«Китаками» и «Оои»: «многоликие» корабли японского флота

Автор:
Слепой Пью
Печать
дата:
3 марта 2016 10:00
Просмотров:
933
Комментариев:
0
«Китаками» и «Оои»: «многоликие» корабли японского флота


Перестройка и модернизация боевых кораблей – дело вполне обычное.
Иногда случается, что после переоборудования корабль существенно
меняет свои боевые свойства, приобретая новые качества и возможности.
А вот чтобы в результате рождался совсем другой корабль — такое бывает
очень редко. Однако именно это произошло с японскими лёгкими
крейсерами «Китаками» и «Оои».


Скауты класса «B»


Изначально эти корабли являлись дальнейшим развитием лёгких крейсеров типа «Тацута» и должны были строиться в рамках большой кораблестроительной программы «8 на 4» 1917 года. Планировалось построить шесть лёгких 3500-тонных «лидеров» на основе проекта крейсера «Тацута» (с увеличением числа 140-мм орудий с четырёх до пяти) и три 7200-тонных скаута класса «А» (впоследствии они превратились в тяжёлые крейсера типа «Аоба»). Однако в 1918 году, после известия о закладке в США 8000-тонных скаутов типа «Омаха» от лидеров было решено отказаться, а вместо этого разработать усреднённый проект скаута водоизмещением в 5500 т, способный выполнять функции лидера эсминцев, вести разведку и даже противостоять «Омахам».

Сначала предполагалось построить те же девять кораблей, однако после принятия программы строительства линейного флота «8 на 6», а затем «8 на 8» число крейсеров также было увеличено – сначала до 11, затем до 19. В итоге с 1918 по 1922 год на японских верфях было заложено 14 скаутов типа «B» трёх разных типов, а также два скаута класса «А», ставших тяжёлыми крейсерами «Како» и «Фурутака».

Первыми скаутами класса «B» стали пять лёгких крейсеров типа «Кума». Они были заложены в 1918–1919 годах по ассигнованиям соответственно 1917–1918 и 1918–1919 финансовых годов. Проект был разработан капитаном 1-го ранга Хирагой на основе крейсера «Тацута», но ушёл от прототипа гораздо дальше, чем предполагалось поначалу. Число 140-мм орудий увеличилось с четырёх до семи, дальность плавания – с 6000 до 9000 миль, а мощность машин – с 51 000 до 90 000 л. с. Японцы отказались от возвышенной схемы расположения артиллерии, предпочтя разместить все щитовые 140-мм установки на одном уровне (на уровне палубы полубака). Из-за этого по носу и корме могли стрелять лишь по три орудия, а на борт – шесть. Впрочем, у американских «Омах» артиллерия также была расположена не лучшим образом, в результате чего из двенадцати орудий по носу и корме стреляли шесть, а на борт – восемь.

Вместо двух трёхтрубных 533-мм торпедных аппаратов появились четыре двухтрубных. Из-за большей длины корпуса их пришлось разместить не в диаметральной плоскости, а побортно (как на «Омахах»), зато благодаря этому увеличились углы обстрела.

«Китаками» и «Оои»: «многоликие» корабли японского флота

Схема бронирования лёгких крейсеров типа
«Кума» и поперечные сечения корабля


Корабли имели клёпаный корпус с двойным дном и удлинённым полубаком, делившийся водонепроницаемыми переборками на шестнадцать отсеков. Вертикальный пояс толщиной 63,5 мм, как и на американских крейсерах, прикрывал только машинно-котельные отделения, зато был немного длиннее, а по высоте доходил до верхней палубы, где прикрывался 28,6-мм горизонтальной бронёй. В оконечностях вне пояса горизонтальное бронирование опускалось на палубу ниже и размещалось чуть выше ватерлинии, а его толщина увеличивалась до 44,6 мм. Эта средняя броневая палуба продолжалась до переднего края носового и заднего края кормового погребов, прикрывая их сверху. С боков погреба прикрывались 32-мм бронёй, траверзы отсутствовали. 140-мм орудия были прикрыты 20-мм коробчатыми броневыми щитами, однако артиллерийские расчёты оставались совершенно незащищёнными.

Общий вес брони составил 238,3 т или 4,5% от стандартного водоизмещения (5330 т), артиллерии – 247 т (4,6%), торпедного вооружения – 94,4 т (1,8%), силовой установки – 1588 т (29,8%). Вес конструкций корпуса составлял 2467 т, а полное водоизмещение с боезапасом, снабжением и топливом достигало 6970 т.

