красном море было на тот период практически парализовано. На целых три месяца. В ходе операции "Intense Look" более чем 30 кораблями было протралено 1165 кв. миль, обнаружено 10 мин. Из них 9, обнаруженных французскими тральщиками, были донными неконтактными минами, оставшимися с египетско-израильской войны 1973 г.

После окончания операции боевые корабли Черноморского флота направились в Севастополь, где были с почетом встречены как герои, вернувшиеся с войны (да собственно, так и было), и вполне заслуженно получили почести и награды. Всем морякам и летчикам вручили знаки "За боевое траление".

Тихоокеанский танкер "Владимир Колечицкий", официально не входивший в корабельный состав Черноморского флота, нигде как участник операции отмечен не был.
По приказу он был оставлен для продолжения боевой службы в составе восьмой оперативной эскадры в Красном море, где принял самое активное участие в обеспечении горючим "воздушного моста" для военно-транспортной авиации стран Варшавского договора, спасавшей в то время от голода социалистическую Эфиопию.
Он еще дважды в том году заходил в Севастополь за авиационным горючим, однако об участии в той операции там уже никто и не вспоминал.

БМТ "Владимир Колечицкий" вернулся во Владивосток в марте 1985г., пробыв в плавании рекордных 16 месяцев, попутно приняв участие еще в одной операции Тихоокеанского флота - командно-штабных учениях у берегов Японии.

Йеменеская одиссея танкера "Владимир Колечицкий"


Операция по разминированию Красного моря вначале была внесена в перечень военных конфликтов СССР, однако потом из этого перечня была тихо исключена.
Никто же не погиб. Так, прогулялись себе морячки, воздухом африканским подышали, размялись, возле мин походили, - в общем, ничего особенного. С точки зрения тех, кто там не был. Кто не жил "на нервах", находясь на бочке с горючим.

Только йеменское правительство наградило капитана медалью "За боевые заслуги".

Об этой операции в советское время в средствах массовой информации практически не сообщалось, а об участии в ней танкера "Владимир Колечицкий" в газетах того времени тем более нет ни строчки. Да и особо распространяться на эту тему нам в свое время настоятельно не рекомендовали - время было такое, интересное.


Кстати, операция по разминированию Суэцкого залива Красного моря, прошедшая в 1973-1974 гг. с участием того же ПКР "Ленинград" и тоже закончившаяся уничтожением 10 мин, находится в перечне военных конфликтов СССР. Все ее участники, включая и экипажи судов обеспечения, являются участниками боеќвых действий.

Итоги операции


Йеменеская одиссея танкера "Владимир Колечицкий"


Йеменеская одиссея танкера "Владимир Колечицкий"


Йеменеская одиссея танкера "Владимир Колечицкий"


Кроме того, в операции от ВМС Египта участвовали еще 10 морских и 2 рейдовых тральщика, работавших в зоне Суэцкого канала.

В ходе операции американские вертолеты первой группы использовали буксируемую гидроакустическую станцию миноискания AN/AQS-14, провели в воздухе 500 часов, обследовали 200 кв. миль акватории, обнаружили 44 миноподобных объекта. Вторая группа вертолетов, действовавшая сначала из Джидды, затем со штабного корабля AGF3 "Ла Салль", провела траление фарватеров у портов Джидда, Янбу и в Баб-эль-Мандебском проливе, после чего была доставлена самолетом С-5А обратно в Норфолк.

Йеменеская одиссея танкера "Владимир Колечицкий"

Главком ВМФ Адмирал Флота СССР С.Г.Горшков на
борту БПК «Ташкент» в порту Аден


Корабли ВМС Великобритании проводили поиск и траление мин в северной части Суэцкого залива с помощью гидроакустической аппаратуры. Обнаруживалось до 22 предметов в сутки, затем они обследовались водолазами. Работе мешали большой слой ила и значительные глубины. Тральщики ВМС Франции работали в районе Джидда, Янбу и в южной части Суэцкого залива гидроакустической аппаратурой. Обнаруженные объекты обследовались дистанционно управляемыми подводными аппаратами РАР-104 и водолазами-минерами. Уничтожено 10 мин.

ВМС Италии работали аналогичной техникой, ими было обнаружено и обследовано 480 миноподобных предметов. Мин среди них не было.
В целом в районе Красного моря было сосредоточено 26 противоминных кораблей шести стран. В боевой обстановке были проверены возможности современных тральных кораблей и вертолетов-тральщиков, получен бесценный боевой опыт.

1 не понравился
22 понравился пост
 
Незарегистрированные посетители не могут оценивать посты
 
 
 
 

 
 
 
 

Информация

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оставлять свои CRAZY комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста пройдите простую процедуру регистрации или авторизируйтесь под своим логином. Также вы можете войти на сайт, используя существующий профиль в социальных сетях (Вконтакте, Одноклассники, Facebook, Twitter и другие)

 
 
 
 
 
Наверх