Таким образом, крейсеры типа «Кума» сохранили все черты лидера эсминцев: высокую скорость (на испытаниях корабли показали 35–36 узлов) и мощное торпедное вооружение при относительно слабой артиллерии и защите. Их броня могла защитить лишь от 120–127-мм полубронебойных снарядов с дистанции 30–50 каб и от 152-мм фугасных снарядов на той же дистанции. Фактически корабли были защищены лишь от огня эскадренных миноносцев, да и то в ближнем бою, на расстоянии пуска торпеды. Это означало, что новые скауты предполагалось использовать, прежде всего, в качестве флагманов соединений эсминцев.

Всего было заложено пять крейсеров этого типа: «Кума» и «Тама» – в августе 1918 года, «Кисо», «Китаками» и «Оои» – в июле-ноябре 1919-го. Срок постройки составлял от 17 до 30 месяцев – такая скорость строительства стала большим достижением для японских корабелов. Первым в августе 1920 года в строй вступил «Кума», а остальные корабли были достроены в 1921 году.

«Китаками» и «Оои»: «многоликие» корабли японского флота

Крейсер «Китаками» в конце 1920-х годов


Для начала 20-х годов японские скауты класса «B» были вполне обычными кораблями, «не хватавшими звёзд с неба» и выделявшимися разве что высокой скоростью и довольно мощным торпедным вооружением. В то время открытое расположение орудий в щитовых установках ещё рассматривалось как вполне приемлемое для лёгких крейсеров. 140-мм снаряд был несколько слабее стандартного 152-мм (38 кг против 45), но за счёт в полтора раза большей практической скорострельности японское орудие выпускало больше металла в минуту, чем 152-мм пушки английских и американских скаутов. С другой стороны, было очевидно, что 140-мм калибр предназначен, в первую очередь, для борьбы с эсминцами и миноносцами.

Зенитное вооружение кораблей первоначально было крайне слабым: два 76-мм универсальных орудия и два 6,5-мм пулемёта. С 1932 года вместо 76-мм зениток ставились по два спаренных 13,2-мм пулемёта, а с декабря 1936 года вместо них появились спаренные 25-мм автоматы, чего по меркам конца 30-х годов было недостаточно.

«Китаками» и «Оои»: «многоликие» корабли японского флота

Носовые 140-мм орудия главного калибра японских
«5500-тонных» крейсеров


Существенный недостаток артиллерии новых лёгких крейсеров заключался в ином: три центральных орудия (третье, четвёртое и пятое) располагалось слишком далеко от погребов и подачных труб, что снижало их практическую скорострельность. В то же время, носовые погреба находились рядом с топливными танками, а кормовые – рядом с машинным отделением. Вдобавок у кораблей отсутствовала не только противоторпедная защита (что естественно для крейсеров этого класса), но и централизованная система выравнивания крена и дифферента, а мощность водоотливных средств была явно недостаточной.
На крейсере «Кисо» поверх второго орудия была смонтирована неподвижная платформа для взлёта колёсного самолёта на полном ходу. Сам самолёт хранился в ангаре в носовой надстройке и мог садиться только на сушу. «Тама» был оснащён гидросамолётом без катапульты, спускаемым на воду грузовой стрелой. В 1932–1934 годах на крейсера «Кума» и «Тама» установили трёхногую фок-мачту, а между пятым и шестым орудиями смонтировали громоздкую катапульту на высоком основании.

В 1935–1938 годах котлы «малой версии» перевели на исключительно нефтяное отопление. Одновременно с этим в рамках кампании по улучшению остойчивости с крейсеров сняли часть верхних надстроек, а в трюмы уложили до 200 т твёрдого балласта. Ещё до 290 т жидкого балласта корабли могли принимать в междудонное пространство. В результате этих изменений к началу войны полное водоизмещение крейсеров увеличилось до 7540–7700 т, осадка при полном водоизмещении – до 5,6–5,8 м, а скорость снизилась до 32 узлов.

«Китаками» и «Оои»: «многоликие» корабли японского флота

Лёгкий крейсер «Оои», 1930 год


С 1922 по 1925 год в строй были введены ещё девять крейсеров типов «Нагара» и «Сендай». От «Кумы» они отличались лишь незначительно увеличенным водоизмещением и более мощными 610-мм торпедными аппаратами. Затем японцы на пятнадцать лет прекратили строительство лёгких крейсеров, переключившись на «эсминцы нового типа» и тяжёлые крейсера. И те, и другие стали лучшими в своём классе, а вот все четырнадцать «5500-тонных» крейсеров к концу 1930-х годов уже явно устарели. Возможно, именно поэтому в 1938–1939 годах крейсера типа «Кума» вывели в резерв и частично разоружили. Исключение составил лишь «Тама», в это время активно участвовавший в Китайской кампании.

«Торпедные крейсера»


Но японскому флоту требовались лидеры флотилий эсминцев – в этом качестве и строились лёгкие крейсера. Японские эсминцы с их мощными 610-мм торпедами считались одной из основных ударных сил Императорского флота – прежде всего, в ночном бою. Тактику такого боя японцы отрабатывали крайне тщательно – предполагалось незаметно подойти к противнику на дистанцию порядка 30–50 каб и засыпать его роем торпед. Если выпустить несколько десятков торпед, и хотя бы одна из них найдёт свою цель — победа будет обеспечена. После залпа предполагалось перезарядить аппараты и прицельно добивать повреждённые вражеские корабли.

Для такого боя требовались корабли, несущие сразу много торпед. Поэтому ещё в 1938 году был составлен проект переделки «Китаками», «Кисо» и «Оои» в «торпедные крейсера». С них полностью снималось прежнее вооружение, на носу и корме ставились по две спаренных 127-мм универсальных установки, а всё пространство между полубаком и кормовой надстройкой занималось одиннадцатью (!) четырёхтрубными 610-мм торпедными аппаратами: по пять на каждом борту и один в диаметральной плоскости.

Правда, вскоре выяснилось, что торпедных аппаратов и универсальных 127-мм установок не хватает, а японские верфи и без того перегружены – страна спешно готовилась к войне. Поэтому от модернизации «Кисо» пришлось отказаться, а переоборудование двух других кораблей удалось начать лишь осенью 1941 года. При этом 127-мм орудия поставить так и не удалось (вместо них сохранились четыре носовых 140-мм пушки), а число торпедных аппаратов пришлось ограничить десятью.

Для размещения торпедных аппаратов верхнюю палубу расширили на 3,3 м, оборудовав по обоим бортам некое подобие длинных спонсонов, нависающих над водой и протянувшихся на 75 м от среза полубака до кормовой переборки машинного отделения. На этой площадке разместились торпедные аппараты (их тумбы опирались на конструкцию бортов), а ближе к надстройкам была устроена рельсовая система для быстрой перезарядки торпед в море. Кормовая надстройка была увеличена и продолжена в корму, теперь в ней располагалось хранилище запасных торпед. Кроме того, на каждый из кораблей установили новую систему управления огнём «Тип 92» с шестиметровым дальномером, а старую («Тип 91» с четырёхметровым дальномером) приспособили для управления торпедной стрельбой.

«Китаками» и «Оои»: «многоликие» корабли японского флота

Торпедный крейсер «Оои», октябрь 1941 года


Расширенная палуба и тяжёлые торпедные аппараты сильно увеличили верхний вес, поэтому с каждого корабля сняли катапульту и кран, а обе мачты предельно облегчили, убрав с них тяжёлые посты наблюдения. Несмотря на эти меры, стандартное водоизмещение крейсера выросло до 5860 т.

В первые месяцы войны «торпедным крейсерам» не довелось принять участия в боевых действиях. Оба корабля вошли в состав 9-й дивизии крейсеров Первого флота, причём на «Китаками» держал флаг контр-адмирал Фукудаи. С декабря 1941 по май 1942 года они почти всё время проводили в водах метрополии, и лишь с 1 по 4 февраля сопровождали два конвоя в порт Мако (Пескадорские острова).

29 мая 1942 года оба крейсера в составе Главных сил адмирала Ямамото вышли из Внутреннего моря для участия в «Операции MI» – атаки на атолл Мидуэй. Вдвоём они составляли 9-ю дивизию лёгких крейсеров контр-адмирала Киси, осуществляя тыловое охранение колонны линкоров и ведя противолодочную оборону. Однако в самой битве при Мидуэе «Китаками» и «Оои» не участвовали – на середине пути от Главных сил отделилось Алеутское соединение поддержки под командованием вице-адмирала Такасу: 2-я дивизия линкоров и три дивизиона эсминцев, к которому присоединилась 9-я дивизия. Задачей Такасу было дальнее прикрытие 2-го авианосного соединения контр-адмирала Какуты для удара по Алеутским островам с целью отвлечения противника от действий в районе Мидуэя. Самолёты Какуты без особого эффекта атаковали базу Датч-Харбор, а десантные группы без сопротивления захватили острова Кыска и Атту. Однако отвлечь американцев на себя не удалось, и Алеутское соединение поддержки осталось без дела.

«Китаками» и «Оои»: «многоликие» корабли японского флота

Лёгкий крейсер «Тама», 1941 год. В начале войны так
выглядели и остальные крейсера типа «Кума»


«Десантные крейсера»


Принято считать, что по итогам операции концепция «торпедного крейсера» была признана неудачной. Причины этого не вполне ясны, но о необходимости нового переоборудования кораблей упомянул сам адмирал Ямамото в своём докладе в императорской ставке. Поэтому уже 20–22 июня 1942 года «Китаками» и «Оои» прибыли в Йокосуку, где с них сгрузили все торпеды, а затем сняли часть вооружения. В августе-сентябре крейсера были переоборудованы в быстроходные транспорты – на них оставили лишь по два носовых 140-мм орудия, зато зенитное вооружение усилили тремя строенными 25-мм автоматами. Таким образом, общее число 25-мм стволов на каждом корабле достигло тринадцати; в 1943 году оно увеличилось до восемнадцати, а затем (к моменту новой модернизации «Китаками») – до тридцати шести.
На каждом корабле осталось по шесть торпедных аппаратов (24 трубы): четыре кормовых аппарата сняли, а их места оборудовали для размещения двух десантных катаров типа «Дайхацу». Кормовая надстройка была переоборудована в дополнительное помещение для десантников. Теперь каждый из крейсеров мог принять на борт до 500 солдат с личным оружием и до 250 т различных грузов.

«Китаками» и «Оои»: «многоликие» корабли японского флота

Изменения носовой надстройки «Китаками» с 1941 по 1945 год


Уже в октябре-ноябре 1942 года оба крейсера были готовы для использования в новом качестве. Это случилось крайне вовремя – как раз к этому моменту японцы обнаружили, что в условиях американского господства в воздухе обычные транспорты быстро становятся добычей вражеской авиации. Шанс уцелеть даёт лишь скорость и ночное передвижение – за несколько часов темноты эсминец или крейсер может преодолеть опасную зону.

Ещё осенью 1941 года японцы переоборудовали два старых эсминца типа «Минекадзе» в десантно-штурмовые транспорты, каждый из которых брал на борт 250 человек и два десантных катера «Дайхацу». Летом 1942 года, одновременно с бывшими «торпедными крейсерами», в быстроходные транспорты были переоборудованы шесть эсминцев типа «Муцуки». В дальнейшем это было проделано ещё с рядом эсминцев. При этом корабли, как правило, сохраняли по два 120-мм орудия и один из торпедных аппаратов, а потому вполне могли участвовать в бою. Главным их недостатком являлась невозможность брать сколь-нибудь тяжёлое вооружение (хотя бы полевую артиллерию), поэтому появление «десантных крейсеров» с широкими палубами было особенно ценным в этом отношении.

С октября 1942 по март 1943 года «Китаками» и «Оои» занимались перевозками войск с Филиппин или из метрополии – правда, в основном, вне зоны боевых действий. Конечными пунктами их маршрутов служили острова Вевак или Рабаул, реже – Шортленд. Затем крейсера перевели в бывшую Голландскую Ост-Индию в распоряжение командующего флотом Юго-Западного района, где они занимались местными войсковыми перевозками – прежде всего, на острова Индийского океана. Ещё в марте-июне 1942 года, после захвата Бирмы и Сингапура, японцы заняли Андаманские и Никобарские острова, прикрывающие вход в Андаманское море и Малаккский пролив. Однако эти архипелаги находились за пределами действий базовой авиации с аэродромов Сингапура и Бирмы, поэтому рейсы сюда были крайне опасны.

Во время одного из таких рейсов 27 января 1944 года «Китаками» был атакован американской подводной лодкой «Темплэр» в 110 милях от Пенанга. Из шести выпущенных торпед в цель попали две, обе – в район кормового машинного отделения. Погибло 12 моряков, корабль принял 900 т воды, но остался на плаву и самостоятельно дошёл до Порт-Сваттенхэма. После этого он был отправлен на ремонт сначала в Сингапур, затем в Манилу, и наконец – в метрополию, до которой добрался в августе того же года.

«Китаками» и «Оои»: «многоликие» корабли японского флота

Базы Юго-Западного района и их захват японцами в 1942 году


«Оои» в марте 1944 года участвовал в рейде соединения контр-адмирала Сакондзю в Индийский океан, а затем перевозил войска из Сингапура в Манилу и Соронг. В июле он получил приказ перейти в Манилу, но по пути (19 июля) был атакован американской подводной лодкой «Флэшер». Из четырёх торпед в корабль попали две, но результат был печальнее, чем у «Китаками»: в носовых машинных отделениях вспыхнуло топливо, и корабль потерял ход. Спустя два часа лодка вернулась и выпустила по крейсеру оставшиеся торпеды, одна из которых попала в цель. Ещё через два часа «Оои» затонул. Погибло 53 японских моряка, а большую часть команды успел принять на борт эсминец «Сикинами».

Крейсер – носитель «Кайтэн»


Тем временем японцы приняли решение вновь переоборудовать «Китаками» – на этот раз в носитель человекоуправляемых торпед «Кайтэн». Все торпедные аппараты были сняты, и в кормовой части бывшего крейсера установили две пары специальных рельсов и пологий спуск, по которому восемь торпед «Кайтэн» можно было спустить на воду буквально за 7–8 минут. На второй мачте была установлена тридцатитонная грузовая стрела для подъёма торпед на борт.

«Китаками» и «Оои»: «многоликие» корабли японского флота

«Китаками» в качестве носителя торпед «Кайтэн», январь 1945 года


Наконец-то удалось заменить 140-мм орудия на две 127-мм спаренных универсальных установки (вторая из них разместилась на кормовой надстройке). На носовой надстройке и по бортам (на сохранившихся спонсонах) установили комплект зенитных автоматов – двенадцать строенных, два спаренных и восемнадцать одинарных (всего – 56 стволов). Кроме того, корабль впервые получил радары – две РЛС воздушного обнаружения и управления зенитным огнём «Тип 13», а также РЛС надводного обнаружения и управления огнём «Тип 22» модели 4S. Таким образом, «Китаками» одновременно стал и кораблём ПВО. При ремонте с него демонтировали повреждённые взрывом кормовые машинные отделения и внутренние валы, в результате чего мощность машин упала до 35 000 л.с., а максимальная скорость – до 23 узлов.

«Китаками» и «Оои»: «многоликие» корабли японского флота

Бортовая зенитная батарея крейсера «Китаками». Справа видны
рельсы и тележки для торпед «Кайтэн». 1945 год.


В новом качестве «Китаками» вступил в строй 21 января 1945 года, вошёл в состав Специального диверсионного соединения «Кайтэн», однако применить своё жуткое оружие крейсеру так и не пришлось, хотя тренировки по его использованию проводились активно. В апреле «Китаками» стал флагманом 11-й флотилии эсминцев Мобильного флота, тогда же количество 25-мм стволов на нём увеличили до 67 (12 строенных тройных и 31 одинарный). По некоторым данным, в июле 1945 года на корабле дополнительно установили ещё двадцать семь 25-мм стволов.

«Китаками» и «Оои»: «многоликие» корабли японского флота

Торпеды «Кайтэн» на крейсере «Китаками», начало 1945 года.


Дважды, 19 марта и 24 июля, «Китаками» получал повреждения при налётах американской авиации, но каждый раз они оказывались довольно лёгкими, хотя во втором случае от пулемётного огня погибли 32 и были ранены 7 моряков.

«Китаками» и «Оои»: «многоликие» корабли японского флота

Сброс на воду торпеды «Кайтэн».


«Китаками» оказался единственным из «5500-тонных» крейсеров, дожившим до конца войны, и сдался американцам. В августе 1945 года он был разоружён и до октября использовался в качестве репатриационного корабля, вывозя японских поселенцев из Индокитая. В октябре 1946 года этот «многоликий» корабль был отправлен в Нагасаки на разборку, которая завершилась в апреле 1947 года.

1 не понравился
22 понравился пост
 
Незарегистрированные посетители не могут оценивать посты
 
 
 
 

 
 
 
 

Информация

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оставлять свои CRAZY комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста пройдите простую процедуру регистрации или авторизируйтесь под своим логином. Также вы можете войти на сайт, используя существующий профиль в социальных сетях (Вконтакте, Одноклассники, Facebook, Twitter и другие)

 
 
 
 
 
Наверх